Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовый рынок и механизмы его регулирования

Финансовые посредники всегда готовые не только выкупить финансовые активы, а и продать их инвесторам в случае необходимости. Осуществляя на постоянной основе выкуп и продажу финансовых активов, финансовые посредники не только обеспечивают ликвидность финансовых активов, которые находится в обращении на рынке, а и стабилизируют рынок, противодействуют значительным колебаниям цен, которые не связаны с изменениями в реальной стоимости финансовых активов и изменениями в деятельности эмитентов этих активов.

3.Финансовые рынки оказывают содействие нахождению для любого из кредиторов (заемщиков) контрагента соглашения, а также существенно снижают затраты на проведение операций и информационные затраты.

Финансовые посредники, осуществляя большие объемы операций по инвестированию и привлечению средства, уменьшают для участников рынка затраты и соответствующие риски от проведения операций с финансовыми активами. Как на рынке акций и облигаций, так и на кредитном рынке именно посредники играют решающую роль в перемещении капиталов. В особенности заметная эта роль при финансировании посредниками корпораций, которые имеют не высочайший кредитный рейтинг, и количество которых есть значительной во всех странах мира. Финансовые посредники уменьшают затраты через осуществление экономии на масштабе операций и усовершенствования процедур оценивания ценных бумаг, эмитентов и заемщиков на кредитном рынке.

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют высокоэффективные финансовые рынки, которые обеспечивают механизм перераспределения финансовых ресурсов среди участников рынка и оказывают содействие эффективному размещению сбережений среди областей экономики. В Украине и странах, которые ступили на путь рыночных превращений в экономике, финансовые рынки находятся на разных стадиях формирования и развития [8]. На развитие финансовых рынков в таких странах оказывают содействие массовая приватизация, преодоление кризисных явлений и положительные сдвиги в экономике. Параллельно с этим, как правило, происходит формирование соответствующей законодательной базы и механизма, который гарантирует ее выполнение.


2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ РФ


2.1 Анализ состояния финансовых рынков в России


На развитие финансового рынка наряду с проводимой в стране денежно-кредитной политикой значительное влияние оказывают такие факторы, как социально-экономическое положение, процесс формирования и использования местного бюджета, в том числе и выбор конкретных финансовых инструментов управления бюджетным процессом, а также роль городских органов власти в поддержке и стимулировании развития региональной экономики и формирования соответствующей финансовой инфраструктуры.

Социально-экономическое положение страны в 2001 году можно охарактеризовать следующими основными макроэкономическими показателями (Приложение А).

В целом объем промышленного производства в 2001 году составил примерно 33,8% от уровня 1990-х годов.

Спад производства продолжается во всех основных отраслях промышленности, кроме электроэнергетики и пищевой промышленности, что обусловлено первоочередной необходимостью продуктов данных отраслей.

В то же время объем экспорта за 2001 год достиг 3,1 млрд. долларов (возрос на 2%), а объем импорта составил 4,2 млрд. долларов (уменьшился на 16%).

Депрессионная фаза в экономике оказывает значительное влияние на формирование городских бюджетов и существенно ограничивает возможности городских Администраций. Как и в предыдущие годы продолжается процесс относительного увеличения доли внутренних доходов в формировании доходной части государственного бюджета, в которой преобладают фискальные поступления, 2/3 которых обеспечиваются тремя основными налогами (налог на прибыль, НДС и подоходный налог) [14].

В поступлении внешних доходов имеет место разнонаправленная динамика: при сокращении поступлений из Федерального бюджета происходит рост объема использования заемных средств, что позволяет осуществить погашение превышения бюджетных расходов над доходами (дефицит бюджета).

Основными инструментами привлечения заемных средств для финансирования расходов городского бюджета являются: эмиссия ГГКО (МКО) и банковские кредиты (Приложение Б).

На обслуживание бюджетной задолженности в 2002 году было направлено около 4 трлн. рублей, что составляло более 30% расходной части бюджета. Поэтому формирование развитого финансового рынка является одной из приоритетных задач, призванных оздоровить финансовое положение в городах.

