Факторы неопределенности в условиях рыночной экономики: риски и их страхование
смотреть на рефераты похожие на "Факторы неопределенности в условиях рыночной экономики: риски и их страхование" Калининградский Государственный Технический Университет Кафедра экономической теории Реферат по экономической теории на тему: «ФАКТОРЫ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ: РИСКИ И ИХ СТРАХОВАНИЕ» Студента группы 99 - ПМ – 1 Лещинского Евгения Калининград, 2000 г. СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Инструменты займа.
2.1. Корпоративные облигации (облигации предприятий). 2.2. Цены облигаций и процентный доход по ним. 2.3. Среднесрочные векселя и коммерческие бумаги.
3. Инструменты собственности. 3.1. Акции и доходы по ним. 3.2. Оценки стоимости акций. 3.3. Опционы и фьючерсы.
4. Финансовые риски. 1. Процентный риск. 1. Хеджирование. 2. Кредитный риск. 1. Общие проблемы кредитования. 2. Анализ кредитного риска. 3. Банк как фактор кредитного риска. 1. ВВЕДЕНИЕ Финансовые инвестиции и риски присутствуют в нашей жизни повсеместно.
Сначала мы думаем, как заработать деньги, а потом - либо как их потратить
сегодня, либо как сохранить в течение какого-то периода и приумножить для
будущих трат. Финансовые инвестиции - это жертва сиюминутным ценностям во имя
(возможно, иллюзорных) будущих доходов. Важнейшими факторами доходности
любых финансовых инвестиций являются время и риск. Риск связан с неопределенностью будущей ситуации. Он возникает тогда,
когда реальные события отличаются от ожидаемых. Риск может обуславливать
как выигрыш, так и потери. Если мы надеемся на удачу и бездействуем, то это
- пассивная позиция. Если мы пытаемся застраховаться от негативных
воздействий и обеспечить благоприятный исход в будущем, это - активная
позиция. Говоря о капитале, нужно отметить, что в любой момент времени
соседствуют одни юридические и физические лица, у которых имеется некоторый
излишек финансовых средств, и другие - у которых их не хватает. К числу
последних относятся и государственные структуры, которым очень часто не
достает денег. Для нормального развития экономики постоянно требуется
мобилизация, распределение и перераспределение финансовых средств между ее
сферами и секторами. Понятно, что тема риска неразрывно связана с
капиталом. Мы можем рисковать при том условии, что что-либо имеем. Поэтому,
в первой части реферата будет уместно написать о методах привлечения
капитала. В эффективно функционирующих экономиках этот процесс
осуществляется на рынке финансовых ресурсов. Рынок финансовых ресурсов - это общее обозначение тех рынков, где
проявляется спрос и предложение на различные платежные средства.
Схематически структура этого рынка может быть представлена следующим
образом: Рынок ценных бумаг Рынок финансовых ресурсов интегрирует кредитный и валютный рынки, а
также рынок инструментов собственности. Рынок инструментов собственности и
та часть кредитного рынка, которая на схеме обозначена как рынок
инструментов займа, образуют рынок ценных бумаг. На кредитном рынке
устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами,
нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые
их могут предоставить на определенных условиях. Таким образом, кредитный
рынок позволяет осуществить накопление, движение, распределение и
перераспределение заемного капитала между сферами экономики. Кредитный
рынок делится на рынок денежных ресурсов (наличных денег) и рынок долговых
обязательств (инструментов займа). Валютный рынок - это механизм, с помощью которого устанавливаются
правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами
валют. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью экономики от
импорта и обусловлен конвертируемостью валюты. Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок
инструментов собственности. Этот рынок охватывает операции по выпуску и
обращению инструментов займа и инструментов собственности. К инструментам
займа мы относим векселя, облигации, сертификаты; к инструментам
собственности - все виды акций и другие виды ценных бумаг. Рынок
инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело с заемным
капиталом, в то время как рынок инструментов собственности - с собственным
капиталом. На каждом из этих рынков осуществляется финансово-экономическая
деятельность, и проводятся операции и сделки, подверженные разного рода
