Общестрановые масштабы
приобрела «теневая» деятельность.
Отсутствие четкой правовой регламентации, разрушение в общественном сознании обычных норм поведения, взаимоотношений позволяет многим субъектам и физическим лицам
осуществлять противоправную
деятельность. Теневая хозяйственная
деятельность достигает 40—50% ВВП, или в два раза выше, чем в других
странах с переходной экономикой. Основная
масса теневой деятельности осуществляется в крупных объединениях, которые
укрывают огромные доходы от налогообложения. Клановость и связанная с ним криминальная и
теневая экономика подавляют инициативу других хозяйствующих субъектов,
стремление домашних хозяйств к сбережению, деформируют регулирующую и социальную роль государства. В
тяжелом положении оказывается сектор
мелкого и среднего предпринимательства. Доля малых предприятий в общем
производстве снизилась с 14,3% в 1992
г. до 5,5% в 1999 г., а в занятости после повышения в середине десятилетия возвратилась к прежнему
уровню.
Российская
Федерация в мировых хозяйственных связях
Открытость
экономики. РФ выступает во всех видах внешнеэкономических связей, став открытой для зарубежных
хозяйствующих субъектов. Ее
внешнеторговая квота превышает 44% ВВП, при
этом на экспорт идет свыше 24% ВВП (1990 г. — 18%).
Это примерно соответствует показателям развитых стран.
По ряду экспортных
поставок экспортная квота достигает высокого
уровня: сырая нефть — 45%, нефтепродукты — 36%, природный газ — 37%, минеральные удобрения — 72%, черные
металлы, медь — 72—80%, целлюлоза — 85%, алюминий — 90%.
Как видно, ряд отраслей почти полностью работает на
внешний рынок.
Большую роль играет импорт во внутреннем спросе страны. За счет импорта обеспечивается 35—37% спроса на
продовольственные товары, в том
числе на 60% — на мясо, на 50% — на сливочное масло. Почти полностью за счет
импорта удовлетворяется спрос в аудиовизуальной технике, бытовых электроприборах. Доля импорта машин и оборудования превышает 60% (15-20%
в 80-е годы).
Значительный рост
открытости российской экономики объясняется резким снижением внутреннего
предложения, превращением внутрисоюзных
поставок в международные. На первом этапе
внешнеэкономическая политика Российской Федерации была направлена главным образом на повышение степени
открытости, на усиление взаимодействия с западными и международными торговыми и финансовыми институтами. В середине 90-х годов были почти полностью упразднены квоты и лицензии, экспортный тариф, субсидирование экспортных
поставок. Единственным регулятором
ввоза товаров оставался импортный тариф.
Была введена внутренняя и внешняя обратимость рубля по текущим операциям, иностранцы допущены на финансовый
рынок. Защита национального производства, отдельных его секторов оказалась на заднем плане. Преобладал подход —
запад нам поможет. Это привело к
гипертрофированной зависимости российского хозяйства от международных рынков.
Внешняя торговля. Доля Российской Федерации в мировой торговле сократилась. В мировом экспорте она равнялась
1,3% в 1999 г. против 2,7% в 1991
г. По размерам внешнеторгового оборота
страна занимает 20-е место в мире. Внешнеторговый оборот развивался умеренными темпами, увеличившись в долларовом
выражении в 1,4 раза, при этом импорт сократился в 1,2 раза.
Положение
РФ в системе внешнеторговых связей существенно
ухудшилось. Отставание отраслевой структуры промышленного производства, нарастание технологического
отставания, износа производственного
оборудования привели к снижению конкурентоспособности. В большинстве отраслей
российской промышленности издержки производства на единицу продукции в 2—2,8 раза выше, чем в ведущих промышленных странах. Промышленное производство увеличило материало-, энерго-
и трудоемкость. Энергоемкость ВВП
увеличилась на 21%, промышленного
производства — на 39%. По производительности труда обрабатывающая промышленность в 5—6 раз уступает развитым и в 3—4 раза НИС. Производительность труда в
сельском хозяйстве по величине добавленной
стоимости на одного занятого в 15—20 раз
ниже, чем в ведущих странах Запада.
