Меню
Поиск



рефераты скачать Теория управления фирмой

p> Трудовой коллектив имеет свой самостоятельный правовой статус, под которым понимают его положение в обществе, закрепленную законодательстве совокупность прав и обязанностей коллектива как частника управления государственными и общественными делами, управления делами самой трудовой организации.

Трудовой коллектив должен быть наделен правами на достоверную информацию о деятельности администрации, участие в обсуждении и принятии решений по различным вопросам деятельности коллектива, внесение .различных предложений об улучшении жизнедеятельности предприятий, критику недостатков (включая требования смещения или наказания руководителей, нарушающих трудовое законодательство), участие в различных мероприятиях общественных организаций, в общих собраниях (конференциях) трудового коллектива и т. п.. контроль за деятельностью администрации. Право коллектива может быть совещательным или решающим. Совещательное право дает рабочими служащим возможность высказать свое мнение при обсуждении вопросов, внести предложения. принять частично — они не обязательны для нее. Однако она должна по своей инициативе либо по инициативе профкома, общего собрания поставить вопрос на обсуждение, выслушать и учесть мнение рабочих и служащих, их представителей, трудовых коллективов, дать мотивированный ответ. Совещательные права позволяют трудящимся получать информацию о деятельности предприятий и контролировать ее, высказываться. Но реальное участие трудящихся, их представителей, трудовых коллективов в управлении предприятием начинается лишь тогда, когда их права становятся решающими.

Совершенствование механизма управления экономикой неразрывно связано с развитием высшей формы демократии —самоуправлением. В настоящее время самоуправление в трудовых коллективах получило внушительный размах.

В мировой практике промышленно развитых стран накоплен значительный опыт привлечения работников к управлению. Особое внимание следует обратить на применяемую в США систему ИСОП (собственность наемных работников), систему участия в прибылях, принятую в Швеции, и на разработку идеи «тотального качества» на предприятиях Японии.

Система предоставления акций служащим основывается на теориях владения капиталом Луиса Келсо.[28] Он считал, что только широкое владение капиталом может обеспечить равномерное распределение богатства и дохода, сохраняя в то же время эффективность свободного рынка.

Согласно Келсо, при интенсивной индустриализации капитал, а не труд становится основным средством, с помощью которого производится богатство, поэтому, только владея активом предприятий, рабочие могут получить что-то помимо своей заработной платы. Ввиду отсутствия у рабочих средств на приобретение активов Келсо предложил использовать предоставление акций служащим в качестве пути доступа к кредитам капитала, возмещаемым из будущих доходов.

Экономические теории Келсо нашли признание в США, и в 1980-хгодах

Конгресс принял ряд законов, призванных поощрять компании, предоставляющие акции во владение своим служащим, в частности за счет введения налоговых льгот. Число программ предоставления акций, которое вначале не превышало 100, постепенно возросло до 11000. По утверждениям специалистов, в настоящее время собственниками акций являются 11 млн. работников, а суммарная стоимость программ достигает около 70 млрд. долларов. Программы действуют почти во всех компаниях, персонал которых насчитывает от 25 до 50 000 человек, функционирующих как в области производства, так и сервиса, находящихся в частном и общественном владении.

Наиболее простой путь приобретения акций—передача предприятием акций ИСОП с согласия работников. Более сложный путь предусматривает заем денег в банке и покупку акций. Во втором случае предприятие от лица работников ежегодно делает вклады, которые позволяют ИСОП выплачивать заем.

К примеру 100 работников предприятия А хотят купить все 1000 акций данного предприятия. Они договорились, что стоимость одной акции

- 500 руб. Однако у работников нет денег, и поэтому создается ИСОП, который способен взять банковскую ссуду в размере 500 000 руб. для приобретения акций. На первом этапе все 1000 акций находятся в ИСОП на общем счете, который не принадлежит никому индивидуально.

Каждый год предприятие перечисляет ИСОП деньги, которые используются на покрытие части банковской ссуды. Акции, приобретаемые на оплаченную часть ссуды, распределяются по индивидуальным счетам работников-владельцев.

Например, по прошествии одного года предприятие перечисляет ИСОП

100000 руб. Это позволяет ИСОП распределить 200 акций из общего счета на индивидуальные счета работников-владельцев согласно заработной плате, отработанному времени, стажу работы. Распределение может строиться и на более простом принципе - всем работникам поровну (к примеру, каждый работник предприятия А получит 2 акции на личный счет.

Когда на предприятие приходят новые работники, на них открывают личные счета в ИСОП. Новые работники участвуют в распределении акций за те годы, которые они проработали. Оставляя компанию, работники теряют право на участие в распределении акций.

