p> Предположим, что рассматривается несколько предприятий, имеющих
однородную технологию и выпускающих однородную продукцию. Это могут быть
предприятия химического комплекса (например, производство удобрений,
химических волокон или аммиака), машиностроительные предприятия,
выпускающие, например, универсальное станочное оборудование или продукцию
общего машиностроения. Наконец, можно рассматривать совокупность
деревообрабатывающих предприятий Архангельской области, составляющих базу
данного диссертационного исследования. В идеальном случае они формируют
рынок совершенной конкуренции. Но такая идеализация возможна лишь тогда,
когда их мощности загружены таким образом, что средние или предельные
издержки не превышают цены этой продукции, то есть как раз то, что
отсутствует в Российской действительности. Согласно общей теории издержек [ ], их форма в рамках предприятия или фирмы имеет вид, представленный
на рис. 1.3.1. По оси абсцисс (горизонтальной оси) откладывается объем
выпуска некоторой однородной продукции, выпускаемой некоторой фирмой.
Естественно, что данный характер относится к любой рассматриваемой
промышленной фирме. По оси ординат откладываются суммарные издержки
производства, которые, естественно возрастают либо линейно (рис. 1.3.1.а),
либо с некоторой повышенной эффективностью затрат (рис. 1.3.1.б). Выпуск
продукции Q можно рассматривать как показатель интенсивности использования
производственных мощностей данного предприятия. Поэтому очевидно, что оно
не может выпустить продукции, большей, чем Qмах. Существует также и
некоторый, наиболее эффективный уровень использования мощностей,
определяемый Qо. Из рисунка видно, что при переходе за интенсивность Qо,
издержки производства начинают резко возрастать, что объясняется обычно
более интенсивными эксплуатационными издержками, связанными с ростом брака
и повышенными затратами на заработную плату. На этих же рисунках показан
отрезок “А” на оси ординат, который определяет те издержки, которые не
зависят от выпуска продукции. На том же рисунке (1.3.1.в) и г)) показаны средние издержки “АС”
(здесь используются обозначения, принятые в учебниках по экономике, как
переводных, так и отечественных) и предельные (маргинальные) издержки,
соответствующие затратам рис. 1.3.1. а) и б). Если пользоваться
терминологией, традиционно принятой экономистами, то “АС” есть не что иное,
как себестоимость продукции. Что касается маргинальных издержек, то этот
показатель определяется как: МС = dC/dQ (1.3.1.) то есть, он показывает, на сколько изменятся издержки, если объем
выпуска возрастет на одну натуральную единицу продукции. Ясно, что для
случая 1.3.1.а) маргинальные издержки будут постоянны, если Q < Qо. После
чего они, как и средние издержки МС начинают интенсивно возрастать. В
случае 1.3.1.б) маргинальные издержки, так же как и средние убывают, а
затем, когда Q > Qо, опять же начинают интенсивно возрастать. Соотнесем теперь средние издержки производства с рыночной ценой “Рв”.
Предположим, что она установилась на некотором уровне, как показано на рис.
1.3.2. а). Это достаточно высокая цена и она соответствует низкой загрузке
производственных мощностей (величина Qр < Qо), что вполне согласуется с
тем состоянием, которое сложилось на Российском рынке. Ясно, что такая
картина не соответствует идеальной рыночной конкуренции. В последнем случае
рыночная цена установилась бы на уровне Ро, как показано на том же рисунке
и ее снижение как раз и отражало бы тот общественный эффект, который
заложен в механизме совершенной конкуренции. Но может быть цена Рв будет
уменьшаться и стремиться к цене Ро? Для этого, если взглянуть на рис.
