p> В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия
направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации
безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение
активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на
поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах
(Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает
финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов. Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в 2000 - 2001 гг.
возможно лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов
роста занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически
активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более
чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в
промышленно развитых странах сохранит свою остроту. Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается
следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ
сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-
ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в
90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные
сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице
2. Таблица 2. Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989 год=100%).
|Болгария |1,8 |12,8 |11,1 |12,5 |13,7 |12,2 |16,0 |
|Венгрия |1,7 |10,9 |10,4 |10,5 |10,4 |9,1 |9,6 |
|Польша |6,5 |16,0 |14,9 |13,2 |10,3 |10,4 |13,0 |
|Румыния |1,3 |10,9 |9,5 |6,6 |8,8 |10,3 |11,5 |
|Словакия |1,6 |14,8 |13,1 |12,8 |12,5 |15,6 |19,2 |
|Словения |- |14,2 |14,5 |14,4 |14,8 |14,6 |13,0 |
|Хорватия |- |17,3 |17,6 |15,9 |17,6 |18,6 |20,8 |
|Чехия |0,7 |3,2 |2,9 |3,5 |5,2 |7,5 |9,4 |
|Югославия |- |23,9 |24,7 |26,1 |25,6 |27,2 |27,4 |
|Все страны |- |13,6 |12,5 |11,7 |11,9 |12,6 |14,6 |
|ЦВЕ | | | | | | | | Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах
ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы
необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже
сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии,
Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на
разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство
народного образования Польши подготавливает реформу профессионального
обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном
итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха
странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению
наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового
законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к
решению такой социально значимой проблемы как безработица. 4. Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в РБ. До перехода к рыночным преобразованием в отечественной экономике
официальной безработицы не существовало. Тем не менее, в сфере производства
товаров рабочая сила продуктивно использовалась только на 80%. Сфера
оказания услуг была слаборазвитой. Можно допустить в связи с этим, что в
ней не существовало излишней рабочей силы. По экономике страны в целом,
таким образом, по меньшей мере 10% рабочих рук и в то время излишними. В
централизованно управляемой экономике не существовало стимулов, побуждающих
хозяйственных руководителей избавляться от лишних работников. Скорее
наоборот они нуждались в излишней рабочей силе. Она нужна была им на случай
авральных работ и выполнения трудовой повинности в сельском хозяйстве. При наличии излишней рабочей силы производительность труда в
отечественной промышленности оставалась в 2 раза, а по экономике в целом –
в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Такая ситуация не могла продолжаться
вечно. Она явилась одним из главных побудительных мотивов перестройки всего
механизма хозяйствования и перехода к рыночным преобразованиям в экономике. Кардинальный поворот к рыночным отношениям относится к 1992 г. и
совпадает с началом затяжного кризиса. При неуклонном спаде объемов
производства, наблюдающихся в течение 5 лет (1991 19995 гг.), численность
занятых работников практически оставалась прежней. Это привело к резкому
снижению уровня общественной производительности труда, а количество лишней
рабочей силы еще больше увеличилось. В 1995 г. излишек занятой рабочей силы
превышал 30% при уровне официально зарегистрированной безработицы 2,7%. Обычно развивающиеся страны, к которым относится Беларусь, отличаются
низким уровнем занятости и высокой безработицей. У нас же после 1996 г. все
складывалось наоборот. Прежде всего ограниченные возможности открытия новых
рабочих мест в развивающихся странах связаны с низкой способностью этих
стран к накоплению. В свою очередь, только высокая доля накоплений ведет к
быстрому поглощению резерва рабочей силы. При отсутствии прямых иностранных
инвестиций проблема накопления в нашей стране решалась через эмиссию,
прямое кредитование Нацбанком. При этом кредиты носили целевой характер и
предоставлялись по льготным процентным ставкам. Создавалась иллюзия избытка
денежных средств у организаций и населения, что негативно сказывалось на
валютном курсе и рынке труда. Таким образом, в республике реализовывалась не монетарная модель, а
кейнсианский подход на рынке труда, когда спрос на рабочую силу
регулируется не колебаниями рыночных цен а труд, а совокупным спросом,
иначе – объемом производства, который за счет эмиссионной подпитки
наращивался. Данная политика имела временный эффект, поэтому составляет
основу современной политики правительства на рынке труда. Некоторые положительные сдвиги, наблюдавшиеся в последние годы (1996 –
2000 гг.), слабо изменили ситуацию в области продуктивного использования
трудового фактора. Динамика производительности труда и эффективности
производства перестала отслеживаться гос. органами управления. По-прежнему наблюдается скрытая безработица. К 2000 г. она несколько
уменьшилась, но тем не менее составляла около 15 %, а уровень общей
безработицы еще выше – порядка 17%. Это показатель безработицы сопоставим с
ее уровнем в восточных землях ФРГ, где в 1993 г. он равнялся 15,1% при
несущественном понижении в последующие годы, несмотря на огромные (до 40
млрд. нем.марок в год) суммы инвестиционных вложений. Данные по численности зарегистрированных безработных и потребность
предприятий в работниках (на конец периода) представлена на рисунке 3. Потребность предприятий в работниках Численность безработных Рисунок 4 – Численность зарегистрированных безработных и потребность предприятий в работниках (на конец периода). Уровень официально зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь
на конец 2000 г. составил 2,3%, однако реально масштабы незанятости
значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств,
проводимых Министерством статистики и анализа Республики Беларусь (с января
1997 г.), уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем
в три раза и составляет 6,8%, то есть близкий к пороговому значению (8-
10%), а с учетом скрытых форм – около 12%. Мировой опыт свидетельствует,
что только развитые страны способны содержать численность безработных на
уровне 5 – 7% экономически активного населения без снижения социальных
гарантий. Данные по динамике безработицы в Беларуси представлены в таблице
4. Таблица 4. Динамика безработицы в Беларуси (на конец года).
