Меню
Поиск



рефераты скачать Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономики

Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономики

Центросоюз Российской Федерации



Московский университет потребительской кооперации


Кафедра экономической теории




Курсовая работа по экономической теории на тему № 67



Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономики




Научный руководитель:

доцент

Венцкене С.А.



Выполнил студент:

гр. У1-2002, ФПС

Нечепоренко

Наталья

Викторовна


Москва


Тема:


Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики.



Введение

1.             Понятие фискальной политики, её виды и значение

2.             Налог как основной элемент фискальной политики

3.             Роль государства в финансовой политике и её эффективность

Заключение

Список литературы


















ВВЕДЕНИЕ


Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась.

 Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

Таким им образом, фискальная политика государство - важное направление его финансовой политики, которое играет большую роль в регулирование экономики посредством налогов и политики доходов и расходов.










1.             ПОНЯТИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЁ ВИИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ


Под  фискальной (налоговой) политикой государства  понимается постоянное  вмешательство  государства в экономические процессы  и явления с целью  регулирования их  протекания. Это совокупность мероприятий  в сфере  налогообложения, направленных  на формирование доходной части государственного  бюджета, повышение эффективности  функционирования всей национальной  экономики,  обеспечение экономического  роста, занятости населения и стабильности  денежного  обращения   Фискальная (бюджетно-налоговая) политика это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность  финансовых мероприятий государства  по  регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных  социально-экономических целей. Потребность  в разработке и систематическом  проведении  фискальной политики усилилась особенно  во второй половине XX в.,  когда финансы  государства стали играть значительную  роль в обеспечении  стабильного экономического  роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

1.   устойчивый рост национального дохода,

2.   умеренные темпы инфляции,

3.   полная занятость,

4.   сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.

При  дискреционной политике государство  сознательно регулирует налогообложение  и бюджетные расходы для улучшения  экономического положения страны. Это  регулирование различно на разных  фазах экономического цикла. Так, во время кризиса  (спада производства) государство  увеличивает  свои расходы, снижает налоги, что способствует  расширению  покупательского спроса.  При подъеме производства, сопровождающемся  инфляцией,  государство сдерживает  деловую активность (уменьшает свои  расходы, увеличивает  налоги).

Фискальная  политика, основанная на встроенных  (автоматических) стабилизаторах  (регуляторах),  использует такой механизм, который  без участия государства  устраняет  неблагоприятное положение на разных  фазах экономического цикла (в него  входят налоговые поступления и социальные  выплаты). Так, на фазе подъема  экономики,  когда растут доходы предприятий и работников  благодаря прогрессивному  налогообложению,  еще быстрее увеличиваются суммы налогов.  Одновременно  уменьшается безработица  и улучшается положение малообеспеченных  семей,  вследствие чего уменьшаются  выплаты пособий по безработице и ряд  социальных  выплат. В итоге уменьшается  общая величина совокупного спроса,  чем сдерживается  неумеренный экономический  рост. На фазе кризиса суммы налоговых  поступлений  автоматически уменьшаются  (суммы налоговых изъятий из доходов  сокращаются), а  социальные выплаты  (в т.ч. пособия по безработице) возрастают.  В результате  возрастает покупательная  способность населения, что способствует  выходу из  кризиса.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика – это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства правительства.

Такими автоматическими стабилизаторами являются:

1.   прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода  вследствие снижения налоговой ставки.

2.   пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты  автоматически снижаются.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.



2.             НАЛОГИ - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

Налоги — обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.


Современная налоговая система включает различные виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

В современных условиях в связи с расширением социальных функций государства широкое распространение получили взносы в фонд социального страхования. Они по своей сущности являются целевыми налогами, поскольку имеют определенное назначение.

В зависимости от органа, который взимает налог и распоряжается его суммой, различают государственные и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Налоги по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный налог  это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

·      на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны

·      затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микро экономике

·      для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе

В развитых странах это направление налоговой политики получило более широкое развитие. Считается, что налоги не должны гасить стремление про­изводителя наращивать выпуск продукции. Это позволит ему нащупать и рассчитать зону положительного эффекта масштаба производства, при ко­тором возможно получать наибольшую прибыль на вложенный капитал. В этом случае возрастают не только доходы предпринимателя, но и государ­ства, казна которого пополнится дополнительными ресурсами, ибо возросшие доходы позволяют увеличить сумму собираемых налогов.

Следующая ступень развития концепции налогообложения связана с пониманием того, что манипуляция налоговыми ставками, увязка нало­гов с использованием ресурсов превращает их в мощный регулятор хозяй­ственных пропорций. Например, введение платы за ресурсы (землю, чис­тую воду и др.) способствует экономии ресурсов в хозяйственной деятель­ности. Плата за землю обычно ведет к увеличению высоты производствен­ных зданий. Снижение налоговых ставок или введение режима ускоренной амортизации стимулирует рост производства. Ужесточение же налоговых ставок его тормозит.

Во второй половине XX в. налоги активно используются как регулятор общего равновесия рыночного хозяйства. В частности, такое использование налогов предусматривается в многочисленных анти циклических программах. Эти программы отводят различную роль налогам как регуляторам экономики, что зависит от концепции, которой руководствуется правительство.

По Keйнcy, no время спада налоги снижаются для стимулирования производства. Во время подъема, наоборот, - налоги возрастают, что позволя­ет затормозить рост инвестиций, предупредив перегрев экономики нараста­ющими диспропорциями. Рост налоговых поступлений во время подъема позволит выплатить, государственную задолженность, которая образовалась в депрессивный период для финансирования государственных расходов.

По теории монетаристов и концепции экономики предложение о сниже­нии налогов становится значительным стимулом эффективного производства. М. Фридмен - идеолог монетарной школы - рекомендует снижать нало­говое бремя, когда экономический кризис пройдет свою низшую точку и ос­тавит на рынке только эффективных производителей, разорив остальных. В этом случае более низкие ставки налогов для сильных производителей пре­доставят им большие возможности для инвестирования и позволят стране перейти на более высокую ступень эффективности производства.

Теория предложения рекомендует поддерживать режим конкуренции, облегчая налоговое бремя, вплоть до применения налоговых каникул для малого бизнеса, или для тех, кто осуществляет выпуск товаров, в наиболь­шей степени отвечающих интересам общества.

Принципы налогообложения проявляются в способах взимания налогов.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.