1.3.2.а) необходимо, чтобы точка “В” стремилась вниз по кривой средних
издержек “АС”. Таким образом, ставится вопрос о том, будет ли устойчива
точка “В” или она будет иметь тенденцию двигаться вверх или вниз, в
соответствии с указанными стрелками. Чтобы ответить на этот вопрос, следует
выделить два момента: первый касается поведения производителя на
конкурентном рынке, причем как установлено, на совершенном рынке. Второй
касается поведения потребителя, который, в той или иной степени, способен
реагировать на изменение рыночной цены. Рассмотрим эти два фактора в
отдельности. Обратимся к рисунку 1.3.2.а). Напомним, что здесь представлена
картина для какого - то одного производителя. Точно такая же ситуация
характерна и для других производителей. Поэтому, если в данный момент на
рынке установилась цена Рв, соответствующая точке “В”, то данный
производитель, вообще говоря, может попытаться захватить большую часть
рынка, если будет предлагать свою продукцию по более низкой цене. Очевидно,
при этом он предполагает, что ему удастся продать ее в большем количестве,
как это видно на рассматриваемом рисунке. В какой степени сбудутся надежды
производителя, можно сказать вполне определенно, если считать рынок,
соответствующий структуре совершенной конкуренции. В этом случае, снижение
цены должно безусловно вызвать увеличение продаж у данного производителя.
Но с другой стороны, идеальный рынок предполагает мгновенную информацию о
ценах. Если так, то все остальные производители также позволят себе снизить
цены, в надежде реализовать свою продукцию. Более того, не исключено, что
производители и не будут дожидаться, когда кто-то из конкурентов снизит
цену, а сами будут инициаторами этого. И вот тут-то и сказывается
ограниченность рынка. Даже в условиях низкой цены невозможно реализовать
весь производственный потенциал, сформировавшийся в условиях планового
развития экономики. При этом следует иметь в виду, что речь идет не о
товарах вообще, а о капитальных товарах, которые не продаются, как яблоки в
любом магазине или на каждой рыночной площади, а реализуются на договорных
началах между производителями и потребителями или между первыми и
посредническими организациями. Отсюда ясно, что при ограниченном рынке
какая-то фирма может добиться большей части рынка, какая - то меньше, но в
целом вопрос может идти, главным образом, о перераспределении долей. Это
означает, что если для одного предприятия точка “В” рисунка 1.3.2.а) пошла
вниз, то для другого производителя она должна пойти вверх. Но как раз вверх
она пойти и не может, потому что в этом случае предприятие должно
увеличивать цену, а это противоречит и здравому смыслу, и предположению о
совершенной конкуренции. Следовательно, другое, или другие предприятия,
вынужденные ограничивать производство, либо должны будут работать в убыток,
либо вообще должны прекратить производство данного вида продукции. Ясно,
что в данных условиях совершенная конкуренция невозможна и возникающая
тенденция в сторону монополизации данного рынка представляется естественной
и благоприятной, с точки зрения общества, так как она способствует
сохранению цен, по крайней мере, на уровне издержек производства. С другой
стороны, снижение цен должно привести к росту спроса на продукцию. Здесь
приходится сталкиваться с другой стороной рынка. Рассмотрим функцию спроса P(Q), изображенную на рис. 1.3.2.б). Это
типичная, убывающая с ростом Q функция, соответствующая как
потребительским, так и, в ограниченной степени, капитальным товарам [
]. Существуют характеристики таких функций, известные еще с прошлого века и
называемые эластичностями [ ]. Однако достаточно воспользоваться
предельной характеристикой - “МР”, которая определяется как МР = dP/dQ (1.3.2.)
и характеризует приращение (отрицательное) цены, вызванное ростом
производства и предложения данного товара на единицу. Очевидно можно
утверждать, что если цена Р уменьшается быстрее, чем уменьшаются издержки
производства, то будет доминировать тенденция к росту цены и сокращению
выпуска продукции, а соответственно и уменьшению загрузки производственных
мощностей. Иначе говоря, эта тенденция выразится в том, что точка ”В” на
рис. 1.3.2. а) будет иметь тенденцию подниматься вверх. Напротив, если
интенсивность изменения цены с ростом Q будет меньше интенсивности
изменения себестоимости, то будет доминировать тенденция движения точки “В”
вниз, что соответствует уменьшению рыночной цены, росту производства и
загрузке производственных мощностей. Более строго, MP> MC означает
движение точки “В” вверх, рост цены и сокращение производства и
предложения, а МРMC
следует рассматривать как типичное. И статистика последних лет подтверждает
это положение. Предприятия не идут на обновление технологий, да и
финансовые их ресурсы не позволяют им проводить активную инвестиционную
политику. Отсюда важный вывод: там, где имеет место по внешнему виду
конкурентное производство, на внутреннем рынке оно неэффективно, ибо не
способствует снижению цен продукции. Но оно еще более неэффективно на внешнем рынке. Предприятия,
выпускающие однородную продукцию, например металл, аммиак и его
производные, продукцию деревообработки и т.д. стремясь хоть как-то
заполучить валютные средства, практически за бесценок продают продукцию,
обогащая западных производителей и в то же время не имея возможности
модернизировать свое производство. Отсюда и возникают ситуации, о которых
говорилось в предыдущем параграфе: происходит процесс объединения (слияния)
независимых производителей, то есть объективная тенденция к монополизации.
