Меню
Поиск



рефераты скачать Характеристика экономки России

Общестрановые масштабы приобрела «теневая» деятельность. Отсутствие четкой правовой регламентации, разрушение в общественном сознании обычных норм поведения, взаимоотношений позволяет многим субъектам и физическим лицам

осуществлять противоправную деятельность. Теневая хозяйственная деятельность достигает 40—50% ВВП, или в два раза выше, чем в других странах с переходной экономикой. Основная масса теневой деятельности осуществляется в крупных объединениях, которые укрывают огромные доходы от налогообложения. Клановость и связанная с ним криминальная и теневая экономика подавляют инициативу других хозяйствующих субъектов, стремление домашних хозяйств к сбережению, деформируют регулирующую и социальную роль государства. В тяжелом положении оказывается сектор мелкого и среднего предприни­мательства. Доля малых предприятий в общем производстве снизилась с 14,3% в 1992 г. до 5,5% в 1999 г., а в занятости после повышения в середине десятилетия возвратилась к прежне­му уровню.


Российская Федерация в мировых хозяйственных связях

Открытость экономики. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных хозяйствующих субъектов. Ее внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990 г. — 18%). Это примерно соответствует показателям развитых стран.

По ряду экспортных поставок экспортная квота достигает высокого уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты — 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения — 72%, черные металлы, медь — 72—80%, целлюлоза — 85%, алюминий — 90%. Как видно, ряд отраслей почти полностью работает на внешний рынок.

Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35—37% спроса на продоволь­ственные товары, в том числе на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло. Почти полностью за счет импорта удовлетво­ряется спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электропри­борах. Доля импорта машин и оборудования превышает 60% (15-20% в 80-е годы).

Значительный рост открытости российской экономики объ­ясняется резким снижением внутреннего предложения, превращением внутрисоюзных поставок в международные. На первом этапе внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами. В середине 90-х годов были почти полностью упразднены квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных поставок. Единственным регулятором ввоза товаров оставался импортный тариф. Была введена внутренняя и внешняя обратимость рубля по текущим операциям, иностранцы допущены на финансовый рынок. Защита национального производства, отдельных его секторов оказалась на заднем плане. Преобладал подход — запад нам поможет. Это привело к гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.

Внешняя торговля. Доля Российской Федерации в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась 1,3% в 1999 г. против 2,7% в 1991 г. По размерам внешнеторгового оборота страна занимает 20-е место в мире. Внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в дол­ларовом выражении в 1,4 раза, при этом импорт сократился в 1,2 раза.

Положение РФ в системе внешнеторговых связей существенно ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического отставания, износа производственного оборудования привели к снижению конкурентоспособности. В большинстве отраслей российской промышленности издержки производства на единицу продукции в 2—2,8 раза выше, чем в ведущих промышленных странах. Промышленное производство увеличило материало-, энерго- и трудоемкость. Энергоемкость ВВП увеличилась на 21%, промышленного производства — на 39%. По производительности труда обрабатывающая промышленность в 5—6 раз уступает развитым и в 3—4 раза НИС. Производительность труда в сель­ском хозяйстве по величине добавленной стоимости на одного занятого в 15—20 раз ниже, чем в ведущих странах Запада.

По показателям общественной производительности труда РФ стала значительно уступать (в 1,6 раза) Бразилии, практически сравнялась с уровнем КНР (в 1990 г. она превосходила общую производительность в промышленности КНР в 2,5 раза).

Развитие производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли, в которой значительно усилилась сырьевая направленность. Структура экспорта стала приближаться к соответствующей структуре ряда развивающихся стран. Свыше половины объема в нем составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до 8—11% стоимостного объема экспорта (1990 г. — 18%). В структуре экспорта обрабатывающей промышленности доля высокотехнологичных товаров выше, чем в Бразилии, но ниже, чем в КНР. Энергосырьевая направленность экспорта предопределяет значительную зависимость торгового и платежного балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных рынках.

По отдельным товарам поставки из РФ занимают важное место во внутреннем спросе отдельных стран-импортеров. Так, поставки энергетических товаров из страны покрывают 80% потребностей Украины, полностью — стран Балтии, свыше 50% — стран Восточной и Центральной Европы, до 20% — западноевропейских стран. В ряде производств российские производители имеют высокую конкурентоспособность: черная и цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность.

