Формализация бизнес-процессов как платформа для качественного управления предприятием
Формализация
бизнес-процессов как платформа для качественного управления предприятием
Введение
Если
проанализировать существующие в настоящий момент системы управления
предприятиями в России, то можно сказать, что большинство из них имеют ярко
выраженную функциональную направленность. В основе таких систем лежит принцип
разделения и специализации труда. Функционально-ориентированные системы, конечно,
имеют право на жизнь, но уже концептуально устарели, так как динамика в
рыночных отношениях, растущая конкуренция, возрастающие требования клиентов
требуют принципиально новой структуры и механизмов управления. И самое главное,
что чем крупнее предприятие, тем не эффективней оно начинает работать.
Функционально-ориентированные
системы
Для начала следует
охарактеризовать функционально-ориентированную систему управления, выделить
ключевые моменты, требующие пристального внимания, чтобы стали понятны ее узкие
места. Структура практически любой организации включает генерального директора
предприятия, который в своем распоряжении имеет (а может и не иметь)
определенное количество подчиненных ему директоров и замов. В общем случае
предприятие разделено на некоторое количество отделов по функциональному
признаку (бухгалтерия, отдел информационного обеспечения, отдел прямых продаж,
финотдел и т.д.). В каждом отделе существует начальник или руководитель,
несущий непосредственную ответственность перед генеральным директором.
Функциональные подразделения состоят из сотрудников, каждый из которых
выполняет возложенную на него функцию. В системе с такой структурой каждый
занят своим делом - бухгалтерия ведет учет, отдел информационного обеспечения
занимается автоматизацией, отдел прямых продаж устанавливает контакты с
клиентами. Все эти действия регулируются руководством и в общем случае
центральным звеном всей системы – генеральным директором. В этом контексте,
конечно, возникает множество бизнес-процессов, которые определяют
функционирование предприятия в целом. Проблема в том, что эти бизнес-процессы
не формализованы, не документированы, пущены на самотек, не ориентированы на
конечного потребителя результата этого процесса. Это является побочным эффектом
функционально-ориентированной системы, ведь результаты деятельности отделов и
конкретных исполнителей не связаны с результативностью предприятия в целом,
целевыми задачами предприятия. Каждый элемент выполняет порученную ему задачу в
своем собственном «замкнутом пространстве». Даже если поставленная задача
выполнена с наивысшим качеством, ее результат может сказаться на
результативности выполняемых задач других элементов системы. Такое положение
вещей может даже привести к конфликтам внутри предприятия. Например, когда один
отдел может мешать внедрению и реализации задачи другим отделом. Так же следует
отметить, что при подобной системе результаты деятельности сотрудников в
большинстве случаев принимаются и оцениваются (впрочем, как и различные идеи)
руководителем отдела. Сотрудник выполняет порученную ему работу, ориентируясь
именно на своего начальника и, как следствие, пытается ему угодить в противовес
интересам фирмы в целом и интересам отдельных ее сотрудников, что не допустимо.
Взаимодействие отделов происходит не эффективно. Информация при передаче (в
устной форме преимущественно) теряется и искажается. Информация может
задерживаться или вовсе не передается, иногда даже умышленно блокируется на
определенных уровнях. Некоторые функции, выполняемые разными отделами, могут
дублироваться (например, в силу организационных причин), что стоит времени и
денег. Учитывая вышеперечисленные факты, обмен информацией приводит к большим
накладным расходам, длительным сроком выработки различных управленческих
решений, в результате чего компания теряет прибыль. Даже если на таком
предприятии внедрить АСУ, то в сущности ничего не изменится и назвать это уже
можно будет «автоматизированным бардаком», кроме того, возрастут расходы на
поддержку и эксплуатацию АСУ, и содержание соответствующих специалистов. Исходя
из всех этих фактов, можно и нужно сделать вывод, что существующую
функциональную систему следует заменить другой, более эффективной.
Процессно-ориентированные
системы
Было сказано, что
любое предприятие существует в виде взаимосвязанных между собой процессов.
Процессы идут «сами по себе», не документированы, не структурированы и никто за
них не отвечает и не несет ответственность. Это не правильно. Любое
предприятие, в том числе и не коммерческое состоит из группы взаимосвязанных
процессов, которые приводят к достижению ключевых целей и составляют
фактическую деятельность предприятия. Под бизнес-процессом следует понимать
набор повторяемых операций, которые преобразуют исходные данные в конечный
результат в соответствии с правилами этого процесса. Упрощенно каждый
бизнес-процесс имеет вход - исходная точка для данных и выход - результат
процесса.
Суть в том, чтобы
разобраться во всех бизнес-процессах предприятия, формализовать их, построить
соответствующую модель деятельности. То есть идея состоит в том, что
предприятие можно представить в виде совокупности бизнес-процессов, а сущность
управления заключается в управлении этими процессами. В
процессно-ориентированной системе нет начальников и подчиненных в том смысле,
что конкретный исполнитель отчитывается процессу и только процессу в рамках
построенной модели. Следует отметить, что это возможно только при грамотно
спроектированной модели. Не существует типового списка бизнес-процессов для
конкретного вида предприятия и типовой модели. Каждое предприятие разрабатывает
свой собственный список и состав бизнес-процессов и строит свою собственную
модель деятельности.
Это позволит в
дальнейшем ориентировать процесс на конечного потребителя, устранить побочные
явления и дублирующиеся звенья, выявить затратные центры, узкие места,
избыточные операции, возможности автоматизации, т.е. решить вышеперечисленные
проблемы функциональных систем управления. Подобная реорганизация переводит
предприятие на качественно новую платформу, уровень работы и уровень мышления.
При этом следует выполнить эту реорганизацию и последующее управление так,
чтобы каждый элемент системы не вступал в противоречие с другими элементами и
ориентировался на общие цели предприятия. Этого можно достичь только
качественной разработкой структуры процессов и распределения функций и ролей.
Следует отметить, что существует методологии управления процессами, которые
позволяют, как формализовать и процессы и его элементы, так и производить
анализ различных показателей процесса. Т.о. качественная и хорошо продуманная
процессно-ориентированная система «уравнивает» всех участников процесса между
собой и требования к ним, определяя равное качество на всех этапах процесса. В
этом случае сотрудник уже не ориентируется на своего руководителя и
отчитывается не ему, а процессу и отдельным его элементам. В этом случае
уже будет эффективным применение АСУ и
информационных технологий с наименьшими затратами.
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.statya.ru
|