Управление холдингом в направлении от масштабности к эффективности
Управление холдингом в направлении от масштабности к
эффективности
В. Новиков, руководитель проектов компании
"Ноймарк"
Единственный
способ предсказать будущее - это создать его самому.
Алан
Кей
В
настоящее время в связи с повышением конкурентности многих российских рынков
для торгово-промышленных холдингов остро встает вопрос эффективного управления
деятельностью входящих в него предприятий. На основе нашего опыта можно
сказать, что наиболее проблемными в рамках холдинга являются управление
региональными производственными предприятиями. Для того, чтобы разобраться в
клубке этих проблем, рассмотрим различные подходы к построению структуры и
распределению функций в рамках холдинга.
В
теории выделяют несколько типов холдингов, все эти типы располагаются между
двумя основными полюсами. На одном полюсе находятся финансовые холдинги. Они
состоят из самостоятельных бизнес-единиц, имеющих слабые связи с управляющей
компанией. Функции управляющей компании для данного типа заключаются, прежде
всего, в финансовом контроле путем бюджетирования прибыли и денежного потока.
На
другом полюсе - отраслевые холдинги. Они обычно развивают только одно
направление бизнеса, но имеют несколько зарабатывающих подразделений, которые
либо работают в разных регионах, либо производят разные товары. Примером могут
служить агропромышленные или металлургические корпорации. В таких компаниях
управление, как правило, централизовано.
Между
двумя этими полюсами находятся холдинги, представляющие смесь финансовых или
отраслевых холдингов в различных пропорциях. Ниже мы рассмотрим наиболее
типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при анализе системы
управленческого учета и бюджетирования. Эти проблемы в большей степени
характерны для отраслевых холдингов.
Проблема
№1. Организационная структура холдинга не отвечает стоящим перед ним задачам.
Достаточно
характерным является формирование вертикально интегрированных холдингов из
торговой компании. При этом часто с увеличением масштабов деятельности
происходит лишь увеличение численности сотрудников управляющей компании, без
каких-либо существенных изменений в структуре управления. Например, в одном
крупном торгово-промышленном холдинге путем удачных захватов и поглощений было
приобретено большое количество промышленных предприятий, работающих в одной
отрасли. В результате холдинг стал контролировать полный цикл производства и
продажи товара, начиная от закупок сырья и производства готовой продукции, и
заканчивая реализацией товаров конечному покупателю. В результате к моменту
окончательного формирования холдинга он имел следующую организационную
структуру:
В
рамках такой структуры в холдинге была затруднена реализация многих ключевых
функций, приводящая к ряду отрицательных последствий. Приведем их в виде
следующей таблицы:
|