p>4. Внешние и внутренние источники финансирования финансово-промышленных
групп
Роль финансово-промышленных групп далеко не исчерпывается привлечением
инвестиций в производственную сферу, однако, именно такая задача ставится
во главу угла как российским законодательством, так и инициаторами создания
ФПГ. Правовая политика государства (см. закон о ФПГ и иные соответствующие
нормативные акты) пытается создать наиболее благоприятные условия для
стратегических инвесторов, видя в этом один из решающих факторов для
развития такого рода конгломератов. При этом, несмотря на широкий спектр
льгот, предоставляемых участникам финансово-промышленных групп,
правительству удавалось все же последовательно исключить наиболее
дорогостоящие из предложений промышленников. Зачет задолженности
предприятий-участников ФПГ в условиях инвестиционного конкурса, право
самостоятельного определения сроков амортизации, управление
государственными пакетами акций, государственные гарантии и инвестиционные
кредиты - все или почти все это уже было в президентском Указе 1993 г. И
сейчас можно уже считать доказанным, что такой "ассортимент" льгот не смог
стать привлекательным настолько, насколько это нужно производящей части
ФПГ. Другими словами, напрашивается вывод: любая ФПГ - это прежде всего
"штучный товар" и государство подходит и в дальнейшем будет подходить к
предоставлению льгот финансово-промышленной группе только индивидуально.
Внешнее Кредитование
Речь здесь идет прежде всего о коммерческом кредите банков. ФПГ или
отдельный ее участник под гарантию банка группы, залог части своих активов
или гарантирование со стороны третьих лиц способны получить такой кредит на
условиях, отличающихся для любого иного заемщика. Льготная процентная
ставка либо условия предоставления и возврата возможны лишь в случае, когда
заемщиком выступает крупная финансово-промышленная структура, располагающая
значительными производственными мощностями. Соответственно, риск невозврата
кредита снижается: часть активов участников ФПГ при их продаже покроет
любую дебиторскую задолженность. Кроме того, сам заемщик, именуемый "ФПГ",
в силу своего наименования изначально может рассчитывать на приоритетное
кредитование со стороны банковских организаций. А коль скоро сам процесс
создания группы требует определенного лобби в органах государственной
власти, то центральная компания или иной участник ФПГ вправе рассчитывать
на определенную протекцию от них.
С другой же стороны, следует иметь ввиду то обстоятельство, что
коммерческие банки до сих пор относятся к производителю как второсортному
заемщику: низкая рентабельность деятельности при, как правило, сомнительных
перспективах своевременной реализации продукции. Конкретным подтверждением
плачевного опыта такого сотрудничества банка с промышленностью служат
результаты деятельности Московского межрегионального коммерческого банка
(ММКБ), являвшегося ранее отделением Промстройбанка. По всем рейтингам ММКБ
входил в первые двадцать крупнейших банков России. Кредитуя в приоритетном
порядке оборонные предприятия, финансирование которых осуществляется
Государством, банк летом 1996 г. был ликвидирован. Отсутствие в бюджете
средств на расчеты по госзаказам привело к тому, что "оборонка" не смогла
рассчитаться за полученные от банка кредиты. При этом, специально созданная
ЦБР комиссия по выводу из кризиса ММКБ работала более года. Другими
словами, в течение всего указанного срока государство так и не не смогло
рассчитаться со своими оборонными подрядчиками, а последние,
соответственно, - с ММКБ.
Внутреннее кредитование и перераспределение временно свободных ресурсов
участников группы
Внутреннее кредитование связано прежде всего с финансированием со стороны
коммерческого банка или другого кредитно-финансового учреждения, входящих в
состав группы. Помимо банковского кредита (как правило, льготного),
безвозмездного финансирования и ссуд, а также спонсорской помощи,
благотворительных акций и различного рода совместной деятельности, в рамках
группы имеется и возможность использования такого инструмента, как
перераспределение финансовых ресурсов между участниками. Такое
"кредитование" временно свободными средствами организуется обычно
центральной компанией и исходит либо от высокорентабельного
производственного предприятия (например, Магнитогорский металлургический
комбинат в составе ФПГ Магнитогорская сталь) или посредством его дочерних
фирм, либо от организаций типа инвестиционного фонда или страховых компаний
(концерн Гермес в ФПГ Скоростной флот).
