Меню
Поиск



рефераты скачать Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредита

Форфейтинг как инструмент рефинансирования коммерческого кредита

Учреждение образования

Белорусский государственный университет

Республиканский институт высшей школы

 

Кафедра экономических наук








 

 

Р е ф е р а т

на тему:


“ФОРФЕЙТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОГО КРЕДИТА”










 


















2002 год


 

ОГЛАВЛЕНИЕ



 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ………………………..7

2. ТЕХНИКА СОВЕРШЕНИЯ ФОРФЕЙТИНГОВОЙ СДЕЛКИ …………..11

3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ

ОПЕРАЦИЙ …………………………………………………………………….19

4. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРФЕЙТИНГА И ДРУГИХ ФОРМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТОРГОВЛИ ………………………………….21

5. РИСКИ УЧАСТНИКОВ ФОРФЕЙТИНГОВОЙ СДЕЛКИ И

УПРАВЛЕНИЕ ИМИ …………………………………………………………..23

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...27


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Когда продавец позволяет покупателю отложить оплату уже полученных товаров или услуг, мы говорим, что он предоставляет ему коммерческий (торговый) кредит (trade credit). В балансе покупателя в разделе “Пассивы” он отражается как кредиторская задолженность, а в балансе продавца в разделе “Активы” — как дебиторская задолженность.

Коммерческий кредит — это форма краткосрочного финансирования, предо­ставляемая компании-покупателю. Для компании-продавца торговый кредит — это сред­ство увеличения объема продаж, и его нужно оценивать по степени увеличения дохода при повышении риска. Поскольку многие компании активно используют торговый кредит, нуж­но учитывать влияние соответствующих решений на потоки денежных средств, стои­мость капитала, рост объема продаж и кредитоспособность.

Коммерческий кредит можно охарактеризовать как кредит, предоставляе­мый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Он предоставляется под обязательства должника (покупа­теля) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начис­ляемые проценты.

Применение коммерческого кредита требует наличия у продавца достаточ­ного резервного капитала на случай замедления поступлений от должников.

Продажа товаров в кредит стала обычным способом ведения дел для про­мышленных компаний, предложение кредитных услуг является орудием кон­куренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты дол­гов в срок и больших расходов, связанных с "вышибанием" долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задол­женности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Корпорация должна постоянно пересматривать свою кредитную политику из-за изменения рыночных условий. Кредитная политика состоит из общих направлений принятия решений по выбору надежного заемщика, объема и срока кредита. Эти направления, в дальнейшем, реализуются младшим уп­равленческим аппаратом для принятия ежедневных решений.

В целях эффективного управления этой дебиторской задолженностью на предприятиях долж­на разрабатываться и осуществляться особая политика управления коммерческим кредитом, так называемая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям продукции.

Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реали­зации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Формирование политики управления коммерческим кредитом осуществляется по следующим основным этапам:


1. Анализ дебиторской задолженности предприятия в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности предприятия, а также эффективности отвлеченного в нее оборотного капитала. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. Выделяют несколько основных этапов анализа:

·        На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности предприятия и его динамика в предшествующем периоде;

·        На втором этапе анализа определяется средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде;

·        На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее “возрастным группам”, т.е. по предусмотренным срокам инкассации;

·        На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность;

·        На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от отвлечения оборотного капитала в дебиторскую задолженность.

2. Формирование принципов кредитной политики по от­ношению к покупателям продукции. В современной коммер­ческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принци­пов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операцион­ной и финансовой деятельности предприятия.

В процессе формирования принципов кредитной по­литики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: 1). В каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; б) какой тип кредитной политики следует избрать предприятию.

Формы реализации продукции в кредит имеют две раз­новидности — товарный (коммерческий) кредит и потре­бительский кредит.

Товарный (коммерческий) кредит  представляет собой форму оптовой реализации продукции ее продавцом на условиях отсрочки платежа, если такая отсрочка превы­шает обычные сроки банковских расчетов. Обычно товар­ный (коммерческий) кредит предоставляется оптовому по­купателю продукции на срок от одного до шести месяцев.

Потребительский кредит  (в товарной форме) пред­ставляет собой форму розничной реализации товаров покупателям (физическим лицам) с отсрочкой платежа. Он предоставляется обычно на срок от шести месяцев до двух лет.

