(3.3)
Отличие от идеально конкурентной фирмы заключается в том, что
равенство цены предельным издержкам не будет являться условием максимизации
прибыли в ситуации монополии (так же как и в ситуации монополистической
конкуренции, и в случае олигополии). Ибо предельная выручка монополиста не
равна цене продукции. Ещё более точно можно утверждать, что при каждом возможном объёме выпуска величина
предельной выручки окажется меньше цены товара. Также следует отметить, что
монополист, максимизирующий прибыль, всегда будет работать только на эластичном
участке кривой спроса.
Графическое определение цены для монополии показано на рис.
3.1.
Рис. 3.1. Графическое определение цены для монополии
Отметим, что эластичность спроса на продукцию (даже в случае,
если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) влияет на цену,
установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также
данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может
рассчитать цену продукции Р по формуле [7, c.457]:
(3.4)
Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия
деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и наоборот, при
неэластичном спросе у монополиста создается больше возможностей «взвинчивать»
цены и получать монопольные доходы.
Монопольный рынок нельзя назвать эффективным с точки зрения
общественного благосостояния. Правительства всех стран с рыночно - ориентированной
экономикой стараются в какой-то мере смягчить негативные последствия
деятельности монополий путём введения специальных налогов, контролирования цен,
а также путём введения антимонопольных законов.
Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры
по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме
или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и
структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь
более конкурентной. Разделение крупой компании на ряд мелких независимых фирм
является примером структурной политики. [12, c.14]
Сегодняшнее состояние экономики Республики Беларусь
характеризуется достаточно высокой степенью монополизации товарных рынков,
концентрацией производства. С учетом этого важным является проведение
государственной антимонопольной политики в переходный период и в условиях
функционирования свободной рыночной экономики.
Стратегической целью экономической политики государства
является построение в республике социально-ориентированной рыночной экономики,
основой которой является конкуренция.
В декабре 1992 года был принят Закон Республики Беларусь №
2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии
конкуренции». Данные нормативный акт определяет организационные и правовые
основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности
и направлен на создание условий для развития конкуренции. [1]
Министерство экономики в рамках
предоставленных ему полномочий формирует и ведет Государственный реестр
хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках
республики. Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке
оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на
постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую
очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и
хозяйственно-бытового назначения (Приложение А).
Постановлением Министерства
предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10
утверждена Инструкция по выявлению монопольных цен, Постановлением Министерства
предпринимательства и инвестиций от 27 марта 2000 года № 5 утверждена Инструкция
по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на
товарных рынках Республики Беларусь. Разработана и утверждена Концепция
демонополизации экономики и развития конкуренции Республики Беларусь на 2002 -
2005 годы. Приоритетными направлениями демонополизации экономики и развития
конкуренции на 2002 - 2005 годы определены: демонополизация товарных рынков,
ограничение монопольной практики в сфере управления экономикой,
совершенствование регулирования естественных монополий.
Заметим, что Республика Беларусь не
избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка.
В Беларуси создан Государственный реестр хозяйственных субъектов, занимающих
лидирующее положение на товарных рынках (30% и более от объема производства
какого-либо товара). На сегодняшний день в реестр внесено более тысячи
предприятий, доминирующих на республиканском и местном уровне.
Первый раздел включает естественные
монополии. Второй - временные монополии, на рынках которых в течение какого-то
времени может быть создана конкурентная среда. Третий состоит из предприятий,
над которыми установлен госконтроль и к продукции которого применяется ценовое
регулирование.
Ежеквартально предприятие, признанное
монополистом, заполняет определенную статистическую форму. Министерство
экономики проверяет цены, и если они завышены искусственно, налагает штраф и
переводит предприятие в третий раздел реестра.
Третий раздел реестра (список монополий) содержит
около 200 предприятий, в основном производящих товары народного потребления и
продукты питания [5, с 103].
Регулированию деятельности монополий будет уделено внимание и
в дальнейшем. Так, антимонопольная политика занимает важное место в Концепции
ценообразования, утвержденной постановлением Совета Министров от 20.07.2005 г.
№ 799. Ее планируется привести в соответствие с международными нормами с учетом
открытости национальной экономики.