По показателям общественной
производительности труда РФ стала
значительно уступать (в 1,6 раза) Бразилии, практически сравнялась с уровнем КНР (в 1990 г. она
превосходила общую производительность
в промышленности КНР в 2,5 раза).
Развитие
производства предопределило изменение товарной структуры внешней торговли, в которой значительно
усилилась сырьевая направленность. Структура
экспорта стала приближаться к
соответствующей структуре ряда
развивающихся стран. Свыше половины объема в нем составляют энергетические товары, металлы. Доля машин снизилась до
8—11% стоимостного объема экспорта (1990 г. — 18%). В структуре экспорта
обрабатывающей промышленности доля
высокотехнологичных товаров выше, чем в Бразилии, но ниже, чем в КНР. Энергосырьевая направленность
экспорта предопределяет значительную
зависимость торгового и платежного
балансов страны от колебаний цен на сырьевые товары на международных
рынках.
По отдельным товарам
поставки из РФ занимают важное место во
внутреннем спросе отдельных стран-импортеров. Так, поставки энергетических товаров из страны покрывают 80%
потребностей Украины, полностью — стран Балтии, свыше 50% — стран Восточной и
Центральной Европы, до 20% — западноевропейских
стран. В ряде производств российские производители имеют высокую конкурентоспособность: черная и
цветная металлургия, нефтехимическая и лесная промышленность.
Значительные изменения
произошли в структуре импорта: снизилась
доля машин и оборудования, усилилась роль потребительских товаров. Доля машин и оборудования сократилась
с 44,5% в 1990 г. до 36,3 в 1999 г.
Вместе с тем машины и оборудование
составляли крупнейшую позицию, но она была ниже уровня промышленно развитых стран. Значительное место в импорте занимают сельскохозяйственные продукты (свыше
26% за десятилетие) и химические товары
(11%). В целом структурные изменения во внешней торговле связаны с увеличением
доли сырья, малообработанных товаров и
товаров широкого потребления.
Рассмотренные
изменения во внешней торговле в определенной
мере вызывались сдвигами в географическом направлении внешней торговли. Основными
торговыми контрагентами стали развитые
страны, на которые приходится более 60% российского торгового оборота. Доля стран СНГ составляет
15—20%, развивающихся стран — 15%. Произошло сокращение
стран СНГ и развивающихся государств. Среди
развитых стран основными рынками
сбыта российских товаров являются страны ЕС — 34% и США — 8%. В Западной Европе крупнейшим потребителем российской
продукции выступает Германия — 9,8%. У ведущих западных контрагентов торговый
оборот с Российской Федерацией составляет незначительную величину их внешней торговли — 0,1—0,8%, только у ФРГ и Италии этот
показатель превышает 1,5%.
Торговый
баланс сводился с возраставшим положительным сальдо, которое в основном обеспечивалось в торговле с
развитыми странами.
Российская Федерация в
движении капитала
Еще до
сформирования развитой денежно-кредитной
системы РФ широко включилась в
международное движение капитала. Она стала крупнейшим субъектом в вывозе капитала в нелегальной
форме. Официальный экспорт капитала (по
лицензиям Центрального банка) за
1991—1998 гг. составил 11 млрд долл., в том числе прямые и портфельные
инвестиции равнялись 4,5 млрд долл., или
примерно 41% разрешенной суммы капитала.
По оценке ЮНКТАД, в 1998 г.
накопленная сумма российских
зарубежных прямых капиталовложений составила 7,4 млрд долл., или примерно 0,02% их мирового объема. В
указанную сумму входят советские
заграничные прямые капиталовложения. К началу 90-х годов за
рубежом насчитывалось около 300 совместных
компаний с участием советского капитала. 64% из них были зарегистрированы в
Западной Европе, 14% — в Америке, 13% — в Азии. Совокупный объем
капиталовложений в эти компании оценивался в 2—2,5 млрд долл.
В 90-е годы вывоз капитала
в форме прямых инвестиций колебался в
пределах 0,2—3% валовых вложений в основной капитал в российском хозяйстве. Основными экспортерами
капитала и инвесторами в зарубежную
экономику выступают финансово-промышленные
группы топливно-энергетической сферы. Легальный
вывоз капитала составлял незначительную величину по сравнению с нелегально вывезенным капиталом.