Однако, на практике такого рода внутреннее финансирование встречается
крайне редко в силу трех основных причин. Во-первых, большинство ФПГ, как
уже отмечалось, являются "формальными" и собственные интересы
высокорентабельных участников превалируют над интересами остальных, а
центральная компания никаких реальных рычагов управления капиталами не
имеет. Во-вторых, отдельные участники ФПГ, располагающие свободными
финансовыми активами, как правило, не имеют этих средств в объемах,
требуемых для организации нормального инвестиционного процесса. В-третьих,
инфраструктурные образования типа фонда или страховой компании, если они не
являются зависимыми от другого участника ФПГ, вступают в группу прежде
всего в целью получения гарантированной и стабильной прибыли от
накопленного капитала. Соответственно, они изначально ориентируются на
льготное, по сравнению со среднесложившимся, инвестирование (им надо
"отрабатывать" обещанные перед вкладчиками или предусмотренные нормами
резерва средства).
Использование ценных бумаг и долговых обязательств
Выпуск и размещение ценных бумаг (акций, облигаций и пр. ), а также
вексельных и иных аналогичных обязательств, может быть эффективно только в
том случае, если эмитентом их является ФПГ, имеющее в своем составе
предприятия, "котируемые" на Западе: сырьевые производства и естественные
монополисты.
Консолидированная отчетность как форма самофинансирования ФПГ
Определение принципов ведения консолидированного баланса ФПГ может иметь
решающее значение для всей организации финансовой деятельности ФПГ.
Установленная законом возможность признания участников ФПГ
консолидированной группой налогоплательщиков, и как следствие -
необходимость ведения сводного (консолидированного баланса, учета и
отчетности), должна открывать перед ними значительные возможности по
свободному маневрированию собственными капиталом и существенно снижать
себестоимость конечного продукта. В чем же конкретно эти возможности
выражаются? Сейчас основными факторами, увеличивающими себестоимость
производства, можно назвать, во-первых, систематические неплатежи
контрагентов и, во-вторых, значительные налоговые отчисления. Рассмотрим
каждый из них отдельно. Объединение активов участников ФПГ и ведение
консолидированного баланса должно оказать значительное содействие расшивке
неплатежей как внутри ФПГ, так и по отношению группы к "внешним"
контрагентам. Сводный баланс может позволить вести централизованный учет
однородных капиталоемких расходов (на ГСМ, транспорт, энергетику) в объеме
всей ФПГ в целом, что вместе с взаимозачетом неплатежей дает возможность
избежать неэффективного распыления инвестиционных ресурсов. Второй фактор,
увеличивающий себестоимость конечного продукта деятельности ФПГ - налоговые
отчисления. Современная рыночная экономика остро ставит проблему
рационального налогового планирования как одну из основных задач, от
решения которой во многом зависит эффективность самого производства. Статус
ФПГ как консолидированного налогоплательщика, имеющего сводный баланс,
может оказаться действенным инструментом финансового менеджмента. Его
последовательное использование способно сделать себестоимость производства
в конечном итоге в значительной степени расчетной величиной. В чем
конкретно, это выражается? Прежде всего, согласно ст. 15 Закона о ФПГ в
качестве одной из государственной поддержки их деятельности предусмотрена
возможность предоставления участникам права самостоятельного определять
сроки амортизационных отчислений с направлением "сэкономленных" средств на
развитие ФПГ. О том, каким образом определение сроков амортизации
оборудования влияет на себестоимость конечной продукции, говорилось уже
достаточно много. В данном случае хотелось бы лишь подчеркнуть неоспоримую
важность того факта, что проведение подобной процедуры последовательно на
всех стадиях производства может иметь гораздо больший кумулятивный эффект
по сравнению с тем результатом, который дает проведение этой процедуры на
отдельном предприятии. Эта кумулятивность выражается следующим образом.
