Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование и эволюция экономической мысли

Прирост личного потребления представляет собой устойчивую функцию прироста дохода, роль остальных факторов незначительна. С ростом доходов предельная склонность к потреблению уменьшается, т.е по мере роста дохода прирост потребления замедляется, что является основной причиной снижения доли потребления на протяжении повышенной фазы экономического цикла в долгосрочном плане.

Кейнс представил макроэкономическое описание четырьмя основными  агрегатами ( доход, сбережения, инвестиции, потребление), выдвинув на первый план реальные производственные потоки и связи.

Для Кейнса инвестиции являются функцией предельной эффективности и нормы процента; занятость зависит от дохода инвестиций.

Избыточные сбережения Кейнс трактует как избыточное предложение товаров – такая ситуация оборачивается общим кризисом перепроизводства. Вывод: для поддержания роста национального дохода нужно увеличить капитальные вложения.

Создание дополнительных рабочих мест во всех сопряженных отраслях отразиться на росте платежеспособного спроса рабочих и соответственно создаст стимулы для расширения производства продуктов питания и товаров народного потребления. Таким образом будут решены взаимосвязанные проблемы: обеспечение экономического роста, решение проблем безработицы.

Кейнс выступал сторонником фиксации заработной платы и проведения экономической политики, направленной на достижение высокой занятости в народном хозяйстве. Бюджетный дефицит, рост денежной массы и инфляция являются вполне приемлемой ценой за поддержание высокого уровня занятости и стабильный рост национального дохода, а инфляция имеет место только тогда, когда растет эффективный спрос при полной занятости.

Уже при жизни Кейнса возникло новое течение в развитии экономической теории – неокейнсианство.

Классики экономической теории исследовали рыночную структуру, которая получила название совершенная конкуренция: большое количество фирм, однородная продукция, никто не обладает долей рынка, влияющей на цену продукта, вход и выход хозяйственных агентов из отрасли ничем не ограничивался.

Экономисты никогда не отрицали, что в экономике монополия присутствует, хотя в большинстве случаев объясняли ее внеэкономическими факторами. На процессы роста  монополизации в последней трети XIXв. обратила внимание немецкая историческая школа, а с 1930-х гг. экономический анализ активно приступил к изучению несовершенной конкуренции.  

Джоан Робинсон (1903 - 1983) и Эдвард Чемберлин (1899 – 1967) изучали изменение условий и характера рыночной конкуренции. Они выступали против положения о невозможности производителя влиять на цену. Наоборот, производитель получает такую возможность, занимая исключительную возможность на рынке в силу небольшого числа поставщиков или ограниченного количества товаров определенного качества. Таким  образом, вслед за совершенной конкуренцией в экономическую теорию вошли виды несовершенной конкуренции: монополия, дуополия, олигополия, монопсония.

























Неолиберализм и монетаризм

В последнюю четверть XXв. произошло бурное возрождение неолиберальных концепций экономической мысли. Как система взглядов Неолиберализм ведет начало от А. Смита и Д. Риккардо.

Неолибералов объединяет общность методологии, первостепенное внимание они уделяют поведению отдельного человека, экономике фирмы, хотя и признают широкое вмешательство государства в экономическую жизнь. Основными школами неолиберализма являются:

1.                Фрайбургская

2.                Лондонская

3.                Чикагская

В неолиберализме существует множество направлений:

·                  Правые – противники государства, проповедники абсолютной экономической свободы;

·                  Левые – разрабатывают более гибкий и трезвый подход к участию государства в экономической деятельности;

·                  Критики кейнсианства;

·                  Исследователи микроуровневых эффектов рынка;

В западных странах получили наибольшее признание экономические подходы, для которых неолиберализм является методологической основой и на которые опирается современная неолиберальная политика: монетаризм, экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий.   

Мировой экономический кризис 1973 – 1975гг. ярко продемонстрировал, что замена рыночного саморегулирования экономики кейнсианскими методами государственного вмешательства не способна полностью избавить общество от кризисных потрясений. Неоконсерваторы выдвинули собственные теоретические разработки и практические рекомендации по проблемам инфляции, политики налогов.

