Формирование денежно-кредитной системы ЕС и перспективы развития интеграционных связей с Россией
Формирование денежно-кредитной системы ЕС и
перспективы развития интеграционных связей с Россией
М.А. Давтян, заведующий кафедрой финансов и кредита
Академии труда и социальных отношений
Опыт
развития европейской цивилизации, к которой бесспорно принадлежит и Россия,
убедительно показал, что динамичное развитие общества главным образом зависит
от системы ценностей, лежащих в основе деятельности государства, экономических
субъектов, общественных организаций, повседневной жизнедеятельности каждого
гражданина и его готовности воспринимать перемены. Почти полувековая история
формирования и становления Европейского Союза (ЕС) также очевидно доказывает,
что практически все страны ЕС независимо от уровня экономического развития в
той или иной степени столкнулись с проблемами модернизации и развития
национальных экономик, но во многом благодаря общим и согласованным усилиям,
эффекту интеграции решали и решают эти проблемы с минимальными социальными и
экономическими издержками. Именно этим объясняются интеграционные достижения ЕС
и стремление других восточноевропейских стран, в т.ч. и бывших республик СССР,
войти в состав Европейского экономического и валютного союза (ЭВС).
Наряду
с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе
является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает
и другие финансовые, экономические и социальные задачи. В 1999 г. был создан
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ) с исключительно важными функциями для всего
сообщества, а с 1 января 2002 г. 12 членов ЕС ввели в обращение единую (single)
наличную (а еще раньше и безналичную) валюту евро взамен своим национальным
денежным единицам, которые в течение столетий в разных формах были не только
главным экономическим инструментом и богатством, но и не менее важным атрибутом
государственного суверенитета, таким как герб, флаг или гимн. Наличные деньги
всегда были визитной карточкой страны. Теперь у 12 европейских государств,
которые образовали зону евро, имеется единая визитная карточка.
Для
развития и модернизации российской экономики, обоснования ее интеграционной
стратегии изучение опыта и особенностей формирования Европейского
экономического и валютного союза, а также денежно-кредитной политики его
главного денежного центра, которым стал ЕЦБ, имеет не только теоретическое, но
и чрезвычайно важное экономическое значение. Главной движущей силой появления
евро как единой в рамках ЕС транснациональной валюты, как, впрочем, и других
важнейших качественных изменений ЕС, является необходимость своевременно
адаптироваться к вызовам динамично изменяющегося мира в условиях глобализации.
Поэтому
от успешности усилий официальных властей ЕС по обеспечению устойчивости курса
евро зависят возможности его использования в России в качестве равнозначного к
доллару США международного резервного актива, в том числе и в целях дальнейшей
диверсификации официальных валютных резервов, средств международных расчетов,
платежей и валюты контрактов, а также инструмента заимствования на
международных финансовых рынках.
Это
тем более актуально, поскольку Европейский Союз планирует к середине 2004 г.
принять в свои ряды десять стран (Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия,
Мальта, Польша, Словения, Словакия). Еще две страны - Болгария и Румыния
получили приглашение присоединиться к ЕС в начале 2007 г. Кстати, у многих
приглашенных стран Восточной Европы ключевые параметры (население, объем ВВП,
ВВП на душу населения, доля промышленности, сельского хозяйства и услуг в ВВП,
уровень безработицы, доля экспорта в ЕС из общего экспорта), да и некоторые
критерии присоединения к ЭВС (соотношение государственного долга и ВВП, уровень
инфляции, бюджетный дефицит) значительно уступают аналогичным показателям
России. Предстоящее вступление в Европейский Союз указанных 12 стран увеличит
долю России во внешней торговле с ЕС с нынешних 40% до более чем 60%.
Внимательное
изучение опыта создания ЭВС и анализ единой независимой денежно-кредитной
политики (ДКП) Европейского Центрального Банка важны также с точки зрения
практической реализации подписанных в свое время соглашений и договоров в
рамках СНГ, предполагавших поэтапное формирование единого Таможенного союза,
зоны свободной торговли, общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы,
платежного и даже валютного союза. Но при этом за более чем десять лет не
реализовано ни одного значимого соглашения.
Для
лучшего понимания оптимальных условий, необходимых для реализации
интеграционных проектов в рамках СНГ, требуется объективный анализ богатейшего
опыта европейской интеграции. Особенно это касается ключевой составляющей,
коей, по нашему мнению, является единая и независимая денежно-кредитная
политика ЕЦБ на далеко неоднородном финансово-экономическом пространстве
Европейского Союза, направленная на такие макроэкономические ориентиры, как
стабильность цен (сдерживание инфляции), поддержание покупательной способности
евро, обеспечение экономического роста и занятости.