Значительные изменения произошли в структуре импорта: снизилась доля машин и оборудования, усилилась роль потре­бительских товаров. Доля машин и оборудования сократилась с 44,5% в 1990 г. до 36,3 в 1999 г. Вместе с тем машины и оборудование составляли крупнейшую позицию, но она была ниже уровня промышленно развитых стран. Значительное место в импорте занимают сельскохозяйственные продукты (свыше 26% за десятилетие) и химические товары (11%). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением до­ли сырья, малообработанных товаров и товаров широкого по­требления.

Рассмотренные изменения во внешней торговле в определенной мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основными торговыми контрагентами стали развитые страны, на которые приходится более 60% россий­ского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет 15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение стран СНГ и развивающихся государств. Среди развитых стран основными рынками сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребите­лем российской продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот показатель превышает 1,5%.

Торговый баланс сводился с возраставшим положительным сальдо, которое в основном обеспечивалось в торговле с развитыми странами.

Российская Федерация в движении капитала

Еще до сформирования развитой денежно-кредитной системы РФ широко включилась в международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитала в нелегальной форме. Официальный экспорт капитала (по лицензиям Централь­ного банка) за 1991—1998 гг. составил 11 млрд долл., в том чис­ле прямые и портфельные инвестиции равнялись 4,5 млрд долл., или примерно 41% разрешенной суммы капитала.

По оценке ЮНКТАД, в 1998 г. накопленная сумма российских зарубежных прямых капиталовложений составила 7,4 млрд долл., или примерно 0,02% их мирового объема. В указанную сумму входят советские заграничные прямые капиталовложения. К началу 90-х годов за рубежом насчитывалось около 300 совместных компаний с участием советского капитала. 64% из них были зарегистрированы в Западной Европе, 14% — в Америке, 13% — в Азии. Совокупный объем капиталовложений в эти компании оценивался в 2—2,5 млрд долл.

В 90-е годы вывоз капитала в форме прямых инвестиций ко­лебался в пределах 0,2—3% валовых вложений в основной капитал в российском хозяйстве. Основными экспортерами капитала и инвесторами в зарубежную экономику выступают финансово-промышленные группы топливно-энергетической сферы. Ле­гальный вывоз капитала составлял незначительную величину по сравнению с нелегально вывезенным капиталом.

Оценка нелегальной утечки капитала сильно разнится — от 9 до 100 млрд долл. в год, что составляет от 2 до 30% ВВП Рос­сийской Федерации. Предельная цифра нелегального вывоза в конце 90-х годов оценивалась в 1,4 трлн долл., что представляет чудовищное расхищение национального богатства. Огромная величина утечки капитала во много раз превышает объем ино­странных инвестиций и экономической помощи Российской Федерации за 90-е годы. Господствующие круги, именуемые элитой, в 90-е годы продемонстрировали, что свое будущее они видят вне Большой и Малой России.

Движущей силой нелегального перемещения капитала служила теневая экономика, клановость, криминализация хозяйственного механизма. В этой структуре создаются незаконные прибыли, прямо ориентированные на уход от налогообложения, от любых форм государственного контроля. Немаловажную роль в этом процессе играли государственные структуры. «Диктату теневой экономики и «серых схем», разгулу коррупции и массо­вому оттоку капитала за рубеж во многом способствовало само государство», — отмечал президент РФ в своем выступлении перед Федеральным Собранием в июле 2000 г. Нелегальный вы­воз капитала был бы невозможен без содействия ему со стороны кредитных учреждений западных стран.

Огромные масштабы утечки капитала стали важной причи­ной хозяйственного кризиса, снижения уровня жизни населения. Они сдерживают инвестиционный процесс, подрывают ва­лютное положение страны, существенно сократили налоговые поступления, затруднили погашение внешней задолженности.

Объем утечки капитала из РФ показывает, что созданное трудом нескольких поколений национальное богатство в нема­лой степени способствовало экономическому подъему западных стран в 90-е годы.

В 90-е годы Российская Федерация привлекала иностранный капитал в больших размерах. Основная его часть (70%) была привлечена в форме ссудного капитала. РФ использовала все основные формы заимствования: государственные кредиты, кредиты международных организаций, размещение обязательств на международных рынках. Значительная часть средств поступила в форме экономической помощи. В год финансового кри­зиса 1998 г. ее объем составил 0,4% ВВП, или 4 долл. на жителя РФ (Эстонии — 62, Латвии — 40, Литвы — 34, Грузии — 30, Украины — 8 долл.).