В подобной обстановке монополия не является злом и потому государственная
политика в отношении к ней должна быть, по меньшей мере, сдержанной. Автору
в своей практической деятельности пришлось столкнуться с этим явлением, и
разрешение ситуации на государственном уровне составляет один из элементов
практической реализации представленных научных разработок (см. главу 2). Условия МР>MC говорят о том, что рынок товаров производственного
назначения насыщен. При нынешнем состоянии оборудования такое насыщение
неестественно. Отсутствие спроса вызвано не тем, что отсутствует
объективная необходимость в замене оборудования, а имеется дефицит в
финансовых средствах, необходимых для его оплаты. Поэтому для обеспечения
сбыта продукции производителю необходимо снижать цены значительно более
высокими темпами, чем снижаются удельные издержки производства. Ясно, что
пойти на это невозможно, а потому рост производства в нынешних условиях
невозможен. Итак, на современном этапе производства капитальных товаров или
товаров производственного потребления рынок, соответствующий конкурентной
среде, хотя и возможен по внешним признакам, является неустойчивым и имеет
тенденцию к монополизации. Такая тенденция не всегда является
отрицательной. Если монополия ориентирована на внешний рынок сбыта, то рост
цен на ее продукцию следует рассматривать как благоприятный фактор. Кроме
того, монополизация производства, как правило, в Российских условиях
приводит к сокращению общих издержек. Если же монополия ориентирована на внутренний рынок, то рост цен на ее
продукцию снижает общую эффективность отечественного производства. Даже в
случае снижения производственных издержек, сопровождающих процесс
монополизации, в подавляющем числе случаев она становится злом и
государство должно найти формы его нейтрализации. Только что отмечено, что основная причина роста цен и монополизации
рынка – это низкая эластичность последнего. Ни монополия, ни олигополия не
могут принципиально изменить ситуацию. То, что проанализировано по
отношению к конкурентной среде, относится также и к крайнему полюсу -
чистой монополии, то есть к монополии, которая относится ко всему
национальному рынку. К сожалению, даже в этом случае невозможно реализовать
тот положительный потенциал, который заложен в монопольной структуре. Для
пояснения обратимся к рисунку 1.3.3. На нем отображены две функции
эластичности цены относительно объемов производства данного монопольного
продукта. Одна из них (I) характеризует низко эластичный спрос, при
котором, вследствие низкой потребности, рост производства возможен лишь при
значительном снижении цены. Здесь максимум выручки достигается при уровне
монопольного производства (QI), а максимум прибыли даже при меньшем
уровне. Таким образом, неиспользованные мощности монополии определяются как
QI - Q , что, естественно, невыгодно ни обществу, ни монополии. При
“естественной” эластичности спроса функция эластичности определялась бы
кривой II рисунка 1.3.3. И соответствующая ей валовая выручка, и
максимальная прибыль монополии, и степень загрузки мощностей, как видно,
значительно выше. Таким образом, эффект монополии при эластичном рынке не
сказывается столь отрицательно, как в первом случае. Поскольку, как
показано, дуополия или олигополия также неэффективны при избыточных
мощностях, разбивать монополии или каким-то образом препятствовать слиянию
независимых предприятий также не имеет смысла. Очевидно, что рис. 1.3.3.
определяет более реальное направление, связанное не столько с барьерами
против монополизации, сколько с управлением рынками. Другими словами, речь
идет о том, чтобы воздействовать на рынки производственных товаров. При
этом воздействие должно быть таковым, чтобы увеличить его эластичность.