В
последнее время обозначился взаимный интерес между Евросоюзом и Россией.
Возможен ли сценарий их стратегического сотрудничества в какой-либо форме в
долгосрочной перспективе? В ближайшие 5-7 лет вхождение России в ЕС
маловероятно или почти исключено. Однако через 10-15 лет вполне допустимо
членство в ЭВС в той или иной форме.
В
качестве аргументов в пользу такого сценария можно привести следующее.
ЕС
заинтересован в стабильной и процветающей России как будущего огромного рынка,
обширной ресурсной базы и инвестиционных вложений.
ЕС
находится в энергетической зависимости от России, и в ближайшие 20-25 лет
других альтернатив российским поставкам не предвидится. Именно цены на
российские энергоносители остаются по объективным рыночным причинам
неуправляемым фактором при поддержании ценовой стабильности в зоне евро.
На
долю ЕС сегодня приходится более 40% экспорта России, более 25% иностранных
инвестиций в нашу страну и почти 70% ее внешнего долга.
Есть
аргументы за интеграцию России и Евросоюза, о чем говорилось выше. Однако можно
перечислить и столько же аргументов против подобной интеграции. Причем ее
противников достаточно не только в ЕС, но и в самой России. Многие считают (их
большинство), что Россия ни географически, ни политически, ни экономически не
"поместится" в ЕС.
Европейский Центральный Банк и Евросистема
Двенадцать
национальных центральных банков, в том числе Банк Франции, Банк Италии, Банк
Испании, Нидерландский банк, Национальный банк Бельгии, Австрийский
национальный банк, Банк Греции, Банк Португалии, Банк Финляндии, Центральный
банк Ирландии, Центральный банк Люксембурга, Бундесбанк Германии, а также
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ), расположенный во Франкфурте-на-Майне,
вместе образуют Евросистему. Структура европейской системы центральных банков
представлена на приводимой ниже схеме.
Термин
"Евросистема" выбран Советом управляющих ЕЦБ, чтобы объяснить
устройство (соглашение), с помощью которого Европейская система центральных
банков (ЕСЦБ) выполняет свои задачи в зоне евро. До тех пор, пока некоторые
члены ЕС не ввели у себя в обращение единую валюту евро, отличие между
Евросистемой и ЕСЦБ сохранится.
Помимо
внесенного капитала 12 НЦБ ЕВС перевели на счета ЕЦБ валютные резервы на сумму
40 млрд. евро. Передача валютных резервов также проведена пропорционально доле
каждой страны в капитале ЕЦБ. Взамен каждый национальный центральный банк был
кредитован ЕЦБ денежными требованиями в евро-эквиваленте за их дополнительный
валютный вклад. Причем 15% этих вкладов были внесены монетарным золотом, а
оставшиеся 85% в долларах США и японских йенах. Любая другая страна ЕС,
пожелавшая присоединиться к евро, должна прежде всего отвечать критериям
присоединения (конвергенции). При этом ЕЦБ обязан дать свое заключение о
степени соответствия данной страны критериям присоединения.
ЕЦБ
представляет уникальную организационную структуру, не имеющую аналога в мировой
практике. Уникальность заключается в том, что в одной системе сочетаются
качественно разные структуры: централизованные и децентрализованные.
Евросистемой
и ЕСЦБ управляют те органы Европейского Центрального Банка, которые наделены
правом принятия решения. Таковыми органами являются: Совет управляющих и
Исполнительный комитет.
Высшим
звеном ЕЦБ является Совет управляющих, в который в количестве 18 человек входят
все члены Исполнительного комитета (6 человек) и управляющие всех 12 НЦБ
Евросистемы.
На
Совет управляющих возлагаются следующие функции:
разрабатывать
важнейшие направления деятельности и принимать необходимые решения,
обеспечивающие выполнение задач, возложенных на Евросистему;
определять
денежно-кредитную политику для зоны евро, включая ассигнования, решения,
касающиеся промежуточных денежно-кредитных ориентиров (целей), основных процентных
ставок и резервов в Евросистеме, и устанавливать необходимые ориентиры для их
реализации;
рассматривать
и утверждать годовой отчет ЕЦБ.
Совет
управляющих заседает в городе Франкфурте-на-Майне, как правило, два раза в
месяц; допускаются также заседания Совета управляющих в НЦБ ЕС.
При
принятии решений по важнейшим вопросам денежно-кредитной политики или других
задач Евросистемы члены Совета действуют не как представители национальных
банков, а как независимые профессионалы по принципу "один член, один
голос". Решение считается принятым, если за него проголосуют не менее 2/3
членов Совета.