Монетаризм   опирается на на количественную теорию денег. Его предпосылки:

·                   Количество денег в обращении определяется автономно;

·                   Скорость обращения денег жестко фиксирована;

·                   Изменение количества денег оказывает одинаковый и механический эффект на цены всех товаров;

·                   Исключается возможность воздействия денежной сферы на реальный процесс воспроизводства;

Фридмен проанализировал три функции цен: информационную, стимулирующую, распределительную и сделал вывод, что попытки заставить цены способствовать реализации социальных целей в плановой социалистической экономике абсурдно, т.к нельзя отделить их последнюю функцию от остальных, поскольку цены сообщают побудительные мотивы только потому, что участвуют в распределении доходов.

Монетаризм исходит из положения, что рыночный механизм способен обеспечить стабильное развитие экономики: фискальная политика выталкивает частные инвестиции из производства.

 

о главе с Т. ихологическое себя четыре направления"номического либерализмаолитической экономии. вижущих сил общественного

Развитие медицины в период XVIIIXX вв.

                          Медицина в XVIII веке в западной Европе.        

Новое время в истории обычно датируют со времен буржуазных революций в Европе – в Голландии, Англии, Франции.

Для Нового класса – молодой буржуазии из ремесленников и торговцев требовался более смелый подход к изучению природы, причин социальных и биологических явлений, не обремененный гонениями церкви. Великие географические открытия в прошлом веке раскрыли границы мира, открыли пути к новым рынкам и новым завоеванием. Пришла пора использования достижений науки новых знаний.

Ж.О Ламетри пропагандировал исключительно опытный путь развития естественной медицины. В своей книге «Человек – машина» он создал целую программу перестройки физиологической науки на основе опытов.

П.Ж. Кабанис закрывал университеты схоластического направления, создавал вместо них общенародные школы, в том числе и госпитали.

Материалистические  воззрения и опытное направление благотворно сказались на ряде направлений медицины. Возникла самостоятельная дисциплина – анатомия. Клиническая медицина все больше опиралась на экспериментальные исследования. Венский врач Л. Ауенбруггер внедрил в клинику метод перкуссии.

Рене Лазник разработал  метод аускультации. Результаты аускультации сравнивал с патологоанатомическими изменениями, способствуя развитию клиники.

Философскую поддержку своим материалистическим суждениям врачей получили в концепциях стихийно – материалистического характера в конце XVII – XVIII вв. у философов – материалистов Дидро, Гольбаха, которые были соратниками врачей – материалистов Леруа, Ламетри, Кабаниса.

В 40 – х. гг. начал распространяться марксизм, который большое внимание уделял развитию естествознания; его принципы были изложены в «Манифесте коммунистической партии», в котором получила обоснование материалистическая диалектика.

Начало XIX в. – время выдающихся открытий в медицине и биологии. Веллер впервые синтезировал вне организма мочевину в кристаллах. Либих заложил основы органической химии

 

 

 

Медицина в России в XVIII в.

Медицина в России к XVIII в. преодолела «период отсталости», в котором пребывала долгое время из-за татаро-монгольского ига. По отдельным направлениям она уже находилась на одном уровне с цивилизованным государствами, и даже начала обгонять их. Хотя крепостное право, закабалившее большинство населения страны, было серьезным препятствием на пути развития великой страны, ее экономики, промышленности и науки. До середины XVIII в в России не существовало университетов.  В 1755 создан первый университет М.И. Ломоносовым. Медицинский факультет начал функционировать в 1764г. Факультет вначале давал общее образование не только для будущих врачей, лишь в последующем среди его студентов появились те, кто посвятил свою жизнь медицине. Факультет смог дать полноценную и общую подготовку будущим врачам. Но, и как в западных странах, университет не обеспечивал подготовку практических врачей. Врачей готовили госпитальные школы.

Госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIIIв. в эпоху Петра I. Петр I не оставлял без внимания ни единой сферы жизни государства, в том числе и медицину. Бывал за рубежом, наряду с корабельным делом  он живо интересовался медицинским искусством. Понимая неудовлетворительное состояние здравоохранения: частые эпидемии, высокую смертность, резкую нехватку врачей, Петр начал строительство сухопутных и морских госпиталей, а при них госпитальных школ для подготовки лекарей. Первый сухопутный госпиталь был открыт в Москве в 1707 году, тогда же при нем появилась первая госпитальная школа, рассчитанная на 50 учащихся. Следует высоко оценить качество программ и характер преподавания в госпитальных медицинских школах России. Такой системы образования не было нигде в Европе. Деятельность школ руководствовалась общими указаниями и правилами, в том числе и Генеральным регламентом о госпиталях. В 1735 году в него были включены правила обучения, сроки учебных программ по медицинским дисциплинам ( 5 – 7 лет), а также по философии и латинскому языку. После обучения следовал жесткий экзамен, который включал 3 – 4 операции на трупе. В госпиталях для госпитальных школ устраивались специальные палаты для клинических занятий, преподавания основ акушерства и анатомии.

По распоряжению П.З. Кондоиди  стали вести истории болезней – «скорбные листы» на каждого больного, в госпиталях были выделены клинические палаты, организованы медицинские библиотеки. Во главе госпиталя стоял врач.

В эпоху Петра качество медицинского обучения и требования к врачам были высокими. Чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно  было получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIIIв. степени доктора медицины удостоено 89 русских и 309 иностранных врачей.

В 1764г Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины.

В 1797г. созданы   гражданские врачебные управы в губерниях.

В 1710 вместо Аптекарского приказа создана медицинская канцелярия как центральный орган здравоохранения, во главе которого стоял врач – архиатер.

К концу XVIIIв. в России работало 878 врачей.

В 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы департаменту МВД. В 1786г. воспитательные медицинские школы реорганизовались в медико-хирургические училища, которые открыли путь к созданию медико-хирургических академий.

Петр также стал родоначальником лечения минеральными водами. По его распоряжению в Олонецком крае, в Липецке, Старой Руссе открыты водолечебницы, в которых гражданское население и военнослужащие получали процедуры. По приказу Петра  была построена и стала работать инструментальная мастерская для производства медицинского оборудования. Был введен учет демографических явлений, т.к смертность населения была высока и необходимо было иметь людские резервы для государства и армии. В Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома; здесь же в акушерских школах шла подготовка повивальных бабок.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медицина XIX века.

В Новое время входит хронологически и XIX век – эпоха клинического развития медицины, век выдающихся ученых и  медицинских школ. Во второй половине XIXв. обозначились 2 тенденции развития науки, в том числе и медицины:

·    Образование новых дисциплин;

·    Интеграция ряда направлений и проблем в самостоятельные науки;

Медицина XIXв. развивалась на фоне исторических событий. Прежде всего это Великая французская революция (1789), которая открыла двери для трудящихся в высшую школу, провела радикальную реформу образования, сформировала условия  для развития рыночных отношений, расширения внешних связей.

Естествознание и медицина XIXв. в России находилась под воздействием передовых материалистических воззрений в диалектике, в том числе взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова.

В России в XIXв. формируется школа офтальмологов. В 1805г. в Москве открылась первая в мире глазная больница.











Начало XX столетия. Здравоохранение в России до Октябрьского переворота 1917 года.

В XX веке произошел третий, наиболее насыщенный открытиями, этап НТР, буквально ворвавшийся в медицину.

В начале XX в., как признак социально – экономического неблагополучия, не прекращались эпидемии острозаразных заболеваний, особенно сыпного тифа, которым в течении 1907 – 1917  болело более 1 млн. человек. В течение 1915 года в России было зарегистрировано около 800 тыс. случаев эпидемических заболеваний, из 43 тыс. больных холерой, 178 тыс. – брюшным тифом. В 1909 г. от оспы умерло 32 тыс. человек, в стране имело место эпидемическое распространение туберкулеза, сифилиса, трахомы, гонореи.

