Меню
Поиск



рефераты скачать Уровень жизни, его оценка

Качество жизни для людей неотрывно от целей, которые они ставят перед своей жизнью, то есть, связано с эффективностью жизни в широком смысле слова, и не только с удовлетворенностью своей личной жизнью, но и с удовлетворенностью со своим положением в стране и в мире, которое отражается на самочувствии людей.

При этом возможны два подхода:

·     составление сводного перечня показателей в соответствии со структурой потребностей и интересов;

·     более предпочтительный аналитический подход, при котором показатели качества жизни прежде всего группируются по сферам жизни в соответствии со структурой самих процессов жизни людей, с последующим синтетическим обобщением.

И методологически, и для практических целей весьма важно оценить качество жизни не только в целом, но и по каждой из ее основных сфер.

К таким сферам относятся:

·                   трудовая жизнь;

·                   сфера развития способностей людей;

·                   семейная жизнь;

·                   быт и поддержание здоровья;

·                   жизнь нетрудоспособных;

·                   досуг;

·                   окружающая среда;

·                   жизнь в экспериментальных экономических ситуациях.

Каждая из этих сфер имеет свои специфические составные элементы, требующие качественной оценки. Если свести их в единую систему, то получится весьма сложная и обширная структура. Так, например, переход к рыночной экономике изменил качество труда, поскольку для основной массы экономически активного населения он стал наемным, зависящим от соотношения спроса и предложения, от хозяйственной конъюнктуры. Позитивность социально-экономических преобразований выражается в том, что работники получили большую свободу в выборе места работы, а конкуренция на рынке труда стала дополнительным стимулом развития личных способностей и их применения.


2        УРОВЕНЬ И Качество жизни населения

 

2.1     Динамика уровня жизни. Бюджетные проектировки


Начало века характеризуется подъёмом экономики страны: увеличение ВВП, объёма промышленной продукции, продукции сельского хозяйства и как следствие улучшения макроэкономической ситуации, – значительное уменьшение задолженности по заработной плате, уменьшение количества безработных, увеличение реальной заработной платы, увеличение реальных денежных доходов. Однако сохраняется низкий жизненный уровень большинства населения России, сохраняется значительная региональные различия в уровне жизни населения.

Применительно к российской экономике предпосылок для повышения уровня жизни в ближайшей перспективе пока не создано. Аргументировать сложившуюся ситуацию можно следующими соображениями:

Во-первых, в России на современном этапе развития отсутствует механизм управления мотивацией трудовой деятельности, а, следовательно, и повышением уровня жизни работников;

Во-вторых, одним из показателей качества трудовой жизни является уровень заработной платы работников и ее дифференциация по отраслям. Однако обвальное разрушение действующего ранее механизма оплаты труда и отказ от государственного регулирования зарплаты не привел к положительным результатам. Более того, привел к снижению уровня жизни работающих. Произошла резкая дифференциация в уровнях оплаты труда руководителей и рядовых работников. Разрыв между заработной платой рядовых работников и руководителей составляет от 4 до 20 и более раз;

В-третьих, на уровень жизни в немалой степени влияют условия и среда, в которых осуществляется процесс труда. Главная задача в этом плане состоит в адаптации (приспособлении) функционирующей на предприятии или рабочем месте работника, ведущей к обогащению процесса трудовой деятельности и сокращению монотонности. К сожалению, приходится констатировать: эти факторы в трудовой деятельности на предприятиях России практически не учитываются;

В-четвертых, за последние годы резко возрос уровень травматизма и профессиональных заболеваний, что явилось следствием сокращения соответствующих служб на предприятиях, которые осуществляли контроль за безопасностью трудовой деятельности, что привело к снижению уровня жизни;

В-пятых, повышению уровня жизни способствует условия, создание которых содействует развитию личности работника, росту его квалификации, самовыражению и самостоятельности в принятии решений, профессиональной и должностной карьере;