В середине апреля 2002 г. Министерство финансов зарегистрировало проспект эмиссии внешнего займа Администрации (Еврозайм) на сумму 300 млн. долларов. Заимствование на внешнем рынке (главным образом в США) позволит привлечь для финансирования бюджетных расходов средства под меньший процент и на больший срок по сравнению с условиями заимствования на внутреннем финансовом рынке.

К примеру, за 6 лет в Санкт-Петербурге была создана развитая инфраструктура финансового рынка. В настоящее время в городе действуют 4 фондовые биржи, 104 коммерческих банка и более 400 финансовых и брокерских компаний. Финансовый рынок Санкт-Петербурга является вторым по масштабу региональным финансовым рынком России (после Москвы) и крупнейшим рынком субфедеральных государственных обязательств [14].

В этой связи значительным успехом можно считать тот факт, что в начале 2000 года на биржах города была организована торговля облигациями муниципальных займов Москвы и Оренбурга, выпуск и обращение которых организованы по типу МКО. Это позволило привлечь на рынок города дополнительные финансовые средства, преимущественно региональных инвесторов.

Характерной чертой финансового рынка является его высокая степень концентрации. Практически на всех его секторах (валютный рынок, рынок кредитов, депозитов, акций и облигаций) можно выделить 4-5 наиболее активно действующих операторов, на которых приходится основная доля оборота. Кроме того, стоит отметить, что на финансовом рынке сложилась устойчивая специализация торговых площадок. Так, торговля государственными и муниципальными облигациями (за исключением муниципального облигационного займа) ведется на биржевых площадках, а основной оборот по валюте, корпоративным бумагам и векселям приходится на внебиржевой рынок.

Анализ финансового рынка показывает, что с учетом уровня ликвидности лидирующие позиции на данный момент занимает рынок государственных ценных бумаг (ГКО и МКО), но ярко выражены тенденции развития рынка корпоративных ценных бумаг.

Активность участников финансового рынка на различных его секторах в значительной степени определялась политикой ЦБ России как в части контроля за обменным курсом доллара, так и постоянного снижения процентной ставки рефинансирования (Приложение В).

Рынок ценных бумаг России, судя по всему, стабилизировался на отметке 140 пунктов индекса ПФТС после самого продолжительного по времени и, что самое главное, значительного по темпам роста. Российская экономика по официальным статистическим данным демонстрирует наибольшие темпы прироста ВВП среди стран СНГ и восточно-европейского региона. То же самое касается и рынка ценных бумаг. В связи с нынешней стабилизацией возникает вполне закономерный вопрос, что же нас ожидает в ближайшем будущем? Подъем? Падение? Стабилизация рынка на достигнутом уровне?

К сожалению, в этой сфере будет ощущаться влияние достаточно весомых и, в то же время, разнонаправленных по направлению действия факторов. С одной стороны политические факторы, которые, безусловно, будут способствовать понижению рынка, с другой стороны, экономические факторы. Поскольку последние полгода мы были свидетелями доминирования как раз экономический факторов, поэтому существуют достаточно весомые основания предположить, что сила их действия будет значительной и в дальнейшем. Осталось разобраться только с тем, в каком направлении они будут двигать рынок.

Макроэкономические данные заставляют думать о перспективах рынка с большой долей оптимизма. Объем промышленного производства в стране в январе-апреле 2004 года вырос на 17,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе в апреле — на 14,1%. В финансовом секторе прибыль украинских банков, а это самые главные инвесторы отечественного рынка, за январь-апрель увеличилась на 70,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 1 мая составила 403,5 млн. гривен.

К примеру на Украине, оживление конъюнктуры рынка можно также связывать с предстоящими приватизационными продажами. Фонд государственного имущества Украины 12 мая 2004 г., объявил конкурс по продаже 93,02% акций ОАО «Криворожсталь». За этот объект ожидается серьезная борьба среди отечественных бизнес-групп, а также нельзя исключать возможность международных инвесторов. В целом эта продажа оценивается на сумму около $1 млрд., что составляет одну двенадцатую часть государственного бюджета Украины. Очевидно, что попадание этой суммы в систему государственных финансов радикальны образом должно отразиться на конъюнктуре первичного рынка государственного долга. Таким образом, есть веские основания надеяться, что экономические факторы будут способствовать росту. Однако, как известно, в любой бочке меда есть ложка дегтя. Эта ложка – конъюнктура на внешних финансовых рынках.

