Факторинг: ключевой фактор развития бизнеса
Факторинг:
ключевой фактор развития бизнеса
Филиппчук О.М.
В современных
условиях ведения бизнеса компании-поставщики часто вынуждены предоставлять
покупателям отсрочку платежа. В зависимости от степени ликвидности продаваемого
товара, средний срок отсрочки колеблется в пределах 20-45 дней. Преимущества
товарного кредита для покупателя очевидны: нет необходимости выводить из
оборота значительные денежные средства, как в случае предоплаты или оплаты по
факту; покупатель может планировать график погашения задолженности, а также
свести к минимуму риск получения некачественного товара. Однако согласие
поставщиков на предоставление товарного кредита приводит к сокращению оборотных
средств и ухудшению текущей ликвидности этих компаний, возникновению кассовых
разрывов и снижению финансовой устойчивости, что в итоге негативно сказывается
на рентабельности бизнеса и объемах получаемой прибыли. «Бремя» долга по
поставкам с отсрочкой платежа еще больше усугубляется в случае, если покупатель
не соблюдает указанные в договоре сроки. Это приводит к десинхронизации
товарных и денежных потоков и кассовым разрывам в платежной системе самого
поставщика. Тем не менее, предоставление или увеличение отсрочки платежа
является серьезным конкурентным преимуществом на рынке, а порой и единственным
аргументом, привлекающим покупателей.
Стремясь не
допустить возникновение просроченных или безнадежных долгов, поставщики
ежедневно проводят мониторинг состояния дебиторской задолженности. В
большинстве компаний за своевременный приход денежных средств на расчетный счет
отвечают менеджеры по продаже, что изначально не совсем корректно. Ведь, с
одной стороны, менеджер, привлекший клиента, заинтересован в долгосрочной
работе с ним, а следовательно, в поддержании «хороших отношений». С другой
стороны, менеджеру необходимо найти рычаги воздействия на компанию в случае,
если она нарушает договорные сроки.
Наиболее
эффективное управление дебиторской задолженностью возможно при наличии
независимого контроля, например, со стороны факторинговой компании. В рамках
факторингового обслуживания банк-фактор проверяет платежную дисциплину и
деловую репутацию покупателей, контролирует своевременность оплаты поставок
дебиторами, управляет рисками по поставкам с отсрочкой платежа, помогает
поставщику грамотно строить лимитную и тарифную политику.
Основная задача
факторинга — обеспечить такую систему взаимоотношений с покупателями, при
которой поставщик мог бы предоставлять конкурентные отсрочки платежа своим
клиентам, не испытывая при этом дефицита в оборотных средствах. Это возможно
благодаря досрочному финансированию поставок с отсрочкой платежа
банком-фактором в удобном для поставщика режиме.
Схема
факторинга выглядит следующим образом:
1.Поставка
товара на условиях отсрочки платежа.
2.Уступка права
требования долга по поставке Банку (или Фактору).
3.Финансирование
(до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.
4.Оплата за
поставленный товар.
5.Выплата
остатка средств по поставке за минусом комиссии Фактора.
Финансирование
осуществляется в день предоставления накладной на отгруженную партию товара.
Размер досрочного платежа составляет до 90% от суммы поставки. Остаток средств
(от 10%) за вычетом комиссии Фактора возвращается сразу после оплаты поставки
покупателем.
Таким образом,
поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне
зависимости от платежной дисциплины покупателей, будучи уверенным в безусловном
поступлении средств из банка против акцептованных товарно-транспортных
документов по поставкам с отсрочками платежа.
Зачастую
факторинг сравнивают с банковским кредитом, хотя данные финансовые продукты
направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Так, досрочные
платежи, получаемые в рамках факторингового обслуживания, компании, как
правило, используют для финансирования текущей деятельности, а кредитные
ресурсы – в качестве инвестиционных или инновационных средств.
Факторинг имеет
свои преимущества перед кредитом. При факторинговом обслуживании не требуется
залоговое обеспечение и оформление множества документов. Необходимо лишь
уведомить покупателей об изменении реквизитов для оплаты поставок. Возвратность
кредита в полном объеме заложена в его сути, что требует от поставщика
аккумулирования и вывода из оборота соответствующего объема денежных средств.
Факторинг же подразумевает возврат средств покупателями. Сумма кредита
определяется сразу, размер же финансирования при факторинге не ограничен и
может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента. Таким образом, при
факторинге поставщик получает деньги в нужном количестве и на необходимый срок.
Кроме того, погашение кредита не гарантирует получение нового, а факторинговое
обслуживание носит систематичный характер.
Таблица 1
Сравнение
банковских продуктов
|