В связи с этим интересен принцип взимания налогов в
зависимости от способности налогоплательщика, породивший систему прогрессивного
налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая
часть его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального налогообложения
предусматривает одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины.
Регрессивные ставки налога означают ее уменьшение по мере возрастания налоговой
базы (дохода).
Анализируя налоги как средство государственного управления
деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:
— установление и изменение системы
налогообложения;
— определение налоговых ставок, их
дифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение
от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в
соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Важную регулирующую роль играют глобальные изменения ставок
налогов. Так, глобальное понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей,
усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса,
занятости, и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный
способ борьбы с повышенной деловой активностью.
Изменяя налоги на прибыль (прямые налоги), государство
может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а
маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать на фонд потребления в
целом, на цены товаров и услуг.
Избрав либеральную или протекционистскую внешнеторговую
политику, государство изменяет таможенные пошлины, получая от торговых
партнеров либо встречные уступки, либо ужесточение условий национального
экспорта. Таможенные пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к
удорожанию импорта, а вслед за этим и отечественных товаров, к снижению
внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин влекут за собой обострение
конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию внешней
торговли.
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика,
основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих
недостатков. Помимо очевидных политических трудностей, связанных с длительным
обсуждением в Государственной Думе относительно принятия закона об изменении
ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного
снижения налогов для борьбы со спадом проистекает из того политического факта,
что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после
преодоления спада.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом
случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой
политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно
бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику.
Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и
правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.
II. Проведение финансовой политики в России
1. Современное состояние бюджетной системы и политики
Российской Федерации, проблемы ее реформирования
Основная часть государственныжх доходов и расходов проходит
через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального
правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального
устройства той или иной страны (двуцхступенчатого — центральное правительство и
местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, —
центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные
органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими,
краевыми, областными и так далее.
К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные
средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный
бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных
органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых
предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ.
Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов,
субсидий из бюджета.
Государственный бюджет — это годовой план государсвенных
расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно
обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового
года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей
деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с
принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Сейчас структура российского бюджета в соответствии с
федеральным законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской
Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим
образом:
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с
прошедшим годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей)[5]:
|