Автор решает эту проблему, во-первых, в рамках формирования государственных
программ структурной перестройки, а во-вторых, в практической сфере для
предприятий лесотехнической промышленности Архангельской области. Другим направлением, связанным с нейтрализацией отрицательных
последствий монополизации производства, могло бы быть создание двух или
нескольких предприятий с монопольной конкуренцией, то есть предприятий,
производящих однотипную, но тем не менее, отличную одна от другой
продукцию. Естественно, что и такая политика требует определенных
капитальных затрат. Поэтому решение этой проблемы требует, в общем случае,
государственной поддержки и решается автором в рамках концепции
организационно-экономических преобразований. Наконец, имеет смысл рассмотреть вкратце такую олигопольную группу
предприятий, которые в некоторых отраслях являются доминирующими
(подшипниковая, химическая, добывающая промышленности). Как показывает
экономическая теория и мировой опыт, для такой группы ценовая конкуренция
является редким явлением [ ]. В работе [ ] доказывается, что
уменьшение цены со стороны какого-то производителя даст ему незначительные
преимущества, потому что возросший спрос на продукцию распределится между
всеми производителями, которые могут и не снизить цену. С другой стороны,
попытка кого-нибудь повысить цену продукции может привести к резкому
сокращению заказов и большим убыткам со стороны данного члена олигополии.
Поэтому в конкурентной борьбе используется, так называемая, внеценовая
конкуренция, при которой участники производства стараются воздействовать на
потребителей качеством продукции, высоким уровнем обслуживания, рекламой и
т.д. Тем не менее, и такого рода олигопольные образования могут оказаться
неустойчивыми. Так, например, они могут образовать “тайную монополию”,
которая представляет собой сговор участников в отношении цены и объема
рыночных поставок. Здесь стоит отметить, что подобного рода неустойчивость
уже достаточно отчетливо начала проявляться в России. Об этом говорят
различного рода ассоциации, которые в какой-то степени, воспроизводят
отраслевую структуру бывшей централизованной плановой экономики. Такие
тенденции нельзя оценивать ни как положительные, ни как отрицательные.
Будучи монопольными структурами, они позволяют более эффективно действовать
на международном рынке и в принципе способны создавать эффективные
производственные структуры. С другой стороны, они, как и всякая
монополистическая организация, потенциально опасны, потому что несут в себе
большие возможности неограниченного контроля над ценами. Основной итог проведенному в данной главе анализу рыночной
конкуренции в производстве капитальных товаров и основные направления
организационно-экономических преобразований сводятся к следующему: . производственные мощности отечественной промышленности, ориентированной на выпуск капитальных товаров, не смогут быть в полной мере задействованы из-за резкого сокращения заказов ВПК, тяжелым финансовым положением государства и, главным образом, из-за сверхинвестиционных накоплений предыдущей эпохи; . если невозможно задействовать все оборудование, имеющееся в наличии у предприятий рассматриваемых отраслей промышленности, то целесообразно в максимальной степени нагрузить те виды производств, оборудования, техники, технологии, которые в настоящий момент являются эффективными, производительными и в той или иной мере соответствующие мировому уровню; это оборудование необходимо втянуть в рассматриваемый процесс, независимо от того, к каким предприятиям бывших отраслей оно относится (естественно. это могут быть мощности тяжелого машиностроения, химической промышленности, станкостроения, оборудование ВПК, металлургии и т.д.); . на базе этих мощностей должны быть созданы конкурентоспособные виды промышленной техники, технологии, обладающие не только высокой эффективностью (надежностью, производительностью), но и достаточно дешевые, чтобы обеспечить внутренний рынок, а по возможности, внедряться и на внешние рынки; . чтобы обеспечить относительно низкую себестоимость при высоком уровне эффективности, необходимо углубить существующую специализацию, отказавшись от дорогостоящих вспомогательных производств, собственных заготовительных цехов и специализировать производство агрегатов, аппаратных модулей, различных типов двигателей, даже отдельных унифицированных деталей; . чтобы создать технологии, соответствующие потребностям в капитальных товарах, необходимо создавать широкий спектр технологического оборудования, функционирующего на модульном принципе и способного к расширению за счет функциональных элементов самого различного назначения; . наконец, следует так организовать мощности, то есть создать такие типы предприятий, фирм и корпораций, которые обеспечивали бы устойчивый и конкурентный рынок производителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|