Меню
Поиск



рефераты скачать Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики

p> Одним из сложных вопросов регулирования экономических отношений между центром и предприятиями является определение стоимости услуг, оказываемых центром. Как правило, предприятия, входящие в ассоциации, платят взносы в процентах от объема продаж или товарооборота. В.Я.Швец для оценки стоимости услуг центра предложил методику, в соответствии с которой при определении порядка и размера отчислении учитывается различный характер управленческих функций. «Целесообразно разработать систему коммерческих отношений между предприятиями и центром, основанную на взаимной ответственности. За некачественное или несвоевременное выполнение управленческих функций, влекущее за собой потери на предприятиях, отчисления центру должны уменьшаться.»[7,стр25]

2.2. Конкурентоспособность как локальная функция управления предприятием

Конкурентоспособность фирмы является основным критерием эффективности производства и системы управления.

Под конкурентоспособностью в условиях рынка подразумевается реальная и потенциальная способность компаний проектировать, производить и сбывать продукцию, которая по своим ценовым и неценовым параметрам более привлекательна, чем продукция конкурентов.

К главным условиям обеспечения конкурентоспособности объектов относятся:

Использование научных подходов к стратегическому менеджменту.

2. Обеспечение единства развития техники, технологии, экономики, управления.

3. Рассмотрение в единстве качества и совокупных расходов на всех стадиях жизненного цикла объекта.

4. Использование современных методов исследований и разработок.

5. Рассмотрение взаимосвязей функций управления любым процессом на всех стадиях жизненного цикла.

В условиях рыночной экономики фирма-производитель не может продолжительное время занимать устойчивую позицию на рынке, опираясь исключительно на конкурентоспособность своей продукции. Необходима оценка конкурентоспособности производителя, а не отдельного товара. Такой подход должен стать обычным для предприятий, осваивающих новый рынок, при принятии решений по вопросам расширения или сокращения деятельности, а также при решении целого комплекса управленческих задач и проблем.

В экономической литературе рассматривается несколько подходов к оценке конкурентоспособности предприятий. Согласно теории эффективной конкуренции интенсивность конкуренции и, следовательно, уровень конкурентоспособности компании определяются потенциалом рынка; легкостью вхождения на него; видом товара; однородностью рынка; структурой отрасли или конкурентными позициями фирм; возможностями для технологических нововведений и пр.

Анализ этих факторов должен сопровождаться детальной оценкой экономических показателей деятельности фирмы. Такой подход позволяет в определенных пределах делать выводы относительно деятельности отдельного не только предприятия, но и отрасли в целом. При этом необходимо учитывать, что чрезмерно детальный анализ отраслевых показателей может привести к недостаточной оценке локальных факторов, влияющих на деятельность предприятия.

Наиболее оптимальной, с точки зрения информативности и практической применимости полученных результатов, является комплексная оценка уровня конкурентоспособности. Она базируется на тщательном анализе технологических, финансовых, производственных и сбытовых возможностей фирмы по определенным показателям. В результате их анализа получают информационный массив, который является базой для принятия дальнейших управленческих решений структурного и инфраструктурного характера.

2.3. Механизм осуществления функции « организация ».

Применительно к управлению функция организация представляет собой процесс:

? закрепления вариантов разделения управленческого труда между персоналом

фирмы;

? построение организационной структуры системы управления фирмой;

? создания в целом работоспособной фирмы как системы;

? формирования устойчивой совокупности всех сторон деятельности фирмы

(технической, технологической, экономической, финансовой...).

Последовательность осуществления функции «организация»:

1.Определение целей и задач совместной деятельности людей;

2.Выявление потребности в ресурсах для осуществления целей;

3.Установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и сроков их выполнения;

4.Выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

5.Установление между людьми организационно-экономических отношений.

2.4. Функция управления "мотивация": понятие, содержание, методы.

Функция "мотивация" включает в себя разработку и использование стимулов к

эффективному взаимодействию субъектов совместной деятельности и их высокорезультативному труду. В практике менеджмента применяются материальные и моральные стимулы. При их выборе и обосновании руководствуются следующими принципами: а) обеспечение непосредственной зависимости величины стимулов от конечных

результатов деятельности каждого работника и фирмы в целом; б) связь стимулов с целями деятельности фирмы; в) дифференциация величины стимулов в зависимости от вклада каждого работника в общее дело; г) единство интересов работника, фирмы и общества; д) сочетание материальных и моральных стимулов; е) сочетание стимулов с санкциями за низкопродуктивную работу.

Мотивация должна:

– ориентироваться на конечные результаты деятельности;

– направляться на удовлетворение реальных (истинных) интересов участников

совместной деятельности;

– принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать противоречие с другими принципами управления.