По данным The Wall Street Journal многие мировые инвесторы пересматривают свои планы в странах с развивающейся экономикой на оставшуюся часть года. Американские фонды, инвестирующие в emerging markets, зафиксировали на неделе, завершившейся 5 мая, отток средств на сумму $411 млн. За последние 8 недель отток средств из фондов, инвестирующих в развивающиеся экономики, происходил в течение 6 недель. Трейдеры также отмечают, что хеджевые фонды уже начали выводить средства из emerging markets. Доходы от инвестиций в страны с развивающейся экономикой сейчас также демонстрируют тенденцию к снижению. Индекс MSCI (Приложение Г - рис. 1.1), рассчитываемый для emerging markets, с начала года опустился на 10% с максимального уровня в начале года. Облигации стран emerging markets резко упали в цене после того, как на рынке после публикации благоприятных данных о состоянии рынка труда в США усилились ожидания скорого повышения процентных ставок в Америке. Глобальный индекс J.P.Morgan EMBI+ Global (Приложение Г - рис.1.2) упал на 2,1%, а средний спрэд по облигациям emerging markets вырос на 0,25 процентного пункта до 5,15 процентного пункта. На рис. 1.3 представлен индекс Доу-Джонса – он отражает состояние рынка огромных компаний («голубые фишки» - blue chips – компании с рыночной стоимостью больше 5 миллиардов долларов [13]).

В связи с этими обстоятельствами ближайшие перспективы отечественного рынка выглядят неопределенно, однако и серьезных поводов для пессимизма пока что нет.

К сожалению, в силу своего слабого развития наш фондовый рынок не оказывает большого влияния на экономику страны – они идут параллельными курсами. Это связано, прежде всего, с маленьким объёмом нашего фондового рынка и очень небольшим числом компаний, представленных на нём [12].

Вывод можно сделать следующий: пока наша страна настолько бедна, пока наши люди настолько недоверчивы, пока наша экономика находится в состоянии «дикого капитализма» – у фондового рынка Украины нет никаких шансов стать тем великолепным и мощным финансовым механизмом, каким он является во всём цивилизованном мире.


2.2 Анализ финансовой деятельности государства


Деятельность государства в области финансов, реализуется прежде, всего при выполнении им следующих функций:

- распределительной, которая на государственном уровне связана с:

- межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большей эффективности и рационального использования национального дохода;

- наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

- перераспределением доходов между различными социальными группами населения (малоимущие, многодетные и т.д.).

- контрольной, которая проявляется в контроле за распределением ВВП и национального дохода. Реализуется эта функция через систему органов исполнительной власти.

- стимулирующей — состоит в том, что государство с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в целом.

Как уже говорилось, финансы — экономическая и правовая категория, т.е. конкретную форму им придает государство, вырабатывая конкретные финансовые отношения между различными субъектами воспроизводства, элементами которых выступают ставки, нормы, тарифы, платежи, отчисления и т.д.

Государство использует фонды денежных средств также для погашения своих задолженностей как внутри страны, так и за рубежом.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной палаты входит регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.

На региональном уровне финансовый контроль производится как органами региональной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами.

Контроль за состоянием республиканского бюджета в Российской Федерации и его исполнением осуществляет созданный при высшем законодательном органе Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы РФ. В его задачу входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных посланий, вносимых в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

Важную роль в осуществлении финансового контроля играют Министерство финансов РФ и его органы на местах.

В структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление, а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора.

Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием на развитие народного хозяйства, социально-культурные и иные мероприятия.

Финансовые органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации, составляют консолидированный бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Задача контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств возложена на органы Федерального казначейства.

Главное управление Федерального Казначейства и его территориальные органы призваны организовывать, осуществлять и контролировать исполнение республиканского бюджета, управлять доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках.

Финансовый контроль со стороны кредитных учреждений производится при выдаче, проверке обеспеченности и возврате ссуд. Весьма эффективным является контроль, осуществляемый налоговой службой. Главной задачей налоговой службы является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.