Данные
регулярных опросов позволяют оценить динамику предпочтении различных форм
вложении денежных средств. Следует отметить, что респондент, отвечая на вопрос,
мог выбрать не один, а несколько возможных вариантов ответа, поэтому в каждом
случае сумма, полученных частот может превышать 100%.
Как
видно из рисунка 5, вплоть до конца 1999 г. привлекательность организованных
форм хранения сбережений непрерывно снижалась. Пик доверия к Сберегательному
банку пришелся на июнь 1996 г.: 37% респондентов выбрали его для вложения своих
денег. В сентябре 1999 г. их было уже около 25%. Наибольшее доверие к
коммерческим банкам люди испытывали в 1993-1994 гг. (12-17%), затем началось
непрерывное снижение до 5-6%, а финансовый кризис летом 1998 г. и вовсе
подорвал его (1-2% осенью 1998 г. и в 1999 г.). Аналогично развивались события
с акциями и другими ценными бумагами, хотя доверие к этим финансовым
инструментам у населения оставалось все же несколько выше – около 4%.
Рис. 3. Если у
Вас есть (или были бы) сбережения, накопления,
то каким образом
Вы предпочли бы хранить их в нынешней ситуации?
В 2000
г. ситуация в некоторой степени переломилась. Впервые с конца 1995 г. снизилась
популярность такой формы хранения денежных средств, как наличная валюта: с 53
до 42%. Одновременно возросла доля людей, отдающих предпочтение наличном
рублям: с 16 до 24%. Это связано, по-видимому, с тем, что валютный курс рубля
оставался в течение последнего года достаточно стабильным. Несколько
увеличилось число людей, готовых положить деньги/на депозитный вклад в
Сбербанке (с 25 до 29%) или коммерческом банке (с 1,4 до 2,6%).
Чем же
обусловлен выбор конкретной инвестиционной, стратегии тем или иным домохозяйством?
Представляется, что на него влияют не только материальное положение семьи
(уровень текущих доходов, размер накоплений и наличие в семье товаров
длительного пользования) и ситуация в стране (инвестиционный климат), но и ряд
других факторов – социальных и психологических, которые могут играть не
меньшую, а порой даже и более значимую роль, чем "экономические". К
таким факторам можно в первую очередь отнести:
Ø уровень
доверия к государству и различным финансовым институтам;
Ø опыт
финансового поведения в прошлом (участие в "пирамидах", покупка акций,
ценных бумаг) и его субъективная оценка ("выиграл" или
"проиграл");
Ø оценка
текущей ситуации в стране (ее благоприятность для осуществления сбережений) и
представления о ее возможных изменениях в будущем (оптимизм/пессимизм);
Ø
склонность индивида к риску;
Ø
знание основных финансовых инструментов,
информированность о возможностях вложений;
Ø
информационные источники, используемые при
принятии решения о вложении денежных средств.
2.3. Зависимость
потребления и сбережения от уровня
развития
экономики страны
Сравнение
уровня жизни населения разных стран путем сопоставления доходов домохозяйств
широко используется международными организациями и национальными правительственными
органами при разработке мер социального и экономического развития. В основе
Программы международных сопоставлений (ПМС) ВВП, осуществляемой Организацией экономического
сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения
международных сопоставлении макроэкономических показателей. лежат расчеты
паритетов покупательной способности валют.
Паритеты
покупательной способности валют (ППСВ) представляют собой количество единиц
валюты, необходимое для покупки некоего стандартного набора товаров и услуг,
который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (одну единицу общей
валюты группы стран – долларов США, евро, австрийских шиллингов). Например, для
покупки в США условной корзины товаров необходимо иметь 100 долл. США. Для покупки
той же корзины товаров в 2001 г. в России необходимо было иметь, с учетом покупательной
способности российской валюты, 1281 руб. Это означает, что в 2001 г. паритет
покупательной способности рубля по отношению к доллару США составил:
ППСВ
выступают своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских цен.
Различие между ними состоит, в том, что индексы цен определяют изменение
покупательной способности валюты одной страны во времени, а ППСВ измеряют
изменение покупательной способности валют разных стран в один и тот же период
времени. При этом индексы потребительских цен (национальные дефляторы), в отличие
от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений,
связанных с игнорированием изменений структуры ВВП во времени, тогда как при
построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных
пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП.