Оценка нелегальной утечки
капитала сильно разнится — от 9 до 100
млрд долл. в год, что составляет от 2 до 30% ВВП Российской Федерации. Предельная цифра нелегального вывоза в
конце 90-х годов оценивалась в 1,4 трлн долл., что
представляет чудовищное расхищение национального
богатства. Огромная величина утечки
капитала во много раз превышает объем иностранных инвестиций и экономической помощи Российской Федерации за 90-е годы. Господствующие круги, именуемые элитой, в 90-е годы продемонстрировали, что свое будущее
они видят вне Большой и Малой России.
Движущей силой нелегального
перемещения капитала служила теневая экономика, клановость, криминализация
хозяйственного механизма. В этой структуре создаются незаконные прибыли, прямо ориентированные на уход от
налогообложения, от любых форм государственного контроля. Немаловажную роль в этом процессе играли государственные структуры.
«Диктату теневой экономики и «серых
схем», разгулу коррупции и массовому оттоку капитала за рубеж во многом
способствовало само государство», — отмечал президент РФ в
своем выступлении перед Федеральным
Собранием в июле 2000 г. Нелегальный вывоз капитала был бы невозможен без
содействия ему со стороны кредитных учреждений западных стран.
Огромные масштабы утечки
капитала стали важной причиной
хозяйственного кризиса, снижения уровня жизни населения. Они сдерживают инвестиционный процесс, подрывают валютное положение страны, существенно сократили налоговые поступления, затруднили погашение внешней задолженности.
Объем утечки капитала из РФ
показывает, что созданное трудом
нескольких поколений национальное богатство в немалой степени способствовало экономическому подъему
западных стран в 90-е годы.
В 90-е
годы Российская Федерация привлекала иностранный капитал в больших размерах. Основная его часть (70%) была
привлечена в форме ссудного капитала. РФ использовала
все основные формы заимствования: государственные
кредиты, кредиты международных
организаций, размещение обязательств на
международных рынках. Значительная часть средств поступила в форме
экономической помощи. В год финансового кризиса 1998 г. ее объем составил 0,4% ВВП, или 4 долл. на
жителя РФ (Эстонии — 62, Латвии —
40, Литвы — 34, Грузии — 30, Украины — 8 долл.).
Широкое использование
иностранного ссудного капитала привело к
значительному увеличению внешнего долга — в три раза. По данным Мирового банка, в 1998 г. объем внешнего
долга Российской Федерации составил 183,6
млрд долл. (1990 г. — 59,8). Он стал
одним из крупнейших среди развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Большая часть его
приходилась на государственную и
гарантированную государством задолженность.
Примерно 10% ее составляют кредиты МВФ. Следует отметить, что рост внешнего
долга происходил при наличии огромного,
постоянно растущего положительного- сальдо торгового баланса. Экспорт в 1,8
раза превосходил объем импорта.
Снижение производства,
высокий уровень теневой экономики привели
к тому, что РФ постоянно испытывает трудности с погашением задолженности и ее обслуживанием. В
результате переговоров и вступления
Российской Федерации в Лондонский и
Парижский клубы кредиторов удавалось договориться о реструктуризации внешних долгов. Погашение основной части
долга
было
перенесено на начало текущего века. Наряду с облегчением текущих выплат это привело к увеличению суммы
задолженности. В конце 90-х годов
обслуживание внешнего долга составляло
13—16% экспортных поступлений. Нараставшие платежи по внешнему долгу делали почти невозможной
государственную политику, направленную на
подъем материального производства.
В силу того, что Российская
Федерация стала правопреемницей
СССР, к ней перешли внешние активы Советского Союза. Общая сумма задолженности иностранных государств (без
задолженности стран СНГ) составляла 120 млрд долл. Однако
РФ не может в полном объеме использовать эти активы.
Основными должниками являются развивающиеся страны, часть из которых
относится к групп наименее развитых стран. Из 57
стран-должников на регулярной основе выполняли свои долговые
обязательстве менее 1/3 государств.
