Цели и задачи аудита
Цели и задачи аудита
Основной целью аудита является установление достоверности
бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия
совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Цель аудита определяется законодательством, системой
нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными
обязательствами аудитора и клиента.
Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в
правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом
бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской
организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во
всех существенных отношениях.
В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены
достаточные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие аудиторской
организации с приемлемой уверенностью сделать выводы относительно:
а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта
документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения
бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации;
б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического
субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о
деятельности экономического субъекта.
Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской
отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны
пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.
Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны
трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей
жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его
руководства.
Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской
организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно
трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют
какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства,
влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического
субъекта.
Цель проверки финансовых отчетов:
подтверждение достоверности отчетов или констатация их
недостоверности;
контроль за соблюдением законодательства и нормативных
документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности,
методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и
отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за
проверяемый период;
выявление резервов лучшего использования собственных основных
и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными
договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования
финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой
мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат
и результатов деятельности, доходов и расходов.
Для достижения основной цели и представления заключения
аудитор должен составить мнение по следующим вопросам.
Общая приемлемость отчетности: соответствует ли
отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли
противоречивой информации
Обоснованность: существуют ли основания для включения в
отчетность указанных там сумм?
Законченность: все ли суммы, которые должны быть
включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и
пассивы принадлежат компании?
Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно
подсчитаны?
Классификация: есть ли основания относить сумму на тот
счет, на который она записана?
Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго
до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в
котором были произведены?
Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций
данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они
просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной
книге?
Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую
отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним?
Для реализации этих целей аудитор может использовать различные
способы накопления необходимой информации.
Применительно к проверке отдельных групп операций, например
для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных
целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть
следующим образом:
общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных
запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным потребностям
предприятия;
обоснованность: все товарно-материальные запасы,
отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;
законченность: все существующие товарно-материальные
запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запасы являются
собственностью предприятия;
оценка: количество товарно-материальных запасов в учете
совпадает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки
товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен
является верным;
классификация: товарно-материальные запасы правильно
классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;
разделение: сумма покупки и продажи
товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;
аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета
товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;
раскрытие: основные категории товарно-материальных
запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.
Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности
решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления
отчетности, законности хозяйственных операций;
• помощь в организации бухгалтерского учета;
• помощь в восстановлении и ведении учета, составлении
бухгалтерской (финансовой) отчетности;
• помощь в налоговом планировании и расчете налогов;
• консультирование по отдельным вопросам ведения учета и
составления отчетности;
• экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной
деятельности;
• консультирование по широкому кругу финансовых и правовых
вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое
консультирование и др.;
• разработка учредительных документов и др.;
• предоставление информации о будущих партнерах;
• информационное обслуживание клиентов;
• другие услуги.
При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru
|