Меню
Поиск



рефераты скачать Фискальная и монетарная политика России на современном этапе

Фискальная и монетарная политика России на современном этапе


Тема 1. Введение в экономическую теорию


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1


«Проблема выбора и оценка альтернативных издержек»

Описать ситуацию экономического выбора, с которой вам приходилось столкнуться в повседневной практике,  на работе или дома. Указать основные факторы, необходимые для принятия решения, и факторы, которыми можно пренебречь. Оценить альтернативные издержки принятого решения.


Каждый из нас, будучи человеком разумным, наделенным волей и сознанием, но в том же время и существом иррациональным, природа которого иногда не в меру расточительна, обладает определенными потребностями, структура которых, являясь предметом особого внимания психологии, не обойдена вниманием и в экономических науках. На протяжении развития учения о домохозяйствах, экономики, усложнения общественных отношений в экономических источниках появились и были все четче сформулированы основные, исходные положения поведения потребителя: во – первых, экономический суверенитет, т.е. возможность повлиять на предложение товаров через спрос, а, во – вторых, рациональность поведения потребителя, при котором основное внимание уделяется полезности при ограниченном доходе. При этом под полезность обычно понимают ту степень удовлетворения от потребления товара, во многом субъективную, зависящую от множества факторов.

 






Используя для описания поведения потребителя категорию полезность, возможно объяснить и закон спроса. Так, кривая спроса совпадает с кривой предельной полезности, т.е. с увеличением количества товара цена на каждую единицу падают. Это происходит из-за снижения полезности от потребления каждой дополнительной единицы товара. Потребительский выбор, обладая определяющим влиянием цены и дохода, может быть описан и альтернативно, с помощью эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений.

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром. Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного и индивидуального спроса, которые часто называют эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффектом Веблена (престижное или демонстративное потребление).

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя.

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве. Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не предсказуемо, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов. Вместе с тем, при любом поведении потребителя его главным принципом деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

 Теория предельной полезности показывает, что любой индивидуум, предъявляя спрос на тот или иной товар, сугубо объективно оценивает свой бюджет и  предельную полезность единицы товара. Дополнительная полезность, которую потребитель получает за счет разницы между тем, что он готов отдать за  приобретаемое благо и тем, что он отдает в действительности будет составлять прибыль (выигрыш) потребителя. Если же приобретаемый товар оценивается ниже, чем его стоимость потребитель имеет проигрыш.



Тема 2. Рынок, рыночный механизм и его элементы. Рыночное равновесие


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2

«Анализ спроса и предложения»


На основе открытой информации из экономических изданий, а также Интернет – ресурсов  дать письменный анализ рынка, на котором работает ваша  компания. Анализ должен включать:

·                    краткое описание рыночной конъюнктуры,

·                    перечень наиболее значимых факторов спроса и предложения,

·                    графическую модель равновесия и

·                    подтвержденные мнением экспертов и графическим анализом  прогнозы относительно динамики цен и объемов продаж в перспективе.

Общий объем текста не должен превышать 3-4 страниц. Работа должна быть выполнена в стилистике Аналитической записки или в виде Презентации, иметь точное название анализируемого рынка, его географические границы, период,  в рамках которого дается анализ, а также источник(и) информации.

 

Результаты исследования потенциала рынка сотовой связи в Екатеринбурге

директор «Маркетинг-Бюро».

Исследование потенциала рынка сотовой связи проводилось компанией «Маркетинг-Бюро» в период с 1 по 30 июня 2002 г. Исследование проводилось среди жителей Екатеринбурга, не имеющих сотовых телефонов и не подключенных ни к одному оператору сотовой связи. Выборка для исследования составила 750 человек. Выборка репрезентативно представляет все население города, данные, полученные в ходе исследования, экстраполировались на все население, с учетом ошибки 3%, а владельцы сотовых телефонов из выборки исключались. При проведении опроса отсекались жители города, уже имеющие сотовый телефон, и, поскольку заранее было известно их количество и характеристики, соответственно параметры генеральной и выборочной совокупности перед началом исследования были пересчитаны, а в инструменте был предусмотрен отсекающий вопрос — фильтр.

