p> Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных
средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации
продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные
средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических
ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и
требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота
покупателей. Причинами неплатежей являются не только недостаток оборотных
средств и неустойчивое финансовое положение предприятий, но и низкая
финансово-расчетная дисциплина, недостатки в работе банковской системы,
неразвитость вексельного обращения. В целом для предприятий России характерно снижение объемов
производства в течение последних лет. В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение
массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При
росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска
прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само
по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если
связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и
потребительских свойств выпускаемой продукции. Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный
вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих,
имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли. При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь
увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости
в части материальных затрат. Особенно важно это для предприятий
обрабатывающих отраслей (машиностроение и металлообработка,
металлургическая, нефтехимическая и др.), на которых удельный вес стоимости
сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях
развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении
удельный вес металлоотходов в общем потреблении черных металлов на
протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки
в общем образовании металлоотходов - 45%. Это свидетельствует и о
применении морально устаревшего оборудования. В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в
результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за
естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие
увеличения объемов добычи. В отраслях, ориентированных на конечного потребителя, решающее
значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые
спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских
товаров. На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер
нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная
величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению
ожидаемой прибыли. Остатки нереализованной продукции образуются по следующим причинам: • часть готовой продукции закономерно оседает на складе в связи с
необходимостью ее комплектации, упаковки, подготовки к отгрузке, накопления
до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. Увеличение
остатков готовой продукции на складе сверх нормативной величины должно быть
предметом внимания финансовых служб предприятия: возможно, продукция не
находит сбыта из-за разрыва хозяйственных связей или не пользуется спросом
по другой причине. Такое влияние на прибыль остатков готовой продукции на складе
встречается место на предприятиях, которые выпускают продукцию,, имеющую
натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу
своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков
продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей,
например, электроэнергетики, транспорта, связи; • остатки товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил, могут
образовываться при применении определенных форм расчета за отгруженную
продукцию. Полная предоплата отгружаемой продукции исключает образование
таких остатков и практикуется многими предприятиями, но как форма расчетов
имеет свои недостатки; • часть товаров отгруженных не оплачена в срок покупателем. Не
поступление выручки в этом случае практически не зависит от поставщика. К
сожалению, эта ситуация стала типичной, объем неплатежей не уменьшается, но
предприятию все же следует работать в направлении получения доходов -
прекратить отгрузку покупателю, перевести его на аккредитивную форму
расчетов, передать требования по взысканию неплатежей с покупателя банку,
оформить коммерческий кредит; • продукция отгружена и получена покупателем, но последний на законных
основаниях отказался от ее оплаты. Наиболее вероятной причиной отказа может
быть несоблюдение поставщиком условий договора поставки. Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная
от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше
операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного
влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе
распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не
установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать
его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача
основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а
возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление. Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может
быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной
цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует
исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия
запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента
выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по
величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска
продукции. Эта работа является одним из направлений финансового
менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на
основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать
их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие
получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов,
имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью
приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются
затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом
расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить
доход. Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку
они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в
деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При
покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги
можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их
курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый
результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти
невозможно, а при отсутствии доходов по ним такое вложение средств можно
считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие
получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих
ценных бумаг. В составе внереализационных операций наиболее доходными могут быть
финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной
деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых
вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе
достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому
вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал
других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные
бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам
не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от
финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно. Относительно надежным способом финансовых вложений сейчас можно
считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных
сертификатов. В этом случае должны учитываться по меньшей мере два
обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов,
и процентная ставка налога с полученных доходов. В первом случае доходы
облагаются по общей ставке налога на прибыль, во втором - по ставке 15%,
так как сертификаты относятся к ценным бумагам. Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является
планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов
экономического анализа. Главной целью при планировании является
максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего
объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из
величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия
тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках
действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и
важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование
прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это
не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой
величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не
облагаются налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам.
В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы,
влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев
варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную
прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях
хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового
плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и
предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по
кварталам. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли "привязано" к расчету
авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то
составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога
на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими
размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была
минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является
определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой
прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения
работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной
программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных
договорах. В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и
себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо
уточнить объем продукции, ,от реализации которой ожидается эта прибыль.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от
прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на
производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость
товарного выпуска планируемого периода: Пта = Цтп — С-т, где Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода; Ц-т - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих
ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и
сбытовых скидок); Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и
реализацию продукции). Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе: Лрп = 2?рп - Срп, где Прп - планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде; Врп - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость, акцизов,
торговых и сбытовых скидок); Срп - полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде
продукции. Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового
периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков
нереализованной продукции на начало планируемого периода без остатков
готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то
расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид: Прп = Я01 + Ятп - Я02, где Прп - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде; По1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода. Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного
прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем
реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Другая разновидность метода прямого счета - метод по ассортиментного
планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной
позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Налогооблагаемая прибыль Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль
предприятий и организаций, введенный с 1 января 1992 г. Законом Российской
Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (27 декабря 1991
г. 15 2116-1). Основным нормативным документом являются инструкции Государственной
налоговой службы от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты
в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". В соответствии со ст.1 закона плательщиками налога на прибыль
являются: . Предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. . Филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. . Коммерческие банки различных видов, включая банки с участием иностранного капитала, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации: . Банк внешней торговли Российской Федерации; . Кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление отдельных банковских операций; . Центральный банк Российской Федерации и его учреждения в части прибыли, полученной от деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения. . Филиалы банков и кредитных учреждений, имеющие отдельный баланс и корреспондентский субсчет (или расчетный счет), включая филиалы иностранных банков-нерезидентов, получившие лицензию Центрального банка Российской Федерации на проведение на территории Российской Федерации банковских операций, за исключением филиалов (отделений) Сберегательного банка Российской Федерации. . Предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью лицензию на осуществление страховой деятельности, а также их филиалы, имеющие баланс с конечным финансовым результатом деятельности и расчетный (текущий) счет. . Предприятия, отнесенные к малым предприятиям в соответствии с федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" не являются плательщиками налога на прибыль: . Предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации- . Центральный банк Российской Федерации и его учреждения по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения, . Организации, применяющие согласно федеральному закону от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с предельной численностью работающих
Страницы: 1, 2, 3, 4
|