Меню
Поиск



рефераты скачать Условия возникновения и общая характеристика рыночной экономики

Условия возникновения и общая характеристика рыночной экономики

Условия возникновения и общая характеристика рыночной экономики

1. Введение

Рыночная экономика является исключительно сложной системой. В настоящем реферате мы ограничимся рассмотрением лишь общей схемы ее функционирования, позволяющей обозначить основные моменты, отличающие логику этой системы от логики, лежащей в основе централизованной плановой экономики. Эта схема - грубая модель - рассматривает рыночную систему свободной конкуренции (laisser faire), причем сама модель является нормативной. Реальная рыночная экономика представляет собой очень сложный объект, и все попытки ее схематизирования приводят к значительному обеднению реальности.

2. Общая характеристика рыночной экономики

Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.

Свобода предпринимательства означает, что частное предприятие вправе приобретать экономические pfecypcbi, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.

Свобода выбора предполагает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.

В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов - более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие - большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг - приобрести это благо по самой низкой цене.

Свобода выбора служит основой конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция предусматривает:

наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов каждого блага (ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукции, которое бы могло повлиять на ее цену);

не существует искусственных юридических или институциональных препятствий для расширения или сокращения отдельных отраслей (производитель может легко вступить в какую-то отрасль или покинуть ее).

Механизмом, координирующим деятельность всех субъектов, являются рынок и цены. Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на продукты и услуги.

Рассмотрим, как рыночная система осуществляет координацию индивидуальных, свободно принятых решений.

Вопрос о том, какие товары и в каком объеме следует производить, решается на основе интересов предприятия. Эти интересы состоят в получении прибыли. В соответствии с этим производиться будут лишь те товары, которые обеспечивают получение прибыли. Решение об этом принимается путем сравнения общего дохода, получаемого от продажи конкретного продукта, и экономических издержек производства.

Экономические издержки представляют собой платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужное количество ресурсов. Они складываются из заработной платы, жалованья, процента на капитал, рентных платежей за землю, выплат предпринимателю за выполнение им функций по организации производства. Плата за выполнение этих функций предпринимателем составляет нормальную прибыль. Следовательно, продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи обеспечивает кроме компенсации платы, процента и ренты также и нормальную прибыль. Если же общий доход выше нормальной прибыли, то это превышение составляет чистую, или экономическую, прибыль, которая накапливается у предпринимателя, берущего на себя весь риск и выполняющего функции главного организатора операций фирмы.

Получение отраслью экономической прибыли свидетельствует о том, что эта отрасль процветает, и служит сигналом к ее расширению. Происходит перемещение в эту отрасль фирм из менее прибыльных секторов. Однако для этого процесса характерно самоограничение. С вступлением новых фирм растет предложение продукта, что постепенно снижает его рыночную цену до уровня, при котором экономическая прибыль исчезает совсем. При нулевом значении экономической прибыли отрасль достигает «равновесного объема производства».

При получении прибыли ниже нормальной у фирмы возникает убыток. Такая отрасль является сокращающейся. Фирмы из этой отрасли стремятся перейти в другие отрасли, приносящие нормальную или превышающую ее прибыль. Одновременно с этим происходит сокращение рыночного предложения по сравнению со спросом, а цена продукции повышается, пока, со временем, убытки не ликвидируются.

Сигналами для расширения или сокращения производства служит получаемая экономическая прибыль. Она же зависит от потребительского спроса на продукцию. Покупая ту или иную продукцию, покупатель декларирует свои потребности, голосует за ту или иную продукцию. Увеличение потребительского спроса, т. е. увеличение числа голосов, поданных за продукт, и означает экономическую прибыль для отрасли.

Таким образом, предприятия отнюдь не «свободны» производить то, что они желают. Потребительские предпочтения, которые обусловливают прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободу выбора фирм.

Это утверждение также справедливо в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы производный от спроса на товары и услуги. Так как только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, то именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы Таким образом функционирует механизм распределения ресурсов между отдельными отраслями, направляя их на производство благ, пользующихся достаточно высоким спросом, и лишая неприбыльные отрасли редких ресурсов.

Рыночный механизм вынуждает фирмы применять требующую наименьших издержек, а поэтому экономически самую эффективную, наиболее производительную технологию (оптимальную комбинацию производственных факторов, необходимых для производства продукции, при минимальных затратах на приобретение этих факторов). Самая эффективная технология обеспечивает фирме получение наибольшей прибыли.

Рыночная система играет двойственную роль в распределении созданного в экономике продукта. Получаемый каждым индивидуумом денежный доход определяется количеством и видами ресурсов, которые он поставляет на рынок, и ценами, по которым он может продать свои ресурсы. Цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании денежного дохода потребителя. Цены на продукты, в свою очередь, определяют структуру расходов потребителя.

Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре поставляемых ресурсов. Через изменения спроса на продукцию передается сигнал об изменениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.

Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Новаторское применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационной фирме временное преимущество перед конкурентами. Снижение издержек означает получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены продукта, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и получения высокой экономической прибыли. В рыночной системе создается обстановка, способствующая быстрому распространению новых технологий. Конкуренты, если не хотят роста убытков и банкротства, должны постоянно внедрять новые технологии.

Снижение цены на продукт, вызванное техническим прогрессом, ведет к расширению инновационной отрасли вследствие увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм. Другими словами, происходит переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства. Тем самым формируется оптимальная производственная структура страны.

Важным аспектом функционирования конкурентной рыночной системы является то, что она обеспечивает совпадение частных и общественных интересов. Фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов, поскольку это отвечает их частной выгоде. С другой стороны, и в интересах общества, чтобы редкие ресурсы использовались наиболее эффективными способами.

Рыночная система способствует эффективному распределению ресурсов. Она обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономическую эффективность.

3. Функции, выполняемые рыночной экономикой      

Из анализа схемы функционирования рыночной системы свободной конкуренции можно заключить, что рынок выполняет следующие функции.

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит и другие экономические индикаторы рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Именно на рынке производители находят друг друга и обмениваются результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя.

Функция ценообразующая. Именно на рынке происходит признание произведенных затрат . Рынок признает не все затраты, а лишь те из них, которые не превышают сложившийся в данный момент уровень, признаваемый обществом.

Функция регулирующая. Рынок способствует формированию оптимальной структуры экономики, стимулируя расширение наиболее перспективных отраслей. Он также действует в направлении повышения эффективности как всего общественного производства, так и отдельного вида продукции. Внутриотраслевая рыночная конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, ведет к росту производительности труда, повышению качества продукции. В современных рыночных системах все большее развитие получает регулирование с помощью государственных рычагов, что, однако, не отменяет регулирующую функцию рынка.

Функция селективная. Рынок осуществляет «естественный отбор» в экономике. Другими словами, экономическая структура очищается от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц. Для развития наиболее предприимчивых и эффективных создаются наиболее благоприятные условия.

4. Условия возникновения современной рыночной экономики

Современная рыночная экономика значительно отличается модели совершенной конкуренции. Если рассматривать рыночные системы экономически развитых стран Запада, то для них характерно господство крупных корпораций и значительная роль профсоюзов, которые, монополизируя рынки товаров и труда, делают цены жесткими, негибкими, малоподвижными в сторону понижения.

Крупные корпорации отклоняют условия действия механизма свободной конкуренции. Цены значительной части промышленных товаров устанавливаются не под воздействием спроса и предложения, а в результате политики, проводимой менеджерами крупных фирм. Крупные корпорации предполагают известную стабильность цен и крупные объемы запланированного производства. Рынок становится объектом административного контроля со стороны нескольких крупных предприятий. Создаются препятствия для вступления на рынок мелких производителей.

В рамках крупнейших фирм получила развитие маркетинговая система управления. На ее основе решается вопрос об объеме и структуре производимой продукции. Прогноз рынка позволяет фирме заблаговременно сокращать выпуск устаревающей продукции и переходить к производству качественно новых видов продукции. Маркетинг позволяет не только отслеживать существующий спрос и предпочтения но и является политикой наступления на рынок формировать спрос на еще неизвестную и непроизводимую продукцию.

Произошли изменения и на рынке рабочей силы. Работающие объединяются в специальные организации - профсоюзы, в задачи которых среди прочего входят заключение коллективных договоров и стабилизация заработной платы. Другими словами, формирование заработной платы уже не происходит под исключительным воздействием закона спроса и предложения.

Следовательно, в современных рыночных странах важнейшие секторы экономики функционируют не так, как предполагает модель чистой конкуренции. Этот факт является одной из причин корректировки рыночных механизмов с помощью государственной политики. Исключительно высокая роль государства в экономической жизни является характерной особенностью современных развитых стран. Наряду с гигантскими фирмами, сильными профсоюзными организациями государство является третьим важнейшим фактором организации экономического процесса.

Главная задача государства состоит в регулировании процессов, происходящих в экономике. В этом - принципиальное отличие от социалистических стран, где государство берет на себя непосредственно производственную функцию. Хотя в развитых странах также существует государственный сектор, его размеры значительно скромнее по сравнению с социалистическими странами (табл. 1).

Таблица 1

Доля государственного сектора в продукции некоторых стран в середине 80-х гг.

Страна





Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.