Из примерно 6 млн. рождаемых ежегодно 2 млн. детей умирали в России каждый год от болезней и недоедания. Младенческая смертность составляла 250  на 1000. Общая смертность была 25 – 30 на 1000 чел. населения; средняя продолжительность жизни – примерно 40 лет. Среди причин смерти в России первое место занимали туберкулез, пневмонии, инфекционные заболевания.

Организации медицинской помощи мешала разноведомственность органов и учреждений здравоохранения. Накануне  Первой мировой войны в стране насчитывалось более 10 организаций, ведающих медицинским делом.

В России создавалось множество комиссий, проводились многочисленные проверки состояния здравоохранения.

К 1913 году в России насчитывалось 23 тыс. врачей. Число больниц в 1913 году не превышало 4500, не более 1 больничной койки на 1000 жителей империи. В 1913г. на всю страну имелось 9 детских и женских консультаций и 550 мест в детских домах.

К началу Первой мировой войны было всего 16 ВУЗов, из них 13 медицинских факультетов университетов и 1 военно – медицинская академия. На всю страну имелся один современный НИИ экспериментальной медицины, учрежденный в 1890г. в Петербурге, несколько лабораторий при кафедрах, а также Психоневрологический институт в С – Петербурге, созданный Бехтеревым.

К числу приоритетов в организации медицинской помощи нужно отнести не только теоретическое обоснование необходимости национальной системы здравоохранения, но и начало их практического воплощения в жизнь – земской системы с ее принципами  бесплатной общедоступной медицинской помощи на селе и участковости, разъездной медицинской помощью, бюро санитарной статистики. Сюда же нужно отнести фабрично – заводскую и  городскую медицину, основавшую структуру фабрично – заводских медицинских и городских учреждений.

В конце XIX – начале XXв. произошли позитивные процессы в здравоохранении России. К их числу следует отнести и начавшееся становление страховой медицины как организации, дополняющей деятельность существующих медицинских служб. С 1858г. используется опыт медицинских касс.

Общественное движение российских медиков наиболее эффективно проявилось в организации и проведении земских съездов врачей в губерниях.

Были и негативные стороны здравоохранения этого периода:

·       Низкий уровень всех показателей общественного здоровья вплоть до распространенности эпидемических заболеваний – тифов, кори, чумы, оспы, холеры;

·       Недостаток ресурсов здравоохранения – больничных коек (всего 209 тыс. на всю страну), медицинских кадров; мизерное материальное обеспечение (не более 1 рубля в год на жителя на все медицинские нужды);

·       Отсутствие единой национальной системы здравоохранения, отсутствие центрального органа управления системой здравоохранения, несмотря на все попытки его создания;

·       Охват земской медицинской организации лишь части территории России (34 губернии);

Все  эти и другие изъяны вытекали из существующих бюрократической, чиновничьей государственной системы в Царской России, которая не могла обеспечить формирование политической воли правящей верхушки, т.е осознания роли здравоохранения в обществе и представления необходимых условий, включая материальные средства для его обеспечения. Россия была очень далека от создания гражданского общества, в условиях которого и могут быть успешно решены проблемы здравоохранения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здравоохранение Советского периода (до Великой Отечественной войны)

После Октябрьского вооруженного восстания, Февральской революции, свержения самодержавия, власти Временного правительства наступил новый период  новейшей  истории России – образование Советского государства, руководители которых заявляли о начале строительства социализма.

29.10.1917г. был принят декрет «О 8-часовом рабочем дне», в соответствии с ним дети до 14 лет до работы не допускались, женщины и подростки до 18 лет к подземным работам.