Хозяйственному развитию
может служить приток иностранных
прямых и портфельных инвестиций, которые формально не создают внешней задолженности. За 1991—2000 гг. их объем
достиг 23 млрд долл., из которых 40% составляли
портфельные. Приток ИПК по мировым
меркам был небольшой — до 0,3— 1,3%
мирового объема в конце 90-х годов. В абсолютном размере общая сумма ИПК
превысила 14 млрд долл., что составляло незначительную величину в мировом
объеме ИПК — 0,03%.
Ежегодный приток ИПК в'РФ
занимал небольшое место в общем
объеме валовых капиталовложений в основной капитал — от 1,1 до 7,2%. Столь небольшое значение иностранных
прямых инвестиций обычно
объясняется неблагоприятными условиями инвертирования
(коррупция и т. д).
Основной
сферой приложения ИПК были пищевая промышленность
и топливно-энергетическая сфера. Далее шли торговля и общественное питание. На машиностроение и металлообработку приходится около 5% общего объема
капиталовложений. В региональном
отношении отмечается огромная концентрация
ИПК — свыше 51% их объема приходится на Москву
(Санкт-Петербург — 6,9%). Основной приток прямых капиталовложений обеспечивался за счет приобретения
существовавших промышленных предприятий и не оказывал заметного влияния на увеличение и обновление основного капитала.
Основными
инвесторами ИПК в российскую экономику являются американские корпорации, на
долю которых приходится 43% общего
объема прямых капиталовложений. Далее со значительным отрывом идут компании ЕС. Среди стран ЕС основными экспортерами выступали германские и британские компании — примерно по 8% наколенных капиталовложений.
Обращает внимание высокая доля кипрских компаний (свыше 6% общего объема ИПК), которые не являются заметными инвесторами в мировой экономике. В данном случае речь идет об
использовании российского нелегального капитала.
Оценивая
движение частного легального капитала, следует отметить, что в 90-е годы происходил его чистый отток. В
других европейских странах с переходной
экономикой приток частного капитала составил около 180 млрд
долл.
В целом внешнеэкономические связи РФ имеют однонаправленный
характер, определяемый вывозом товаров и капитала^ Это приводило к диспропорциональности
хозяйственного развития. Сырьевая ориентация экспорта привела к выделению в рамках
материального производства двух секторов, работающих на внутренний и внешний
рынок, что вызывает нарушение единства
воспроизводственного процесса. В одном секторе большие доходы, в другом — низкая прибыльность и
основная занятость. Незначительный приток иностранных прямых капиталовложений не выравнивал эту диспропорцию, а углублял
ее. В результате изменений в состоянии
внутреннего и внешнего секторов российское
хозяйство приобрело черты периферийно-зависимого типа
развития.
Внешнеэкономические связи со странами СНГ
Дезинтеграция хозяйств СНГ.
Особое место в системе внешнеэкономических связей
Российской Федерации занимают страны
Содружества Независимых государств (СНГ), провозглашенного в декабре 1991 г. в результате развала Советского Союза. В него вошли 13 бывших союзных республик.
Провозглашение политического объединения, вместо государственного, как показали
прошедшие годы, было направлено на постепенное
разъединение союзных республик, раздел собственности Советского Союза и удовлетворение личных и
националистических амбиций. К
моменту развала СССР в стране доминировали интегрирующие факторы. Производственно-технологическая
взаимосвязь предприятий и отраслей обеспечивала единое ункционирование экономик
союзных республик. В СССР четверть населения (75 млн человек) проживала вне
границ своих национальных образований. Каждый восьмой брак считался межнациональным. На референдуме 17 марта 1991 г.
большинство граждан высказалось за
сохранение Союза в обновленном виде.
Разрушение единого
экономического пространства сузило хозяйственный
потенциал всех бывших союзных республик, производство упало на 30—50% практически во всех новообразованных государствах. Каждое из них в связи с разрывом
кооперационных связей, по оценкам,
недополучало ежегодно 40% своего ВВП.
Потеря свободных торговых путей, снижение ресурсного потенциала привели к коренному падению геополитической роли РФ, ослаблению ее безопасности. Появление проблем экономической выживаемости новообразованных государств объективно говорило в пользу реинтеграции, что не
могли не использовать в своей политике правящие круги стран НГ.