Широкое использование иностранного ссудного капитала привело к значительному увеличению внешнего долга — в три раза. По данным Мирового банка, в 1998 г. объем внешнего долга Российской Федерации составил 183,6 млрд долл. (1990 г. — 59,8). Он стал одним из крупнейших среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Большая часть его приходилась на государственную и гарантированную государством задолженность. Примерно 10% ее составляют кредиты МВФ. Следует от­метить, что рост внешнего долга происходил при наличии ог­ромного, постоянно растущего положительного- сальдо торгового баланса. Экспорт в 1,8 раза превосходил объем импорта.

Снижение производства, высокий уровень теневой экономи­ки привели к тому, что РФ постоянно испытывает трудности с погашением задолженности и ее обслуживанием. В результате переговоров и вступления Российской Федерации в Лондонский и Парижский клубы кредиторов удавалось договориться о рест­руктуризации внешних долгов. Погашение основной части долга

было перенесено на начало текущего века. Наряду с облегчением текущих выплат это привело к увеличению суммы задолженности. В конце 90-х годов обслуживание внешнего долга состав­ляло 13—16% экспортных поступлений. Нараставшие платежи по внешнему долгу делали почти невозможной государственную политику, направленную на подъем материального производства.

В силу того, что Российская Федерация стала правопреем­ницей СССР, к ней перешли внешние активы Советского Сою­за. Общая сумма задолженности иностранных государств (без задолженности стран СНГ) составляла 120 млрд долл. Однако РФ не может в полном объеме использовать эти активы. Основ­ными должниками являются развивающиеся страны, часть из которых относится к групп наименее развитых стран. Из 57 стран-должников на регулярной основе выполняли свои долговые обязательстве менее 1/3 государств.

Хозяйственному развитию может служить приток иностранных прямых и портфельных инвестиций, которые формально не создают внешней задолженности. За 1991—2000 гг. их объем достиг 23 млрд долл., из которых 40% составляли портфельные. Приток ИПК по мировым меркам был небольшой — до 0,3— 1,3% мирового объема в конце 90-х годов. В абсолютном разме­ре общая сумма ИПК превысила 14 млрд долл., что составляло незначительную величину в мировом объеме ИПК — 0,03%.

Ежегодный приток ИПК в'РФ занимал небольшое место в общем объеме валовых капиталовложений в основной капитал — от 1,1 до 7,2%. Столь небольшое значение иностранных прямых инвестиций обычно объясняется неблагоприятными условиями инвертирования (коррупция и т. д).

Основной сферой приложения ИПК были пищевая промышленность и топливно-энергетическая сфера. Далее шли торговля и общественное питание. На машиностроение и ме­таллообработку приходится около 5% общего объема капитало­вложений. В региональном отношении отмечается огромная концентрация ИПК — свыше 51% их объема приходится на Москву (Санкт-Петербург — 6,9%). Основной приток прямых капиталовложений обеспечивался за счет приобретения существовавших промышленных предприятий и не оказывал заметного влияния на увеличение и обновление основного капитала.

Основными инвесторами ИПК в российскую экономику яв­ляются американские корпорации, на долю которых приходится 43% общего объема прямых капиталовложений. Далее со значи­тельным отрывом идут компании ЕС. Среди стран ЕС основ­ными экспортерами выступали германские и британские компании — примерно по 8% наколенных капиталовложений. Обращает внимание высокая доля кипрских компаний (свыше 6% общего объема ИПК), которые не являются заметными инвесторами в мировой экономике. В данном случае речь идет об использовании российского нелегального капитала.

Оценивая движение частного легального капитала, следует отметить, что в 90-е годы происходил его чистый отток. В дру­гих европейских странах с переходной экономикой приток частного капитала составил около 180 млрд долл.