Когда банк ссужает деньги предприятию, он взимает 10%, которые предприятие должно выплатить независимо от того, какую прибыль оно получило. Работник рискует больше, чем банк, поскольку предприятие при отсутствии прибыли не обязано выплачивать дивиденды. Следовательно, работники, покупающие предприятие, вправе рассчитывать на более высокий процент с дохода, скажем на 20% от нормы прибыли. Если работники решат, что за риск их сбережений они хотят получить 20%, то стоимость одной акции предприятия А составит для них 500 руб. Тогда рыночная стоимость предприятия А равна 500 руб. х 1000 акций = 500000 руб. уходя на пенсию, работник-владелец имеет право продать акции компании в течение 5 лет.

Противники приватизации через передачу собственности работникам ссылаются и на то, что успех американских компаний объясняется налоговыми льготами, которые российское правительство не может себе позволить. Однако временные потери из-за налоговых льгот окупятся ростом сборов в будущем за счет увеличения прибыли, производительности и оплаты труда.

На предприятиях Швеции, по приблизительным подсчетам, действуют около тысячи систем материального поощрения, в которых предусмотрено участие работников в прибылях предприятия. Лишь 20% шведских предприятий ввели унифицированный порядок премирования, предполагающий вознаграждение всех служащих. Остальные разработали подобные системы лишь для определенных групп персонала, обычно руководства.

Функционирование систем участия в прибылях в Швеции определяется не законом, как в других странах, а положением о начислении налогов, которое предусматривает два вида премиальных выплат из прибыли: ежегодные, выдаваемые немедленно, и «отложенные», переводимые на банковский счет не ранее чем через пять лет. Премиальные отчисления от прибыли рассматриваются как часть дохода и облагаются налогом.

Одной из первых ввела систему участия в прибылях компания по производству землеройных механизмов «Акерман». Система начала функционировать еще в 1946 г. Она представляет собой сочетание обоих вариантов, предусмотренных положением о налогах: половина причитающихся работнику отчислений от прибыли выплачивается сразу, вторая поступает в кредитный фонд. В настоящее время фонд регулирует около 5% акций компании. Предельный размер премии не установлен.

Система охватывает все категории работников.

В компании «Вольво» порядок премирования за счет прибыли введен в

1982 г. Система охватывает 54 тыс. работников компании. Руководство считает, что внедрение облегчает модернизацию и рационализацию производства. Премии отчисляются в кредитный фонд, которым распоряжается объединенный комитет, где представители работников составляют большинство. Половина средств вкладывается в акции

«Вольво», но доля акций, принадлежащих фонду, не может превышать 5% от их общего числа. Работники имеют также право приобретать акции своей компании в частном порядке, причем по достижении определенного числа их можно изъять, если с момента покупки прошло пять лет. Если деньги вложены в акции, они не облагаются налогом.

На предприятиях Японии практикуется создание кружков качества, за участие в которых работник вознаграждается так же, как и за высокое качество повседневной работы. Создание кружков преследует цель обеспечения «тотального качества» деятельности предприятия — решения технических и организационных задач, сотрудничества с работниками предприятия и внешними организациями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тяжелый экономический кризис в России привел к тому, что многие банки, промышленные предприятия и торговые компании были вынуждены сократить свои штаты на 30-50%.[29] В некоторых сферах бизнеса этот показатель еще выше. Все без исключения структуры, отличавшиеся чрезмерно быстрым ростом (раздутые штаты и неадекватно высокие заработные платы) избавляются не только от технического персонала, но и от управленцев младшего и среднего звена. Сегодня стало ясно, что в

России было слишком много средних менеджеров совершенно не приспособленных для эффективной работы не только в кризисных условиях, но и в нормальной рыночной ситуации.

Наша страна вошла в эпоху реформ с избытком рабочих мест в торговой и кредитно-финансовой сфере, что спровоцировало в начале девяностых годов привлечение на работу менеджеров с низким среднем уровнем подготовки с одной стороны, и достаточно высокой стоимостью труда. Каждый год управленцев среднего звена в Москве становилось на треть больше. Должность менеджера по сбыту в крупной российской продовольственной компании с окладом в тысячу долларов США мог получить практический любой соискатель, имеющий хоть какие-то контакты в регионах, а претендент на должность старшего менеджера по импортным закупкам должен был обладать лишь связями на таможне. Работодатель нередко даже не требовал знания какого-либо иностранного языка или законченного высшего образования. [30]

Сейчас большая часть уволенного младшего и среднего персонала обречена на поиск низкоквалифицированной работы не по специальности, а более компетентные менеджеры, поумерив свои амбиции, станут работать за гораздо меньшие деньги. Так что качество предложения менеджеров скоро заметно улучшиться.