2.5. Эффективность управления предприятием в современных условиях развития рынка

Сегодня руководителям украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Достичь таких результатов можно, лишь используя современные информационные технологии в управлении предприятием, что в корне меняет методы координациии контроля, снижает роль личного наблюдения за работой подчиненных и бюрократических форм согласования тех или иных решений.

Применение информационных технологий в деятельности предприятий это не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечисленное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

На сегодняшний день в Украине существует множество компаний, которые предлагают заказчикам свои услуги в области создания информационных систем управления. Большей частью это представительства иностраннных компаний, услуги которых не всегда удовлетворяют украинских заказчиков в силу нескольких причин. Во-первых, программные продукты разрабатывались для зарубежных предприятий, вследствие чего возникают трудности в адаптации системы при ее внедрении на отечественном предприятии. Во-вторых, зарубежные продукты не устраивают руководителей с финансовой точки зрения, ведь их стоимость намного выше украинских аналогов.

Что касается отечественных разработчиков или, точнее, украинских производителей программных продуктов, то на сегодняшний день в Украине их сравнительно немного, но они постепенно расширяются и вытесняют своих зарубежных конкурентов благодаря более совершенным продуктам и технологиям, гибкой ценовой политике.

Предприятиям можно прибегнуть к так называемому бизнес-консалтингу, когда на основе анализа полученной информации компании занимающиеся этим определяют концепцию деятельности предприятия, строят правильную бизнес- логику, определяют стратегию развития и устанавливают достижимые цели.

Выработка стратегии и тактики бизнеса, придание ему управляемого и регулируемого характера, повышение его эффективности — вот те задачи, решение которых является сферой деятельности таких компаний.

С момента образования компании «Софтлайн», оказывающей услуги в области инвестиционного и управленческого консультирования предприятий. ее заказчиками стал целый ряд крупных производственных, финансовых, торговых компаний и учреждений как в Украине, так и за ее пределами. Среди них:
Государственное предприятие связи «Укрпочта», Министерство финансов
Украины, Государственный центр занятости, крупнейшая в странахСНГ
Ташкентская республиканская товарно-сырьевая биржа, АО «КийАвиа»,
Государственное транспортно-экспедиционное предприятие «Интертранс» и многие другие предприятия и организации.

Глава II

1. Расчетное задание

Разработан технический проект строительства и эксплуатации кирпичного завода производственной мощностью Nм (тыс. шт./год). Период строительства и освоения производственной мощности нового предприятия (( Т) равен 0,8 года.
Признано целесообразным 10% производственной мощности завода использовать в качестве резерва.

В соответствии с проектом ежегодные постоянные расходы завода составляют
Спос. (тыс. грн./год), а переменные – Сп (грн./шт.). Рыночная цена кирпича на момент проектирования завода определяется как Цр (грн./шт.). Прогнозные исследования показывают, что к началу эксплуатации завода цена кирпича изменится: от (min =1,14 до (max =1,2. Капиталовложения в создание завода определяются как К (тыс. грн.). Норма эффективности капитальных вложений
(Ен), установленная фирмой, равна 0,20. Ожидаемый спрос на кирпич составляет 1,25 Nм. Величиной инфляционных ожиданий можно пренебречь.

При расчетах примем, что планируемый выпуск кирпича составляет
85% производственной мощности предприятия, а налоги определяются как: ( = 0,215 величины постоянных затрат (условно-постоянные годовые налоги) и ( = 0,28 балансовой прибыли предприятия (переменные налоги, зависящие от производственной деятельности предприятия). С помощью метода затратного ценообразования необходимо определить величину следующих показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса: годовую производственную программу ; ожидаемую цену реализации кирпича за единицу продукции; годовую выручку от продажи кирпича; годовые переменные текущие затраты; условно-постоянные текущие затраты на единицу продукции; себестоимость производства единицы продукции; себестоимость производства годовой товарной продукции; величину годовой балансовой прибыли предприятия; рентабельность производства кирпича; годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия; характеристику и степень надежности будущего бизнеса; величину годового совокупного налога (при отсутствии льгот по налогообложению); годовую производственную программу самоокупаемости предприятия с учетом его налогообложения; долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов; долю балансовой прибыли, изымаемую в бюджет в качестве налогов
(совокупный налог в процентах от балансовой прибыли); коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений (с учетом риска предпринимательства).

После всех проведенных расчетов необходимо сделать вывод о целесообразности бизнеса

Результаты выполненных расчетов оформить в сводной таблице. Построить график издержек и результатов производства в зависимости от производственной программы предприятия.