ППСВ –
статистическая категория, выступающая инструментом обеспечения международной
сравнимости макроэкономических агрегатов (ВВП, ВНП). ППСВ представляют собой
коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами сравниваемых стран, и
позволяют корректные межстрановые сопоставления как общего объема ВВП, исчисленного
методом конечного использования, так и его основных составляющих. Применение в
этих целях обменных валютных курсов, по мнению экспертов в этой области,
обеспечивает менее правдоподобную картину фактического благосостояния
населения, чем применение ППС. Расчеты с использованием обменных валютных
курсов отражают не только различия в количестве товаров и услуг, произведенных
в соответствующей стране, но также и различие в уровне цен между странами. ППС
получают путем непосредственного сопоставления цен на товары и услуги в
различных странах, и когда их используют для расчетов сопоставимых показателей
ВВП, они отражают точнее различия в объемах произведенных товаров и услуг.
Международные сравнения удельных (душевых) величин ВВП, приведенных при помощи
ППСВ к единому масштабу цен, позволяют выявить различия в уровнях экономического
благосостояния населения разных стран, оценить экономический потенциал стран Европейского
и Мирового содружества на основе сравнений объемов ВВП.
ОЭСР,
по данным за 1996 г., измерила реальный ВВП на душу населения, основанный на
ППСВ, а не на валютных обменных курсах. В целом для ОЭСР, реальный ВВП на душу
населения в 1996 г. составил порядка 20 тыс. долл. США. Приняв это за 100, в Балканском
регионе наблюдается такое распределение стран по уровню ВВП на душу населения:
Словения – 67, Румыния – 33, Хорватия – 32, Болгария – 25, Македония – 21 и Албания
– 14.
Для
сравнения, среди стран СНГ максимальный показатель ВВП на душу населения, был
достигнут Россией – 34, следом идут Беларусь и Казахстан – 26 и 22
соответственно[8].
Многочисленные
исследования структуры распределения доходов в разных странах позволили выявить
некоторые основные закономерности их дифференциации.
1. В
странах с примерно близким уровнем социального и экономического развития
основные характеристики дифференциации доходов весьма близки.
2. В
развивающихся странах дифференциация доходов обычно выше, чем в развитых
индустриальных странах.
3. При
плавном, эволюционном развитии в странах с рыночной экономикой изменения в
дифференциации доходов происходят, как правило, постепенно, без резких скачков,
что является одним из важных факторов их социальной и политической
стабильности.
Как
видно из табл. 4, дифференциация населения США по уровню доходов остается
практически неизменной в течение всего послевоенного периода. Хотя в пределах
этого периода, в частности при администрации Рейгана, наблюдалось и попятное
движение, так что коэффициент Джини в 1987 г. даже превышал уровень 1947 г. При
этом доля высшей квантили в 80-е гг. выросла на 2.1 процентных пункта в
основном за счет сокращения доли трех низших.
Обратите
внимание, что коэффициент Джини менялся в меньшей степени, чем показатели,
характеризующие каждую из пяти квантильных долей. Последние в определенной мере
“взаимопогашались”, так что площадь под кривой Лоренца могла и вообще оставаться
неизменной, несмотря на некоторое изменение конфигурации самой кривой.
Таблица
4.
Распределение
населения США по 20 %-ным группам в 1947-1987 гг.
(доля
в доходах в %)
Группа
в порядке
роста
доходов
|
1947
|
1967
|
1980
|
1987
|
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая
Kоэффициент Джини
|
5.0
11.8
17.0
23.1
43.0
0.350
|
5.7
12.4
17.7
23.7
40.6
0.323
|
5.1
11.6
17.5
24.3
41.6
0.340
|
4.6
10.8
16.9
24.1
43.7
0.368
|
Заключение
В
заключение курсовой работы необходимо подвести основные итоги и сделать следующие
выводы.
Сложность выбранной темы
заключается в том, что рынок сбережений затрагивает интересы многочисленных,
часто очень влиятельных групп. Государство не стремится ввести строгий механизм
прироста денежной массы, который лишит его власти в этой сфере. Финансовые
посредники имеют необоснованные доходы и также не заинтересованы в их потере.
Однако анализ ситуации может вскрыть качественное влияние различных факторов на
данные экономические институты и помочь построить систему мероприятий, направленных
на мобилизацию сбережений.
Условием социальной
стабильности любого государства выступает наличие широкого слоя так называемого
«среднего класса» населения. В странах Запада процесс формирования этого слоя
завершился несколько десятилетий назад. В нашей же стране существует значительный
диспаритет между наиболее обеспеченным и наиболее бедной часть населения.
Учитывая
ограниченные ресурсы государства, целесообразно поощрять любую активность
населения в целях обеспечения собственного материального благополучия, устанавливая
выгодные условия, льготы и гарантии для личных вложений в образование детей,
повышение своей квалификации, в персонифицированную медицину, различные пенсионные,
страховые фонды, покупку жилья и пр.
Содержание
следующего за антикризисным стабилизационного этапа политики доходов должно
включать неуклонный рост реальных доходов, резкое уменьшение бедности,
обеспечение доступности товаров и услуг по сбалансированным с типичными
доходами ценам.
