Меню
Поиск



рефераты скачать Характеристика ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ СТРАН

p> Изменения курса доллара влекут за собой глубокие последствия и для
США, и для других стран. Повышение его курса относительно уменьшает объем экспортной выручки в долларах, нередко влечет за собой более значительное, чем изменение валютного курса, падение мировых цен, особенно на сырье.
Напротив, снижение курса доллара служит мощным средством, способствующим росту американского экспорта и оттеснению конкурентов США на внешних рынках. Одновременно сдерживается импорт в США вследствие эффекта роста цен. Таким образом, для США изменения курса доллара так или иначе приносят выгоды и преимущества.

Изменение позиции США в мирохозяйственных связях вызвало рост внешнего долга, который образовался во второй половине 80-х годов и представляет собой разницу между объемом всех разновидностей инвестиций иностранного капитала в США и объемом всех видов инвестиций американского капитала за границей. В 1995 г. он превысил 800 млрд. долл.

Используя внешние источники финансирования, США получили возможность проводить крупные перемены в своем хозяйстве, связанные с переходом на ресурсосберегающий тип развития в меньшей степени за счет собственного народа, чем это было бы при других обстоятельствах. В этом смысле рост экономики США в 80-е годы в значительной степени оплачен отставанием темпов в других странах, в первую очередь, западноевропейских. Это следует рассматривать как одно из проявлений лидирующей роли США в мировой экономике, их способности использовать ее ресурсы для решения национальных задач.

Сам механизм возникновения внешнего долга США своеобразен. Иностранный капитал притекает в США свободно, под влиянием рыночных интересов. Поэтому обязательства США перед иностранными инвесторами выглядят как долг, так же, как обязательства банка перед вкладчиками или корпорации перед акционерами.
В настоящее время нет опасений крупного изъятия финансовых ресурсов из США.
В мировом хозяйстве нет страны или группы стран, обладающих сравнимым потенциалом, проявляющим динамизм роста и способным принять эти ресурсы.
Это, однако, не означает, что в будущем невозможно значительное перераспределение финансовых ресурсов, в том числе путем перелива капитала из США в другие страны и регионы. Но для этого там должны созреть и проявиться условия для динамичного роста на достаточно солидной базе.

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ

Основные цели стратегии. Повышение уровня конкурентоспособности и сохранение лидирующих позиций в мировом хозяйстве – неотъемлемые элементы стратегии всех без исключения американских администраций второй половины текущего столетия. Достижение этих целей формируется в рамках национальной экономической безопасности и тесно увязывается с ней. Особое внимание уделяется разработке и реализации глобалистской по форме и экспансионистской по содержанию стратегии, направленной на закрепление лидирующих позиций в политической, экономической и технологической сферах.
В этой связи экономическая стратегия США тесно увязывается с задачами в области оборонной и внешней политики. При этом военно-политическая сфера безопасности рассматривается как приоритетная. Опора на военную силу является основным направлением политики США на международной арене.

Администрация США видит основную угрозу безопасности в нарушении мирового порядка, обеспечивающего процветание американской нации. В связи с этим целью стратегии является поддержание "превосходящей американской силы". Военное доминирование США гарантирует политическую стабильность для экономической взаимозависимости. В рамках комплексного подхода к решению проблем экономической безопасности страны и в целях укрепления механизма межведомственной координации политики в этой области в начале 1993 г. в США был создан Национальный экономический совет, которому был придан профессиональный аппарат во главе с помощником президента по экономической политике. В современных условиях экономическая стратегия пытается синтезировать в себе самые различные задачи и интересы национального, регионального и местного характера.

Основное место занимает стимулирование структурной перестройки экономики на основе достижений нового этапа НТП. Наряду с модернизацией производственного потенциала традиционных отраслей, стимулируется быстрое развитие новейших отраслей. Содействие оказывается развитию наиболее конкурентоспособным секторам экономики США, прежде всего в сфере производства машин, компьютеров и электронного оборудования, а также информационных и финансовых услуг.

