Меню
Поиск



рефераты скачать Циклы в экономике

          Примечание. Некоторые экономисты рассматривают депрессию как продолжающийся глубокий спад. Но и при такой трактовке депрессия характеризуется как фаза, в рамках которой начинает оживляться совокупный спрос. Производство и занятость, достигнув дна, начинают постепенно выбираться на верх.

          ОЖИВЛЕНИЕ – фаза цикла, когда уровень производства и занятости начинает повышаться. Постепенно начинают повышаться цены и расти ссудный процент. На товарном рынке растет спрос на новое промышленное оборудование. Через какое-то время они выходят на докризисный уровень, после чего начинается подъем.

          ПОДЪЕМ – заключительная фаза цикла.Достигается полная занятость, реальный ВНП приближается к потенциальному, но может даже и превзойти его на какое-то время. Уровень цен в фазе подъема повышается. Достигается пик деловой активности, производство работает на полную мощность, безработица сокращается до минимальных размеров при одновременном росте заработной платы. В фазах оживления и подъема наиболее стремительно развиваются именно те отрасли, которые больше всего сократили производство в фазах кризиса и депрессии производство инвестиционных товаров и предметов потребления длительного пользования. После этого цикл в основных своих чертах повторяется.

Примечание. Поскольку материальной основой цикличности, как это видно из характеристики его фаз, является обновление основного капитала и основных фондов. Поэтому ускорение научно-технического прогресса, более быстрое старение основных фондов обусловливает тенденцию укорачивания экономических циклов.


          1.3. Причины экономических циклов

          Объясняя причины циклического развития и кризисов экономисты выделяют два главных обстоятельства:

          Первое – связано с функцией денег как средства обращения. Несовпадение купли-продажи по месту и времени может создать предпосылки для разрыва многих звеньев в цепи продаж и покупок.

          Второе – связано с функцией денег как средства платежа. Производитель не имеет гарантий, что к моменту платежа покупатель его продукции окажется платежеспособным. Неплатеж по одним обязательствам может вызвать цепную реакцию, которая приведёт к расстройству системы обращения и, в конечном счёте, – производства.

          Факторы, воздействующие нацикличность развития экономической системы могут быть объединены в две группы экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние).

          Один из главных эндогенных факторов связан с теорией недопотребления. Начало которой положили известные экономисты Т.Мальтус и Ж.Сисмонди. Эти экономисты и их последователи обращали внимание на отставание потребляемого дохода от произведенного, на отставание роста заработной платы от роста цен. Все они обвиняли капитализм в плохой системе распределения доходов, выгодной для прибыли и не выгодной для заработной платы. В связи с этим, они отмечали, что потребление отстает от инвестирования.

          Другим серьезным эндогенным фактором, воздействующим на цикличность и кризисы, является движение кредита. В фазе процветания банки расширяют кредит, это сопровождаетсяростом цен и искусственным увеличением емкости рынка сбыта. У банков возникает разрыв между величиной обязательств, подлежащих оплате по предъявлению, и ликвидными запасами. Чтобы устранить этот разрыв банки ограничивают кредит и повышают ставку процента. Это и вызывает кризис, который оздоровляет рынок.

К другим внутренним (эндогенным) факторам можно отнести следующее:

          1) личное потребление, сокращение или возрастание которого сказывается на объёмах производства и занятости;

          2) инвестирование, т.е. вложение средств в расширение производства, его модернизацию, создание новых рабочих мест;

          3) экономическую политику государства, его прямое или косвенное воздействие на производство, спрос и потребление.

          Среди экзогенных факторов, влияющих на цикличность развития экономики, существенным считается воздействие на людей пятен на солнце, имеющих десятилетний цикл. Предполагается, что различная интенсивность солнечной радиации влияет на сельское хозяйство, всю экономическую деятельность и политические события.

          К другим внешним факторам относятся:

          1) войны, революции и другие политические потрясения;

          2) открытия крупных месторождений нефти, золота, урана и т. п.;

          3) освоение новых территорий исвязанная с этим миграция населения;

          4) колебания численности населения земного шара;

          5) мощные прорывы в технологии, изобретения и инновации, позволяющие коренным образом изменить структуру общественного производства.

          При всей множественности точек зрения большинство экономистов сходится на том, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих или совокупных расходов. Поэтому политика, направленная на сглаживание цикличности иослабление интенсивности кризисов или спадов,  должна воздействовать на развитие экономики через совокупный спрос и совокупное предложение.


2. Государственное антициклическое регулирование

          Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

          1) Неокейнсианскому.

           2) Неоконсервативному, основанному на базе классической школы.

          Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе – на регулирование совокупного предложения. В приведенной ниже таблице дана их сводная характеристика.


Признаки

Неокейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

на спрос

на предложение

Цели

Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)


Приоритеты регулирования

1.Налогово-бюджетная политика

1.Кредитно-денежная политика


2.Кредитно-денежная политика

2.Налогово-бюджетная политика

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение

          В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

          1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

          2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

          Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

          Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что,

          во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и,

          во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

          2.1. Государственное регулирование в фазе спада

          В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

          1) снижение ставок налога;

          2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

          3) проведение политики ускоренной амортизации.

          При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства.

          На рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

          Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

          Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

          Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель– оживление экономической жизни в стране припомощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

          2.2. Государственное регулирование в фазе подъема

          Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

          Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4).




          Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

          Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

          В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

          В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).

Рис. 5. Воздействие государства:  – политика экспансии; – политика сдерживания.

          График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

          Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.



3. Методы государственного воздействия на рынок

          3.1. Государственные расходы

Государственные расходы считаются одним из важных  элементов  макроэкономической политики.  Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой,  как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ,  автодорог,  научных центров и т.д.).

          Трансфертные платежи  -  это выплаты,  перераспределяющие налоговые доходы, полученные  от  всех  налогоплательщиков,  определенным слоям населения в виде пособий по безработице,  выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы,  в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны  с  производством.    Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

          Трансфертные платежи имеют другое значение:  они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления.  Суммы,  взятые в виде налогов у одних слоев населения,  выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты,  тратят эти деньги  на  иные  товары,  чем  и достигается изменение структуры потребления.

         

          3.2.Налогообложение

          Налоги  -  основной источник бюджетных средств.  В государствах с рыночной экономикой взимаются  различные виды налогов.  Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог,  другие не столь  очевидны,  поскольку накладываются  на  производителей  сырьевых  ресурсов  и  воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более  высоких цен на товары.  Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы.  В виде налогов в бюджет  попадают  значительные  суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

          Одна из  основных  проблем - справедливость распределения налогового бремени.  Существует три основные системы, основанные  на  понятии  прогрессивности  налогообложения - отношения суммы,  взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

          - пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

          - регрессивный налог (в процентном отношении налог  взимается тем ниже, чем выше доход работника);

           - прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

          На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение "теневой" части экономики.

          Однако налоги  с продаж  и  акцизные  налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на  потребителей,  в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

          Задача государства - собрать налоги таким образом,  чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства  налогоплательщиков.  При  слишком  высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от  уплаты  налогов.  На современном  этапе  в России происходит именно такая ситуация.

          Государству не хватает средств,  оно повышает налоги, предприниматели  все чаще уклоняются от их уплаты,  следовательно,  в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты.  Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень  криминализации бизнеса.

          3.3. Государственное регулирование

          Выделим главные формы и методы вмешательства государства в экономику. Прежде всего важно различать две основные формы:  прямое вмешательство через  расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и  косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

          Прямое вмешательство.

          Во всех промышленно развитых странах существуют более  или  менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики.  Его размеры могут служить критерием экономической роли  государства,  хотя он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты,  принимает  долевое  участие,  является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

          В государственном секторе западных стран занята довольно большая группа людей:  от 11%  общей численности лиц наемного труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии.

          Во всех промышленно развитых странах становление и развитие государственного сектора происходило практически в одних и тех же отраслях (угольная промышленность,  электроэнергетика, морской, железнодорожный  и  воздушный транспорт,  авиация и космонавтика,  атомная энергетика и т.п.).       

          Речь идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е. совокупность оборудования и машин, необходимых для производства,  имеют особенно большое значение,  и стоимость их велика.  Однако такая величина инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к конкуренции и периодическим кризисам.

          Прямое вмешательство государства - это и принятие законодательных актов, призванных  упорядочить  и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.  Примеры государственного регулирования экономики путем издания законодательных актов необычайно разнообразно.  К ним можно отнести положение о кооперации во Франции и т.п.

          Косвенное вмешательство.

          В зависимости  от  цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

          - стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз      можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;

          - обеспечение полной занятости;

          - стимулирование экспорта и импорта товаров,  капиталов и рабочей       силы;

          - воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары;

          - поддержку устойчивого экономического роста;

          - перераспределение доходов и некоторые другие цели.

          Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политикеФискальная политика -  это  бюджетная  политика.  Ее можно определить как политику, проводимую путем  манипулирования  государственными  доходами  (прежде всего налогами) и расходами.  Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы.  Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом.  Однако эта  связь  в  рыночной  и централизованной экономике существенно различается.

          Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

          Страны со сложившейся централизованной экономической системой пытаются  в ходе разгосударствления возродить с помощью государства (как это  ни парадоксально звучит) тот самый мощный,  животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в объятиях государства этот животворящий интерес с одной стороны и не  дать возабладать "дикому" капитализму с другой.

          3.4. Государственное предпринимательство

          Государственное предпринимательство  осуществляется в тех областях,  где хозяйственность  противоречит  природе  частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная   цель государственного   предпринимательства состоит не в получении дохода,  а в решении социально-экономических задач,  таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, сти стимулирование научно-технического прогресса и т.д.  Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства,  которые жизненно важны для воспроизводства.  Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика,  транспорт,  связь). 

          К  проблемам,  решаемым государственным  предпринимательством,  относятся  также  предоставление  населению  льгот  в различных областях социальной инфраструктуры,  помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,  проведение  региональной  политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест,  охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,  строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

          Я считаю,  что государственное предпринимательство должно развиваться только в тех сферах,  где просто нет иного выхода. Дело в том, что по сравнению с частными государственные предприятия являются менее эффективными.  Государственное предприятие,  пусть  даже  наделенное  самыми  широкими  правами и ответственностью,  всегда отстает  от  частного  в  степени  хозяйственной  самостоятельности. 

          В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные,  так и нерыночные, идущие от  государства мотивы.  Политические мотивы переменчивы,  они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому  госпредприятия  часто  оказываются  в  сложной и неясной обстановке,  предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.  Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче,  чем предугадать поведение нового министра  или же  чиновника,  решения  которого  зачастую  определяют судьбу предприятия.  За ними могут стоять политические цели,  которые не  имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет,  желание сохранить штаты и повысить заработную плату и т.д.).

          Как правило,  государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя,  но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы,  гарантии сбыта в рамках госзаказов).  У государственных предприятий нет  обязательств  перед  акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен,  скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

          Если экономика обременена  избыточным  количеством  государственных  предприятий,  в сложное положение попадают их работники.  Именно они становятся первой жертвой правительственной политики,  направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. 

          Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких  протестов  со  стороны основной массы занятых в государственном секторе.  Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления,  они сумеют в полной мере использовать преимущества  рыночного  хозяйства,  стать  совладельцами частных предприятий.


Заключение

          В целом трудно переоценить роль государства в  экономике. Оно создает  условия для экономической деятельности,  защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий,  обеспечивает потребности общества в общественных товарах,  обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения,  решает вопросы национальной обороны.  С другой стороны,  государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно  ослабить  рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале  80-х  годов.  Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В  таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

Как мне  кажется,  основная  задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в  сфере  влияния  на рыночную экономику.



ЛИТЕРАТУРА

          1. Туган-Барановский     М.И. Промышленные кризисы в современной Англии,     их причины и ближайшие влияния на народную жизнь.     - СПб., 1894.; Избранное. Периодические промышленные     кризисы. История английских кризисов. Общая     теория кризисов. - М., 1997.

          2. Туган-Барановский    М.И. Значение экономического фактора в истории. //     Мир божий. 1895. № 12. - С. 101-118.

          3. В.П.Кузьменко ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ЦИКЛОВ. “Статистика Украины”. 1999. № 1.

          4. Кондратьев Н.Д.     Большие циклы конъюнктуры. // Вопросы     конъюнктуры. 1925. Т. I. Вып. 1. - С. 28-79.; Кондратьев Н.Д.     Избранные сочинения. - М., 1993. - С. 24-83; Большие циклы экономической конъюнктуры. Доклад. // Кондратьев     Н.Д. Проблемы экономической динамики. - М., 1989. - С.     197.

          5. Г.Ф. Кравцова, Н.И. Цветков, Т.И. Островская "ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ(МАКРОЭКОНОМИКА)" Учебное пособие.         Дальневосточный Государственный университет путей сообщения. Кафедра "Экономическая теория" г.Хабаровск 2001 г.

          6. Scumpeter J. Business Cycles: A     Theoretical, Historical and Statistical Analysis of the Capitalist Process. - N.Y.-L.,     1939.

          7. Чепурин М.Н.,  Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.

          8. Камаев В.Д.,  "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 1996 г.

          9. Кэмпбелл Р. МАККОНЕЛ,  Стенли Л. БРЮ,   " Экономикс (принципы, проблемы, и политика; часть 1) ", Москва, "Республика", 1995 г.

          10. Лившиц А.Я.,  Никулина И.Н.,  "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.

          11. А.  Кульман.  Экономические механизмы.  - Москва:  Прогресс,1994.




Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.