Меню
Поиск



рефераты скачать Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса

Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса

Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса

Бызов Леонтий Георгиевич - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник РНИСиНП.

Доходы среднего класса

Одним из базовых при выделении среднего класса в современной социологии является объективный критерий, то есть анализ в первую очередь имущественного и доходного состояния, а также характера выполняемых в общественном разделении труда функций. В ходе настоящего исследования - с учетом реалий трансформационного российского общества - данная группа факторов используется в основном как дополнительная по отношению к самоидентификации опрошенных, то есть к субъективному критерию. Тем не менее, при всей условности данных, особенно касающихся уровня текущих доходов, проводимый ниже анализ позволяет во многом уточнить представления о базовых характеристиках российского среднего класса. Причем, как видно из рисунка, субъективный подход (на основе самооценки своего социального статуса) теснейшим образом связан с объективным критерием - душевыми доходами.

Для правильной самооценки своего материального положения существенно важно, каким же представляется респондентам "средний" уровень среднедушевых доходов у окружающих. В ходе настоящего опроса выяснилось, что как таковая большинством представителей среднего класса воспринимается сумма менее 1000 рублей, более того - близкая к цифре 750-800 рублей, а после 1000-рублевой отметки баланс оценок своего благосостояния [1] становится уже положительным. Начиная с доходного уровня в 1500 рублей респонденты начинают оценивать свое положение как "несколько лучшее", а по достижении 3000-рублевой отметки - как "значительно лучшее", чем у окружающих.

По-видимому, самосознание среднего класса достаточно размыто, если его представители ориентируются не на свои "групповые" нормы, а на средние по всему населению. Следовательно, в массовом сознании не закрепились потребительские и доходные нормы среднего класса, а те, кто в него входит, воспринимает свое более благополучное материальное положение скорее как "удачу", "везение", а не как групповую норму.

 Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса

Среднемесячный бюджет (в руб.) семьи из 3-х человек у представителей различных статусных позиций.

(Напомним, что 1—3 позиции - это представители верхнего среднего класса, 4-6 -среднего, 7-8 - нижнего среднего и 9-10 - бедных.)

Обратная картина наблюдается среди верхнего слоя среднего класса. По достижении порога в 3000 рублей рост самооценки материального благополучия по сравнению с окружающими резко замедляется, а в некоторых случаях наблюдается снижение такой самооценки: многие представители верхнего слоя СК, по-видимому, осознают себя скорее не как удачливых представителей среднего класса, а как "неудачников" на фоне элиты общества.

О сравнительно невысоких потребительских стандартах российского среднего класса свидетельствует и структура его расходов, точнее - типичные "статьи" семейной экономии (см. табл. 1). Можно утверждать, что с этой точки зрения средний класс начинается там, где прекращается экономия на продуктах питания, покупке остро необходимых предметов домашнего обихода и приеме гостей или родственников. С другой стороны, такие формы экономии, как экономия на покупке одежды и обуви, и особенно отдыхе, проведении отпуска являются обычными для российского среднего класса. Причем, если экономия на одежде или обуви является границей, которая отделяет нижний слой СК от среднего слоя, то возможность отдыхать в свое удовольствие - удел по преимуществу уже верхнего среднего класса. Наименее эластична к доходам экономия на лечении, лекарствах - даже относительно низкодоходные группы готовы выложить последнее в случае необходимости проведения платного лечения.

Таблица 1

На чем Вам приходится экономить? (в % от опрошенных)

Доходный стандарт





Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.