Прирост личного потребления
представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов
незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению
уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что
является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной
фазы экономического цикла в долгосрочном плане.
Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя
основными агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув
на первый план реальные производственные потоки и связи.
Для Кейнса инвестиции являются
функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода
инвестиций.
Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное
предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом
перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно
увеличить капитальные вложения.
Создание дополнительных рабочих мест во всех
сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и
соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и
товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные
проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.
Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и
проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости
в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция
являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и
стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда,
когда растет эффективный спрос при полной занятости.
Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии
экономической теории – неокейнсианство.
Классики экономической теории исследовали рыночную
структуру, которая получила название совершенная конкуренция: большое
количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей
на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не
ограничивался.
Экономисты никогда не отрицали, что в экономике
монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее
внеэкономическими факторами. На процессы роста монополизации в последней трети
XIXв. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг.
экономический анализ активно приступил к изучению несовершенной конкуренции.
Джоан Робинсон (1903 - 1983) и Эдвард Чемберлин (1899 – 1967)
изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали
против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот,
производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на
рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров
определенного качества. Таким образом, вслед за совершенной конкуренцией в
экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции: монополия,
дуополия, олигополия, монопсония.
Неолиберализм и монетаризм
В последнюю четверть XXв. произошло бурное
возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов
Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.
Неолибералов объединяет общность
методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека,
экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в
экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:
1.
Фрайбургская
2.
Лондонская
3.
Чикагская
В неолиберализме существует множество направлений:
·
Правые – противники
государства, проповедники абсолютной экономической свободы;
·
Левые – разрабатывают
более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической
деятельности;
·
Критики кейнсианства;
·
Исследователи
микроуровневых эффектов рынка;
В западных странах получили
наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является
методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная
политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных
ожиданий.
Мировой экономический кризис
1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования
экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна
полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули
собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам
инфляции, политики налогов.
Монетаризм опирается на на
количественную теорию денег. Его предпосылки:
·
Количество денег в
обращении определяется автономно;
·
Скорость обращения денег
жестко фиксирована;
·
Изменение количества денег
оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;
·
Исключается возможность
воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;
Фридмен проанализировал три
функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод,
что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в
плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю
функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только
потому, что участвуют в распределении доходов.
Монетаризм исходит из положения,
что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики:
фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.
о главе с Т. ихологическое себя четыре
направления"номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил
общественного
Развитие медицины в период XVIII – XX вв.
Медицина в XVIII веке в западной Европе.
Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в
Европе – в Голландии, Англии, Франции.
Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников
и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин
социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие
географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к
новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки
новых знаний.
Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно
опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина»
он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.
П.Ж. Кабанис закрывал
университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные
школы, в том числе и госпитали.
Материалистические воззрения и
опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины.
Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше
опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер
внедрил в клинику метод перкуссии.
Рене Лазник разработал метод аускультации. Результаты
аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя
развитию клиники.
Философскую поддержку своим материалистическим
суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера
в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро,
Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри,
Кабаниса.
В 40 – х. гг. начал распространяться марксизм, который
большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в
«Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование
материалистическая диалектика.
Начало XIX в. – время выдающихся открытий в
медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в
кристаллах. Либих заложил основы органической химии
Медицина в России в XVIII в.
Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором
пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям
она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже
начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения
страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее
экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не
существовало университетов. В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым.
Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал
общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его
студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать
полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах,
университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили
госпитальные школы.
Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIIIв. в эпоху Петра I. Петр I не
оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и
медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом он живо интересовался
медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения:
частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал
строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для
подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707
году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на 50
учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в
госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде
в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в
том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены
правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7
лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий
экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных
школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания
основ акушерства и анатомии.
По распоряжению П.З. Кондоиди стали вести
истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были
выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе
госпиталя стоял врач.
В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были
высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно было получить
«градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIIIв.
степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иностранных врачей.
В 1764г Медицинская коллегия получила право
присваивать врачам степень доктора медицины.
В 1797г. созданы гражданские врачебные
управы в губерниях.
В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как
центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.
К концу XVIIIв. в России работало 878 врачей.
В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее
функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы
реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к
созданию медико-хирургических академий.