Статус консолидированного налогоплательщика позволяет центральной компании
ФПГ прежде всего беспрепятственно перераспределять собственные и
привлекаемые ресурсы в соответствии с возникающими потребностями в
деятельности ФПГ. Эта свобода перемещения активов внутри ФПГ выражается в
том, что перераспределение собственных средств в рамках группы может
происходить между формально различными юридическими лицами. При этом такое
перемещение средств не должно сопровождаться соответствующими изъятиями в
бюджет налога на прибыль и на добавленную стоимость. Вне ФПГ любое
перемещение средств от одного юридического лица к другому без налогового
обложения, если только это не банковская ссуда, обязано оформляется либо
как авансовый платеж, либо как временная финансовая помощь. Однако, в обоих
случаях все это требует отчисление в бюджет и НДС, и налога на прибыль.
Исключение составляет перемещение средств в соответствии с договором о
совместной деятельности, но возможности использования такого рода договоров
весьма ограничены. Это связано с множеством формальных условий применения
договоров о совместной деятельности, при нарушении которых указанные налоги
взыскиваются с начислением штрафных санкций.
Таким образом, владение акциями участников ФПГ, выступающих по отношению к
ней дочерними или зависимыми предприятиями, дает возможность рассматривать
центральную компанию ФПГ, как инвестиционный институт. Обладание правом
ведения консолидированного учета баланса должно позволять центральной
компании беспрепятственно (с точки зрения налогового законодательства)
распределять собственные и привлекаемые ресурсы между участниками ФПГ. Это,
в свою очередь, дает возможность говорить о центральной компании как о
центре формирования прибыли и распределения инвестиций внутри ФПГ. То есть,
центральная компания становится, по сути, инвестирующим институтом, не
являясь при этом коммерческим банком.
Возможность беспрепятственного перемещения денежных средств внутри ФПГ
является весьма актуальной потому, что статус консолидированного
налогоплательщика должен позволить группе при ведении налогового
планирования ограничиваться не только определением сроков амортизации, но и
использовать описанные выше налоговые освобождения.5. Транснациональные финансово-промышленные группы
Финансово-Промышленные Группы - активно растущая форма организации
взаимодействия финансовых и промышленных организаций не только в нашей
стране, но и за ее пределами.
В статье 4 Федерального Закона «О финансово-промышленных группах» дано
определение транснациональных финансово-промышленных групп:
«1. Финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются
юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников
Содружества Независимых Государств, имеющие обособленные подразделения на
территории указанных государств либо осуществляющие на их территории
капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-
промышленные группы в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. В случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на
основе межправительственного соглашения ей присваивается статус
межгосударственной (международной) финансово-промышленной группы.
Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной
финансово-промышленной группы устанавливаются указанными соглашениями.»
Изучение организационно-правовых проблем ФПГ показало, что в ряде стран СНГ
также идет процесс законодательного оформления процесса создания ФПГ.
Причем следует отметить важнейшую особенность: в этом процессе участвует
Россия, и большинство принятых законодательных актов в значительной мере
повторяют, следуют за законодательством России. Так, между Правительством
РФ и правительством Киргизской республики заключено соглашение об основных
принципах создания финансово-промышленных групп. Аналогичное соглашение
подписано с правительством Республики Таджикистан. Согласно этим договорам,
под ФПГ стороны понимают группу предприятий, учреждений, организаций,
кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, созданную на основе
объединения капиталов ее участников в соответствии с национальным
законодательством сторон. Регистрация ФПГ осуществляется компетентными
органами того государства, на территории которого в соответствии с
учредительными документами будет находиться головное предприятие группы или
ее управляющая компания в порядке, установленном законодательством этого
государства. Выделена специальная статья о поддержке в создании ФПГ важных
приоритетов: для Киргизской республики в сфере производства цветных и
драгоценных металлов, выпуска комплектующего оборудования для
кораблестроения, радиоэлектронного приборостроения; для Республики
Таджикистан в сфере производства и переработки хлопка-волокна, овощей и
фруктов, горнорудной, металлургической и машиностроительной отраслях
промышленности, строительства, энергетики.
Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан 12 сентября 1995 г.
№ 354 утверждено Положение о ФПГ. Его анализ показывает, что это положение
практически полностью повторяет Положение о ФПГ и порядке их создания,
принятом Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. (к настоящему времени
отмененному). Заметим только, что и в Республике Узбекистан формирование
ФПГ предусматривается также на основе консолидации пакетов акций.
Интересен опыт создания законодательной базы для ФПГ в Украине. В ноябре
1995 г. был принят Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”. В
соответствии с ним, промышленно-финансовая группа (ПФГ) — объединение, в
которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные
предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и
организации всех форм собственности, имеющие целью получение прибыли, и
которое создается по решению правительства Украины на определенный срок в
целях реализации государственных программ развития приоритетных отраслей
производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы
в соответствии с международными договорами, а также производства конечной
продукции. В составе ПФГ может находиться только одно головное предприятие
и один банк. В законе выделяются понятия главного предприятия ПФГ, конечной
продукции ПФГ и промежуточной продукции ПФГ.
В Беларуси на сегодняшний день действует Указ Президента РБ “О создании и
деятельности хозяйственно-промышленных групп” от 27 ноября 1995 г. и
постановление КМ “О государственной регистрации промышленных и иных
хозяйственных групп” № 402 от 19 июня 1996 г.
Еще одно достоинство подобной формы финансовой отчетности заключается в
том, что участники транснациональных финансовых групп, по крайней мере в
рамках СНГ, будут избавлены от двойного налогообложения: “одна из
допускаемых законом России льгот для участников ФПГ исключает их “двойное”
налогообложение”.
Определенные надежды на повышение загрузки белорусских предприятий
связываются с их участием в ТФПГ, ведущая роль в которых закономерно должна
принадлежать российскому капиталу как более мощному. Опыт последних лет
доказывает это. В 1995 г. к ТФПГ "Нижегородские автомобили", имеющей своей
целью производство грузовых автомобилей, присоединились ГП Борисовский
завод "Автогидро-усилитель" и ЗАО "Борисовский завод автотракторного
электрооборудования". Доля государственной собственности белорусских
предприятий в уставном капитале ТФПГ составляет 0,55%.
В 1996 г. в состав ТФПГ "Точность" вошло АО "Пеленг" (доля в уставном
капитале — 2%).
24 апреля 1997 г. участником ТФПГ "Гранит" стало белорусское НПО "Агат", а
в состав ТФПГ АЭРОФИН* вошли Национальная авиакомпания "Белавиа", ГП
"Аэропорт Гомельавиа", ГП "Аэропорт Минскавия", ЗАО "Авиакомпания
"Техавиасервис", авиакомпания "Трансавиаэкспорт" и Минский авиаремонтный
завод.
Прорабатываются возможности участия белорусских предприятий ПО
"Беларусьторгмат", ПО "Химволокно" (Светлогорск) и Бресткого
машиностроительного завода в Межгосударственной ФПГ "Формаш"; Гомельского
радиозавода и Гомельского конструкторского бюро системного программирования
— в ТФПГ "Вымпел"; МАЗа, БелАЗа, МоАЗа и МЗКТ — в ТФПГ "Дизельное
машиностроение".
Все перечисленные ФПГ возглавляются (или должны возглавляться) центральной
компанией (холдингом), зарегистрированной в России . Поэтому их принято
называть российско-белорусскими. В то же время в сентябре 1996 г. в
Минэкономики РБ была зарегистрирована первая белорусско-российская ТФПГ
"Российской уголь", в которую от РБ вошли ООО "КАН-ООО", производственно-
коммерческое малое предприятие "Евро-Т" и Научно-производственная фирма
"Элкор", а от России — Снабженческо-комплектующая фирма
"Росуглеснабкомплект", ОАО "Шахта Варгашорская" и ЗАО "ЦентрТЭК". Целью
формирования данной ФПГ является создание в Беларуси производственной базы
по выпуску важнейших продуктов обогащения и переработки каменного угля,
ориентированных на внутриреспубликанское потребление и экспорт.