| |1991 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |
| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
|Численность |2,3 |131,1 |182,5 |126,2 |105,9 |95,8 |95,4 |
|регистрируемых | | | | | | | |
|безработных, | | | | | | | |
|тыс.чел. | | | | | | | |
|Уровень |0,05 |2,9 |4,0 |2,8 |2,3 |2,1 |2,1 |
|регистрируемой | | | | | | | |
|безработицы, в % к | | | | | | | |
|экономически | | | | | | | |
|активному населению| | | | | | | |
|Уровень безработицы|- |- |8,7 |7,6 |7,2 |6,8 |6,5 |
|по данным | | | | | | | |
|выборочных | | | | | | | |
|обследований | | | | | | | |
|домашних хозяйств | | | | | | | |
|(в% к экономически | | | | | | | |
|активному | | | | | | | |
|населению) | | | | | | | | Наряду с этим наблюдается тенденция уменьшения контингента
зарегистрированных безработных и увеличения незарегистрированных, что
сопровождается выходом их – под контроля службы занятости значительной
части безработицы. Одна из основных причин низкого регистрируемого уровня
безработицы – крайне малые пособия по безработице (в 2000 г. средний размер
пособия на одного безработного составил 4177 рублей), не стимулирующие
обращаться в службы занятости, а также отсутствие подходящих вакансий.
Материальное положение безработных ухудшается, что вызвано несовершенством
системы назначения пособий и инфляционными процессами. Как свидетельствует
опыт в службах занятости регистрируется, как правило от трети до четвертой
части безработных. Основная масса людей ищущих работу, стремится
трудоустроится самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости. Средний возраст занятых в экономике республике составляет 39,2 года. У
безработицы – женское лицо: на 1 января 2000 г. женщины составляли 61%
безработных. Наименьшие шансы трудоустроиться у женщин, имеющих малолетних
детей, предпенсионного возраста, имеющих специальности (строительные,
например), по которым наниматель отдает предпочтение мужчинам. Типичный
портрет безработной – женщина в возрасте 31 года со средним общим
образованием. Среди безработных, состоящих более одного года на учете, 80%
- такие женщины. Хотя очень медленно и происходит сокращение длительной
безработицы, но сама по себе эта проблема не разрешена и является опасной.
Ведь в гос. службе занятости каждый третий состоит на учете от шести
месяцев до одного года, а это ведет к деградации личности, потере интереса
к труду и к жизни в целом, к психическим расстройствам и так далее. Показатель трудоустройства мужчин значительно выше, чем женщин (54%
против 35%), несмотря на то, что среди регистрируемых безработных мужчин
больше (54%). Но они быстрее и трудоустраиваются, потому что работодатели
ориентированы в основном на мужскую рабочую силу. Сохраняется несоответствие спроса и предложения рабочей силы в сельской
местности (недостаток) и городах (избыток). Значительно число рабочих мест не занято из-за низкой оплаты труда. 80%
предлагаемых свободных рабочих мест не могут привлечь безработных, потому
что имеют оплату ниже величины минимального потребительского бюджета. Государственная служба занятости предпринимает определенные усилия для
повышения эффективности работы с безработными, тем более что в нынешнем
году предполагается, что таковыми могут быть зарегистрированы свыше 2000
тыс. человек и ее услуги понадобятся более 500 тыс. человек. Таким образом, можно сделать следующий вывод: отечественная экономика в
настоящее время технологически не перестраивается, а на те слабые
технологические изменения , которые кое-где наблюдаются, она слабо
реагирует изменениями в спросе на рабочую силу по причине существования
скрытой безработицы в скрытых масштабах. К скрытой безработице относятся
числящиеся на работе, но не полностью занятые работники. По данным за 2000
г. численность срытой безработицы составила 660 тыс. чел. В соответствии с
законом спроса на рабочую силу это количество работников могло быть уволено
без угрозы уменьшения объемов производства. Тогда показатель общественной
производительности труда сразу бы достиг уровня 1990 года. Естественно
создались бы условия для существенного повышения уровня реальной платы.
