Качество
жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то
есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с
удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим
положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.
При
этом возможны два подхода:
·
составление сводного перечня показателей в
соответствии со структурой потребностей и интересов;
·
более предпочтительный аналитический подход, при
котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в
соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим
синтетическим обобщением.
И методологически, и для практических
целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из
ее основных сфер.
К
таким сферам относятся:
·
трудовая жизнь;
·
сфера развития способностей людей;
·
семейная жизнь;
·
быт и поддержание здоровья;
·
жизнь нетрудоспособных;
·
досуг;
·
окружающая среда;
·
жизнь в экспериментальных экономических
ситуациях.
Каждая
из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие
качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма
сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике
изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного
населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от
хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований
выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы,
а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных
способностей и их применения.
2
УРОВЕНЬ И Качество
жизни населения
2.1
Динамика уровня жизни. Бюджетные
проектировки
Начало
века характеризуется подъёмом экономики страны: увеличение ВВП, объёма
промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и как следствие улучшения
макроэкономической ситуации, – значительное уменьшение задолженности по
заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной
заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется
низкий жизненный уровень большинства населения России, сохраняется значительная
региональные различия в уровне жизни населения.
Применительно
к российской экономике предпосылок для повышения уровня жизни в ближайшей
перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно
следующими соображениями:
Во-первых,
в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления
мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни
работников;
Во-вторых,
одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы
работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение
действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного
регулирования зарплаты не привел к положительным результатам. Более того,
привел к снижению уровня жизни работающих. Произошла резкая дифференциация в
уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между
заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и
более раз;
В-третьих,
на уровень жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых
осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации
(приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника,
ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности.
К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на
предприятиях России практически не учитываются;
В-четвертых,
за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных
заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на
предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой
деятельности, что привело к снижению уровня жизни;
В-пятых,
повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует
развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и
самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;
В-шестых,
демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и
организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм
организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда.
Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм
организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию,
распределительным отношением и выборности менеджеров.
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при
успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и
каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное
использование трудового потенциала на основе применения эффективных
мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать
эффективный механизм управления экономикой. А пока, если проанализировать индикаторы
труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни
населения страны, то они свидетельствуют об удручающем положении в развитии
экономики. Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы
показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения
блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую
нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной
сложившейся напряженной ситуации. Политика доходов тесно связана с
благосостоянием нации, повышением её жизненного уровня. Этот показатель
оценивает качество и уровень жизни населения и служит критерием при выборе
направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.
2.2
Бюджетные проектировки
В
современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов значительной
части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и
т.д.) и решение задач доступности услуг качественного образования и
здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства являются ключевыми в
проведении эффективной государственной социальной политики.
По
оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 22,6 млн.
человек на конец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн.
человек в 2006 году (13,5%).
Справочно:
следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ
оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и
способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода
по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года
являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности,
исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех,
кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов
(согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По
методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих
должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также
социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к
категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.
5
сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального
Собрания и членами президиума Государственного совета Президент Российской
Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную,
национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения,
образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых
сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его
здоровья, образования и обеспеченность жильем.
Важно
подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению
В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан
России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять
последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные
изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Президент, “нельзя
мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже
прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем
нашим гражданам”.
Выбор
указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и
нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая
работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает
прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры
(особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать,
что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской
Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий
медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных
величин.
Требуется
система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную
сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться,
растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную
медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является
жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит
Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.
Как
известно, сутью категории “качество жизни” являются базовые условия жизнедеятельности
людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном
труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения,
образования и жилищных условиях.
Высокое
качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед.
Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей. Они
вынуждены концентрировать свои усилия на добывании “насущного хлеба”, им – не
до творчества.
Вложения
в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на
национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда
становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и
предпосылкой эффективных модернизационных проектов.
Качество
жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют содержательную
характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития
общества.
Справочно:
понятие “человеческое развитие” было введено в широкое употребление
международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в 1990 г #"#">#"1.files/image011.jpg">
Рисунок А.1 - Сравнение ВВП
различных стран мира.
Приложение
Б
Прожиточный минимум в России и
Белоруссии
Таблица Б.1 - Денежные доходы ниже
прожиточного минимума в России и Белоруссии
Приложение
В
Покупательная способность
населения России и Белоруссии
Таблица
В.1 - Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов (в
месяц; данные за первый квартал 2005-го).
Приложение
Г
Уровень жизни Самарской области
Рисунок Г.1 - Основные индикаторы уровня жизни населения Самарской
области.
Приложение
Д
Денежные доходы в Приволжском
федеральном округе
Рисунок Д.1 - Среднедушевые
денежные доходы в Приволжском федеральном округе в процентах от величины
среднедушевых денежных доходов в Самарской области (за сентябрь 2005 года).
Приложение
Е
Денежные расходы населения
Самарской области
Рисунок Е.1 - Денежные расходы населения Самарской области за 2005 г.
1 – покупка товаров;
2 – оплата услуг;
3 – обязательные платежи и разнообразные взносы;
4 – прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
5 – расходы на покупку недвижимости;
6 – расходы на приобретение иностранной валюты;
7 – изменение задолженности по кредитам;
8 – изменение остатка средств на счетах физических лиц-предпринимателей.
Приложение
Ж
Цены на транспортное топливо
Таблица Ж.1 - Изменение
цен на рынке автомобильного топлива в 2005 г. (в %).
|