Максимальное
количество служащих на 2003 г. в ЕЦБ по запланированному бюджету по зарплате
1263 человека; реальное количество служащих составило 1172. Среднемесячная
зарплата служащих превышает 8000 евро (для сравнения - средняя зарплата
служащих ЦБ РФ составляет 12 тыс. руб., или около 350 евро.
Цели и функции ЕЦБ
Главной
целью деятельности Европейского Центрального Банка является поддержание ценовой
стабильности в зоне евро. Другие цели и функции ЕЦБ:
поддержание
совместно с национальными центральными банками ЕС стабильного функционирования
платежной системы Еврозоны;
защита
и обеспечение покупательной способности евро;
поддержание
макроэкономической сбалансированности в Евросоюзе;
содействие
бесперебойному функционированию и развитию банковской системы ЕС.
Важнейшей
функцией ЕЦБ является разработка и реализация единой и независимой
денежно-кредитной политики для стран Еврозоны.
По
мнению экспертов, посредством стабильных цен ЕЦБ создает общую благоприятную
экономическую среду и высокий уровень занятости. Как инфляция, так и дефляция
оборачиваются высокими издержками для общества как в экономическом, так и в
социальном плане.
Применительно
к Евросоюзу денежно-кредитная политика осуществляется на двух уровнях: первый
уровень - это, безусловно, единая независимая ДКП, которая разрабатывается и
реализуется ЕЦБ; второй уровень - это уровень национальных государств, членов
Евросоюза, на котором их же национальные центральные банки совместно со своими
правительствами проводят ДКП в жизнь. Между двумя уровнями существует тесная
координация и согласованность, главными ориентирами при этом являются критерии
соответствия той или иной страны валютному союзу. Согласование проводится на
уровне Совета управляющих и Генерального совета ЕСЦБ.
Стратегия
денежно-кредитной политики ЕЦБ зиждится на двух столпах, по существу на двух
подходах (two-pillar approach).
Первый
подход - исходить из ведущей роли денег в виде всей денежной массы, которая
определяется агрегатом М3. С 1999 г. годовой прирост М3 Советом управляющих ЕЦБ
устанавливается на уровне 4,5% в годовом исчислении. При таком подходе инфляция
рассматривается как неизбежный результат нарушения закона денежного обращения,
когда предложение денег в широком смысле (М3) заметно превосходит ограниченные
предложения товаров и услуг. Второй подход основан на широкой оценке перспектив
изменения ценовой динамики и рисков ценовой стабильности в Еврозоне.
В
целом комбинация двух подходов денежно-кредитной политики ЕЦБ доказывает, что
денежные, финансовые и экономические процессы находятся под постоянным
контролем и регулярно анализируются. Подобный подход позволяет ЕЦБ
устанавливать свои процентные ставки на таком уровне, который наилучшим образом
обеспечивает ценовую стабильность. Защищая, таким образом, покупательную
способность евро, ЕЦБ в то же время поддерживает курс евро по отношению к
другим мировым валютам (хотя сам по себе курс евро не является главным
ориентиром).
Денежно-кредитная
политика в ЕС разрабатывается и реализуется также на двух уровнях. Все решения,
касающиеся проведения независимой единой политики по части целевых ориентиров,
принимаются ЕЦБ и реализуются централизованно по всей Еврозоне, а инструменты
ДКП практически используются национальными центральными банками ЕС
децентрализованно. НЦБ имеют право обсуждать и вырабатывать рекомендации по
проблемам и перспективам ДКП. При этом в каждой стране ЕС национальные
центральные банки имеют специфические исторические и правовые особенности,
которые неизбежно отражаются на принятых ими решениях и нередко расходятся со
стратегией ЕЦБ. Последнему приходится терпеливо и последовательно прилагать
усилия, чтобы содействовать адекватному пониманию Евросоюзом и отдельными его странами
целей и задач денежно-кредитной политики и возлагаемых на нее ожиданий. Все это
повышает доверие к деятельности Европейского Центрального Банка.
Гармонизированный
индекс потребительских цен (ГИПЦ) является концептуально новым агрегированным
индексом цен и никогда раньше на практике национальных и региональных экономик
не применялся. Особенность концепции ГИПЦ определяется не столько его низким
количественным измерением (хотя это тоже важно), сколько тем, что с его помощью
можно выравнивать, гармонизировать национальные индексы потребительских цен по
всем странам Еврозоны с максимальным охватом потребительских расходов, для того
чтобы оценить, насколько в Еврозоне достигнута стабильность цен. В нашем
национальном определении индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается как
соотношение суммы стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем
периоде и суммы стоимости этого же набора в предыдущем (базисном) периоде.
