Финансовый план предприятия
Финансовый
план предприятия
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы предприятия»
Выполнил
студент:заочного отделения Д. К. П.
Санкт-Петербург
2001 год
Методические
указания к выполнению курсовой работы
Финансовое
планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии.
Финансовый план (или система финансовых планов) - один из основных разделов
бизнес-плана, который является планом развития предприятия и разрабатывается
как для нового, 'только создающегося предприятия, так и для уже существующих
организаций на очередном этапе их развития. Бизнес-план предприятия охватывает
достаточно длительный период - 3-5 лет, иногда и больше. В этом случае
финансовый план является финансовым разделом бизнес-плана и представляет собой
финансовый прогноз на 3-5 лет. Для целей выявления предпринимательского
потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый
план разбивается на более короткие периоды времени - год, квартал, месяц - и
может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом. Процесс
финансового планирования состоит из следующих этапов:
1) Анализ
финансовых показателей предприятия за предыдущий период. Расчет показателей
производится на основе ведущих финансовых документов - балансе, отчета о
прибылях и убытках, отчете о движении наличности;
2) Долгосрочное
финансовое планирование;
3) Оперативное
финансовое планирование.
Целью долгосрочного
финансового планирования является составление прогноза баланса и отчета о
прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация
разрабатывает оперативные планы (бюджеты). Для составления прогнозных
финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж,
анализа безубыточности и некоторые другие.
Основой
краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных
финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы
доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в
распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную
определенность выбранным перспективам существования предприятия. Выделяют
несколько основных видов оперативных бюджетов:
1) материальный
бюджет - планирует виды и количество сырья и материалов, необходимых для
реализации конкретного плана;
2), бюджет
закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для
осуществления всех планов;
3) трудовой бюджет
- ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных
видов деятельности;
4) бюджет
управленческих расходов - включает расходы в виде окладов управляющих, расходы
на командировки, деловые поездки, гонорары, расходы на служебные помещения и
др.;
5) финансовый
бюджет, включает в себя: а) бюджет наличности - имеет своей целью обеспечить
ликвидность предприятия;
б) бюджет
дополнительных вложений капитала - уточняет запланированные денежные расходы на
строительство или приобретение оборудования, реконструкцию, расширение
производства и пр. Часто в отечественной литературе [3] термин "финансовое
бюджетирование" называют "сметным планированием", под которым
понимается составление различного рода смет при бизнес-планировании, в том числе
и финансовых. При этом предполагается, что финансовый план вбирает в себя
результаты других разделов бизнес-плана: планов производства и маркетинга. Это
учитывается и в данной курсовой работе, последовательность проведения которой
представлена в разделе 2.2.
При расчете
показателей используются балансовый и нормативный методы финансового
планирования.
1. Расчет
объема реализации и себестоимости реализованной продукции (сметы объема продаж
и затрат).
На основе этих
расчетов определяется объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в
денежном выражении. Составляется смета объема продаж на основе прогнозов
объемов продаж в натуральном выражении и ожидаемых цен на товары (работы,
услуги). Расчеты этих показателей являются задачами плана маркетинга, поэтому в
данной курсовой работе они не рассчитываются, а задаются частично в
соответствующих приложениях по вариантам. В вариантах, относящихся к
промышленным предприятиям, смета объема продаж объединена со сметой
производства, которая учитывает запасы (остатки) на начало и конец периода
(года) в денежном выражении (таблица 2). При этом предполагается, что не все
производственные мощности задействованы, а величина Материальных запасов не
оптимальна. Более подробно о порядке составления сметы объема продаж и сметы
производства см. в [3, с. 175]. Учитывая специфические особенности
производственного процесса у предприятий разных отраслей, в курсовой работе
методические указания к выполнению раздела 3.1 представлены по вариантам.
Вариантам 1, 2,
3 целесообразно начинать выполнение курсовой работы с составления смет затрат
на производство и реализацию продукции. Форма сметы представлена в таблице 1, в
основе сметы - расчет экономических элементов затрат. Для составления этой
сметы необходимо выполнить отдельные плановые расчеты (сметы) материальных
затрат, расходов на оплату труда, амортизационных отчислений на реновацию,
составить отдельную смету коммерческих и управленческих расходов. Исходные
данные к составлению этих смет представлены в приложениях 2-9,11.
Таблица 1
Годовая смета
затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), тыс. руб.
|