Однако в настоящее время «выбросит на улицу» такое количество свободной
рабочей силы равносильно социальному взрыву. Тем не менее, это – та
проблема, с решения которой следует начинать структурную перестройку
экономики (ликвидация убыточных предприятий), переводя ее на рыночные
рельсы. Без существования полноценного рынка труда не будет прогрессивных
шагов в рыночных преобразованиях. Для создания цивилизованного рынка труда
требуется привлечение солидных инвестиционных вложений в негосударственный
сектор экономики. Экономическим базисом развития негосударственного сектора
должен стать частный капитал резидентов страны и прямые зарубежные
инвестиции. При создании соответствующих условий и правовых гарантий
иностранный капитал потечет в негосударственную сферу, результатом чего
станет создание новых рабочих мест в данном секторе, вследствие чего
безболезненно пройдет сокращение лишней рабочей силы на госпредприятиях.
Рынок рабочей силы будет отрегулирован. Иностранные инвесторы совместно с
предпринимателями негосударственного сектора купят освобождающиеся площади
на госпредприятиях, что равносильно их финансовой поддержке. Переход
свободной рабочей силы с госпредприятий в мощный и эффективный
негосударственный сектор экономики будет способствовать росту общественной
производительности труда и повышению эффективности производства. В условиях продуктивного труда при высоком уровне занятости
экономически активного населения будет создан неограниченный спрос на
товары и услуги, произойдет экономический подъем, будет ликвидирован
бюджетный дефицит, а инфляционные процессы будут погашены, а также
произойдет увеличение реальной заработной платы и реальных доходов
населения, повысится его жизненный уровень. Заключение Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической
безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в
Беларуси связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка
труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад
производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы
оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости;
незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по
методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального
статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе
нанимателя). Показательно, что в нашей республике безработица измеряется не
с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных
государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран
свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке
действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по
безработице, а также малого шанса получить статус безработного люди не
спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью
социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску
нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в
Беларуси нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального
уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей
мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно
низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки
безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства,
предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое
сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда. Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или
иная проблема занятости (проблема теневой занятости наиболее остро стоящая
перед предприятиями республики), тем выше вероятность использования прямого
административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии
избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,
именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции
регулирования экономических отношений занятости в Республике Беларусь. Эта
концепция должна включать: - макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала; - государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами; - регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости; - регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений. Главными стратегическими целями регулирования занятости в Беларуси
должны быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости
населения в народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо
сокращение уровня официальной безработицы), а повышение экономической и
социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм,
создание условий для развития человеческого капитала страны,
совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо
снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко
перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды
занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет
способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров
предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что
в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде
разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь
государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной
занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна
идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых
изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об
организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб. Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы
совершенствования государственной статистики в области занятости населения,
формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие
статистической информации по вопросам использования рабочей силы на
негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на
них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий
и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости
населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем
безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же
время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы
на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения
рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и
т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить,
как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой
структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности
населения. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной
занятости как важной социальной гарантии для экономически активного
населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка
труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться
применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной
перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Список использованных источников 1. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во «Дело», 1996. – 847 с. 2. Арещенко В.Д. идр. Рынок труда:проблемы безработицы и социальные гарантии: Учеб. – метод. Пос./В.Д.Арещенко, С.С.Дрозд, Г.К.Балтрушевич. – Гомель:Межд.Инженер.акад.,1992. – 127 с. 3. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997. –783 с. 4. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997.-666 с. 5. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по экон.спец./ВЭФЭИ – М,:ЮНИТИ, 1999. – 407 с. 6. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе:Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред. Н.Барра. – М.:ИКЦ «ДИС», 1997. –496 с. 7. Социальная политика РБ в условиях реформирования экономики:Сб. науч. Трудов/ НИЭИ Минэкономики РБ; Науч. Ред.: И,М, Удовенко и др. – Мн., 1998. –261 с. 8. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 1997. – 179 с. 9. Пилуй М. Безработица и ее социально – демографические последствия // Белорусский Банковский Бюллетень. – 2001. - №27 10. Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001. -№4 11. Пархимчик Е. Краткий обзор некоторых тенденций в сфере занятости республики // Финансы. – 2001. - №4 12. Новиков М.М. Через рыночный механизм занятости – к высшей производительности труда (Аналитический взгляд на рыночные преобразования в экономике) // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. - №5 13. Ванкевич Е.В. Избыточная занятость: истоки и последствия // Белорусский экономический журнал. – 2000. - №2 14. Никитин А. Безработица год от года молодеет // 168 часов Минска. – 2001. - №8 -----------------------
[pic] D Спрос на труд Равновесие
S
Предл.труда
Страницы: 1, 2, 3, 4
|