Управление рисками. Финансовое планирование и прогнозирование
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ЧТО ТАКОЕ РИСК
В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?
Риск и доход
представляют собой две взаимосвязанные и взаимообусловленные финансовые категории.
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики
различных явлений природы и видов деятельности человека.
Для финансового
менеджера риск - это вероятность неблагоприятного исхода - возникновения
убытков или недополучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом.
Различные инвестиционные проекты имеют различную степень риска, самый
высокодоходный вариант вложения капитала может оказаться слишком рискованным.
Риска можно
избежать, уклонившись от мероприятия, связанного с риском, однако для
предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.
Риском можно
управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени
прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению
степени риска.
Степень риска -
это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от
него. Риск предпринимателя количественно характеризуется субъективной оценкой
вероятной, т.е. ожидаемой, величины максимального и минимального дохода
(убытка) от данного вложения капитала. При этом чем больше диапазон между
максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их
получения, тем выше степень риска.
ЧТО ТАКОЕ РИСК
В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ?
На степень и
величину риска можно воздействовать через финансовый механизм с помощью приемов
финансового менеджмента и особой стратегии, что в совокупности образует
своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент.
В основе
риск-менеджмента лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению
степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в
неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная цель риск-менеджмента
заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя
соотношении прибыли и риска.
Важным моментом
в организации риск-менеджмента является получение информации об окружающей
обстановке, которая необходима для принятия решения. На основе анализа такой
информации и с учетом целей риска можно правильно определить вероятность
наступления события, выявить степень риска и оценить его стоимость.
Под стоимостью
риска следует понимать фактические убытки предпринимателя, затраты на снижение
величины этих убытков или затраты по возмещению этих убытков и их последствий.
Правильная оценка действительной стоимости риска позволяет объективно
представлять объем возможных убытков и наметить пути к их предотвращению или
уменьшению, а в случае невозможности предотвращения убытков обеспечить их
возмещение.
На основе
имеющейся информации об окружающей среде, вероятности, степени и величине риска
разрабатываются различные варианты рискового вложения капитала и проводится
оценка их оптимальности путем сопоставления ожидаемой прибыли и величины риска.
Основные
правила риск-менеджмента:
-
Нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал.
-
Надо думать о последствиях риска.
-
Нельзя рисковать многим ради малого.
-
Положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения.
-
При наличии сомнений принимаются отрицательные решения.
-
Нельзя думать, что всегда существует только одно решение. Возможно, есть и
другие.
КАК МОЖНО
УПРАВЛЯТЬ РИСКАМИ?
Приемы
риск-менеджмента представляют собой приемы управления риском. Они состоят из
средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.
Средствами
разрешения рисков являются:
-
избежание риска - означает простое уклонение от мероприятия, связанного с
риском, что однако для инвестора зачастую означает отказ от прибыли;
-
удержание риска - это оставление риска за инвестором, т.е. на его
ответственности; так, инвестор, вкладывая венчурный капитал, заранее уверен,
что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю венчурного
капитала;
-
передача риска означает, что инвестор передает ответственность за риск кому-то
другому, например, страховой компании.
Снижение
степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения
степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными из них
являются:
-
Диверсификация -распределение капитала между различными объектами вложения,
которые непосредственно не связаны между собой, а также разнообразие форм
деятельности самого предприятия, видов производимых им товаров и услуг.
Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее
дорогостоящим способом снижения финансового риска. Однако инвестиционный риск
может быть рассеян с помощью диверсификации, но не может быть сведен к нулю.
Дело в том, что риск состоит из двух частей - диверсифицируемого
(несистематического), который может быть устранен путем его рассеивания, и
недиверсифицируемого (систематического), который не может быть уменьшен
диверсификацией, поскольку он обусловлен внешними факторами, не связанными с
выбором конкретных объектов инвестирования.
-
Приобретение дополнительной информации - более полная информация позволяет
сделать более точный прогноз и снизить риск при принятии решений, что делает
информацию ценным товаром. Стоимость полной информации рассчитывается как
разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения
капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда
информация неполная.
-
Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов,
продажи, кредита и т.п.
-
Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам,
а не покупать страховку в страховой копании. Тем самым он экономит на затратах
капитала по страхованию. Самострахование представляет собой форму создания
страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте. Основная
задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных
затруднений финансово-коммерческой деятельности.