Таблица 2

Основные показатели для расчета эффективности строительства и эксплуатации кирпичного завода

|Порядковый номер |nm |Сп |Цр |Спос |К |
|фамилии студента в| | | | | |
|групповом журнале | | | | | |
|4 |11000 |0,228 |0,835 |2650 |3850 |

2. Решение задания по 4-му варианту на основе затратного ценообразования

1) Определим годовую производственную программу завода по формуле:

N = Км( Nм = 0,85(11000 = 9350 тыс. шт.,

(1) где Nм — годовая производственная мощность предприятия;

Км — коэффициент использования производственной мощности.

2) Определим ожидаемую цену одного кирпича по формуле:

Ц = 0,5 (1,14 + 1,2) ( 0,835 =0,97695грн./шт.

(2)

3) Определим годовую выручку от продажи кирпича по формуле:

В = N ( Ц = 9350000 ( 0,97695 = 9 134482,5 грн./год.

(3)

4) Определим годовые переменные затраты предприятия по формуле:

Спер = Сп ( N = 0,228( 9 350000 = 2 131800 грн./год. (4)

5) Определим условно-постоянные затраты на единицу продукции по формуле:

Спос = Спос : N=2 650 000 : 9 350 000 = 0,28342 грн./шт.
(5)

6) Определим себестоимость производства единицы продукции по формуле:

С= Сп + Спос = 0,228 + 0,28342 = 0,51142 грн./шт.

(6)

7) Определим себестоимость годовой товарной продукции по формуле:

Сm = C( N = 0,51142( 9 350 000 = 4 781 777 грн./год
(7)

8) Определим величину годовой балансовой прибыли предприятия по формуле:

Пб= N ( (Ц – С) = 9 350 000 ( (0,97695 – 0,51142) = 4 352 705,5 грн./год. (8)

9) Определим рентабельность производства кирпича по формуле:

Р = (Ц – С) : С = (0,97695 – 0,51142) : 0,51142 = 0,9102 или
91,02% (9)

10) Определим годовую производственную программу самоокупаемости деятельности предприятия по формуле:

Nc = Спос : (Ц – Сп ) =2 650000 : (0,97695 -0,228) = 2 650000 : 0,74895
=

=35 38287шт./год.

(10)

11) Определим характеристику и степень надежности будущего бизнеса (для этого воспользуемся табл.2). Отношение производственной мощности предприятия к производственной программе самоокупаемости составляет:

Хр= 11 000 000 : 3 538287 = 3,108

Полученная цифра свидетельствует, что бизнес опосредованно учитывает неопределенность будущей рыночной ситуации и будет достаточно надежным, так как его уровень риска ниже среднего, а поправочная норма эффективности капитальных затрат Ер, учитывающая риск вложений, составляет 0,17.

Таблица 3

Надежность и риск бизнеса и капитальных вложений в новое предпринимательское дело

|Отношение | | | | | | | | |
|Производствен|(8,0 |( 8,0|( 6,0|( 4,2 |( 3,0|( 2,5 |( 2,0|( 1,7|
|ной мощности | | | |( 3,0 | |(2,0 | | |
| | |( 6,0|( 4,2 | |(2,5 | |(1,7 | |
|к программе | | | | | | | | |
|самоокупаемос| | | | | | | | |
|ти | | | | | | | | |
|(Хр) | | | | | | | | |
|Характеристик|Сверхнад|Высоко|Надежн|Достаточн|Малон|Низкон|Ненад|Безна|
|а |ежный |надежн|ый |о |адежн|адежны|ежный|дежны|
|Надежности | |ый | |Надежный |ый |й | |й |
|бизнеса | | | | | | | | |
|Характеристик|Практиче|Незнач|Малый |Ниже |Сущес|Значит|Высок|Сверх|
|а |ски |ительн| |среднего |твенн|ельный|ий |высок|
|Уровня риска|отсутств|ый | | |ый | | |ий |
| |ует | | | | | | | |
|Рекомендуемая| | | | | | | | |
|поправочная | | | | | | | | |
|норма |0,03 |0,05 |0,1 |0,17 |0,25 |0,33 |0,4 |0,5 |
|эффективности| | | | | | | | |
|капитальных | | | | | | | | |
|вложений с | | | | | | | | |
|учетом риска | | | | | | | | |
|( Ер ) | | | | | | | | |

12) Определим величину годового совокупного налога предприятия (при отсутствии льгот по налогообложению) по формуле:

Н = Нпос + Нпер = ( С пос+ (Пб = 0,215 ( 2 650 000 + 0,28 ( 4 352705,5 =

= 569 750 + 1 218757 = 1 788 507 грн./год.
(11)

13) Определим годовую производственную программу самоокупаемости с учетом налогообложения по формуле

(12)

4 594 859 шт./год

Полученный результат свидетельствует о том, что с учетом налогообложения производственная программа самоокупаемости значительно возросла (с 3 538
287 до 4594895шт./год), т.е. увеличилась в 1,3 раза. Это существенно сокращает величину чистой прибыли, повышает риск вложений в данный бизнес.