Цель исследования: определить количественный и качественный потенциалы рынка сотовой связи г. Екатеринбурга.

Задачи исследования:

1.                 выявление количественного потенциала рынка сотовой связи Екатеринбурга (количество человек, собирающихся стать абонентами сотовых компаний);

2.                 социально-демографические характеристики потенциальных абонентов;

3.                 покупательское поведение потенциальных абонентов сотовой связи;

4.                 сроки подключения потенциальных абонентов к системе сотовой связи;

5.                 мотивация потенциальных абонентов на приобретение сотового телефона;

6.                 предполагаемая структура расходов потенциальных абонентов.

Опрос проводился по месту жительства респондентов методом личного интервью на основании бланка интервью (анкеты, которая содержала конкретные вопросы, соответствующие цели и задачам исследования).

Одной из задач исследования было изучение основных характеристик потенциальных абонентов сотовой связи. Расчеты производились, исходя из данных о генеральной совокупности населения города в возрасте от 16 до 69 лет, — это 976 800 человек (данные городского комитета статистики).

По итогам исследования потенциальные абоненты сотовой связи были типизированы следующим образом:

1.                 реально-потенциальные покупатели — те, кто намерен приобрести сотовый телефон до конца 2002 г. Это 23,1% от генеральной совокупности населения города в возрасте от 16 до 69 лет (максимальная граница потенциала рынка). От этого количества 73,4% уже определились с выбором оператора — минимальная граница потенциала);

2.                 условно-потенциальные покупатели — те, кто намерен приобрести сотовый телефон, однако не определился с датой подключения и надеется на понижение цен на сотовую связь. Это 48,4% от генеральной совокупности населения города в возрасте от 16 до 69 лет.

РЕАЛЬНО-ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АБОНЕНТЫ СОТОВОЙ СВЯЗИ

Портрет реально-потенциального абонента

Исследование потенциала рынка сотовой связи, проведенное «Маркетинг-Бюро» в 2000 г., показало, что среди покупателей данного сегмента рынка мужчины составляют — две трети, а женщины — одну треть. Результаты исследований 2002 г. свидетельствуют о паритете среди покупателей этой группы: мужчин — 54%, женщин — 46% в возрасте активного карьерного роста (от 25 до 54 лет). Можно констатировать, что за последние два года потенциальная абонентская база смещается в сторону женщин (рис. 1).

Со статусной точки зрения эту группу формируют преимущественно наемные работники: менеджеры, инженеры, рабочие и служащие — преимущественно люди с высшим образованием. 2002 г. отмечен почти исключительным ростом, по сравнению с 2000 г., числа потенциальных абонентов, работающих в бюджетной сфере. Достаточно большой процент студентов планируют стать абонентами сотовой связи, однако в силу нестабильности заработка и отсутствия постоянной работы, телефон в основном приобретается на деньги родителей в качестве подарка за успешно сданную сессию или для связи с любимым чадом. Число пенсионеров, планирующих стать абонентами сотовой связи, значительно возросло, что можно наблюдать на приведенной ниже диаграмме (рис. 2). Количество предпринимателей, работников торговли, топ-менеджеров, военнослужащих, в свою очередь, существенно уменьшилось, ввиду того что представители этих отраслей, имеющие более высокий уровень дохода, уже стали абонентами сотовых компаний. Потенциальные абоненты — это средний менеджерский состав, или люди, которые либо недавно вступили, либо ожидают вступления в новую должность.

Рисунок 1 Пол реально-потенциальных абонентов в динамике

Более половины желающих приобрести телефон находятся в зарегистрированном браке. Эти семьи формируют нижнюю подгруппу в среднем классе, чьи доходы на человека составляют 4 500 руб.

В целом же исследование показало, что происходит стабильное повышение благосостояния горожан, и существенная часть реально-потенциальных абонентов убеждена, что в следующем году доходы будут расти, что позволяет семьям среднего достатка тратить деньги на удовлетворение не жизненно важных потребностей.