-
Страхование - один из самых важных и распространенных приемов снижения степени
риска. Его сущность состоит в том, что предприятие готово отказаться от части
своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. от готово заплатить за снижение
степени риска до нуля.
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
ЗАЧЕМ
НЕОБХОДИМО ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ?
Финансовое
планирование - это процесс определения будущих действий по формированию и
использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение
воспроизводственного процесса соответствующими как по объему, так и по
структуре финансовыми ресурсами.
Существуют следующие
виды планов:
-
Стратегические планы - планы генерального развития бизнеса. В финансовом
аспекте эти планы определяют важнейшие финансовые показатели и пропорции
воспроизводства, характеризуют инвестиционные стратегии и возможности
реинвестирования и накопления. Стратегические планы определяют объем и
структуру финансовых ресурсов, необходимых для функционирования предприятия.
-
Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации.
Если стратегический план дает примерный перечень финансовых ресурсов, их объем
и направления использования, то в рамках текущего планирования проводится
взаимное согласование каждого вида вложений с источниками их финансирования,
изучается эффективность каждого возможного источника финансирования, а также
проводится финансовая оценка основных направлений деятельности предприятия и
путей получения дохода.
-
Оперативные планы - это краткосрочные тактические планы, непосредственно
связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и
материалов и т.п.).
Любой план
действий должен сопровождаться сметой расходов - составлением бюджета, который
является количественным воплощением плана, характеризуя доходы и расходы на
конкретный период и определяя потребность в ресурсах для достижения заданных
планом целей. Бюджет создается до выполнения предполагаемых действий, что
определяет его роль как основы для контроля и оценки эффективности деятельности
предприятия.
Отдельные
бюджеты, характеризующие промежуточные операции, могут нести информацию только
о расходах или доходах (бюджет производства, закупки сырья и материалов,
продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет
денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.
ЧЕМ
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ФИНАНСОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ?
Отличие
финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что
при прогнозировании оцениваются возможные будущие финансовые последствия
принимаемых решений и внешних факторов, а при планировании фиксируются
финансовые показатели, которых компания стремится достичь в будущем.
Финансовое
прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на
предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и
для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и
оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является
прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет
потребностей во внешнем финансировании.
КАК
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ?
Основные этапы
прогнозирования потребностей финансирования:
-
Составление прогноза продаж статистическими и другими доступными методами.
-
Составление прогноза переменных затрат.
-
Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы, необходимые для
достижения необходимого объема продаж.
-
Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих
источников. Первый этап осуществляется на основе маркетинговых исследований.
Остальными занимаются финансисты.
Существует два
главных метода финансового прогнозирования. Один из них основан на концепции
денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части
бизнес-плана.
По второму
методу все вычисления делаются на основе следующих предположений:
-
Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании
объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на
столько же процентов.
-
Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный
процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса
и с учетом наличных недогруженных основных средств на начало периода
прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств
производства и т.п.
-
Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными.
Нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой
прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к
нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая
прибыль и вычитаются дивиденды.
Просчитав все
это, выясняют, сколько пассивов не хватает, чтобы покрыть необходимые активы -
это и будет необходимая сумма дополнительного внешнего финансирования.
Таким образом,
потребность во внешнем финансировании будет тем больше, чем больше нынешние
активы, темп прироста выручки и норма распределения чистой прибыли на
дивиденды, и тем меньше, чем больше нынешние пассивы и чистая рентабельность
реализованной продукции.
ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМ
БИЗНЕС-ПЛАН И КАК ЕГО СОСТАВИТЬ?
Одним из
плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Его
составление преследует две основные цели: он предназначен для внутрифирменного
планирования и для обоснования получения денежных средств из внешнего
источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд,
бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении
проекта.
В этом
документе отражаются все стороны производственной и коммерческой деятельности
предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура
бизнес-плана.
В его состав
входят следующие разделы:
РЕЗЮМЕ.
Резюме
(обзорный раздел) следует писать после завершения работы над всеми остальными
разделами, поскольку по сути это предельно сокращенная версия бизнес-плана.
Объем резюме - не более 2-3 страниц. Главная его функция - привлечь внимание
рецензента.
Резюме должно
содержать:
--
цель проекта;
--
предельно краткое описание компании;
--
краткое изложение наиболее привлекательных моментов из всех остальных разделов
с акцентом на положительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи;
--
объем привлекаемых инвестиций и/или кредитных ресурсов;
--
предполагаемый срок и порядок возврата заемных средств.