Пункт 3.3 Концепции констатирует, что в республике создана
правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых
монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их
объединений, обеспечены постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и
выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них. По мнению
авторов Концепции, в результате процессов реформирования собственности,
демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с
конкурентной структурой. Правда, некоторые из них по своей природе остаются
монополизированными. А потому необходимо определить статус и роль рыночных
монополий, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования
и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках. [17]
Поскольку экономические условия у нас изменились, то основным
направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы
прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги)
организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным
рынкам и разным группам товаропроизводителей. От ценового регулирования
планируется постепенно перейти к системе антимонопольного регулирования и контроля.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики
является обеспечение контроля за экономической концентрацией. В основу этого
контроля лягут такие принципы, как единство экономического пространства,
свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции,
недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество
хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться
ограничением для развития рыночных отношений. [17]
Подводя итог вопросу, повторим ключевые пункты. Итак, чистая
монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем
данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует ее
цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста - наклонная
и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются
ограничителями, которые не позволяют монополисту произвольно устанавливать
высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и
объем производства исходя из равенства предельного дохода и предельных
издержек. Так как кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой
спроса, он будет продавать продукцию по более высокой цене и производить ее в
меньшем объеме, чем в условиях совершенной конкуренции.
Фактором, ограничивающим монопольную власть на рынке,
является эластичность рыночного спроса. Чем выше эластичность, тем меньше
монопольная власть, и наоборот. На степень монопольной власти влияют также
количество фирм на рынке, концентрация, конкурентная стратегия.
Монополия снижает экономическую эффективность.
Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и
укреплению монопольной власти. В Республике Беларусь проблема монополий
достаточно актуальна и ей уделяется должное внимание.
2.2. Модель олигопольной
рыночной структуры
Олигополия - наличие на рынке определённого товара нескольких
очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и
конкурирующих друг с другом. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами,
может быть дифференцированным (например, автомобили, компьютеры), как при
монополистической конкуренции, а может быть и стандартизированным (сталь,
алюминий), как при совершенной конкуренции. В любом случае олигополистическая
фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции.
Единой теории олигополии не существует. Однако экономистами
разработан ряд моделей, на которых кратко остановимся.
В 30-х гг. Пол Суизи разработал модель, демонстрирующую
весьма необычный вид кривой спроса фирмы, работающей на рынке олигополии (рис.
3.2).
Рис. 3.2. Кривая спроса фирмы в условиях олигополии
Предположим, что на рынке установилась цена Если какая-либо фирма увеличивает цену на
свою продукцию (и, причём, делает это в одностороннем порядке), тогда другие
фирмы в отрасли не последуют её примеру. В результате этого она потеряет часть
своей рыночной доли, поскольку покупатели переключаются на продукцию тех фирм,
у которых относительно более низкие цены. Если же фирма, напротив, снизит цену,
то это может спровоцировать снижение цен другими фирмами в отрасли, чтобы
избежать потери доли рынка, которая может отойти фирме с более низкой ценой.
Из-за того, что в этом случае конкуренты последуют за данной фирмой, спрос на
её продукцию окажется менее эластичным.
Данная модель объясняет, почему фирмы - олигополисты очень
часто не склонны изменять цены на свою продукцию: изменение цены в данном
случае просто приведёт к сокращению прибыли.
В общепринятой трактовке олигополия существует в том случае,
если количество предприятий в отрасли таково, что при формировании своей
стратегии, т.е. при установлении цен или определении объёмов производства, им
приходится учитывать возможную реакцию конкурентов.
Поэтому - в отличие от иных рыночных структур - здесь не
существует единственной модели ценообразования или выбора оптимального объёма
выпуска. Равновесный исход зависит от предположений, которые делают фирмы о
реакции своих соперников. Следовательно, существует множество моделей
стратегического поведения фирм - олигополистов: модель одновременных игр,
модель последовательных игр, модель дуополии Курно, дуополия Бертрана, модели
изогнутой кривой спроса и др. [21, c.395-397]
Рассмотрим в качестве примера простую модель дуополии (две
фирмы конкурируют друг с другом), впервые представленной французским
экономистом О. Курно в 1838 г.
