|
Всякая предпринимательская имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек. Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным. Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т.п. Предполагается, что фирма стремится функционировать на каком-то удовлетворительном уровне эффективности, поскольку не располагает возможностями максимизации. При характеристике целевой нормы эффективности предусматривается механизм, обеспечивающий достижение желательного уровня. В этом случае, осуществляется поиск решения проблем в трех формах: локальной, исследовательской и стратегической. Локальный поиск — реакция на невыполнение тех или иных целевых установок для внутрифирменных подразделений; исследовательский поиск ведется, когда обнаруживаются новые возможности в сфере взаимодействия фирмы с ”окружающей средой”; стратегический — связан с прилагаемыми фирмой усилиями наилучшим образом подготовиться к использованию новых стратегических возможностей. Конкретно сформулированная цель деятельности фирмы может включать разнообразные аспекты (хотя основным останется получение прибыли). Примером могут служить цели международной корпорации ЗМ, а также общие тенденции развития производства в Японии. ЗМ является организацией работников и акционеров, которые соединили свои ресурсы для достижения общих целей создания товаров и услуг, для получения гарантированного дохода на вложенный капитал, для создания адекватных социальных и экономических условий жизнедеятельности общества. В Японии многие всемирно известные фирмы придерживаются концепции, отражающей еще более широкие цели деятельности, содержащие стремление ”к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества”. В самом общем плане цели деятельности фирмы представлены в таблице 1. Таблица 1. Цели деятельности фирмы. | ||||||||||||
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности фирмы |
||||||||||||
Общество в целом |
Экономический рост Поступления от налогов Уравнивание власти Уравнивание доходов Сохранение окружающей среды Сохранение природных ресурсов |
||||||||||||
Местная община |
Благосостояние общины |
||||||||||||
Держатели акций |
Рост доходов |
||||||||||||
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
||||||||||||
Потребители |
Стабильность доходов Справедливые цены Обеспечение выбора Удовлетворения потребностей |
||||||||||||
Управляющие |
Рост доходов Профессиональный интерес |
||||||||||||
Работники наемного труда |
Занятость Уровень оплаты Досуг Условия труда Удовлетворение от работы |
Создание фирмы тесно связано с предпринимательской деятельностью, которая предполагает готовность владельца капитала или менеджера взять на себя персональный риск, с которым эта деятельность сопряжена. Желательного максимального уменьшения риска можно добиться такими приемами: диверсификацией (производство различных видов продукции и распределение капиталовложений по разнообразным видам деятельности); страхование собственности; максимизацией информации о выбранной сфере деятельности, финансовой и экономической привлекательностью предполагаемых объектов капиталовложений; использованием новейших технологий, товаров и услуг, обладающих научно-технической новизной; правильным выбором организационной формы бизнеса, которая обеспечит эффективность использования факторов производства в конкретном виде деятельности.
Проанализируйте информацию в следующей таблице:
Цена
Необходимое
количество товара на месяц
Предложенное
количество товаров на месяц
Задолженный спрос товаров на месяц
0
2
7
9
12
15
17
20
512
452
412
352
312
252
192
132
0
180
240
300
330
390
430
490
512
272
172
52
—
—
—
—
Решение.
Рисунок 1. График предложения (I), спроса (II)
и задолженного спроса (III).
Совокупный спрос показывает количество товаров, которые покупатели готовы приобретать при определенном уровне цен (остальные условия считаются постоянными).
Совокупное предложение показывает количество товаров, которое фирмы готовы производить и продавать в зависимости только от уровня цены товара.
Из рис. 1 мы определяем, что цена равновесия составляет 320 ед., а количество товара, отвечающее этой цене, — 11 штук.
Задолженный спрос — разница между необходимым количеством товара и предложением. Очевидно, что при цене равновесия (т.е. когда спрос равен предложению), он будет равен 0. Из графика находим, что задолженный спрос в 180 единиц товара существует при цене 6,7.
Фирма производит продукцию и реализует по цене 120 долларов за единицу. Постоянные затраті составляют 60 долларов, а переменные изменяются в зависимости от объема производства следующим образом:
Объем производства
Переменные затраты
1
2
3
4
5
6
60
90
180
200
260
300
Составьте таблицу затрат и постройте график предельных затрат, средних валовых затрат и средних переменных затрат.
Решение. Совокупные затраты — это затраты, характеризующие совокупность постоянных и переменных затрат производства фирмой единицы продукции в краткосрочном периоде.
Средние переменные затраты — отношение переменных затрат к единице выпуска продукции.
Средние валовые затраты — отношение валовых (совокупных) затрат к единице продукции.
Предельные затраты — прирост совокупных затрат фирмы, связанный с выпуском одной дополнительной единицы продукции. Предельные затраты показывают, на какую величину возрастают затраты фирмы из-за увеличения производства на единицу продукции.
Объем производства
Переменные затраты
Совокупные затраты
Предельные затраты
Средние валовые затраты
Средние переменные затраты
1
2
3
4
5
6
60
90
180
200
260
300
180
210
300
320
380
420
180
30
90
20
60
40
180
105
100
80
76
70
60
45
60
50
52
50
Что же такое бизнес? Зачем люди занимаются бизнесом?
Очевидно, что бизнесом люди занимаются для того, чтобы получить прибыль и, в конечном счете, удовлетворить свои собственные потребности. Но вед люди могут удовлетворить свои потребности другими способами (например, в рамках своей индивидуальной жизнедеятельности или посредством простого обмена).
Однако эти способы не в состоянии удовлетворить все потребности человека в силу:
а) ограниченности возможностей получения всего многообразия благ в рамках индивидуальной жизнедеятельности;
б) ограниченности благ, имеющихся в собственности инициатора обмена;
в) ограниченности благ, предоставляемых другими людьми для обмена.
Что делать? Оказывается, можно удовлетворить свои потребности окольным путем — через оказание общественно необходимых благ и услуг (как материальных, так и нематериальных) для других, т.е. через выполнение социально-значимого заказа. Иными словами, свои потребности можно удовлетворить только удовлетворяя потребности других людей. Так проявляется бизнес-деятельность.
Таким образом, бизнес-деятельность в ее классическом виде порождена рыночной системой хозяйства, являясь одновременно ее основных звеном. Бизнес и рынок, рынок и фирма, неразрывны, они существуют и развиваются вместе.
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - Москва, 1996.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1992.
3. Курс экономической теории: Учебник. Под ред. Чепурина М.Н., Килелевой Е.А. - Киров, изд-во ”Иса”, 1997.
4. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. Под ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 1999.
5. Экономическая теория (политэкономия): Учебник. М., Инфра-М., 1997.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.