Действенным средством в этой области служат изменение налогового обложения и амортизационная политика, выдача субсидий и гарантированных займов, обучение рабочей силы. Используются прямые и косвенные методы
(последние преобладают). На содействие структурной перестройке в США ежегодно расходуется 100–200 млрд. долл.

Роль государства. Американская федеральная администрация является наиболее мощной организацией в мире. Ее бюджет больше ВВП любой другой страны за исключением КНР, Японии и Германии. Государство берет на себя значительную часть расходов на проведение НИОКР – 46,4%, больше, чем в других ведущих индустриальных странах, за исключением Франции. Государство финансирует более половины фундаментальных исследований, практически полностью – создание наиболее сложных и дорогостоящих установок фундаментальной науки. Высока доля государственных расходов в здравоохранении (13,4%).

Государственные органы оказывают поддержку частным фирмам в укреплении конкурентоспособности. Важнейшим приоритетом декларируется ускоренное развитие гражданских технологий, обеспечивающих перспективы стабильного экономического роста, повышающих производительность труда. В 80–90-е годы предпринимались меры косвенного регулирования НТП: были введены налоговые субсидии для фирм, расширяющих научные исследования и разработки, уменьшены налоговые ставки для капитала, сокращены сроки амортизации для научного оборудования, предусмотрены налоговые льготы для промышленных капиталовложений в университетскую науку.

Немаловажное значение уделяется концентрации и централизации капитала, что призвано содействовать усилению международной конкурентоспособности
ТНК. Стимулирующее воздействие на процессы концентрации производства оказывают государственные военные заказы, предполагающие гарантированный сбыт продукции.

Предпринимались шаги по снятию законодательных ограничений, препятствующих усилению концентрации в области экспортно-импортных операций. В 80-е годы администрация и конгресс по существу аннулировали многие положения антитрестовского законодательства, которое и раньше не содержало детально регулируемых требований.

Направления внешнеэкономической политики. Являясь крупнейшим экспортером капитала в форме прямых инвестиций, США активно добиваются создания необходимого инвестиционного климата для своих корпораций за рубежом, оказывая им всестороннюю поддержку, включая военное давление.
Основные усилия в этой области направлены на создание либеральной инвестиционной системы для американских инвесторов и защиты их собственности.

Содействие экспорту частного капитала оказывается через государственную корпорацию частных капиталовложений за границей (ОПИК). Она предоставляет инвестиционные гарантии, осуществляет непосредственное финансирование, проводит подготовительную работу по осуществлению зарубежных инвестиционных проектов. Финансовые условия предоставления заемных средств носят льготный характер. Новым направлением стало расширение деятельности ОПИК на Центральную и Восточную Европу, а также на страны СНГ. Проводя политику стимулирования экспорта капитала, США предпринимают меры по созданию механизма защиты инвестиций, в котором важное место отводится двусторонним и многосторонним соглашениям. С 80-х годов усилилась тенденция к сотрудничеству американских ТНК с местным капиталом. Начиная с 1977 г. около половины американских прямых инвестиций осуществляются в форме смешанных предприятий с местными партнерами.

Для иностранных прямых капиталовложений в США установлен национальный режим. Официально они ограничиваются только исходя из интересов национальной безопасности в ряде отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности, в том числе авиационной, судостроительной, в атомной энергетике, морском судоходстве, авиационном транспорте, радиовещании и космических коммуникациях. В этих случаях на иностранных инвесторов распространяется режим наибольшего благоприятствования. Одновременно американская администрация усилила наблюдение и контроль над процессами притока и функционирования иностранного капитала. В связи с этим был принят ряд законодательных актов.