Предположим, фирмы производят однородный товар и знают кривую
рыночного спроса. Каждая фирма должна решить, сколько продукции выпускать, и
обе фирмы принимают свои решения в одно и то же время. При принятии
производственных решений каждая фирма должна помнить, что её конкурент тоже
принимает решение по объёму производства и что конечная цена будет зависеть от
совокупного объёма производства обеих фирм.
Суть модели Курно заключается в том, что каждая фирма
принимает объём производства своего конкурента постоянным, а затем принимает
собственное решение по объёму производства. При этом и та, и другая фирма
стремятся к максимизации собственной прибыли.
Итак, в отрасли работают только две фирмы.
Назовём их и Пусть обратная функция рыночного спроса
представлена как где объём выпуска фирмы объём выпуска фирмы и
можно суммировать, ибо мы
предположили, что фирмы производят однородный продукт. Итак, в этой модели две
фирмы одновременно стараются решить: какое количество продукции им производить?
Здесь каждая фирма должна предвидеть, какой выпуск продукции у другой фирмы,
чтобы принять решение относительно собственного выпуска. Предвидя тот или иной
выпуск другой фирмы, данная фирма в зависимости от этого выбирает свой
собственный выпуск, максимизирующий её прибыль. Следовательно, равновесие в
модели Курно достигается, когда обе фирмы правильно оценивают возможный выпуск
конкурента и поэтому с успехом максимизируют свои собственные прибыли (т.е.
одновременно выбирают оптимальные объёмы выпуска).
Поскольку рыночный спрос есть величина
заданная, расширение производства фирмой вызовет сокращение спроса на продукцию
фирмы Х. На рис. 3.3 показано, как сместится график спроса на продукцию фирмы Х
(он будет сдвигаться влево), если фирма У начнет расширять продажу. Цена и
объем производства, устанавливаемые фирмой Х исходя из равенства предельного
дохода и предельных издержек, будут снижаться соответственно с Р0 до
Р1, Р2 и с Q0 до Q1,Q2. [20, c.247-248]
Рис. 3.3. Модель Курно. Изменение цены и объема выпуска
продукции фирмой Х при расширении производства фирмой У: D - спрос; MR -
предельный доход; МC - предельные издержки
Если рассматривать ситуацию с позиции
фирмы У, то можно начертить подобный график, отражающий изменение цены и
количества выпускаемой ею продукции в зависимости от действий, предпринятых
фирмой Х.
Объединив оба графика, получим кривые
реакции обеих фирм на поведение друг друга. На рис. 3.4 кривая Х отражает
реакцию одноименной фирмы на изменения в производстве фирмы У, а кривая У -
соответственно наоборот. Равновесие наступает в точке пересечения кривых реакций
обеих фирм. В этой точке предположения фирм совпадают с их реальными
действиями.
Рис. 3.4. Кривые реакции фирм Х и У на
поведение друг друга
В модели Курно не отражено одно
существенное обстоятельство. Предполагается, что конкуренты отреагируют на
изменение фирмой цены определенным образом. Когда фирма У выходит на рынок и
отнимает у фирмы У часть потребительского спроса, последняя «сдается», вступает
в ценовую игру, снижая цены и объем производства. Однако фирма Х может занять
активную позицию и, значительно снизив цену, не допустить фирму У на рынок.
Такие действия фирмы не охватываются моделью Курно. [20, c.248-250]
Отметим, что проблемы функционирования
олигопольных рынков весьма актуальны и для Республики Беларусь. Так,
по-прежнему сложной остается ситуация в сфере экспорта сахара в Россию.
В марте 2005 г. Минэкономразвития РФ
огласило результаты расследования в целях установления наличия возросшего
импорта сахара на таможенную территорию Российской Федерации. При этом основным
поставщиком сахара в Россию являлась Беларусь, доля которой увеличилась с 47,7%
в 2001г. до 68,4% в 2003 г. (в I полугодии 2004 г. - 67,2%).
