Технология составления бюджета предприятия
Технология составления бюджета предприятия
Савчук Владимир Павлович
Технология
составления бюджета предприятия демонстрируется с помощью очень простого
примера, который описывает соотношения между отдельными показателями внутри
бюджетных таблиц и соотношение итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц
как единого целого бюджета. В качестве упрощающих факторов принята следующая
система допущений:
бюджетные
таблицы составляются на основе деления года на кварталы,
предприятие
производит и продает один вид продукта,
предприятие
не является плательщиком налога на добавленную стоимость,
все
непрямые налоги, которые включаются в валовые издержки, автоматически
учитываются в составе тех базовых показателей, исходя из которых они
определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями),
налог
на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам
работы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.
Отметим,
что такие упрощения не носят принципиальный характер, а служат исключительно
целям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования.
Итак,
пусть на предприятии начата подготовка краткосрочного финансового плана на
следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией финансовый
менеджер составляет систему бюджетов на ежеквартальной основе, получив из
отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта.
Совокупность
собранной информации представлена ниже. Следует отметить, что исходные данные
обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые
разрабатываются финансовым менеджером предприятия.
В
качестве первого блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и
цен:
|