Кроме того, в стадии подготовки находится проект еще одной белорусско-
российской ТФПГ под названием "Планар", которая должна заняться разработкой
специального технологического оборудования для производства изделий
микроэлектроники. От России в ней будут участвовать 5 приборостроительных
АО и научно-исследовательский институт, а от Беларуси —AIIК ТМ "Планар”, на
базе которого предполагается создать холдинг (центральную компанию данной
белорусско-российской ТФПГ).
В некоторых из перечисленных ФПГ имеются достаточно мощные финансово-
кредитные учреждения (крупные российские банки, страховые и инвестиционные
компании). Например, в состав Межгосударственной ФПГ "Формаш” входят КБ
“Российский кредит", АО "Межэконом-сбербанк", АО "Страховая компания
"Стройполис" и др. Но во многих ФПГ в списке участников такие учреждения не
приводятся. Возможно, это связано с запретом для российских банков
участвовать более чем в одной ФПГ. Однако если организаторы ФПГ
действительно не предполагают включения в состав своих групп финансово-
кредитных учреждений, то возникает закономерный вопрос: в какой мере состав
данных ФПГ соответствует смыслу словосочетания "финансово-промышленные” и
каким образом эти группы будут координировать финансовую деятельность и
консолидировать свободные финансовые ресурсы участников. По всей видимости,
эти функции должна взять на себя специально создаваемая центральная
компания группы (холдинг), которая будет обслуживаться одним из крупных
российских банков. Такие холдинги существуют в структуре ТФПГ "Точность"
(АОЗТ Специальная страховая компания "Витязь"), ТФПГ АЭРОФИН (ОАО
Международная финансовая корпорация АЭРОФИН), МФПГ "Формаш" (ОАО
Центральная компания МФПГ "Формаш”) и т.д.
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно
развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур,
позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только
распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их
использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры
получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и
всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.
Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и
правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного
нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в
одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в
участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного
Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость
использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать
производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя
забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп,
которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от
дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться
перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее
внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега
корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям
большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как
холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их
создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному
законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации
экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В
соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и
организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий
субъект.
Список используемой литературы
1. Закон Российской Федерации «О финансово-промышленных группах» от
30.11.95 г. № 190 – ФЗ.
2. И.М.Абрамов, И.А.Михайлова-Станюта, О.С. Булко, Е.В.Васина, А.П.Урбан.
«Финансово-промышленные группы в Беларуси (перспективы и методы формирования)». Минск., 1997.
3. А. Г. Мовсесян. «Интеграция банковского капитала — необходимое условие развития современной экономики России», председатель правления коммерческого банка "Паритет".
4. Рожков М., Балабаева Н., «Международные финансово-промышленные группы в
СНГ: проблемы создания.» Финансовая газета. Региональный выпуск. № 32, 1996 г
5. Рожков М., Попов И., «Проблемы самофинансирования финансово- промышленнных групп и консолидированный баланс.» Финансовая газета.
Региональный выпуск. №21, 1996 г
6. Сборник/Кол. авт. «Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России». Москва.: Центр политических технологий, 1997
7. Т. Гурова. «Финансово-промышленные группы: современное состояние и перспективы». "Эксперт" №13 от 6 апреля 1998 года.
Приложения
Содержание
1. Приложение № 1. Документы, регулирующие процессы создания и деятельности финансово-промышленных групп.
2. Приложение № 2. Финансово-промышленные группы, внесенные в
Государственный реестр на 1 января 1998 года.
Страницы: 1, 2
|