В связи с этим, российские производители
приступили к переделу собственности в отрасли, объем экспорта сахара из нашей
страны в Россию в I квартале 2005 года уже упал на 7,2%. Вероятно, этот вопрос
будет отдельной темой переговоров на уровне правительств наших стран. [18]
Подводя итог вопросу, подчеркнем
следующее. Олигополистические отрасли характеризуются наличием нескольких
крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную долю рынка.
Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений отдельных фирм в
области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление новых фирм в отрасль
существенно затруднено, а эффект масштаба делает неэффективным существование
большого количества производителей. Существуют разные модели, описывающие
поведение олигополистов, в том числе модель Курно, рассмотренная в данной
работе. Однако единой теории олигополии, которая могла бы объяснить все
многообразие поведения фирм, нет.
Заключение
Вопрос о взаимосвязи концентрации
продавцов на рынке и уровня монопольной власти является одним из базовых в
рамках теории организации рынка. Микроэкономическая теория рассматривает модели
рыночных структур, в которых основами монопольной власти служат высокий уровень
концентрации продавцов на рынке в сочетании с наличием барьеров входа в отрасль
(монополия, олигополия), а также дифференциация продукта (монополистическая конкуренция).
Таким образом, существуют четыре основные модели рынка:
чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и
олигополия. Соответствующие этим моделям типы отраслей отличаются: по
количеству предприятий, входящих в состав отрасли, типу продукта; условием
вступления в отрасль; возможностями контроля над ценами и другими факторами,
определяющими экономические границы отрасли и эффективность ее
функционирования.
На совершенном рынке происходит взаимодействие множества
покупателей и продавцов какого-то товара. Речь идет об абсолютно одинаковом
товаре, который может различаться у разных продавцов только ценой. Поэтому
конкуренция между продавцами носит ценовой характер. Совершенный рынок
характеризуется также тем, что вход и выход на него свободен для всех. На таком
рынке отсутствует какая-либо дискриминация как в отношении продавцов, так и в
отношении покупателей. Наконец, совершенный рынок отличается тем, что все его
субъекты обладают всей информацией о состоянии данного рынка.
Монопольный рынок - рынок с наличием одного продавца
какого-то товара. В свою очередь, этот рынок может быть рынком с чистой
монополией и рынком с монополистической конкуренцией.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется тем,
что один продавец продает товар, имеющий товары-заменители. В результате у
покупателей есть выбор между товаром монополиста и другими товарами, способными
удовлетворять ту же потребность.
Олигопольный рынок характеризуется наличием нескольких
продавцов и покупателей какого-то товара.
Объем производства фирма будет определять,
сравнивая валовой доход и валовые издержки либо предельный доход и предельные
издержки. В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене
единицы продукции, и фирма будет наращивать производство до того момента, когда
предельные издержки станут равны предельному доходу (цене).
В краткосрочном периоде фирма продолжит
производство даже в том случае, когда она не сможет получать прибыль, при
условии, что цена окажется выше минимальных средних переменных издержек. В
такой ситуации задачей фирмы станет минимизация убытков, возникших из-за
снижения рыночной цены. В долгосрочном периоде решение фирмы об объеме выпуска
продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все
производственные факторы, в том числе и размеры предприятия.
Равновесие на рынке будет достигнуто,
когда у фирм не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из
нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне
минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом,
исчезнет.
На рынках монополистической конкуренции
экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго. В долгосрочном
периоде фирмы, терпящие убытки, предпочтут выйти из отрасли, а высокие
экономические прибыли станут стимулом вступления в нее новых фирм. Новые фирмы,
производя близкую по характеру продукцию, получат свою долю рынка, и спрос на
товары фирмы, получавшей экономическую прибыль, снизится. Сокращение спроса
снизит экономическую прибыль фирмы до нуля. Иными словами, долгосрочной целью
фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является
безубыточность.
Чистая монополия предполагает, что одна фирма является
единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист
полностью контролирует ее цену и объем выпуска. Кривая спроса на продукцию
фирмы-монополиста - наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и
рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту
произвольно устанавливать высокую цену на свою продукцию. Максимизируя
прибыль, он определяет цену и объем производства исходя из равенства
предельного дохода и предельных издержек. Так как кривая предельного дохода
монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать продукцию по более
высокой цене и производить ее в меньшем объеме, чем в условиях совершенной
конкуренции.