В-шестых, демократизация общества предполагает и демократизацию в управлении и организации труда работников, что предполагает развитие новых коллективных форм организации трудовой деятельности взамен индивидуальной организации труда. Мировой опыт с необходимостью показал, что развитие коллективных форм организации труда способствует развитию демократизации процесса управления, планированию, распределительным отношением и выборности менеджеров.
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное использование трудового потенциала на основе применения эффективных мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать эффективный механизм управления экономикой. А пока, если проанализировать индикаторы труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни населения страны, то они свидетельствуют об удручающем положении в развитии экономики. Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся напряженной ситуации. Политика доходов тесно связана с благосостоянием нации, повышением её жизненного уровня. Этот показатель оценивает качество и уровень жизни населения и служит критерием при выборе направлений и приоритетов экономической и социальной политики государства.


2.2      Бюджетные проектировки


В современных экономических условиях бюджетное регулирование доходов значительной части населения России (работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов и т.д.) и решение задач доступности услуг качественного образования и здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства являются ключевыми в проведении эффективной государственной социальной политики.

По оценкам Минэкономразвития России, доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет последовательно снижаться – с 22,6 млн. человек на конец 2005 года (15,8% от общей численности населения) до 14,2 млн. человек в  2006 году (13,5%).

Справочно: следует при этом отметить, что применяемый официальной статистикой способ оценки носит упрощенный характер. Страны ЕС используют более точные методы и способы оценки. Например, бедными считают лиц с доходом меньше среднего дохода по стране. Соответственно, по европейским меркам бедными на начало 2005 года являются не 18%, примерно 25% россиян. Американцы рассчитывают уровень бедности, исходя из расходов на продукты питания: их доля в потребительской корзине тех, кого относят к категории бедных, должна составлять не менее трети всех расходов (согласно этой методике доля бедных россиян на начало 2005 года - 28,8%). По методике Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), оценка бедных и малоимущих должна включать в себя показатель доходов (ниже прожиточного минимума), а также социальные нормативы обеспеченности жилой площадью. По данным ВЦУЖ, в России к категории бедных и малоимущих относятся 62 млн. человек, или 39,5% населения.

5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил осуществить в ближайшие годы крупную, национального масштаба программу по системной модернизации здравоохранения, образования, жилищной сферы. Речь идет о необходимости преобразований в базовых сферах жизнедеятельности населения страны, которые определяют состояние его здоровья, образования и обеспеченность жильем.

Важно подчеркнуть, что ключевой вопрос государственной политики, по мнению В.В. Путина, состоит в существенном повышении качества жизни граждан России, для чего страна располагает соответствующими возможностями. За пять последних лет экономика России выросла почти на 40%, произошли положительные изменения в доходах населения. Однако, как подчеркнул Президент, “нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума, и поэтому качественные социальные услуги недоступны всем нашим гражданам”.

Выбор указанных выше приоритетов объясняется тем, что значительную часть бедных и нуждающихся граждан в стране составляет работающее население, включая работников бюджетной сферы, у которых заработная плата не обеспечивает прожиточного минимума с учетом иждивенцев работающих, а также пенсионеры (особенно одинокие). Что же касается состояния здоровья, то важно учитывать, что медицинская помощь, предоставляемая в значительной части субъектов Российской Федерации, по своему объему не обеспечивает уровня государственных гарантий медицинской помощи и зачастую составляет всего 30-40% от их нормативных величин.

Требуется система мер по упорядочению и регулированию заработной платы, включая бюджетную сферу. Система оплаты труда должна позволять человеку полноценно питаться, растить детей, приобретать необходимые для быта товары, получать качественную медицинскую помощь, а также обеспечивать себя достойным жильем. Это является жизненно важной задачей с позиции демографических вызовов, перед которыми стоит Россия: высокой смертности, низкой рождаемости и депопуляции.