Выбор форм реализации продукций в кредит опреде­ляется отраслевой принадлежностью предприятия и харак­тером реализуемой продукции (товаров, услуг).

Тип кредитной политики характеризует принципиаль­ные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности пред­приятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям про­дукции — консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный (или жесткий) тип кредитной поли­тики предприятия направлен на минимизацию кредитно­го риска. Такая минимизация рассматривается как приоритетная цель в осуществлении его кредитной дея­тельности. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой допол­нительной прибыли за счет расширения объема реализа­ции продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупате­лей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его раз­мера; ужесточение условии предоставления кредита и по­вышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.

Умеренный тип кредитной политики предприятия ха­рактеризует типичные условия его осуществления в соот­ветствии с принятой коммерческой и финансовой прак­тикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации по­литики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; уве­личение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности про­лонгирования кредита.

В процессе выбора типа кредитной политики долж­ны учитываться следующие основные факторы:

·        современная коммерческая и финансовая практика осу­ществления торговых операций;

·        общее состояние экономики, определяющее финансо­вые возможности покупателей, уровень их платежеспо­собности; сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию предприятия;

·        потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возмож­ностей ее реализации за счет предоставления кредита;

·        правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

·        финансовые возможности предприятия в части отвлече­ния оборотного капитала в дебиторскую задолженность;

·        финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрица­тельно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприя­тия, вызвать впоследствии значительные расходы по взыс­канию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний  период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа дебиторской задолженности в пред­шествующем периоде); коэффициент соотношения себе­стоимости и цены реализуемой в кредит продукции.

4. Формирование системы кредитных условий. В состав этих условий входят следующие элементы:

·        срок предоставления кредита (кредитный период);

·        размер предоставляемого кредита (кредитный лимит);

·        стоимость предоставления кредита (система ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию);

·        система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.     

5. Формирование стандартов оценки покупателей и диф­ференциация условий предоставления кредита. В основе  установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по представленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.

7. Обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности. Развитие рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют использовать в практике финансового менеджмента ряд новых форм управления дебиторской задолженностью – ее рефинансирование, т.е. ускоренный перевод в другие формы высокооборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги.

В современной практике коммерческий кредит в чистом виде практически не встречается, он входит в категорию косвенного банковского финансирова­ния в качестве ее начальной составной части. Самым распространенным мето­дом рефинансирования коммерческого кредита является форфейтирование.

Форфейтинг (от франц. a forfait – целиком, общая сумма) представляет собой специфическую форму кредитования экс­портеров путем покупки у них коммерческих векселей, акцеп­тованных импортером (или иных долговых требований по внеш­неторговым сделкам), без права регрессивного требования к продавцу в случае неуплаты по векселю. Форфейтирование при­меняется главным образом как способ рефинансирования ком­мерческого кредита во внешнеэкономическом обороте, оно яв­ляется формой трансформации коммерческого кредита в банков­ский.





1. СУЩНОСТЬ ФОРФЕЙТИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Понятие форфейтинга

ФОРФЕЙТИНГ - это покупка долга, выраженного в оборотном документе, у кредитора на безоборотной основе. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе - форфейтинге - от обращения регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.

Механизм форфейтинга используется в двух видах сделок:

· в финансовых сделках - в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;

· в экспортных сделках - для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.

Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя. Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг. Важно, чтобы эти бумаги были “чистыми” (содержащими только абстрактное обязательство).

Возникновение форфейтинга

Форфейтинг возник после второй мировой войны. Несколько банков Цюриха, имевших богатый опыт финансирования международной торговли, стали использовать этот прием для финансирования закупок зерна странами Западной Европы в США. В те годы поставки продукции и конкуренция между поставщиками настолько возросли, что покупатели потребовали увеличения сроков предоставляемого кредита до 180 дней против привычных 90. Кроме того, произошло изменение структуры мировой торговли в пользу дорогостоящих товаров с относительно большим сроком производства. Таким образом, повысилась роль кредита в развитии международного экономического обмена, и поставщики были вынуждены искать новые методы финансирования своих сделок. По мере того как падали барьеры в международной торговле и многие африканские, азиатские, а также латиноамериканские страны стали более активны на мировых рынках, западноевропейские предприниматели все труднее предоставляли кредиты за счет собственных источников, почему поставщики и были вынуждены использовать новые методы финансирования своих сделок.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.