Монополия снижает экономическую эффективность.
Антимонопольные законодательства разных стран препятствуют возникновению и
укреплению монопольной власти.
Олигополистические отрасли характеризуются
наличием нескольких крупных фирм, каждая из которых контролирует значительную
долю рынка. Особенностью олигополии является взаимная зависимость решений
отдельных фирм в области объема выпуска продукции и цены на нее. Вступление
новых фирм в отрасль существенно затруднено, а эффект масштаба делает
неэффективным существование большого количества производителей. Существуют
разные модели, описывающие поведение олигополистов, в том числе модель Курно,
рассмотренная в данной работе. Однако единой теории олигополии, которая могла
бы объяснить все многообразие поведения фирм, нет.
Список
использованных источников
1.
О противодействии монополистической деятельности и развитии
конкуренции: Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 № 2034-XII. (Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь. -1992. -№ 36. -Ст.569).
2.
О естественных монополиях: Закон Республики Беларусь от 16 декабря
2002 № 162-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -
№ 147. -Ст.751).
3.
Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков:
Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320с.
4.
Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. -СПб.: Питер, 2001.
-256с.
5.
Готовский А. Экономическая система Беларуси - вчера, сегодня,
завтра // Экономика, финансы, управление. -2000. -№2. -С.79-103.
6.
Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. -СПб.:
Санкт-Петербург-оркестр, 1994. -537с.
7.
Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник / В.Я. Иохин; Моск. гос.
ун-т коммерции. -М.: Юристъ, 2001. -864с.
8.
Никитин С., Демидова Л., Степанова М. Монополия, олигополия и
конкуренция // Мировая экономика и международные отношения. -1989. -№3. -С.18.
9.
Нуреев Р.М. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия //
Вопросы экономики. -1994. -№6. -С.24.
10. Основы микроэкономики:
Учеб. пособие / Ин-т экономики НАН Беларуси; Э.А.Лутохина, Г.Г.Маслова,
В.Н.Минич и др.; Под общ. ред. Э.А.Лутохиной. -Мн.: Право и экономика, 1998.
-248с.
11. Основы рыночной экономики:
Учеб. пособие / Ф.Б.Марголин, Г.Ф.Андрейчик, Г.Г. Касьянович и др. -Гродно:
ГрГУ, 1999. -82с.
12. Павлов А.Р.
Демонополизация экономики и формирование конкурентной среды // Бюллетень
нормативно-правовой информации. -2002. -№25. -С.14.
13. Седов В.В. Экономическая
теория: В 3ч. - Ч.2. Микроэкономика: Учеб. пособие / Челяб. гос. ун-т.
Челябинск, 2002. - 115с.
14. Словарь современной
экономической теории Макмиллана / Общ. ред. Д.У. Пирса; Пер. с англ. А.Г.
Пивоварова; Науч. ред. В.С. Автономов. -М.: ИНФРА-М, 1997.-608с.
15. Тарануха Ю.В. Экономика
отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): Учеб.-метод. пособие /
Ю.В.Тарануха; Под общ. ред. А.В.Сидоровича. -М.: "Дело и Сервис",
2002. -240с.
16. Фридкин Л. Между
монополией и концентрацией будет балансировать антимонопольное регулирование //
Экономическая Газета. -2005. -№64 (882) от 26.08.2005.
17. Фридкин Л. Сахарные войны
// Экономическая Газета. -2005. -№ 39 (857) от 31.05.2005.
18. Шеррер Ф.М., Росс Д.
Структура отраслевых рынков: Пер. с англ. - М.: ИНФРА -М, 1997.
19. Экономика: Учебник / Под
ред. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999.
20. Экономическая теория /
Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. -3-е изд. -СПб: СПбГУЭФ, ПИТЕР, 2002.
-544с.
21. Экономическая теория: Уч.
пособ. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. -Мн.: Книжный дом, Экоперспектива,
2004. -637с.
22. Экономическая теория:
Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой и др. -М.:
ИНФРА-М, 2003. -714с.
23. Экономическая теория:
Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. -6-е изд. -М.: ВЛАДОС, 2001. -640с.
Страницы: 1, 2, 3
|