За время существования СНГ главы государств и
правительств подписали более 1300 документов
по широкому кругу опросов торгового,
финансового, производственного, технического, оборонного и социально-гуманитарного характера. Провес хозяйственного единения формально
обеспечивается Договором о создании
экономического союза (1993 г.), распространяющего свое действие на все страны СНГ, а также Соглашением о создании зоны свободной торговли 1994 г. Было
образовано более 30 координирующих и
исполнительных органов, в числе
которых Совет глав государств, Совет глав правительств, межгосударственный экономический комитет,
Экономический уд и т.д. Их решения
носят консультативный и рекомендательный
характер. Ни СНГ в целом, ни его отдельные органы не обладают
наднациональными полномочиями.
Несмотря на подписанные
соглашения, экономическое взаимодействие
внутри СНГ не носит интеграционного начала, которое предусматривает приведение разрозненных частей в единство как элементов одной хозяйственной системы.
Торговые и другие экономические связи в рамках СНГ осуществляются исключительно на двухсторонней основе, и условия сотрудничества
каждой пары существенно разнятся. Поэтому показатели, свидетельствующие об экономическом
сотрудничестве в СНГ, отстают от
показателей целого ряда других экономических
группировок. В СНГ доля взаимного товарооборота в общем объеме внешней торговли составляет около 30%, а в
Меркосур, НАФТА — около 50%, в ЕС — свыше
60%. Взаимный товарооборот среди стран
СНГ сократился, снизилась сбалансированность внешней торговли.
Препятствием
на пути хозяйственного единения стоят субъективные и объективные причины. Это клановость интересов
новых собственников производственного аппарата, политические амбиции лидеров, представляющих эти интересы и стремящихся к международному самоутверждению, несмотря на бедственное положение своих стран. Объединению препятствуют усиление неравномерности экономического развития
новых стран, сырьевая направленность хозяйств большинства из них. Сдерживающее
влияние оказывает ценовая политика, когда внутренние цены для партнеров из СНГ оказываются значительно выше цен на подобные поставки в страны дальнего
зарубежья. Дальнейшему разъединению
способствует политика западных государств. Экономическая помощь западных стран
нередко препятствует процессу производственного
кооперирования, нарушает оставшиеся
связи между платежеспособными предприятиями.
Виртуальность
экономического союза, отсутствие реальной координации внешнеэкономической деятельности, налоговой политики, механизма ответственности за выполнение
принятых обязательств дополняются дроблением СНГ на различные субрегиональные
группировки. Это Таможенный союз (РФ, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,
Таджикистан), преобразованный в Евразийское экономическое сообщество;
Центрально-азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия,
Таджикистан); ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдавия); Союз
Белоруссии и России, основанный на сохранении
суверенитета двух государств. В качестве разъединяющихся моментов используются доводы о национальной самобытности,
религиозной напряженности, геополитической ориентации, социально-экономическом положении.
Суверенизация хозяйств,
клановость предпринимательской деятельности выступают тормозом
развития кооперации на уровне хозяйствующих
субъектов или интеграции на микроуровне.
(Устойчивые кооперационные связи создают основу для образования международных финансово-промышленных
групп.) Препятствием также выступают существующие различия в законодательствах.
Большинство стран СНГ переориентировали свои
связи с РФ на другие зарубежные страны, на
долю которых приходится 5/4 их
экспорта и 2/3 импорта. У Российской Федерации, Армении, Грузии, Узбекистана внешнеэкономическая
деятельность переориентирована
преимущественно на третьи страны. Только у Белоруссии, Молдавии, Туркмении, Украины большая часть поставок идет на внутренний рынок Содружества. Все
это не способствует развитию
взаимной торговли, а производственные связи становятся все менее
взаимодополняемыми и взаимосвязанными.
Отношение
Российской Федерации с другими странами СНГ
Экономические
отношения РФ с другими участниками СНГ формально
относятся к числу приоритетных. Однако объем торговли с этими странами за 1991—1999 гг. снизился со
138 до 19 млрд долл. Доля стран —
участниц СНГ в российском товарообороте
упала с 54,6 до 18,7%. Произошли качественные изменения. Если в начале 90-х годов поддерживались
кооперационные отношения, то в конце десятилетия
доминировал простой обмен товарами.