Петр также стал родоначальником
лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой
Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие
получали процедуры. По приказу Петра была построена и стала работать
инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был
введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и
необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и
Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла
подготовка повивальных бабок.
Медицина XIX века.
В Новое время входит хронологически и XIX век
– эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и медицинских
школ. Во второй половине XIXв. обозначились 2 тенденции развития науки, в
том числе и медицины:
· Образование новых дисциплин;
· Интеграция ряда направлений и проблем в
самостоятельные науки;
Медицина XIXв. развивалась на фоне исторических событий.
Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери
для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования,
сформировала условия для развития рыночных отношений, расширения внешних
связей.
Естествознание и медицина XIXв. в
России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в
диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского,
Добролюбова.
В России в XIXв. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в
Москве открылась первая в мире глазная больница.
Начало XX столетия.
Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.
В XX веке произошел третий, наиболее
насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.
В начале XX в., как признак социально – экономического
неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно
сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917 болело более 1 млн. человек. В
течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев
эпидемических заболеваний, из 43 тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным
тифом. В 1909 г. от оспы умерло 32 тыс. человек, в стране имело место
эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.
Из примерно 6 млн. рождаемых
ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания.
Младенческая смертность составляла 250 на 1000. Общая смертность была 25 – 30
на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно 40 лет.
Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии,
инфекционные заболевания.
Организации медицинской помощи
мешала разноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне
Первой мировой войны в стране насчитывалось более 10 организаций, ведающих
медицинским делом.
В России создавалось множество
комиссий, проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.
К 1913 году в России насчитывалось 23 тыс. врачей.
Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничной койки на
1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских и женских
консультаций и 550 мест в детских домах.
К началу Первой мировой войны было всего 16 ВУЗов, из
них 13 медицинских факультетов университетов и 1 военно – медицинская академия.
На всю страну имелся один современный НИИ экспериментальной медицины,
учрежденный в 1890г. в Петербурге, несколько лабораторий при кафедрах, а также
Психоневрологический институт в С – Петербурге, созданный Бехтеревым.
К числу приоритетов в
организации медицинской помощи нужно отнести не только теоретическое
обоснование необходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их
практического воплощения в жизнь – земской системы с ее принципами бесплатной
общедоступной медицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской
помощью, бюро санитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую
и городскую медицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и
городских учреждений.
В конце XIX – начале XXв. произошли позитивные процессы в
здравоохранении России. К их числу следует отнести и начавшееся становление
страховой медицины как организации, дополняющей деятельность существующих
медицинских служб. С 1858г. используется опыт медицинских касс.
Общественное движение российских
медиков наиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских
съездов врачей в губерниях.
Были и негативные стороны здравоохранения
этого периода:
· Низкий уровень всех показателей общественного
здоровья вплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори,
чумы, оспы, холеры;
· Недостаток ресурсов здравоохранения –
больничных коек (всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное
материальное обеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские
нужды);
· Отсутствие единой национальной системы
здравоохранения, отсутствие центрального органа управления системой
здравоохранения, несмотря на все попытки его создания;
· Охват земской медицинской организации лишь
части территории России (34 губернии);
Все эти и другие изъяны вытекали из существующих
бюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, которая
не могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.е
осознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий,
включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека от
создания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решены
проблемы здравоохранения.
Здравоохранение Советского периода (до Великой
Отечественной войны)
После Октябрьского вооруженного восстания, Февральской
революции, свержения самодержавия, власти Временного правительства наступил
новый период новейшей истории России – образование Советского государства,
руководители которых заявляли о начале строительства социализма.
29.10.1917г. был принят декрет «О 8-часовом рабочем
дне», в соответствии с ним дети до 14 лет до работы не допускались, женщины и
подростки до 18 лет к подземным работам.
22.12.1917г. Центральный исполнительный комитет
утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленин подписал
декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебных учереждений».
30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», был принят ряд
других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарный
отдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И.
Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которые
затем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначен
Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.
В интересах демократии и широкого правительства,
трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. В
качестве консультативного органа под председательством Тарасевича был
организован ученый медицинский совет.
18.03 – 23.03.1919г. – VIII съезд Российской
коммунистической партии большевиков (РКПб). Съезд принял новую Программу
партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел, посвященный
здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического
направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющих целью
предупреждение развития заболеваний».