финансовым рискам. Риски возникают в связи с движением финансовых потоков и
проявляются на рынках финансовых ресурсах в виде процентного, валютного,
кредитного, коммерческого (бизнес-риск), инвестиционного рисков. В реферате я остановлюсь на заемном и собственном капитале, рисках,
связанных с рынком ценных бумаг, и методах страхования этих рисков. 2. ИНСТРУМЕНТЫ ЗАЙМА Рассматривая рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка,
мы имеем дело с заемным капиталом. Перейдем к более подробному рассмотрению
инструментов этого рынка. 2.1. КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЛИГАЦИИ Корпоративные облигации - это долгосрочные ценные бумаги, выпускаемые
компанией для увеличения капитала и приобретаемые инвестором. По окончании
срока облигация погашается, т.е. одолженный капитал возвращается. Если компания желает увеличить свой заемный капитал, то она может это
осуществить путем выпуска и продаж облигаций. Каждая облигация имеет свою
номинальную стоимость, которую компания обязуется выплатить при погашении
облигации. Но выплачиваемая сумма может оказаться выше или ниже номинальной
стоимости (в зависимости от указанных условий выпуска облигации). Облигации бывают купонными и бескупонными. Это разделение связано со
способом получения процентов по этим ценным бумагам. По долгосрочным
облигациям проценты выплачивают через определенные промежутки времени.
Процентная ставка выражается в процентном отношении от номинальной
стоимости облигации . Такая процентная ставка носит название ставки купона.
Облигации с нулевым купоном погашают по номинальной стоимости; цена, по
которой их реализуют, намного ниже номинальной стоимости; проценты по ним
не начисляют до срока погашения. Инвесторы же получают от них доход
вследствие разницы цен покупки и погашения. Процентная ставка может быть фиксированной и плавающей. В зависимости
от срока хождения ценные бумаги характеризуются как краткосрочные
(коммерческие бумаги), среднесрочные (векселя) и долгосрочные
(облигации). Некоторые облигации не имеют даты погашения и не выкупаются.
Держатели таких облигаций получают проценты ежегодно. Эти облигации
называются "вечными". Долговые ценные бумаги могут быть обеспеченными и
необеспеченными. Гарантия обеспечивается в форме залога точно определенных
активов предприятия. Если же эмитент не может выплатить надлежащие
проценты, наделенные гарантией держатели облигаций могут погасить их за
счет приобретения или продажи указанных активов. Итак, корпоративные долговые инструменты являются средством, с помощью
которого компании могут получить капитал от инвесторов. 2.2. ЦЕНЫ ОБЛИГАЦИЙ И ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД ПО НИМ Цены облигаций - это сумма, по которой инвесторам предлагают
подписаться на выпуск (для первоначального выпуска) или по которой они
желают продавать либо покупать облигации на вторичном рынке. Рыночные цены
постоянно изменяются. Существует множество факторов, которые определяют,
сколько покупатели готовы заплатить или продавцы хотят получить за ценные
бумаги. Основными факторами цены являются: ожидаемая отдача (процентный
доход инвесторов), возможный риск, ликвидность вторичного рынка. По ценным бумагам - инструментам займа - ожидаемый доход инвесторов
складывается из регулярные выплат процентов и выплаты основной суммы в день
погашения долгового обязательства. Без учета риска и ликвидности инвесторы
будут, естественно, платить больше за больший доход, т.е. за более высокий
процент. Только немногие инвестиции являются без рисковыми. Размер дохода,
который желают получить инвесторы, меняется в зависимости от ожидаемой
величины риска. От без рисковых инвестиций (инвестиции в государственные
облигации) мы будем получать меньший доход. Если процентные ставки растут или снижаются, цена облигации с
фиксированной ставкой на вторичном рынке также изменяется. Зависимость
между процентной ставкой и ценой облигации обратно пропорциональная. Новую
цену облигации можно определить по формуле: Рыночная цена = (Проценты по облигациям за год) / (Рыночная процентная ставка) Цена облигации с меньшей купонной ставкой более неустойчива, чем такой
же облигации с большей ставкой. Рыночная цена инструментов займа с плавающей ставкой обычно остается
близкой к номиналу, поскольку проценты, уплачиваемые инвесторам, будут
расти или уменьшаться в зависимости от изменения рыночной ставки процента.