В целом внешнеэкономические связи РФ имеют однона­правленный характер, определяемый вывозом товаров и капита­ла^ Это приводило к диспропорциональности хозяйственного развития. Сырьевая ориентация экспорта привела к выделению в рамках материального производства двух секторов, работаю­щих на внутренний и внешний рынок, что вызывает нарушение единства воспроизводственного процесса. В одном секторе большие доходы, в другом — низкая прибыльность и основная занятость. Незначительный приток иностранных прямых капиталовложений не выравнивал эту диспропорцию, а углублял ее. В результате изменений в состоянии внутреннего и внешнего секторов российское хозяйство приобрело черты периферийно-зависимого типа развития.


Внешнеэкономические связи со странами СНГ


Дезинтеграция хозяйств СНГ. Особое место в системе внеш­неэкономических связей Российской Федерации занимают страны Содружества Независимых государств (СНГ), провоз­глашенного в декабре 1991 г. в результате развала Советского Союза. В него вошли 13 бывших союзных республик. Провозглашение политического объединения, вместо государственного, как показали прошедшие годы, было направлено на постепенное разъединение союзных республик, раздел собственности Советского Союза и удовлетворение личных и националистических амбиций. К моменту развала СССР в стране доминировали интегрирующие факторы. Производственно-технологическая взаимосвязь предприятий и отраслей обеспечивала единое ункционирование экономик союзных республик. В СССР четверть населения (75 млн человек) проживала вне границ своих национальных образований. Каждый восьмой брак считался межнациональным. На референдуме 17 марта 1991 г. большинство граждан высказалось за сохранение Союза в обновленном виде.

Разрушение единого экономического пространства сузило хозяйственный потенциал всех бывших союзных республик, производство упало на 30—50% практически во всех новообразованных государствах. Каждое из них в связи с разрывом кооперационных связей, по оценкам, недополучало ежегодно 40% своего ВВП. Потеря свободных торговых путей, снижение ресурсного потенциала привели к коренному падению геополитической роли РФ, ослаблению ее безопасности. Появление проблем экономической выживаемости новообразованных государств объективно говорило в пользу реинтеграции, что не могли не использовать в своей политике правящие круги стран НГ.

За время существования СНГ главы государств и правительств подписали более 1300 документов по широкому кругу опросов торгового, финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера. Провес хозяйственного единения формально обеспечивается Договором о создании экономического союза (1993 г.), распространяющего свое действие на все страны СНГ, а также Соглашением о создании зоны свободной торговли 1994 г. Было образовано более 30 координирующих и исполнительных органов, в числе которых Совет глав государств, Совет глав правительств, межгосударственный экономический комитет, Экономический уд и т.д. Их решения носят консультативный и рекомендательный характер. Ни СНГ в целом, ни его отдельные органы не обладают наднациональными полномочиями.

Несмотря на подписанные соглашения, экономическое взаимодействие внутри СНГ не носит интеграционного начала, которое предусматривает приведение разрозненных частей в единство как элементов одной хозяйственной системы. Торго­вые и другие экономические связи в рамках СНГ осуществля­ются исключительно на двухсторонней основе, и условия со­трудничества каждой пары существенно разнятся. Поэтому по­казатели, свидетельствующие об экономическом сотрудничестве в СНГ, отстают от показателей целого ряда других экономиче­ских группировок. В СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет около 30%, а в Меркосур, НАФТА — около 50%, в ЕС — свыше 60%. Взаимный товарооборот среди стран СНГ сократился, снизилась сбаланси­рованность внешней торговли.

Препятствием на пути хозяйственного единения стоят субъ­ективные и объективные причины. Это клановость интересов новых собственников производственного аппарата, политиче­ские амбиции лидеров, представляющих эти интересы и стре­мящихся к международному самоутверждению, несмотря на бедственное положение своих стран. Объединению препятству­ют усиление неравномерности экономического развития новых стран, сырьевая направленность хозяйств большинства из них. Сдерживающее влияние оказывает ценовая политика, когда внутренние цены для партнеров из СНГ оказываются значи­тельно выше цен на подобные поставки в страны дальнего зару­бежья. Дальнейшему разъединению способствует политика за­падных государств. Экономическая помощь западных стран не­редко препятствует процессу производственного кооперирова­ния, нарушает оставшиеся связи между платежеспособными предприятиями.

Виртуальность экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные суб­региональные группировки. Это Таможенный союз (РФ, Бело­руссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество; Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан); ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербай­джан, Молдавия); Союз Белоруссии и России, основанный на сохранении суверенитета двух государств. В качестве разъединяющихся моментов используются доводы о национальной са­мобытности, религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.

