Дестабилизирующее
влияние теневой экономики состоит в том, что она привела к неформальной
институционализации не только операции обналичивания, но и множества других
также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении
конфликтов между предпринимателями, "прихватизации" бывшей
государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное
поле "размытых" социальных норм, когда сломан механизм поощрения за
следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля
имеет место произвол - хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не
выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как
следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие
не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание
без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.
На заре развития теневой
экономики уклонение от налогов осуществлялось в основном в форме укрытия
получаемых доходов, ухода от регистрации деятельности в налоговом ведомстве или
фальсификацией налоговых отчетов и деклараций.
Легальный обход налоговых
законов вполне допустим и налоговые органы не имеют иного способа бороться с
ним, кроме как совершенствовать налоговое законодательство. В настоящее время
нерешенной остается проблема распространения различного рода усложненных схем,
специально нацеленных на уклонение от налогов при использовании международных
операций, международного оборота доходов и капиталов. Второй проблемой,
вызывающей беспокойство правительств многих стран мира, является рост объема
оборота «грязных» денег и их отмывание через банки и кредитные учреждения в
оффшорных зонах. На сегодня существуют около 60 устойчивых комплексных
оффшорных центров, где традиционно функционируют оффшорные компании. Из
европейских центров более известны: Гибралтар, Лихтенштейн, Кипр. В Центральной
Америке- Каймановы, Бермудские, Багамские острова.
2.6.
Просчеты государственного управления экономикой в 90-е годы.
Огромное влияние, на рост теневой экономики в России в 90-е годы оказали явные
просчеты и ошибки в проведении государственными органами экономических
преобразований.
Во-первых, государственные структуры в 90-е годы потеряли способность не
только к стратегическому, но и к оперативному управлению экономикой. Сложившийся
вакуум управления заполнился мафиозно-теневыми связями и отношениями, нравами и
обычаями дикого капитализма, для которого характерны стремление отхватить
лакомые куски общественного пирога, нажиться за счет спекулятивных операций
типа пресловутой пирамиды, обмана и вымогательства, широкое распространение
личностных, кланово-земляческих отношений, смыкающихся с мафиозными
структурами.
Во-вторых, в ходе реализации модели экономического реформирования,
включающей в себя массовую форсированную приватизацию, стремительную
либерализацию цен, разовое "открытие" экономики внешнему миру,
рестриктивную денежно-кредитную политику, жесткий налоговый прессинг на производство,
сложился дестимулируюший механизм легальной экономической деятельности,
вытесняющий ее в тень.
Наконец, при попустительстве
государства в России сформировалась социальная структура, обладающая высоким
теневым потенциалом. Большая доля населения, относимого к категории бедных,
безработные и фиктивно занятые, социальное дно (из числа нищих, бомжей,
беспризорных детей и подростков, вышедших из тюрем людей и др.), беженцы из
горячих точек бывшего СССР, демобилизованные из армии и находящиеся в состоянии
поствоенного шока представляют собой питательную среду для теневой экономики.
Но, к сожалению, само государство и его органы стали активными участниками теневых
операций. Его представители наживались на приватизации, распродавали природные
ресурсы, строили финансовые пирамиды, провоцировали финансовые кризисы.
Глава
№3.
БОРЬБА С ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
3.1. Пути воздействия государства на теневую экономику.
Все это заставляет поставить вопрос о необходимости более действенной
государственной политики в отношении теневой экономики. Касаясь экономической
роли государства часто говорится о государственном вмешательстве,
регулировании, управлении и т.п. Это в полной мере касается и отношения
государства к теневой экономике. В силу разнородности теневой экономики не со
всеми ее сегментами можно бороться, не всегда эффективными будут и методы
прямого вмешательства. Поэтому мы предлагаем остановиться на термине
"государственное воздействие" на теневую экономику как наиболее
емком.
Острота проблемы, связанная с гипертрофированными масштабами теневой экономики,
а также тот факт, что она может решаться только в тесной связи с комплексом
других задач, подводят нас к выводу о том, что программа государственного
воздействия на теневую экономику должна найти отражение в общей стратегии
социально-экономического развития России. Прежде всего необходимо сформулировать
главную цель - до какого уровня можно минимизировать теневую экономику?
Очевидно, что эта задача должна быть реалистичной, т.е. выполнимой.
Нам представляется, что
ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не
превышающий 10% ВВП. Этот ориентир может быть подкреплен несколькими доводами.
Во-первых, практика эффективного функционирования рыночной
экономики доказывает допустимость такого уровня теневой активности (перед нами
пример стран с развитой рыночной экономикой). Во-вторых, наша
отечественная экономическая история свидетельствует, что гипертрофированные
масштабы теневой экономики - специфика развития именно в 90-е годы.
Необходимо придерживаться дифференцированного подхода к теневой экономике. Ее
субъекты представляют разные социальные группы, преследующие неодинаковые интересы.
