Теория конкурентных преимуществ фирмы
Теория конкурентных преимуществ фирмы
Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
Введение
Специфика проблемы конкуренции заключается
в том, что на одном поле встречаются фирмы самого разного типа. Реальная
конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной классической
западной экономической наукой, где совершенная конкуренция, монополистическая
конкуренция и олигополия, существуют по отдельности. Например, если имеет место
олигополистическая конкуренция, то присутствуют пять игроков и больше никого
нет. В реальной жизни ничего этого не бывает, все перемешано, реально
существует сообщество компаний.
Проблема конкуренции и
конкурентоспособности одна из стариннейших тем в экономической теории. Еще Адам
Смит говорил, что невидимая рука управляет миром, и рыночная экономика потому
не разваливается, что конкуренция все расставляет на свои места, и люди
стремящиеся лишь удовлетворить свои собственные интересы, в конечном итоге
работают на благо общества. Однако до начала 70-х годов, несмотря на большое
внимание к тематике конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было
привнесено очень мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного
человека, ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. Это профессор
Гарварда и известнейший бизнес-консультант.
Более распространенный и показательный
критерий цена качество. Это очень похоже на наше бытовое представление, что
за определенную цену мы можем рассчитывать на высокое качество товара.
Например, если в деньгах ограничен, то естественно “высший класс” не получишь.
Эта ситуация очень понятна и наглядна, и казалось бы объясняет ситуацию с
“Газелью”. Но с другой стороны, разве других дешевых продуктов мало? Разве
“Волга” намного дешевле и технически боле совершенна чем “Москвич”? Однако, у
“Москвича” на рынке мы наблюдаем полный провал.
В пропорциях меду ценой и качеством очень
сложна, особенно в отношении качества товара.
Качество – это не просто многомерный
показатель. К потребителю он разными своими сторонами поворачивается. Смешная
ситуация: коэффициенты, которые расставляли эксперты, объективно не могли быть
объективными. Для одной группы потребителей наиболее важными являются одни
характеристики, у другой группы – иная система приоритетов. Степень
многомерности этой характеристики, как правило недооценивалась.
§1. Сущность конкурентных преимуществ
фирмы
Оценка отраслевой привлекательности и
конкурентных возможностей фирмы на основе анализа цепочки ценностей, дает
возможность определить позицию бизнеса в отрасли, а также определить ее
реальное конкурентное преимущество, выражающееся в превышении среднеотраслевого
уровня доходности.
Понятие конкурентных преимуществ фирмы
Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной
борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, то есть с
другими продавцами аналогичной продукции, фирмами – потенциальными
конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями
ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.
Аналитическую концепцию воздействия
основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис.1).
[11, c.63]
Модель пяти сил (направлений) конкуренции
– это эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на
положение фирмы на рынке. Эта модель дает возможность более целенаправленно
оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой
вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее
защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать
созданию дополнительных конкурентных преимуществ.
Каким образом фирма отстаивает свои
преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности
этого процесса в современных российских условиях?
Конкурентная сила поставщиков
экономических ресурсов определяется в
первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение
это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых
ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом
зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов
усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает
возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В
свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм-потребителей ресурсов
способствует расширению круга поставщиков, включая возможность переключения
фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.
Одним из наиболее эффективных методов
усиления позиции фирм-покупателей ресурсов является поведение стратегии,
направленной на установление контроля над фирмами-производителями сырья или
поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных
компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая
защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также
более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в
единую технологическую цепочку.
В условиях современной России вертикальная
интеграция получает значительное развитие посредством создания холдингов или
финансово-промышленных групп.
Конкурентная сила покупателей возникает вследствие того, что покупатели
(торгово-посреднические фирмы, предприятия-потребители инвестиционных товаров,
а также физические лица – конечные покупатели потребительских товаров)
оказывают воздействия на фирмы-производители во многих случаях стремятся
углубить дифференциацию производимой продукции с тем, чтобы занять новые ниши
на рынке и снизить свою зависимость в первую очередь от покупателей крупных
партий товаров.
Немаловажное значение, особенно в условиях
России, имеет расширение прямых поставок с предприятий, минуя
торгово-посредническую сеть, предоставление отсрочек по платежам за
приобретенную покупателями продукцию, применение различных схем льготного
кредитования физических – конечных потребителей товаров.
фирмы из других областей,
предлагающие
товары-заменители
|
|
|
© 2009 Все права защищены.
|