Важным средством содействия зарубежной деятельности американских компаний выступают программы экономической помощи США иностранным государствам. Соглашения о предоставлении помощи нередко определяются обязательствами стран-получателей создать инвестиционный климат для деятельности американского капитала, гарантировать его от национализации.
Приняты поправки к законам о помощи иностранным государствам, которые уполномочивали президента прекращать экономическую помощь странам, национализировавшим имущество американских компаний или граждан и не предоставившим или не принявшим меры по компенсации. Они уполномочивали и представителей США в международных организациях выступать против предоставления многосторонней помощи тем странам, которые экспроприировали американскую собственность.

В сфере постоянного внимания администрации находятся внешнеторговые позиции страны. В области внешней торговли осуществляется двойственный курс, направленный на обеспечение свободы торговли в мире и защиту своего рынка. Администрация ограждает интересы отдельных социальных слоев и групп от излишнего иностранного влияния, учитывая взгляды сторонников своей партии. Масштабы протекционизма в США весьма значительны. В число товаров, облагаемых высокими таможенными пошлинами, входят одежда, обувь, табак и табачные изделия, овощи и продукты из них. Особенно сильный ущерб наносится экспорту продукции обрабатывающей промышленности из развивающихся стран.
Протекционистская политика проводится на избирательной основе.

В отношении целого ряда стран, курс которых неугоден США, проводится политика запрета экономических связей. К странам, в отношении которых проводятся торговые запреты, выдвигаются обвинения в терроризме или нарушении режима нераспространения, нарушении прав человека, относятся
Ирак, Сирия, КНДР, Вьетнам, Куба, Ливия.

Импортная политика отражает структурные сдвиги в экономике и способствуют их осуществлению. Обычно более высокое проникновение импорта отмечается в менее перспективных отраслях, что позволяет снижать издержки производства за счет использования более дешевых импортных товаров.

Правящими кругами широко используется лозунг "свободы торговли", как бы символизируя верность идеалам американского капитализма. В 80–90-е годы он постоянно присутствует в выступлении всех президентов. Курс на свободную торговлю напрямую увязан с главной стратегической задачей обеспечения американского лидерства в мире, что одновременно вызывает стремление США установить контроль над всеми международными передачами новейшей технологии.

Государственное регулирование внешней торговли прежде всего направлено на форсирование экспорта. Такой подход объясняется тем, что экспорт в целом ряде стран выступает важным фактором их роста, особенно в наукоемких и сельскохозяйственном производствах. Несмотря на относительно скромную роль экспорта во внутреннем производстве (7%), за 1986–1996 гг. он обеспечивал более трети увеличения ВВП страны.

Главная роль в системе государственного стимулирования экспорта принадлежит Экспортно-импортному банку (ЭИБ), который выдает и гарантирует экспортные кредиты, проводит программы льготного среднесрочного кредитования, производит переучет векселей частных коммерческих банков с целью понижения процентной савки по их экспортным кредитам, выдает совместные с частными банками кредиты в размере 50% общей суммы кредита.
Содействие экспорту осуществляется также с помощью государственного финансирования поставок по программам помощи. Проходит это через "связанную помощь".

Поддержание экспортной деятельности осуществляется на региональном уровне и уровне штатов, а также крупных городов. Местные органы власти предоставляют займы и кредиты, осуществляют выпуск облигаций, гарантирование займов, налоговые скидки и другие стимулы. В стране создано свыше 1300 предпринимательских зон.

На международной арене укреплению экспортных позиций американских ТНК служит содействие либерализации международной торговли, в том числе в рамках поддержки институтов мирового и регионального, международного экономического сотрудничества (ВТО, Североамериканская зона свободной торговли и др.) и обеспечение ведущих позиций в них.