14) Определим долю выручки, остающуюся в распоряжении предприятия после выплаты налогов, по формуле:

[pic]=0,2807 (13)

Это значит, что в распоряжении предприятия после выплаты налогов останется почти 28,1 % всей выручки, или 0,281 ( 9 134 482 == 2 566 789 грн./год.

15) Определим совокупный налог в процентах от балансовой прибыли по формуле: н = Н: Пб = 1 788 507 : 4 352 705 = 0,41, или 41%.
(14)

Это достаточно высокий результат, который позволяет сделать вывод о том, что почти 59% балансовой прибыли остается предприятию для социального и производственного развития.

16) Определим коэффициент эффективности и срок окупаемости капитальных вложений с учетом риска предпринимательства по следующим формулам:

[pic] (15)

[pic] (16)

Подставим имеющиеся данные в формулу, получим 0,46

Следовательно, с учетом риска эффективность капитальных вложений полностью удовлетворяет требованиям теории и установленному предпринимателем ограничению нормы эффективности. Теперь можно определить срок окупаемости капитальных вложений по формуле (16): 2,3 года

Вывод: проект будущего бизнеса обеспечивает предпринимателю достаточно высокий доход и может быть рекомендован к реализации с учетом неопределенности будущей рыночной ситуации и риска вложений. По расчетным данным построим график зависимости затрат и результатов производства от объема выпуска продукции, который в определенном масштабе представлен на

Изменение результатов как функция объема производства при затратном ценообразовании:

Заключение

Изучив в данной работе поставленные задачи сделала вывод, что в современных условиях рыночной экономики

Обеспечение конкурентоспособности не просто локальная функция управления предприятием, а и основной критерий эффективности производства и системы управления. Характер мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия обусловливается четкой ориентацией на сравнительные преимущества в конкурентной борьбе. Среди основных мероприятий можно выделить следующие.

1. Инвестиции в новую технику способствуют повышению эффективности производства и являются важным фактором экономического роста.

2. Модернизация производства заключается в усовершенствовании организации производства для получения прироста его эффективности.

3. Внедрение новой технологии способствует укреплению сравнительных преимуществ предприятия.

4. Внедрение новых структур базируется на построении новой системы организации производства.

5. Изменение взаимоотношений с поставщиками ведет к свободному обмену информацией, совместной работе над различными проектами.

6. Новая кадровая политика предусматривает повышение компетентности работников предприятия, уровня их квалификации и мастерства.

Достижение приемлемых параметров конкурентоспособности невозможно без существенных психологических, технологических, инфраструктурных и институциональных изменений во всей экономической системе государства.
Решение большого круга соответствующих проблем зависит от системного подхода и комплексного управления процессом достижения и поддержания конкурентоспособности. Такая задача должна рассматриваться как локальная функция управления предприятием.

Применение информационных технологий в деятельности предприятий это не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все вышеперечисленное обеспечит стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.

Среди многих трудностей функционирования предприятий необходимо выделить проблемы самостоятельного осуществления всех функций управления производством в условиях новых экономических отношений, отсутствия достаточного опыта, разрозненности производственных структур, необходимости обновления ассортимента и повышения качества продукции, ограниченности финансовых ресурсов и другие.

В этих условиях одним из путей повышения эффективности функционирования предприятий является совершенствование организационных форм управления, основанных на разграничении и делегировании функций управления, создании качественно новых отношений между производственными структурами.

Список использованной литературы:

1. Бойко В. В. Экономика предприятий Украины: Учебное пособие. –

Днепропетровск: Пороги, 1997.

2. Герасимович Л.М.Особенности модели системы управления предприятием в условиях компьютерного интегрированного производства//Академічний огляд/ Akademy Review,2/2000,стр93-95

3. Кейлер В. А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М., 1999.

4. Лысый В.Компания «Софтлайн»//Мир денег №2 2000г. стр.52-53

5. Економіка підприємства: Підручник / За заг. ред. С. Ф.

Покропивного. - К.: КНЕУ, 2000.

6. Уварова Т. Обеспечение конкурентоспособности предприятия//Предпринимательство, хозяйство и право №4 1999

7. В.Я Швец.Делегирование предприятиями управленческих функций//Академічний огляд/ Akademy Review,1/1998,стр65-69

-----------------------
[pic]


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.