Однако, если изменяется кредитный или инвестиционный риск, а инвесторы
требуют большей (или меньшей) отдачи для компенсации изменения риска,
рыночная цена будет меняться. 2.3. СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ВЕКСЕЛЯ И КОММЕРЧЕСКИЕ БУМАГИ Среднесрочные векселя - это долговые ценные бумаги со сроком хождения
от 9 месяцев до 30 лет. Среднесрочные векселя являются необеспеченными. По
этой причине в США для векселей определяется кредитный рейтинг. Инвесторы
будут приобретать такие векселя в случае достаточно высокого рейтинга. Основными эмитентами среднесрочных векселей являются обычные
финансовые компании, банки, государственные организации, промышленные и
коммерческие компании, сберегательные учреждения. Основными инвесторами
являются инвестиционные компании, страховые компании, банки, корпорации,
государственные учреждения. Коммерческие бумаги – краткосрочные необеспеченные простые векселя.
Эмитент векселя обязуется выплатить его держателю определенную сумму в
определенный день в будущем. Обычно они имеют нулевой купон, поэтому их
продают инвесторам с дисконтом к номинальной стоимости, представляющим
собой процент для инвестора за период хождения. Но некоторые коммерческие
бумаги приносят процентный доход. Величину дисконте можно вычислить по следующей формуле:
D – величина дисконта в долларах,
F – номинальная стоимость коммерческих бумаг,
d – дисконтная ставка,
t – срок до погашения в днях (фактическое количество дней)
Доход на коммерческие бумаги может быть вычислен по одной из
следующих формул: Нужно учитывать, что котируемая дисконтная ставка и процентный доход
для инвесторов – не одно и то же. 3. ИНСТРУМЕНТЫ СОБСТВЕННОСТИ 3.1. АКЦИИ И ДОХОДЫ ПО НИМ Инструменты собственности - это свидетельство о доле в собственности
компании. Это акции, которые дают их владельцам право собственности на
определенную долю в капитале компании. К инструментам собственности
относятся также опционы акций и варранты (свидетельства, которые дают их
владельцам право приобретать простые акции компании в определенный момент в
будущем). Конвертируемые облигации также являются частью инструментов
собственности, так как они дают право их держателям конвертировать эти
свидетельства в обыкновенные акции компании по фиксированной ставке
конверсии. ИНСТРУМЕНТЫ СОБСТВЕННОСТИ Некоторые инструменты рассматривают как "гибридные" (сочетающие в себе
черты акций и инструментов займа). В реферате я ограничусь описанием
основных инструментов собственности. Итак, инструменты собственности - это представленная в форме простых
акций собственность владельцев компании. Однако понятие акционерного
капитала распространяется и на те ценные бумаги, которые можно
конвертировать в акции в будущем (опционы, варранты и конвертируемые
облигации). Собственный капитал - это "чистая стоимость" компании, ее суммарные
активы за вычетом всех обязательств перед кредиторами, т.е. чистые активы
предприятия. Чистые активы компании указывают не только на собственность
акционеров, но также и на то, каков инвестиционный риск, который акционеры
берут на себя. Инвестиционный риск для акционеров ограничен их долей в
капитале компании при условии, что номинальная стоимость акций полностью
выплачена. Когда компания только учреждается и эмиссия акций организуется
впервые, то для приобретения акций от инвесторов может требоваться уплата
лишь номинальной стоимости акций. Впоследствии при выпусках новых акций
цена эмиссии практически всегда выше номинала. Сумма, на которую цена
эмиссии превышает номинальную стоимость, называется премией акции. Владение
акциями компании дает акционерам право голосовать на общих собраниях
компании. Акционер имеет то количество голосов, которое соответствует его
доле в акционерном капитале. Обычно акции выпускаются в форме именных сертификатов или на