Как известно, сутью категории “качество жизни” являются базовые условия жизнедеятельности людей, позволяющие на высоком уровне удовлетворять потребности в содержательном труде, отдыхе и культурных запросах, а также в сферах здравоохранения, образования и жилищных условиях.

Высокое качество жизни – это требование времени, без него немыслимо движение вперед. Низкое качество жизни ограничивает раскрытие творческого потенциала людей. Они вынуждены концентрировать свои усилия на добывании “насущного хлеба”, им – не до творчества.

Вложения в человеческий капитал превращаются в экономические выгодные проекты на национальном и корпоративном уровнях, а рост ценности человеческого труда становится определяющим фактором в повышении конкурентоспособности экономики и предпосылкой эффективных модернизационных проектов.

Качество жизни, развитие человека и человеческий капитал – эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Справочно: понятие “человеческое развитие” было введено в широкое употребление международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) в 1990 г #"#">#"1.files/image011.jpg">

Рисунок А.1 - Сравнение ВВП различных стран мира.

 

Приложение Б

Прожиточный минимум в России и Белоруссии

Таблица Б.1 - Денежные доходы ниже прожиточного минимума в России и Белоруссии

 

 

 

 

 

 


Приложение В

Покупательная способность населения России и Белоруссии

Таблица В.1 - Покупательную способность среднедушевых располагаемых денежных доходов (в месяц; данные за первый квартал 2005-го).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение Г

Уровень жизни Самарской области

Рисунок Г.1 - Основные индикаторы уровня жизни населения Самарской области.



Приложение Д

Денежные доходы в Приволжском федеральном округе

Рисунок Д.1 - Среднедушевые денежные доходы в Приволжском федеральном округе в процентах от величины среднедушевых денежных доходов в Самарской области (за сентябрь 2005 года).


Приложение Е

 

Денежные расходы населения Самарской области

 


Рисунок Е.1 - Денежные расходы населения Самарской области за 2005 г.

1 – покупка товаров;
2 – оплата услуг;
3 – обязательные платежи и разнообразные взносы;
4 – прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;
5 – расходы на покупку недвижимости;
6 – расходы на приобретение иностранной валюты;
7 – изменение задолженности по кредитам;
8 – изменение остатка средств на счетах физических лиц-предпринимателей.

Приложение Ж

Цены на транспортное топливо

Таблица Ж.1 - Изменение цен на рынке автомобильного топлива в 2005 г. (в %).

 

Наименование марки бензина

Декабрь 2005 к

Среднемесячное изменение цен
с начала года

ноябрю 2004

декабрю 2003

Бензин

99,96

130,5

2,4

марки А-76

99,9

130,1

2,4

марки А-92 (АИ-92)

100,0

130,7

2,5

 

 


Приложение З

Цены и тарифы на коммунальные услуги

Таблица З.1 - Цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги в декабре 2004 года по г. Смоленску.

 

Наименование

В рублях

В % к предыдущему месяцу

В % к соответствующему
месяцу предыдущего года

Квартирная плата в домах
муниципального жилищного фонда,
1 м2 общей площади

0-43

100,0

153,6

Оплата эксплуатационных расходов в
домах ЖСК,1 м2 общей площади

0-22

100,0

169,2

Проживание в студенческом общежитии,
за месяц с 1 человека

41-00

100,0

127,1

Плата за водоснабжение и канализацию,
за месяц с 1 человека

7-02

100,0

135,0

Плата за отопление,
1 м2 общей площади

0-88

100,0

191,3

Плата за горячее водоснабжение,
за месяц с 1 человека

13-60

100,0

108,9

Плата за электричество
(основной тариф в квартирах
без электроплит), 100 кВт-ч

40-00

100,0

133,3

Плата за газ сетевой,
за месяц с 1 человека

4-90

100,0

100,0

Плата за газ сжиженный
в баллонах, 50 л

99-00

100,0

112,5



Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.