22.12.1917г. Центральный исполнительный комитет утвердил декрет «О страховании на случай болезни», а 14.11.1917 Ленин подписал декрет «О бесплатной передаче больничным классам всех лечебных учереждений». 30.10.1918г. обнародован декрет «О социальном страховании», был принят ряд других важных для здравоохранения постановлений. Был организован Медико-санитарный отдел при Петроградском военно-революционном комитете во главе с М.И. Барсуковым. До образования Наркомздрава создавались врачебные коллегии, которые затем были объединены в Совет врачебных коллегий. Первым наркомом был назначен Н.А. Семашко, его заместителем – З.П. Соловьев.

В интересах демократии и широкого правительства, трудящихся в Наркомздраве был создан Центральный медико-санитарный совет. В качестве консультативного органа под председательством Тарасевича был организован ученый медицинский совет.  

18.03 – 23.03.1919г. – VIII съезд Российской коммунистической партии большевиков (РКПб). Съезд принял новую Программу партии. Впервые в программу РКП(б) был введен специальный раздел, посвященный здравоохранению, в котором подчеркивалось значение профилактического направления, «проведения широких оздоровительных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Даже в годы Гражданской войны в стране создавались новые институты и лаборатории, в том числе объединение НИИ санитарно – гигиенического и микробиологического профиля.

Посильное внимание уделялось охране здоровья матери и ребенка. В стране создавались консультации по обслуживанию не только больных, но и здоровых детей, проводились профилактические мероприятия, недели ребенка, недели охраны материнства и младенчества.

В решениях Наркомздрава подчеркивалась ведущая роль социально – профилактических мер, ориентация на профилактическое направление медицины.

С 1924 года систематически осуществлялись меры, способствующие восстановлению и развитию служб здравоохранения на селе. Совнарком РСФСР 30.06.1924г. принял постановление «Об обеспечении медицинской помощью сельского населения».

По согласованию Наркомздрава РСФСР и ВЦСПС на предприятиях начали создаваться пункты медицинской помощи, амбулатории и стационары.

Становление и развитие советского здравоохранения задерживала нехватка врачей и другого медицинского персонала.

1918 – 1922 открыто 16 медицинских факультетов университетов.

В 1922 г. выявлено более 76 тыс. случаев заболеваний оспой.

15.09.1922г. СНК РСФСР принял декрет «О санитарных органах республики».

До 18.02.1919г. существовало два типа медицины:

·       Государственная (Наркомздрав)

·       Страховая (за счет отчисления предпринимателей)

Несмотря на слияние этих двух секторов здравоохранения, для развития медицины средств не хватало. В период НЭПа решено было дополнительно обложить страховым налогом работодателей. Размер страхового взноса составил от 21% до 28,5% от размера заработной платы. Из него на лечебную помощь отчислялось до 7% заработной платы. Вскоре отчисления были отменены, и здравоохранение держалось на государстве.

С началом пятилеток сфера социальной политики  была поставлена на второй план, а вместе с ней и здравоохранение.

Сталин и его сподвижники делали упор на развитие индустрии, коллективизацию сельского хозяйства. С этого периода началось экстенсивное развитие здравоохранения – расширения материально – технической базы, подготовка большого числа медицинских работников, что при недостаточности ресурсов и остаточном принципе финансирования приводило к неудовлетворительному обеспечению  медицинских учереждений оборудованием, медикаментами.

В 1929г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян», предусматривающее преимущественное обеспечение медицинской помощью ряда групп рабочих и колхозников.

В 1935г. II Всесоюзный съезд колхозников – ударников принял новый устав сельскохозяйственной артели, содержащий ряд пунктов по охране труда и здоровья колхозников. Возросло число сельских медицинских учереждений, в том числе здравпунктов.

19.02.1927г. принят декрет ЦИК «О санитарных органах республики».

8.10.1927г. вышло соответствующее постановление СНК РСФСР, согласно которому повсеместно устанавливался текущий санитарный контроль.