Суверенизация хозяйств, клановость предпринимательской деятельности выступают тормозом развития кооперации на уровне хозяйствующих субъектов или интеграции на микроуровне. (Устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных групп.) Препятствием также выступают существующие различия в зако­нодательствах.

Большинство стран СНГ переориентировали свои связи с РФ на другие зарубежные страны, на долю которых приходится 5/4 их экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Ар­мении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая деятельность переориентирована преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества. Все это не способствует развитию взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее взаимодополняемыми и взаимосвязанными.

Отношение Российской Федерации с другими странами СНГ


Экономические отношения РФ с другими участниками СНГ формально относятся к числу приоритетных. Однако объем торговли с этими странами за 1991—1999 гг. снизился со 138 до 19 млрд долл. Доля стран — участниц СНГ в российском това­рообороте упала с 54,6 до 18,7%. Произошли качественные из­менения. Если в начале 90-х годов поддерживались кооперационные отношения, то в конце десятилетия доминировал про­стой обмен товарами.

На первом этапе правящие круги поощряли центробежные тенденции, рассматривая СНГ как обузу для РФ. Однако пере­ориентация на западные рынки привела к резкому сокращению экспорта обрабатывающей промышленности. Потеря примыш­ленных рынков наносит ущерб хозяйственному развитию Российской Федерации и может оказаться необратимой.

Необходимость поддержания внешнеэкономических связей вызывается исторически сложившейся специализацией и кооперацией, возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости. РФ может получать многие цветные и редкоземельные элементы (марганец, титан, хром, свинец, фосфор, уран, барий, висмут, стронций и др.), которые необходимы современному производству и ранее на 70—100% обеспечивались внутрисоюзными поставками.

Произошли изменения в географическом направлении внешнеэкономических связей со странами СНГ. Они прояви­лись в значительном снижении удельного веса стран Закавказья и Средней Азии. С некоторыми странами этих регионов эконо­мические отношения почти прекратились. Так, объем товаро­оборота с Азербайджаном снизился до 4% от уровня 1991 г.

В конце 90-х годов около 70% товарооборота Российской Федерации в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Бело­руссией (35 и 33%). На Украину направляется основная часть российского экспорта, Белоруссия обеспечивает основную долю российского импорта. Далее с большим отрывом идет Казах­стан. Однако эти страны по величине торгового оборота усту­пают ФРГ и США.

В экспорте РФ в страны СНГ преобладают продовольствен­ные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции машино­строения при больших колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.

Неоднозначно развивались кредитные отношения. До 1993 г. в рамках единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала фи­нансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй половине 90-х годов почти для всех стран СНГ основным источником финансирования стали западные страны. Общая„ задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г. составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд долл.

Незначительным является движение капитала в форме пря­мых инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения других стран СНГ в российском хозяйстве составляют лишь 1,5% общего объема ИПК. Крупнейшим инве­стором среди них является Украина.


Заключение

Рост ВВП России в июле 2006 года составил 7,4% в годовом исчислении по сравнению с 7,3% в июне. Межотраслевой индекс снизился в июле до 59,8 пункта с 60,0 в июне. Данный индекс является взвешенной комбинацией индексов деловой активности из исследований промышленного сектора и сектора услуг. Показатель индекса выше 50 пунктов свидетельствует о росте экономики, ниже - о спаде. Такое прибавление в объемах было в первую очередь обусловлено существенным ростом количества нового бизнеса за прошедший месяц. Говоря о компонентах индикатора, можно отметить, что объемы выпуска в секторе услуг и в производственном секторе продолжили расти хорошими темпами.

Россия не только полностью преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. Фактически, распутывая сложные узлы социально-экономических и политических проблем, люди в России одновременно строили новую жизнь. Как результат, ситуация в стране постепенно, медленно пока что, шаг за шагом, начала все-таки меняться к лучшему.


Литература:

1.   «Мировая экономика» Ломакин В.К., Москва, 2005г.

2.   «Мировая экономика» Булатов А.С. 1999г.

3.   «Национальная экономика России: Учебник». 2 изд. Кудров В.М. 2007 г.

4.    «Финансово-денежная политика и рыночные реформы в России», Перламутров В. Л

5.   http://www.rbc.ru/

6.   http://www.ruseconomy.ru/


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.