предъявителя. Владельцы обыкновенных акций имеют право на дивиденд от прибыли
компании, но получают его лишь в том случае, если совет директоров объявил
о его выплате. Доход от инвестиций определяется дивидендами, ростом цен на акции и
ростом дивидендов, прибылью из расчета на одну акцию. Дивиденды - это денежная сумма, которую получают акционеры, т.е. это
реальный доход от инвестиций, который может выплачиваться с вычетом или без
вычетов налогов в зависимости от того, как это регламентируется
законодательством. Дивидендный доход можно рассчитать по следующей формуле: Брутто-дивиденд - это дивиденд, выплаченный наличными, плюс налоговый
кредит. Дивидендные доходы по акциям различаются в зависимости от уровня
инвестиционного риска. - Доход для прибыльных компаний обычно ниже, чем для компаний, которые
заняты в сфере экономики, переживающей спад, или для компании с низкими
прибылями. - Доход ниже, если ожидается, что прибыли и дивиденды компании со
временем возрастут. Инвесторы будут платить больше за акции, и,
следовательно, дивидендный доход будет ниже. Напротив, дивидендный доход с
акций, цена которых растет медленно, обычно высок. - Доход обычно ниже у крупных акционерных компаний, чьи акции
обращаются на ликвидном вторичном рынке, чем у более мелких компаний, акции
которых сложнее продать. Владельцы акций считают, что дивидендные доходы по их акциям будут
расти со временем и, по меньшей мере, будут соответствовать росту цен на
акции. Но это не совсем так. Когда дивиденды растут, цена на акции тоже
растут, поэтому дивидендный доход может остаться стабильным или расти
медленно, или даже понижаться. Общая доходность капитала - это дивиденд плюс величина прироста цен на
акции в течение определенного периода (либо минус при их снижении). 3.3. ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ АКЦИЙ На рынке цены акций формируются под влиянием спроса (который
определяется покупателями акций, желающими получить доход от своих
инвестиций) и предложения (которое исходит от компаний, выпускающих новые
акции, и инвесторов, желающих продать свои акции). Существует много методов определения цен акций. Анализ может быть
техническим и фундаментальным. Технический анализ основан на том, что будущие изменения цен можно
прогнозировать на основе анализа цен в прошлом и в настоящем периодах, а
также проследив тенденции их изменения. Фундаментальный анализ основан на той точке зрения, что цена акции
имеет внутреннее значение, которое может изменяться со временем. Это
внутреннее значение можно оценить, изучив компанию и перспективы ее
развития. Существует три основных метода технического анализа. 1.Метод, основанный на относительной устойчивости цен акций (т.е.
принимается допущение, что если акции какой-то компании начинают расти в
цене быстрее, чем остальные акции, обращающиеся на рынке, то это будет
продолжаться на протяжении какого-то небольшого промежутка времени). 2. Метод Хэтча (принимаются во внимание правила, которыми пользуются,
чтобы отличать краткосрочные колебания цен и тенденции к их длительным
изменениям). 3. Метод графического анализа (тенденции можно прогнозировать путем
составления линейных графиков). Остановимся более подробно на методе графического анализа. Основными
его элементами являются: - определение уровня поддержки (это цена, ниже которой курс акции не
опускается, но если цена опускается ниже этого уровня, то ожидается ее
дальнейшее понижение); - определение уровня сопротивления (уровень, который цена вряд ли
превысит, но если превысит, то можно ожидать дальнейшее повышение цены); определение тенденции с верхней и нижней границей (линия тенденции
показывает общее направление движения цены, если цена выходит за границу,
то можно ожидать изменение тенденции в целом).
Страницы: 1, 2
|