Меню
Поиск



рефераты скачать Финансовая система: сущность, структура, принципы построения

p> Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства
(роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем
СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской
Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов – 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством – в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня – государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней
(нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы
(общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6
БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или
Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.
Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политик доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в России.

Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

Ранее (до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы
(общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, фонды субъектов
Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ; порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской
Федерации. БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:

- пенсионный фонд Российской Федерации;

- фонд социального страхования Российской Федерации;

- федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Следовательно, целевые федеральные бюджетные фонды, средства которых консолидируются в федеральном бюджете это:

- федеральный дорожный фонд Российской Федерации;

- федеральный экологический фонд Российской Федерации;

- государственный фонд борьбы с преступностью;

- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;

- фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

- фонд развития таможенной системы Российской Федерации;

- федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации; новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность.

Таким образом, реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы
Российской Федерации. Таким образом, происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ


6 ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов.

Они формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Финансовая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категориям надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь. С одной стороны, финансовая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики; последняя обусловлена экономикой. С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, финансовая политика обладает определенной самостоятельностью; у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она оказывает обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.

Политические решения должны приниматься по законам экономической логики, на основе четкого расчета и предвидения последствий проведения намеченных финансовых мероприятий, что позволит избежать частых, нередко непредсказуемых изменений в финансовой политике и создаст благоприятные условия для деятельности предприятий. В связи с этим важно отметить огромное значение достаточного объема достоверной информации о протекающих в экономике и социальной сфере процессах, результатах проведения тех или иных мероприятий финансовой политики. Информация наряду с выводами финансовой и политэкономической наук должна составлять необходимую базу для выработки эффективной финансовой политики. В ней важно соблюдать принцип обратной связи, служащий надежной основой для проверки правильности финансовой политики, позитивности ее влияния на развитие экономической и социальной сфер жизни общества.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи - это как лакмусовая бумажка для проверки действенности финансовой политики.
Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества. Например, в последние десятилетия большие и постоянно растущие суммы денежных средств ежегодно вкладывались в сельское хозяйство, капитальное строительство. Однако производство сельскохозяйственной продукции увеличилось крайне незначительно, снижалась эффективность капитальных вложений. Эти и другие факты игнорировались при выработке финансовой политики, что привело к резкому ухудшению финансового положения нашей страны.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Они должны учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства. Прямая зависимость намеченных и осуществленных расходов от объема финансовых ресурсов является свидетельством элементарного финансового благоразумия и должна поддерживаться на всех уровнях хозяйствования. Несоблюдение этого важнейшего требования приводит к появлению и увеличению дефицита бюджета, государственного долга, инфляционным процессам.

Целью концепции финансовой политики, разработанной в современных условиях, является достижение более высокого уровня жизни народа на основе развития хозяйства, всемерного повышения эффективности общественного производства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в принципиально новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Большое значение для подъема экономики и расширений на этой основе финансовых возможностей страны имеет привлечение в ее экономику иностранных инвестиций. Они могут осуществляться в различных форма. Мировой опыт доказывает огромную действенность прямых иностранных инвестиций.

Удовлетворение тех или иных потребностей обеспечивается только при условии наличия финансовых ресурсов. Это означает, что финансовая политика разрабатывается и проводится с учетом реальных финансовых возможностей.
Расходы могут расти только при увеличении финансовых ресурсов. При этом акцент с субсидирования потребления смещается на финансирование производства. Все мероприятия экономической и финансовой политики направлены на предоставление возможности населению повышать свои доходы, с одной стороны, и создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности - с другой. В соответствии с кардинальными изменениями финансовой политики перестраивается финансовый механизм. Цель перестройки финансового механизма - усилить его воздействие на эффективность общественного производства на основе развития рыночных отношений, обеспечить повышение эффективности использования финансовых ресурсов. В основу перестройки финансового механизма положены принципиально новые подходы к организации финансовых взаимосвязей в народном хозяйстве, обеспечивающие всемерное развитие хозяйственной инициативы и ответственности предприятий, организаций, регионов страны за конечные результаты работы.

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.

Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов.
Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.

Развитие рыночных отношений, усовершенствование методов управления привели к положительным результатам в области организации и управления имущественным и личным страхованием: развивается кооперативное страхование, возникают акционерные страховые общества; вводятся новые виды страхования; изменяется соотношение между обязательной и добровольной формами страхования. Улучшение страхового механизма направлено на качественное обслуживание страхователей, повышение эффективности страхового дела.


2.2 ПРОЦЕСС «ФИНАНСИЗАЦИИ» ЭКОНОМИКИ

В последней четверти XX века четко проявилась тенденция
«финансизации» экономики. Она заключается в том, что финансовая система начала жить своей собственной жизнью, отодвинув на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики.

В процессе «финансизации» можно выделить следующие характерные черты.

Доля финансового сектора в мировом ВВП резко возросла. В развитых странах он стал доминировать над реальным сектором как по доле в ВВП, так и по своей роли в экономике.

Финансовые рынки значительно превзошли реальные по объемам, а цены на деривативные инструменты (часто спекулятивные) стали оказывать сильное, иногда доминирующее воздействие на рынки реальных товаров.

Доля фиктивного капитала предприятий развитых стран преобладает в структуре активов, а доходы от операций на финансовых рынках занимают существенное место в структуре их доходов.