ОБЩЕЕ
ОПИСАНИЕ КОМПАНИИ
Собственно
бизнес-план начинается с раздела "Общее описание компании", в котором
необходимо отразить:
--
основные виды деятельности и характер компании (не вдаваясь при этом в детали,
которые будут изложены в последующих разделах); профиль компании (производство,
торговля или сфера услуг);
--
стадия развития данного бизнеса;
--
цели данного бизнеса;
--
что и как компания намерена предлагать своим клиентам;
--
нынешние и перспективные географические рамки деятельности компании;
--
отличия данного предприятия от других компаний.
ПРОДУКТЫ И
УСЛУГИ
Основной
задачей раздела "Продукты и услуги" является описание в сжатой форме
характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом.
Он должен
включать:
--
физическое описание продукции или услуг;
--
описание возможностей их использования;
--
привлекательные стороны предлагаемой продукции или услуг;
--
степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок;
--
список экспертов или потребителей, которые знакомы с товаром или услугами и
могут дать о них благоприятный отзыв (при наличии такой информации).
МАРКЕТИНГ-ПЛАН
Раздел,
посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель
данного раздела - разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается
воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку,
чтобы обеспечить сбыт товара.
Маркетинг-план
может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности
рынка. Однако в любом бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие
аспекты маркетинг-плана:
--
определение спроса и емкости рынка;
--
анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;
--
описание стратегии маркетинга данной компании (стратегии сбыта, рекламы и
продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.);
--
результаты исследования рынка;
--
прогнозы объемов продаж.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
ПЛАН
В разделе
"Производственный план" описывается, как предприятие будет создавать
свою продукцию и/или услуги:
--
общий подход к организации производства;
--
необходимое сырье и материалы, их источники и условия поставки;
--
технологические процессы на производстве;
--
необходимое оборудование и его мощность;
--
требования в отношении трудовых ресурсов (производственный, инженерно-технический
и административный персонал, условия труда, структура и состав подразделений,
обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере
развития предприятия);
--
желательно также составить схему производственных потоков.
ГРАФИК
ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
График
выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень
основных этапов реализации проекта и потребности в финансовых ресурсах для их
реализации, а также отражать планируемые временные рамки работ на каждом из
этапов.
УПРАВЛЕНИЕ И
ОРГАНИЗАЦИЯ
В разделе
"Управление и организация" нужно:
--
коротко описать основных участников предприятия (предприниматель и его
партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты
сотрудники и т.д.);
--
привести организационную схему компании, показывающую внутренние связи и
разделение ответственности в рамках организации;
--
объяснить, каким образом будет проводиться подбор, подготовка и оплата труда
сотрудников.
КАПИТАЛ И
ЮРИДИЧЕСКАЯ ФОРМА КОМПАНИИ
В разделе
"Капитал и юридическая форма компании" необходимо указать форму
собственности и правовой статус предприятия, а также описать потребности
компании в отношении капитала и указать источники средств, имеющихся в
настоящее время, и тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем.
ОЦЕНКА
РИСКОВ
В разделе
"Оценка рисков" требуется оценить, какие риски наиболее вероятны для
проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос
"как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять
из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение
программы самострахования или внешнего страхования.
ФИНАНСОВЫЙ
РАЗДЕЛ
Цель
финансового раздела бизнес-плана - сформулировать и представить детальную
систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности
компании. Финансовый план должен быть согласован с материалами, представленными
в остальных частях бизнес-плана, поскольку в нем обобщаются и представляются в
стоимостном выражении все разделы бизнес-плана.
Для уже
существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность,
целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в
ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой
представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько
возможных сценариев развития компании. Также необходимо проведение анализа
чувствительности проекта и расчет точки безубыточности.
В финансовый
план включается несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации,
баланс денежных расходов и поступлений (т.е. проектировка потоков денежных
средств), таблицу доходов и затрат (этот документ показывает, как будет
формироваться и изменяться прибыль), прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия
(структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного
баланса предприятия). Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые
данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги
деятельности компании.
В целом,
бизнес-план представляет собой документ, описывающий все основные аспекты
коммерческого предприятия, где анализируются все проблемы, с которыми может
столкнуться компания, а также определяются способы решения этих проблем.
Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос, стоит
ли вообще вкладывать силы и средства в данный проект.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.dist-cons.ru/
|