В
данный период увеличится доля платных социальных услуг (образования, здравоохранения,
социального страхования, жилья и т.п.). Но для этого нужен рост личных доходов
и особенно рост цены рабочей силы. Необходимо добиться адекватности минимальной
заработной платы прожиточному минимуму, иначе говоря, воспроизводственным издержкам
на рабочую силу, включая иждивенца, а также существенно повысить долю заработной
платы в ВВП (до 50-60%) на основе более справедливого механизма распределения
дохода предприятия между предпринимателем и трудовым коллективом, что и будет
практической реализацией идеи трипартизма в России.
Следовало
бы также использовать и другие известные методы политики доходов: поощрять
любые социально ориентированные накопления (к примеру, на цели образования,
лечения), предоставлять по выбору налоговые льготы вместо детских пособий, льготировать
вложения семей в негосударственные пенсионные фонды, в обучение детей, в содержание
престарелых иждивенцев и т.п. Курс на рост доходов и цены рабочей силы приведет
к уменьшению вмешательства государства в распределительные отношения с населением.
Сейчас,
как известно, правительство сосредоточило свои усилия на пересмотре системы
социальных гарантий и льгот гражданам. Определенное упорядочение и снижение
гарантий неизбежно из-за дефицита бюджета. Но опыт Центральной и Восточной
Европы показал, что действовать подобным образом следует только одновременно с
оживлением экономики, когда расширяются границы самообеспечения экономически
активного населения. В противном случае – неизбежны серьезное падение уровня
жизни, обнищание населения, социальные конфликты.
Список использованных источников
1.
Акиндинова
Н. Склонность населения России к сбережениям // Вопросы экономики 2001 №10 с.
80.
2.
Архипов
А.И. Экономика. М.: Проспект 1998.
3.
Бернштам
М.С., Гуриев С.М. Механизм стимулирования экономического роста посредством
восстановления сбережений населения // Экономика и математические методы. – 1996.
– Т.32. – вып.3. – С. 31-53.
4.
Ветров
М. Специфика процесса сбережений населения России // Экономист. 1999 №9 с. 67
5.
Власьевич
Ю. Экономика России: эффекты и парадоксы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
6.
Гуриев
С.М. Математическая модель стимулирования экономического роста посредством восстановления
сбережений //Мат. моделирование. – 1996. – Т.8. – №5.
7.
Денисов
Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2001 .№6. С. 3.
8.
Доходы
и расходы населения в 1995-1997 гг. // Центр. – 1997. – №8/9. – С. 41-43.
9.
Елисеева
И. Социальная статистика М.: Финансы и статистика, 2001. С. 215-220.
10. Как россиянам
создать и сохранить богатство // Финансы и статистика. – 1995. – №5. – С. 222.
11. Компенсация
дореформенных сбережений // Рынок ценных бумаг. – 1995. – №14. – С. 42-45.
12. Красильникова М.
Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2001 №9 с. 70.
13. Максимова В.Ф.
Микроэкономика. Распределение дохода. М.: ИНФРА. 2001.
14. Маркетинговое
исследование рынка – методы получения информации и ее анализ // Маркетинг. – 1994.
– №2. – С. 78-88.
15. Молчанов А.В.,
Тавашев А.М. О безопасности банковской системы России // Проблемы прогнозирования.
– 1995. – вып.1. – С. 35-43.
16. Сбережения
средних слоев населения России // Экономика и организация промышленного производства.
– 1997. – №6. – С. 125-141.
17. Современная
экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1996. С. 258-269.
18. Соколинский В.
Психология доходов и сбережений // Финансовый бизнес. 2001. №8 с. 32
19. Стребков Д.
Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики.
2001 №10. С. 97.
20. Экономика:
Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК,
1999. С. 341-347.
[1] Современная
экономика. / Под ред. Мамедова О.Ю. – Ростов-на-Дону, 1996. С. 258-269.
[2] Экономика:
Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во БЕК,
1999. С. 341-347.
[3] Красильникова
М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2001 №9 с. 70.
[4] Ветров М.
Специфика процесса сбережений населения России // Экономист. 1999. №9. С. 67.
[5] Акиндинова Н.
Склонность населения России к сбережениям // Вопросы экономики 2001. №10. С.
80.
[6] Акиндинова Н.
Склонность населения России к сбережениям // Вопросы экономики 2001 №10 с. 80.
[7] Стребков Д.
Трансформация сберегательных стратегий населения России // Вопросы экономики.
2001 №10. С. 97.
[8] Елисеева И.
Социальная статистика М.: Финансы и статистика, 2001. С. 215-220.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|