Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса
Уровень потребления и имущественные характеристики
среднего класса
Бызов Леонтий Георгиевич - кандидат экономических
наук, ведущий научный сотрудник РНИСиНП.
Доходы среднего класса
Одним
из базовых при выделении среднего класса в современной социологии является
объективный критерий, то есть анализ в первую очередь имущественного и
доходного состояния, а также характера выполняемых в общественном разделении
труда функций. В ходе настоящего исследования - с учетом реалий
трансформационного российского общества - данная группа факторов используется в
основном как дополнительная по отношению к самоидентификации опрошенных, то
есть к субъективному критерию. Тем не менее, при всей условности данных,
особенно касающихся уровня текущих доходов, проводимый ниже анализ позволяет во
многом уточнить представления о базовых характеристиках российского среднего
класса. Причем, как видно из рисунка, субъективный подход (на основе самооценки
своего социального статуса) теснейшим образом связан с объективным критерием -
душевыми доходами.
Для
правильной самооценки своего материального положения существенно важно, каким
же представляется респондентам "средний" уровень среднедушевых доходов
у окружающих. В ходе настоящего опроса выяснилось, что как таковая большинством
представителей среднего класса воспринимается сумма менее 1000 рублей, более
того - близкая к цифре 750-800 рублей, а после 1000-рублевой отметки баланс
оценок своего благосостояния [1]
становится уже положительным. Начиная с доходного уровня в 1500 рублей
респонденты начинают оценивать свое положение как "несколько лучшее",
а по достижении 3000-рублевой отметки - как "значительно лучшее", чем
у окружающих.
По-видимому,
самосознание среднего класса достаточно размыто, если его представители
ориентируются не на свои "групповые" нормы, а на средние по всему
населению. Следовательно, в массовом сознании не закрепились потребительские и
доходные нормы среднего класса, а те, кто в него входит, воспринимает свое
более благополучное материальное положение скорее как "удачу",
"везение", а не как групповую норму.
Среднемесячный
бюджет (в руб.) семьи из 3-х человек у представителей различных статусных
позиций.
(Напомним,
что 1—3 позиции - это представители верхнего среднего класса, 4-6 -среднего,
7-8 - нижнего среднего и 9-10 - бедных.)
Обратная
картина наблюдается среди верхнего слоя среднего класса. По достижении порога в
3000 рублей рост самооценки материального благополучия по сравнению с окружающими
резко замедляется, а в некоторых случаях наблюдается снижение такой самооценки:
многие представители верхнего слоя СК, по-видимому, осознают себя скорее не как
удачливых представителей среднего класса, а как "неудачников" на фоне
элиты общества.
О
сравнительно невысоких потребительских стандартах российского среднего класса
свидетельствует и структура его расходов, точнее - типичные "статьи"
семейной экономии (см. табл. 1). Можно утверждать, что с этой точки зрения
средний класс начинается там, где прекращается экономия на продуктах питания,
покупке остро необходимых предметов домашнего обихода и приеме гостей или
родственников. С другой стороны, такие формы экономии, как экономия на покупке
одежды и обуви, и особенно отдыхе, проведении отпуска являются обычными для
российского среднего класса. Причем, если экономия на одежде или обуви является
границей, которая отделяет нижний слой СК от среднего слоя, то возможность
отдыхать в свое удовольствие - удел по преимуществу уже верхнего среднего
класса. Наименее эластична к доходам экономия на лечении, лекарствах - даже
относительно низкодоходные группы готовы выложить последнее в случае
необходимости проведения платного лечения.
Таблица
1
На
чем Вам приходится экономить? (в % от опрошенных)
|
|