Даже в годы Гражданской войны в стране создавались
новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИ санитарно –
гигиенического и микробиологического профиля.
Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и
ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию не только больных,
но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия, недели ребенка,
недели охраны материнства и младенчества.
В решениях Наркомздрава подчеркивалась ведущая роль
социально – профилактических мер, ориентация на профилактическое направление
медицины.
С 1924 года систематически осуществлялись меры,
способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе.
Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Об обеспечении медицинской
помощью сельского населения».
По согласованию Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на
предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и
стационары.
Становление и развитие советского здравоохранения
задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.
1918 – 1922 открыто 16 медицинских факультетов
университетов.
В 1922 г. выявлено более 76 тыс. случаев заболеваний
оспой.
15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «О санитарных
органах республики».
До 18.02.1919г. существовало два типа медицины:
· Государственная (Наркомздрав)
· Страховая (за счет отчисления
предпринимателей)
Несмотря на слияние этих двух секторов
здравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решено
было дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страхового
взноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него на
лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления были
отменены, и здравоохранение держалось на государстве.
С началом пятилеток сфера социальной политики была
поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.
Сталин и его сподвижники делали упор на развитие
индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началось
экстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – технической
базы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточности
ресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительному
обеспечению медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.
В 1929г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О
медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающее
преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и
колхозников.
В 1935г. II Всесоюзный съезд колхозников – ударников
принял новый устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по
охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских
учереждений, в том числе здравпунктов.
19.02.1927г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах
республики».
8.10.1927г. вышло соответствующее постановление СНК
РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущий санитарный
контроль.
В конце 20-х г.г появились новые учреждения -
санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). В эти годы создана служба охраны
материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций, число которых
возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпами увеличивалось
число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 году насчитывалось
791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в 1929 по 1938 годы
было организовано 24 медицинских ВУЗа; с 1930 года медицинские факультеты
университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличился до 5 лет.
Число врачей возросло до 155,8 тыс.
На крупных промышленных предприятиях стали
организовываться «цехи здоровья» - медико-санитарные части (МСЧ).
20.07.1936. организован Народный комиссариат
здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.
В 1932 году по инициативе Горького учрежден Всесоюзный
институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).
Произошли изменения основных показателей состояния
здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания,
уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционных заболеваний и
паразитических болезней, резко снизилась общая смертность, возросла средняя
продолжительность жизни населения.
К началу Великой Отечественной войне существенно
расширилась материальная база здравоохранения. Число врачей увеличилось более
чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинских работников – до
412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количество амбулаторий и
поликлиник к 1940г. до 13 тыс. К 1941г. врачебных участков стало 13500, а фельдшерских
пунктов 18 тыс. за предвоенные годы создана мощная сеть санаториев и домов
отдыха.
Во время Великой Отечественной войны была создана
четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонных медицинских
пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на
фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.
Перед органами здравоохранения встала неотложная
проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих
оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико –
санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась
сеть здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев.
Особое внимание было обращено на помощь детям, многие
из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались
молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домов ребенка, ясли.
В июле 1944г. издан указ президиума Верховного Совета
СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и
одиноким матерям, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и
учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медаль материнства».
Война потребовала мобилизации сил ученых – медиков для
решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно –
обоснованной организации медицинской помощи.
Советский период истории здравоохранения в официальных
публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новой системы охраны
здоровья.
Список использованной литературы:
1.
Мамедов О.Ю. Современная
экономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - 1995г. – 605с.
2.
Основы экономической
теории/ под ред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана
Н.Э. – 1997г. – 282с.
3.
Основы экономической
теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» - 2005г. – 725с.
4.
Экономическая теория –
учебник для студентов ВУЗов – М: «Практ» - 2004г. – 381с.
5.
Прохоров А.М. / Советский
энциклопедический словарь IV изд./ Прохоров А.М – М: «Советская
энциклопедия» - 1990г. – 1632с.
6.
Политология. Словарь/ ред.
и сост. Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.
7.
История медицины – учебник
для ВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» - 2004г. – 400с.
8.
Бондаренко Е.Л
Экономическое учение марксизма – М: 1999г. – 132с.
9.
http:// www. Biblioteka.ru
10.
http:// www. 5 ballov.ru.
Страницы: 1, 2
|