Региональные приоритеты. Во внешнеэкономической политике стал откровенно проявляться североамериканский и тихоокеанский регионализм.
Страны Северной и Южной Америки, Тихоокеанского района рассматриваются в качестве приоритетных региональных рынков. Во внешней торговле произошло уменьшение доли западноевропейских стран, Австралии, ЮАР и увеличение удельного веса Канады, а также развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Торговые отношения США и независимых индустриальных стран – одно из наиболее динамичных звеньев мировых хозяйственных связей. Это вызывается особенностями распределения природных и трудовых ресурсов и условий их эксплуатации, направленностью социально-экономической политики стран региона. Использование этих факторов и условий обеспечивают американским
ТНК получение более высоких прибылей, чем в других районах.

В 1995 г. страны Азиатско-Тихоокеанского региона превзошли по объему американских прямых капиталовложений Латинскую Америку. Наиболее крупные объемы сосредоточены в Японии, Австралии, КНР, Сингапуре, где размещены около 100 тыс. американских военнослужащих, развернут один из мощнейших американских флотов.

Крупнейшими торговыми партнерами являются Канада, Япония, Мексика,
КНР.

До 90-х годов США решали внешнеторговые и внешнеэкономические проблемы на двустороннем уровне, а также в рамках межгосударственных организаций.
Они не связывали себя членством в национальных экономических группировках.

Таблица 20.4. Географическая структура экспорта США, % к общему объему
|Регионы, страны |1970 |1980 |1990 |1995 |
|Промышленно |69,2 |59,2 |65,2 |58,7 |
|развитые страны | | | | |
| Западная Европа |33,5 |30,6 |28,6 |23,0 |
| Канада |21,0 |16,0 |21,4 |22,2 |
| Япония |10,8 |9,4 |12,3 |11,0 |
|Развивающиеся |30,0 |36,6 |23,5 |40,3 |
|страны | | | | |
| Латинская |15,1 |17,5 |15,2 |16,6 |
|Америка | | | | |
| Ближний Восток |3,3 |6,2 |3,8 |– |
| Африка |2,2 |2,1 |2,2 |1,7 |
|Восточная и Южная |9,3 |10,7 |12,2 |– |
|Азия | | | | |
|Центральная и |0,8 |3,4 |1,1 |4,0 |
|Восточная Европа | | | | |

И с т о ч н и к: Внешняя торговля, 1995. № 2, с. 40; Survey of Current
Business. January

1997, p. 15.

В начале 90-х годов был проведен целый ряд мероприятий, включая интенсивные переговоры, подготовивших почву для выработки последовавшего в
1993 г. принятие трехстороннего Североамериканского договора о свободной торговле – НАФТА. В США рассчитывают, что создание на континенте общего рынка приведет к активизации деловой активности, значительному увеличению рабочих мест, повышению темпов экономического роста. Активизируется вынос в
Мексику таких производств, которые благодаря применению дешевой рабочей силы позволят североамериканской продукции эффективнее конкурировать с товарами из Японии, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Это может сильно изменить потоки международной торговли. Вместе с тем такой ход событий в значительной мере станет альтернативой обновлению технологии и оборудования, т. е. замедлит темпы научно-технического прогресса в США. Но свободный приток относительно несложных товаров в США из Мексики существенно затронет материалоемкие и трудоемкие отрасли промышленности, заставляя модернизировать их либо переключать ресурсы на более сложное производство.

Образование североамериканского общего рынка открывает новые горизонты экономического взаимодействия США и Канады со странами Латинской Америки.
Разрабатываются планы подключения к НАФТА Чили, а затем и других стран. В декабре 1994 г. лидеры 34 стран Америки приняли обязательство о создании к
2005 г. всеамериканского торгового рынка.

Экономическое положение США в мире в следующие десятилетия в значительной степени будет определяться характером интеграционных процессов, в которые вовлечены не только США, но и все их ведущие партнеры.

Во внутренней сфере американская администрация ключом к оживлению экономики считает создание условий, при которых предприниматели содействовали бы увеличению рабочих мест, усилению деловой активности. С этой целью расширяются программы широкомасштабных общественных работ, предоставляются предпринимателям налоговые скидки, поощряющие капиталовложения, расширяются программы обучения и переквалификации рабочих.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.