Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулирования
экономически государством. В целом инструментарий государственного
регулирования экономики представлен в таблице 2 . ( смотрите приложение).
2.1.Государственное
экономическое прогнозирование.
Государственное экономическое
прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в
экономике,существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и
имеющихся ресурсов,на учете тенденций развития науки,техники,интеллектуального потенциала,позволяет получить
достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных
условиях.Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать
экономическую политику,определять совокупность рычагов,обеспечивающих ее эффективную
реализацию.
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих
эффективность прогнозов: [1, 89]
- поэтапность процесса
прогнозирования : составление поискового прогноза , разработка нормативного ,
или целевого , прогноза ,разработка конкретных рекомендаций по использованию
экономических регуляторов хозяйственной деятельности ; корректировка
нормативного прогноза с учетом механизма регулирования ;
- составления сценария и
вариантов прогноза ;
- сведение разного рода
прогнозов в систему .
Формирование системы прогнозов
складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций ; развития отраслей ,
видов производств , научно-технического прогресса ; развития территорий ;
экологических прогнозов ; прогнозов внешнеэкономической деятельности.
Прогнозные разработки начали
осуществляться и в России .Например , в январе 1998 г. Правительство РФ приняло
постановление «О разработке прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации на 1999 год , параметров прогноза основных характеристик и
структуры доходов и расходов Федерального бюджета до 2001 года»
2.2. Государственное
экономическое программирование.
Государственное экономическое
программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования
экономики. Это обусловлено тем, что социально – экономические программы,
базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов
государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность.
Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяю
материальные, финансовые средств реализации этих
целей.
Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов
государственного регулирования экономики. По мере усложнения задач стали
формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять
порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять
необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких
целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера; различные
направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные.
Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются как правило, на
пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы
разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой
безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами
административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной
экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация новых
земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами экономического
программирования являются государственные учреждения, ответственные за
составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы
разрабатываются специальным государственным органом или министерствами
экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план
финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются
представители центрального банка, союзы предпринимателей, торгово-промышленные
палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются
парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно
эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики
программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно
- стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством
решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают
социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование
позволяет использовать все средства Государственного регулирования экономики и
избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий
отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование,
заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и
неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение
отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы
были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается
всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
В большинстве стран, где
применяется экономическое программирование, подобные программы носят
рекомендательный, индекативный характер, но имеют строгую целевую направленность.[16,
15]
Объектами целевых
экономических программ являются отрасли, регионы, социальная сфера и её
элементы, направления научных исследований. Примером среднесрочной целевой
программы служит программа Правительства РФ «Структурная перестройка и
экономический рост в 1997 – 2000 годах».
2.3. Бюджетно – налоговая
система.
Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов реального экономического
воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета,
определяемые уровнем доходов, их долей в валовом внутреннем продукте (ВВП),
создают реальные возможности влияния на социально – экономические процессы.
Основным источником доходовой
части бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на
экономику реализуется посредством формирования структуры расходной части
бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части
бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий,
фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы,
приведение её в соответствие с задачами социально – экономического развития
страны.[2, 93]
Переход к рыночным
отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили
налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного
сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло
снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая
структура народного хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли.
Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном
хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством
формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности
для государственного воздействия на экономику.[18, 46]
Влияние налоговой системы на
экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых
ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных расходов и различных выплат
населению государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов
суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора
налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,
государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:
товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том,
как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом и
в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из
владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства
государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и
выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались
власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.[26, 422]
Среди общих принципов налоговой системы можно выделить
следующие:
[22,156]
·
Налоговые
поступления формируют необходимую финансовую базу для операций государства в
экономической сфере, а сама структура, объемы и методы налоговых изъятий
создают возможность целенаправленного воздействия со стороны государства на
темпы и пропорции накопления общественного денежного и производительного
капитала, позволяют ему под свой контроль практический весь совокупный
общественный спрос.
· В движении капитала на разных стадиях
его кругооборота и в различных сферах можно выделить пункты изъятия налогов и
создать целостную систему налогообложения..
· В рыночном хозяйстве
выделяются такие основные группы налогов: [8, 17]
ü
налоги на
доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и др.);
ü
налоги на
собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе на процент и др.);
ü
налоги на
движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на
покупку земли и т.д.);
ü
налоги с
оборота (включая налог на добавленную стоимость);
налог с продаж и акцизный налог
(являются «скрытыми» или косвенными налогами, поскольку обычно перекладываются
с продавцов и производителей через более высокие цены на непосредственных
потребителей).
2.4. Денежно – кредитная
политика.
Денежно–кредитная политика
- является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные
процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно – кредитная политика
государства должна быть направлена прежде всего на обеспечение устойчивого
денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства,
на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с
переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной
банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного
бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.. [24, 97]
В процессе реализации денежно
– кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые
экономические и косвенные методы.
К инструментам прямого
экономического воздействия относятся:
-
целевое
кредитование;
-
установление
кредитных «потолков»;
-
прямой
контроль за установлением уровня процентных ставок.
Меры , связанные с целевым
кредитованием, выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых
учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным
ставкам . Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей
деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в
определённых размерах.
Установление так называемых
кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или
иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в
отдельных сферах хозяйственной деятельности.[11, 89]
Прямой контроль за уровнем
процентных ставок связан с установлением Центральным банком ставки
рефинансирования ( нормы процента – платы за кредит, выдаваемый Центральным
банком коммерческим банкам ), с определением нормы обязательного резервирования
средств коммерческих банков в Центральном банке.
Более широко используется косвенные
методы денежно – кредитного регулирования:
-
регулирование
минимальных резервных требований;
-
осуществление
дисконтной политики ( регулирование учётных
ставок по кредитам);
-
купля –
продажа иностранной валюты;
-
регулирование
ставки рефинансирования коммерческих банков;
-
изменение
курса национальной валюты;
-
эмиссия
денег в обращение в рамках определённых нормативов;
продажа – скупка государственных ценных бумаг.
Большинство современных
экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее
приемлемый для демократического общества инструмент государственного
регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату
правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных
субъектов.[14, 18]
Высшая конечная цель
монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной
занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с
помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются
довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на
изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется
на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например
на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских
резервов или нормы процента и т.д.
В том или ином случае
проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами
являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег
понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется
из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или
спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости
(иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или
спекулятивный спрос).[6, 27]
Инструментарий кредитно-денежной политики [27, 57]
В мировой экономической
практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в
обращении:
·
операции
на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг; политика
учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у
центрального банка;
·
изменение
норматива обязательных резервов.
В настоящее время в мировой
экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы
являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом
рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо
вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке
проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и
других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что
центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или
скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и,
таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Политика учетной ставка
(дисконтная политика). Учетная ставка - это процент, под который центральный
банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в
последней инстанции. Причем центральный банк предоставляет этот кредит не всем
желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое
положение, но испытывает временные трудности.
Учетную ставку устанавливает
центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми,
и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы
коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И
наоборот, увеличение учетной ставки делает займы невыгодными. Более того,
некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их,
так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит
к сокращению денежного предложения.
Среди инструментов монетарной
политики политика учетных ставок занимает второе по значению место после
политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является
главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в
сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке. [9, 357]
Страницы: 1, 2, 3
|