Население развитых стран все большую часть своих свободных средств переводит в форму различных финансовых инструментов, а доля депозитов банков сокращается. Значительная часть населения в решающей степени связывает свое благосостояние с положением на финансовых рынках: 45% американцев являются держателями акций.

В процессе «финансизации» знаменитая формула Маркса Т-Д-Т сначала преобразовалась в формулу торговли Д-Т-Д', а затем и вовсе переродилась в чисто финансовую – Д-Д'. Товар в обычном смысле выпал, его заменил финансовый инструмент. Лозунг американского бизнеса «Делать деньги» окончательно трансформировался в «Делать деньги из денег». Финансовая сфера стала как бы самодостаточной - она черпает ресурсы для своего роста в себе самой.

Парадоксально, но очень похожее превращение произошло и в советской плановой экономике. Только здесь «финансизацию» заменил процесс индустриализации. Финансы при этом играли вспомогательную роль, а основное внимание было уделено росту промышленности. Постепенно индустриализация вышла из-под контроля общества и так же, как и «финансизация» в рыночной экономике, стала самодостаточной. Основные функции промышленности - обеспечение населения товарами – были отодвинуты на второй план, она все больше начинала работать сама на себя: новые станки делали для того, чтобы произвести оборудование для получения металла и энергии, необходимых для изготовления новых станков.

Избыточная «самоедская» индустриализация плановой экономики и современная финансизация рыночной имеют одну и ту же первопричину. Ее следует искать в теории экономической власти.

Для увеличения своей экономической власти группа лиц, связанная с определенной отраслью или сферой деятельности, всегда старается внедрить свои корпоративные цели в идеологию общества. Так, группа руководителей советской индустрии сумела фактически заменить коммунистический лозунг «Все для блага человека» на «Все для развития производства». Это позволило ей многие десятилетия удерживать экономическую власть, но завело страну в тупик.

Другая крайность наблюдается сейчас в рыночной экономике. Завоевавшая власть информационно-финансовая мировая элита сумела через подконтрольные ей СМИ (а это почти все СМИ) внедрить в общественное сознание развитых стран новую модель поведения – сориентированную на доминирование услуг в потреблении и финансовых инструментов в накоплениях. Это позволяет ей прочно удерживать экономическую власть в мире.

Доля золота в золотовалютных запасах государств постоянно снижается – сейчас она около 18%. За последние 40 лет США сократили свои запасы вдвое.
Общие резервы всех государств в форме официальных золотых запасов оцениваются в 30 тыс. т, или в 300 млрд. долл. Общие золотовалютные резервы мира можно оценить в 1,8 трлн. долл. Рекордсменом здесь Китай (220 млрд. долл.), за ним следует Япония (около 200 млрд. долл.), дальше с большим отрывом Германия (80 млрд. долл.) и США (70 млрд. долл.)[4].

Эмиссионная функция в большинстве развитых стран передана центральным банкам, которые законодательно отделены от финансовых органов государства.
В последние годы отчетливо проявляется тенденция освобождения центральных банков от функций надзора и переключение их почти полностью на монетарные вопросы (Великобритания, Япония, Корея и некоторые другие страны). Для
России такой путь сопряжен с риском потери контроля над развивающейся банковской системой и пока преждевременен.

Роль населения в финансовой системе существенно меняется, но в разных странах по-разному. Темпы роста сбережений в США быстро уменьшаются: если в начале 90-х американцы сберегали около 7% ВВП в год, то в 2000 году этот показатель сократился практически до нуля. Увлекшись быстрым ростом рынка акций, американцы не только вкладывают в него все свободные средства, но и берут кредиты под залог недвижимости. Уже 45% американцев стало владельцами акций, и это принесло им за последние 5 лет около 5 трлн. долл.

Японцы, напротив, традиционно склонны к сбережениям, и государство предпринимает сейчас усилия для увеличения доли потребления. Весной 1998 года правительство Японии обнародовало один из элементов плана санации банковской системы (Big Bang plan), который нацелен на переориентацию потоков сбережений на фондовый рынок. С декабря 1998 года как япон- ские, так и зарубежные трастовые фонды получили возможность инвестировать привлеченные в Японии средства на зарубежных рынках. Сейчас большинство японцев (в силу недоверия к финансовой системе) хранит деньги на пенсионных государственных счетах под 0,25%. На этом фоне услуги зарубежных фондов с мировым именем вполне могут пользоваться спросом, по крайней мере у молодого поколения. В Японии сосредоточено 40% мировых сбережений (около 9 трлн. долл.).

Резкое увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих относительно небольшие суммы в акции корпораций. Сегодня достаточно иметь обычный компьютер и выход в Интернет, чтобы самому активно участвовать в биржевой игре в режиме электронных торгов. Этим все шире пользуется население, особенно в США. Не имея профессиональных знаний, частные инвесторы черпают информацию из СМИ и сообщений консалтинговых фирм. Поэтому они подвержены крайним эйфорическим или паническим настроениям, что делает рынок еще более неустойчивым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы: государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Процесс «финансизации» заключается в том, что современная финансовая система отодвинула на второй план свои функции по отношению к реальной сфере экономики. Меняется и роль населения в финансовой системе. Произошло увеличение числа лиц, самостоятельно инвестирующих некоторые суммы в акции предприятий.
-----------------------
[1] Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.htm, гл. Система разделения труда и финансовая система.
[2] Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г., с. 260.
[3] Булатов А.С., Экономика, М.: «БЕК», 1997 г., с. 502.
[4] Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы
// Банковское дело в Москве, 2000 г., №10.



Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.