В конце 20-х г.г появились новые учреждения -   санитарно-эпидемиологические станции (СЭС). В эти годы создана служба охраны материнства и детства с сетью поликлиник и женских консультаций, число которых возросло с 2,2 тыс. до 8,8 тыс. к 1940 году. Высокими темпами увеличивалось число больниц, диспансеров, поликлиник. В стационарах к 1940 году насчитывалось 791 тыс. больничных коек. Для подготовки медицинских кадров в 1929 по 1938 годы было организовано 24 медицинских ВУЗа; с 1930 года медицинские факультеты университетов перешли в ведение Минздрава, срок обучения в них увеличился до 5 лет. Число врачей возросло до 155,8 тыс.

На крупных промышленных предприятиях стали организовываться «цехи здоровья»  - медико-санитарные части (МСЧ).

20.07.1936. организован Народный комиссариат здравоохранения как союзно-республиканское учереждение.

В 1932 году по инициативе Горького учрежден Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ).

Произошли изменения основных показателей состояния здоровья населения. Были ликвидированы особо опасные эпидемические заболевания, уменьшилась распространенность малярии и др. инфекционных заболеваний и паразитических болезней, резко снизилась общая смертность, возросла средняя продолжительность жизни населения.

К началу Великой Отечественной войне существенно расширилась материальная база здравоохранения. Число врачей увеличилось более чем в 6 раз, до 130,4 тыс. человек; среднее число медицинских работников – до 412 тыс.; объем больничной помощи вырос в 5 раз, а количество амбулаторий и поликлиник к 1940г. до 13 тыс. К 1941г. врачебных участков стало 13500, а фельдшерских пунктов 18 тыс. за предвоенные годы создана мощная сеть санаториев и домов отдыха.

Во время Великой Отечественной войны была создана четко действующая система помощи раненым, больным – от батальонных медицинских пунктов. Мобилизация всех ресурсов здравоохранения позволила и в тылу, и на фронте предотвратить распространение эпидемических заболеваний.

Перед органами здравоохранения встала неотложная проблема медицинского обеспечения гражданского населения и прежде всего рабочих оборонных предприятий. На многих крупных заводах широко развертывались медико – санитарные части, опыт организации которых имелся еще до войны; расширилась сеть  здравпунктов, поликлиник, дневных и ночных санаториев.

Особое внимание было обращено на помощь детям, многие из которых остались без родителей, были эвакуированы в тыл. Для них создавались молочные кухни, «пищевые станции», увеличивалось число домов ребенка, ясли.

В июле 1944г. издан указ президиума Верховного Совета СССР «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, об установлении почетного звания «Мать – героиня» и учереждение ордена «Материнская слава» и медали « Медаль материнства».

Война потребовала мобилизации сил ученых – медиков для решения неотложных проблем лечения раненых и больных, создания научно – обоснованной организации медицинской помощи.

Советский период истории здравоохранения в официальных публикациях и прежних исследованиях оценивался как триумф новой системы охраны здоровья.



 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Мамедов О.Ю. Современная экономика/ Мамедов О.Ю. – Ростов-на-Дону: «Феникс» - 1995г. – 605с.

2.     Основы экономической теории/ под ред. Доктора экономических наук В.Д. Камаева – М: МГТУ им. Баумана Н.Э. – 1997г. – 282с.

3.     Основы экономической теории/ под ред. В.Д. Камаева – М: «Юнити» - 2005г. – 725с.

4.     Экономическая теория – учебник для студентов ВУЗов – М: «Практ» - 2004г. – 381с.

5.     Прохоров А.М. / Советский энциклопедический словарь IV изд./ Прохоров А.М – М: «Советская энциклопедия» - 1990г. – 1632с.

6.     Политология. Словарь/ ред. и сост. Аверьянов Ю.И – М: Московский коммерческий университет – 1993 – 431с.

7.     История медицины – учебник для ВУЗов/ Лисицын Ю.П – М: «Гоэтар – мед» - 2004г. – 400с.

8.     Бондаренко Е.Л Экономическое учение марксизма – М: 1999г. – 132с.

9.     http:// www. Biblioteka.ru

10. http:// www. 5 ballov.ru.









 








Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.