На первом этапе правящие
круги поощряли центробежные тенденции,
рассматривая СНГ как обузу для РФ. Однако переориентация на западные рынки привела к резкому
сокращению экспорта обрабатывающей промышленности. Потеря примышленных рынков наносит ущерб хозяйственному развитию Российской Федерации и может оказаться необратимой.
Необходимость поддержания
внешнеэкономических связей вызывается исторически сложившейся специализацией и
кооперацией, возможностью сбыта традиционной промышленной продукции средней наукоемкости. РФ может получать многие цветные и редкоземельные элементы (марганец, титан, хром,
свинец, фосфор, уран, барий, висмут, стронций и др.), которые необходимы современному производству и ранее на 70—100% обеспечивались
внутрисоюзными поставками.
Произошли изменения в
географическом направлении внешнеэкономических
связей со странами СНГ. Они проявились в
значительном снижении удельного веса стран Закавказья и Средней Азии. С некоторыми странами этих регионов экономические
отношения почти прекратились. Так, объем товарооборота с Азербайджаном
снизился до 4% от уровня 1991 г.
В конце 90-х годов около
70% товарооборота Российской Федерации
в рамках СНГ осуществлялось с Украиной и Белоруссией (35 и 33%). На Украину направляется основная
часть российского экспорта, Белоруссия
обеспечивает основную долю российского
импорта. Далее с большим отрывом идет Казахстан. Однако эти страны по величине торгового оборота
уступают ФРГ и США.
В экспорте РФ в страны СНГ
преобладают продовольственные, сырьевые товары, текстиль. Поставки продукции
машиностроения при больших
колебаниях к концу 90-х годов составили порядка 1/4 экспорта.
Неоднозначно развивались
кредитные отношения. До 1993 г. в рамках
единой рублевой зоны Центральный банк РФ был важным источником финансирования других стран СНГ. После распада рублевой зоны Российская Федерация продолжала финансирование других стран СНГ на коммерческих условиях в основном за импорт энергоносителей, но во второй
половине 90-х годов почти для всех
стран СНГ основным источником финансирования
стали западные страны. Общая„ задолженность стран СНГ Российской Федерации на начало 1998 г.
составляла относительно небольшую величину — 6,6 млрд долл.
Незначительным является движение капитала в форме прямых
инвестиций между РФ и другими странами СНГ. Прямые капиталовложения
других стран СНГ в российском хозяйстве
составляют лишь 1,5% общего объема ИПК. Крупнейшим инвестором среди них
является Украина.
Заключение
Рост
ВВП России в июле 2006 года составил 7,4% в годовом исчислении по сравнению с
7,3% в июне. Межотраслевой индекс снизился в июле до 59,8 пункта с 60,0 в июне.
Данный индекс является взвешенной комбинацией индексов деловой активности из
исследований промышленного сектора и сектора услуг. Показатель индекса выше 50
пунктов свидетельствует о росте экономики, ниже - о спаде. Такое прибавление в
объемах было в первую очередь обусловлено существенным ростом количества нового
бизнеса за прошедший месяц. Говоря о компонентах индикатора, можно отметить,
что объемы выпуска в секторе услуг и в производственном секторе продолжили
расти хорошими темпами.
Россия не только полностью преодолела длительный спад
производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000
года более чем в два раза увеличились реальные доходы населения. Фактически,
распутывая сложные узлы социально-экономических и политических проблем, люди в
России одновременно строили новую жизнь. Как результат, ситуация в стране
постепенно, медленно пока что, шаг за шагом, начала все-таки меняться к
лучшему.
Литература:
1.
«Мировая экономика» Ломакин В.К., Москва, 2005г.
2.
«Мировая экономика» Булатов А.С. 1999г.
3.
«Национальная экономика России: Учебник». 2 изд.
Кудров В.М. 2007 г.
4.
«Финансово-денежная политика и рыночные реформы
в России», Перламутров В. Л
5.
http://www.rbc.ru/
6.
http://www.ruseconomy.ru/
Страницы: 1, 2
|