По результатам маркетинговых исследований потенциала рынка сотовой связи Екатеринбурга, проводимых в течение двух лет, можно отметить изменение портрета реально-потенциального абонента. Так, если в 2000 г. реально-потенциальными абонентами являлись преимущественно мужчины в возрасте от 24 до 54 лет, с доходом от 100 до 160 долларов на человека в месяц, то на сегодняшний день возрастные и экономические рамки целевой аудитории смещаются. Реально-потенциальные абоненты 2000 г. уже стали активными пользователями сотовой связи. Теперь потенциальные абоненты сотовой связи — молодые люди (18—24 года) и люди зрелого возраста (35—54 года), независимо от пола, с доходом 150—200 долларов на человека в месяц, которых традиционно относят к нижней подгруппе среднего класса. Следует отметить рост числа потенциальных пользователей в возрасте от 55—69 лет по сравнению с 2000 г. (рис. 3).

Рисунок 2 Социальное положение реально-потенциальных абонентов в динамике

Рисунок 3 Возраст реально-потенциальных абонентов в динамике

Источниками дохода реально-потенциальных абонентов служат основное место работы (63%), предпринимательская деятельность (14%) и доходы по другому месту работы (11%). Иными словами, определенная степень финансового благополучия и возможность удовлетворения своих потребностей достигается интенсивностью и качеством выполняемой ими работы. Реально-потенциальные покупатели ведут активный образ жизни, развлекаются и тратят деньги на питание в кафе. Около половины из них покупают продукты в супермаркетах. Место приобретения продуктов и качество последних, в числе которых значительную долю составляют полуфабрикаты, экономящие время и силы, но и стоящие на порядок выше, нежели продукты обыкновенного приготовления, характеризуют развернутую структуру потребностей покупателя среднего класса и высокий уровень их удовлетворения.

Мотивация реально-потенциальных абонентов и причины покупки сотового телефона

Основные мотивы приобретения сотового телефона остались неизменными по сравнению с 2000 г., изменилась лишь степень влияния различных мотивов на целевую аудиторию:

1.                 Необходимость постоянной доступности для партнеров по бизнесу. По сравнению с данными за 2000 г. доля покупки с этой целью немного увеличилась с 29,9% до 32,7%, что можно объяснить ростом количества людей, которые в силу своих экономических возможностей могут позволить себе приобретение сотового телефона для профессиональных целей.

2.                 Желание иметь мобильную связь с семьей и близкими, по сравнению с 2000 г., все более становится определяющим при покупке сотового телефона; в 2000 г. среди абонентов сотовой связи преобладали мужчины, с высоким уровнем доходов, покупавшие телефон для решения деловых проблем. К 2002 г. наблюдается рост числа абонентов с доходами до 150 долларов, в первую очередь женщин, на первый план выступают скорее межличностные, нежели деловые отношения. Поэтому стремление удовлетворить потребность в общении с семьей обеспечит дальнейшее расширение рынка потребителей сотовой связи и постоянный спрос на сотовые телефоны.

3.                 Одной из причин покупки сотового телефона также выступает отсутствие домашнего телефона, либо возможности его установить (с 16% в 2000 до 19% в этом году). Нежелание снижать стоимость установки стационарных телефонов монополистом в лице ГТС, большие очереди на их подключение в 2002 г., наряду с интенсивным развитием мобильных телекоммуникаций и достаточно демократичной ценовой политикой основных операторов побуждает становиться пользователями услуг сотовой связи.

4.                 Акцент на модность и престижность сотового телефона сохраняется, но становится менее явным: только очень дорогой и эксклюзивный сотовый телефон может быть предметом гордости, а в основном он начинает рассматриваться как вещь массового потребления. Мобильник перестает быть роскошью (рис. 4).

Рисунок 4 Причины подключения к сотовой связи в динамике

Предполагаемая структура расходов на подключение к сотовой связи

Реально-потенциальные абоненты так определяют для себя время подключения:

·                     42,2% — намерены подключиться до конца лета;

·                     30,5% — осенью до декабря 2002 г.;

·                     27,3% — до конца 2002 г.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.