Федеральный бюджет и ответственность за нарушение бюджетного законодательства
смотреть на рефераты похожие на "Федеральный бюджет и ответственность за нарушение бюджетного законодательства" МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Томский политехнический университет ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра экономики “Федеральный бюджет и ответственность за нарушение бюджетного законодательства”. Курсовая работа студента II курса группы 3Б61 Гузыря Владимира Васильевича. Научный руководитель: канд. эконом. наук, доцент Еремин Василий Васильевич. Томск - 1997 Оглавление. стр. Введение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - 3
I. Бюджетная система и федеральный бюджет Российской
Федерации. - - - - 4 1) Понятие бюджетной системы и ее звенья - - - - - - - - - - - -
4 2) Федеральный бюджет. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - 8 3) Федеральное бюджетное финансирование. - - - - - - - - - - 9 4) Доходные статьи федерального бюджета. - - - - - - - - - - - 11 5) Внебюджетные фонды. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - 16 6) О проекте Бюджетного кодекса. - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - 19
II. Налоговая система России. - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - 21 1) Налоговая система. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - 21 2) Суть Налогового кодекса. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - 23
III. Контрольные функции и санкции, применяемые к нарушителям бюджетного и налогового
законодательств.- - 26 Заключение. - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - 30 Список используемой литературы. - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - 3_ Введение. Динамичное и устойчивое развитие общества невозможно без активного
участия государства в экономических процессах, которое реализуется прежде
всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал
Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально
развитых стран мира. В этой курсовой я попытался объяснить структуру бюджетной системы
Российской Федерации, указал из каких звеньев она состоит, как строится
доходная и расходная части федерального бюджета. Также здесь перечисляются
основные налоги, при помощи которых взымаются с населения, предприятий,
организаций денежные средства, за счет которых формируется федеральный
бюджет. На различных этапах развития экономики федеральный бюджет является
инструментом осуществления государственной политики, основным источником
денежных средств для финансирования, реализации намеченных программ и
мероприятий. Сейчас для России, в условиях становления рыночной экономики,
очень важно определить направления и характер бюджетных процессов,
поскольку они имеют важное значение для формирования социально-
экономической политики государства на перспективу. Как видно из уже сказанного, федеральный бюджет играет огромную роль в
экономическом развитии государства, поэтому очень важно для экономики
страны вовремя принимать закон о федеральном бюджете на каждый конкретный
год. При этом обязательно нужно учитывать те изменения, которые произошли в
экономике государства за предыдущий и текущий годы и соответственно им
определять статьи расходов федерального бюджета. Сейчас, в рамках сложившейся в России экономической ситуации, очень
трудно составить сбалансированный бюджет, связано это в основном с
нестабильностью налоговых поступлений и тяжелым кризисом в промышленном
секторе производства. Но в последнее время наметились сдвиги к улучшению
экономической ситуации, зафиксирован рост промышленного производства, более
четкая работа налоговых органов и органов федерального казначейства,
увеличение контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательств.
Как следствие, я думаю, следует ожидать стабилизации экономики и
прогрессивного развития страны в целом. I. Бюджетная система и федеральный бюджет Российской Федерации. I.1. Понятие бюджетной системы и ее звенья. Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения
государства на федеральном, региональном (субъектов федерации) и
местном уровнях с государственными, акционерными и иными
предприятиями и организациями, а также населением по поводу
формирования и использования централизованного фонда денежных
ресурсов. Бюджет - это подробное описание расходов, а также финансовых
планов отдельных людей, компаний или правительства. Бюджет является
формой образования и расходования денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых
ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой
политики государства. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему
государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и
принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством. Федеральные, региональные и местные органы государственной и
муниципальной власти и управления посредством бюджетных отношений
получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого
национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федеральный бюджет РФ; бюджеты национально-государственных и административно-
территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации,
или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты
республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; местные бюджеты. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой
политики государства, цели которой обуславливаются его экономической
политикой. Государственный бюджет является главным звеном финансовой
системы, при этом значение государственного регулирования через бюджетную
систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в
настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов.
Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый
рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного
финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через
системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать
надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых
обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании
экономикой: как на макроэкономическом уровне - в обеспечении определенных
темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении
финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны,
производственной и непроизводственной сферами; так и на микроэкономическом
- перераспределение финансовых ресурсов между формами собственности,
отдельными группами и слоями населения и т.п. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю
национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-
культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов
государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит
перераспределение национального дохода, что создает возможность
маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и
уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять
единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Средства бюджета направляются на осуществление инвестиционной политики,
субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей.
Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию
рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-
технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя
различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно
изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например -
ликвидировать нерентабельные предприятия или перепрофилировать их. Важная роль государственного бюджета не ограничивается только лишь
финансированием сферы материального производства, бюджетные ресурсы также
направляются и в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение,
культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-
культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных
фондов. Расходы бюджета, которые обуславливаются реализацией социальной
политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству
развивать систему народного образования, финансировать культуру,
удовлетворять потребности граждан государства в медицинском обслуживании,
осуществлять социальную защиту и др. В сегодняшних условиях перехода на рыночные отношения государственный
бюджет сохраняет свою важную роль, изменяются только лишь методы его
воздействия на общественное производство путем создания иного режима
расходования бюджетных средств и в связи с этим немного другого принципа
регулирования самой экономикой и социальными сферами. До 1991 года ведущее место в системе планового управления экономикой
занимал государственный бюджет СССР, составной частью которого был
госбюджет РСФСР. Госбюджет СССР являлся основным финансовым планом
образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов.
Через него государство концентрировало у себя значительную долю (свыше
половины) национального дохода страны и централизованно ее распределяло для
целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных
проблем, содержания органов государственной власти и управления, укрепления
обороны страны. Государственный бюджет занимал ведущее место в обеспечении
расширенного воспроизводственного процесса финансовыми ресурсами,
направлении капитальных вложений на нужды развития отраслей и регионов
определяющих темпы роста экономики страны. Ведущая роль бюджета
распространилась и на непроизводственную сферу (образование,
здравоохранение и др.). Бюджетная система страны была единой. В последние годы в условиях создания Российского государства, развития
рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления
самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном
устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали
самостоятельными: республиканский бюджет Российской Федерации (он получил
название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе
Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-
территориальных образований. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней
управления перестали включать в себя доходы и расходы бюджетов нижестоящих
уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и
автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и
предоставлено право определять направления их использования и расходования.
Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между
уровнями власти. Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21
республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56
краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских
бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов
и около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные,
поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях
реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу,
использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,
взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного
процесса. Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом
деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и
исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное
перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или соответствующей
территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединительный
бюджет законодательными органами не утверждается и используется для
аналитических целей. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет
органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для
реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и
расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии
с разграничением функций органов государственной власти по уровням
управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно
решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в
регулировании экономических процессов и решении социальных проблем
значительно возросла, а их функции существенно расширились. Следует
отметить, что в условиях перехода к рыночной экономике меняются направления
вложений бюджетных средств и методы бюджетного воздействия. И, конечно,
очень важно выделить ту роль, которую играет федеральный бюджет Российской Федерации. I.2. Федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым
планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается
Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус
федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые
для последующего их перераспределения и использования для целей
государственного регулирования экономического развития страны и реализации
социальной политики на территории всей России. Кроме того, за счет средств
федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов
государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны,
финансовая помощь субъектам федерации, обслуживание государственного долга,
пополнение государственных запасов, резервов и другое. Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации,
в которой выделяются целевые направления государственной деятельности,
вытекающие из основных функций государства. Это четко можно увидеть на
перечне расходов федерального бюджета в таблице 1. В зависимости от влияния на процесс расширенного воспроизводства
бюджетные расходы делятся на текущие (на обеспечение текущих потребностей)
и капитальные (на инвестиционные нужды и прирост запасов). Таблица 1. Расходы федерального бюджета на 1995 год. (по разделам бюджетной классификации)
|Виды расходов |Сумма,млрд.руб. |
|Государственное управление |5175 |
|Международная деятельность |21006 |
|Национальная оборона |59379 |
|Правоохранительная деятельность и обеспечение | |
|охраны государства |19389 |
|Федеральная судебная система |1385 |
|Фундаментальные исследования и содействие | |
|научно-техническому прогрессу |7455 |
|Промышленность, энергетика и строительство |32441 |
|Сельское хозяйство и рыболовство |10204 |
|Охрана окружающей природной среды и природных | |
|ресурсов, гидрометеорология, картография и |1672 |
|геодезия | |
|Транспорт, дорожное хозяйство, связь и | |
|информатика |600 |
|Развитие рыночной инфраструктуры |6 |
|Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций| |
|и последствий стихийных бедствий |2779 |
|Образование |10981 |
|Культура и искусство |1644 |
|Средства массовой информации |1894 |
|Здравоохранение и физическая культура |5034 |
|Социальная политика |11926 |
|Обслуживание государственного долга |22942 |
|Пополнение государственных запасов и резервов |10199 |
|Прочие расходы |45774 | I.3. Федеральное бюджетное финансирование. Бюджетное финансирование, наряду с кредитованием и передачей
федеральных бюджетных средств в управление, является одной из форм
финансовой деятельности Российской Федерации в области государственных
расходов. Основной признак бюджетного финансирования состоит в
безвозвратности и бесплатности предоставляемых средств. Направления
финансирования на каждый год определяются федеральным законом о федеральном
бюджете. При регулировании процесса бюджетного финансирования в нормативных
документах Министерства финансов Российской Федерации используются такие
термины, как бюджетные назначения, распорядитель бюджетных ассигнований. Под бюджетными назначениями понимается сумма средств, предусмотренная в
федеральном бюджете на соответствующий год.
Страницы: 1, 2, 3
|