Главная
идея ГИПЦ заключается в том, чтобы выделить и дифференцировать воздействие на
него наиболее существенных факторов. Эксперты Евростата считают, что, например,
выделение энергетического компонента ГИПЦ связано с большим влиянием на него
цен на нефть; разделение продовольственных товаров на продукты питания и сырье
обусловлено тем, что сезонные колебания и погодные условия влияют на этот
компонент (как это было в 2002 г.) в большей степени, чем на готовые продукты
питания. Несмотря на то что ГИПЦ в отношении информации и ценовой стабильности
отводится ведущая роль, тем не менее в данной концепции заложены некие
противоречия и недостатки, которые мешают объективно определить реальный
уровень цен в Еврозоне.
Основные
операции по рефинансированию кредитных организаций главным образом направлены
на обеспечение банковской системы ЕС достаточной ликвидностью. В этих целях
используются следующие инструменты:
основные
операции по рефинансированию (MROs - main refinancing operations) сроком до 14
дней;
долгосрочные
рефинансирования (LTROs - longer-term refinancing operations) от одного до трех
месяцев;
залоговые
кредиты (операции класса РЕПО);
кредиты
"овернайт" (однодневные кредиты) и др.
Управление
ликвидностью играет важную роль в реализации единой денежно-кредитной политики
ЕЦБ. Оно зависит от оценки потребностей банковской системы в ликвидных
средствах, которые возникают из резервных требований, избыточных резервов и
других автономных факторов. Последние относятся к некоторым статьям баланса
центрального банка, как, например, наличные деньги (банкноты) в обращении,
средства правительства и чистые иностранные активы.
Одновременно
для регулирования ликвидности в банковской системе ЕЦБ и национальные
центральные банки привлекают денежные средства кредитных организаций на свои
депозитные счета в том случае если эти средства являются избыточными, а
кредитные организации в свою очередь привлекают временно свободные денежные
средства фирм и домашних хозяйств в депозиты.
Операции
на открытом рынке (в понимании и практике ЕЦБ) - это операции, совершаемые по
инициативе центрального банка на финансовых рынках.
Согласно
такому аукциону предложения выше предельных ставок (ставки усечения, которые
устанавливает Совет управляющих) удовлетворяются полностью и в первую очередь
по предложенным ставкам покупателей, тогда как предложения по предельным
ставкам удовлетворяются в последнюю очередь и пропорционально.
Тенденции
таковы, что среднее количество участников торгов краткосрочного
рефинансирования (MROs) сокращается. Только за 2002 г. количество контрагентов
уменьшилось на 25%. Хотя в то же время общая сумма торгов (покупка
краткосрочных кредитов со стороны коммерческих банков и других кредитных
институтов) удвоилась.
Дело
не в том, что все меньше банков нуждается в рефинансировании непосредственно из
Евросистемы для поддержания своей ликвидности. На самом деле, конкуренция за
получение краткосрочных кредитов (MROs), а также на рынке "овернайт"
(однодневных кредитов) сохраняется на высоком уровне. В таком случае,
сокращение числа участников в краткосрочном рефинансировании (MROs) объясняется
продолжающейся консолидацией банковской индустрии в Еврозоне, ростом
концентрации активности по управлению портфелями казначейскими и другими
ценными бумагами внутри банковских групп и, наконец, возросшей эффективностью
денежного рынка, что отсекло часть контрагентов, желающих заимствовать
ликвидность непосредственно из Евросистемы. Следует также заметить, что ставки
Евросистемы и денежного рынка почти идентичны, что свидетельствует о высоком
уровне конкуренции финансовых рынков ЕС.
Практика
по долгосрочному рефинансированию показывает, что среднегодовое количество
банков, участвующих в этих аукционах, также сокращается, в основном по тем же
причинам, что и количество участников в краткосрочном рефинансировании (MROs).
Операции
класса "овернайт" ЕЦБ провел дважды и на большие суммы, для того
чтобы обеспечить банковскую систему Еврозоны дополнительным объемом
ликвидности. Данные операции были проведены в начале 2002 г. сразу после
введения наличного евро из-за того, что спрос на наличные евро оказался намного
выше прогнозного значения. Ставки по овернайту составили 3,25%. В этих двух
операциях участвовало более 120 коммерческих банков Еврозоны, и общий объем
"овернайта" составил внушительную сумму - более 65 млрд. евро. Что
касается операций класса РЕПО с использованием сделок с правом обратного
выкупа, то за все время существования Европейского Центрального Банка они были
проведены один раз - в конце 2002 г. сроком на шесть дней по минимальной ставке
2,75%. В этой операции (fine-tuning operation), целью которой опять же было
обеспечение банковской системы ликвидностью, участвовало 50 коммерческих
банков; сумма сделок составила 10 млрд. евро по предельной ставке 2,80%, а
средневзвешенная ставка составила 2,82%. Окончание статьи см. в следующем
номере "Вестника Финансовой академии"
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/
|