В отличие от средних и младших управленцев, которых кризис изрядно потрепал, на топ-менеджеров, т.е. менеджеров высшего звена, он вообще никак не сказался. Их так мало, что без работы они в принципе не могут остаться. По приблизительным оценкам, сейчас в нашей стране работает около двух тысяч топ-менеджеров, а надо еще хотя бы восемь тысяч квалифицированных специалистов этого уровня. Существует устойчиво растущий спрос на руководителей высшего звена при постоянном и довольно низком предложении.

Таким образом подготовка квалифицированного персонала в области менеджмента и дальнейшая разработка теории управления фирмой является актуальной задачей науки и образования сегодняшнего дня.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: 1997
2. Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М

1998
3. Бабыкин В. Новый менеджмент. М.: Экономика 1996
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Манускрипт 1993
5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юристъ 1997
6. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Интерпракс 1994
7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М.:1996
8. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. М.: Высшая школа 1994
9. Долан, Эдвин Джон. Микроэкономика С.Пб. Литера плюс 1997
10. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Дека 1996
11. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. М.: Русская деловая литература 1998
12. Кнорринг В Искусство управления. М.: 1997
13. Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. С.Пб.

Политехника 1995
14. Ладанов И.Д. Практический менеджмент (часть 1). М.: 1992
15. Молодчик А.В. Менеджмент. М.: Высшая школа экономики 1997
16. Моисеева Н.Н., Анискин Ю.П. Современное предприятие. М.: Внешторгиздат

1993
17. Основы предпринимательского дела. Под редакцией Осипова Ю.М. М.: издательство БЕК 1996
18. Разу М.Л., Якутин Ю.В. Организация менеджмента. М.: 1994
19. Райсберг Б.А. Азбука предпринимательства. М.: МИП Дума 1991
20. Румянцева З.П., Саломатин Н. А. и др. Менеджмент организации. М.: Инфра-

М 1996
21. Уткин Э. А. Управление компанией. М.: 1997
22. Кузнецов Юрий. Развитие методологи менеджмента. Проблемы теории и практики управления № 4, 1997
23. Сваровский М. Я. Я б в успешные пошел, пусть меня научат. Экономи ка и жизнь 1997 № 2
24. Седлак Микулаш. Сущность и содержание теории менеджмента. Проблемы теории и практики управления 1997 № 5 Современый менеджмент. (курс лекций кафедры теории организации и управления ГАУ). Российский экономический журнал 1996 № 10
25. Хазбиев Алексей . Генеральный директор: охота продолжается. Эксперт

1998 № 36


-----------------------
[1] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.В.) М.: БЕК
1997 (стр.22)
[2]Долан,Эдвин Джон Микроэкономика С.Пб. Литера плюс 1997 (стр.285)
[3] Долан Эдвин Джон. Микроэкономика. С.Пб. Литера плюс 1997 (стр. 284)
[4] Долан, Эдвин Джон Микроэкономика С.Пб. Литера плюс 1997 (стр.285)
[5] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.В.) М.: БЕК
1997 (стр.23)
[6] Долан, Эдвин Джон. Микроэкономика С.Пб. Литера плюс 1997 (стр.287)
[7] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.В.) М.: БЕК
1997 (стр.23)
[8] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.В.) М.: БЕК
1997 (стр.24)
[9] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.В.) М.: издательство БЕК 1997г. (стр.25)
[10] Основы предпринимательского дела (под редакцией Ю.М. Осипова) М.:БЕК
1996 (стр.27)
[11] Под организацией имеется ввиду любой хозяйственный объект : предприятие, фирма, банк, учебное заведение и т.д. // Молодчик А.В.
Менеджмент М.: Высшая школа экономики 1997 (стр.7)

[12] Разу М.Л, Якутин Ю.В. Организация менеджмента М.: 1994 (стр.7)
[13] Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. С.Пб.
Политехника 1995 (стр. 67)
[14] Крутик А.Б., Пименова А.Л. Введение в предпринимательство. С.Пб.
Политехника 1995 (стр. 68)
[15] Кнорринг В. Искусство управления М.: 1997 (стр. 9)
[16] Кнорринг В. Искусство управления М.: 1997 (стр. 10)
[17] Кнорринг В. Искусство управления М.: 1997 (стр. 12)
[18] Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: 1997
[19] Основы предпринимательского дела. (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр. 58)
[20] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр. 59)
[21] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр.61)
[22] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр.62)
[23] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр.63)
[24] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр.63)
[25] Кнорринг В. Искусство управления М.: 1997 (стр. 14)
[26] Основы предпринимательского дела (под редакцией Осипова Ю.М.) М.: БЕК
1996 (стр.57)
[27] Разу М.Л., Якутин Ю.В. Организация менеджмента. М.: 1994
[28]Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: Интерпракс 1994 (стр. 214)
[29] Эксперт № 36 1998 (стр.39)
[30] Алексей Хазбиев Генеральный директор: охота продолжается // Эксперт №
36, 1998



Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.