При этом принципиально важной задачей является определение взвешенного соотношения
между экономическими и административными методами государственного воздействия.
Так, значительная часть
теневиков-хозяйственников и самозанятых, принадлежаших к вынужденной
иллегальной экономике, при осмысленном подходе способны стать реальной силой,
укрепляющей отечественное производство. Причем следует отметить, что здесь
именно меры косвенного характера (совершенствование налогового и трудового законодательства,
системы социальной зашиты, подготовки и переподготовки кадров) являются более
эффективными по сравнению с прямыми административными мерами (разного рода
запреты, усиление наказаний).
С другой стороны, необходимо
прямое государственное вмешательство, жесткая реализация принципа диктатуры закона,
когда речь идет о злостных нарушениях хозяйствующими субъектами
законодательства, коррупции государственного чиновничества и теневой активности
олигархов. Надо согласиться с высказыванием министра экономического развития и
торговли
Г. Грефа: "Россия должна стремиться к принятым на Западе моделям, согласно
которым войти на рынок стоит 3 коп., зато неправильное поведение на рынке — 3
долл., а иногда и три года тюрьмы". Весьма актуальной продолжает
оставаться задача усиления властной вертикали. Именно на уровне российских
регионов особенно активно протекают процессы сращивания государственной власти
с представителями бизнеса, а порой и откровенно криминальными элементами.
Реализация поставленных задач требует значительных изменений в структуре
государственного управления. В широком комплексе институциональных реформ мы
выделяем прежде всего следующие: оптимизацию структуры органов госуправления и
правоохранительных органов, установление эффективного госконтроля в
экономической сфере, административную реформу корпуса госчиновников и т.п.
Практика показывает, что на переломе XX и XXI вв. российское государство осознало важность
вышеперечисленных проблем и в период президентства В.В. Путина уже сделан ряд
важных шагов в направлении их решения В то же время проводимые правовые и институциональные
меры не принесут полных успехов, если не будут дополнены мерами по формированию
в России здоровой этической основы предпринимательства и государственной
службы. Экономический процесс в силу того, что он осуществляется людьми, немыслим
без вовлечения в него морально-нравственного содержания их жизни, оказывающего
огромное влияние на мотивацию хозяйственного поведения наряду с собственно
экономическими интересами.
Необходимо отказаться от
юридического фетишизма и абсолютизации значения силы и правового характера
государства в решении проблемы теневой экономики. Законы всегда можно обойти,
так же как и укрыться от надзирающего ока государства, и российские граждане
традиционно проявляют в этом чудеса изобретательности. Кроме того, существуют
возможности ведения хозяйственной деятельности без нарушения правовых корм,
которые, однако, нельзя считать чистоплотными и добросовестными и относить к
обычной ("здоровой") экономике.
Среди видов деятельности, не противоречащих закону, но нарушающих при этом
этику деловых отношении, общепринятые социальные нормы и морально-нравственные
принципы, можно отмстить:
•
умышленное использование недостатков законодательства, правовой неурегулированности
ряда аспектов предпринимательской деятельности (в том числе финансовые
махинации, фиктивные сделки, мошенничество, нанесение экологического ущерба);
•
получение выгоды за счет систематического невыполнения (или нечеткого выполнения)
договорных обязательств;
•
недобросовестную конкуренцию (сговоры на рынке, ущемляющие чьи-либо интересы);
•
нечистоплотные отношения бизнеса и власти, построенные на взаимовыгодной основе,
но не обязательно связанные с получением взяток. Например, сговор властных
структур с представителями криминала, обложение их своего рода "социальным
налогом": обещание не трогать в обмен на финансирование строительства
каких-либо социальных объектов (дорог, теплоцентралей, больниц и т.п.).
Вряд
ли возможно существенно уменьшить масштабы теневой экономики, пока фигура
отечественного предпринимателя как в России, так и за рубежом вписывается
только в образ "нового русского" — беспринципного и неразборчивого в
своих средствах дельца, махинатора и жулика, а государственный чиновник
предстает как взяточник и казнокрад.
Государство должно взять на себя ответственность за реализацию своего рода
воспитательной функции, направленной на укоренение здоровых этических форм в
среде российского предпринимательства и корпусе госслужащих.
Эта проблема должна решаться в
тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества — профсоюзами
трудящихся, организациями предпринимателей, творческими ассоциациями,
средствами массовой информации.
По нашему мнению, объединения
предпринимателей должны иметь хорошо разработанные концепции своей профессиональной
этики, кодексы поведения или специальные этические статьи, включенные в их
уставы, где в том числе должно быть выражено отношение к криминальным и
недобросовестным формам бизнеса.
По нашему мнению, необходимо
выработать и специальный этический кодекс государственного служащего, тем
более что подобные примеры есть в западной практике (в частности, международная
организация мирового сотрудничества и развития опубликовала в 1998 г.
рекомендации по совершенствованию этического поведения государственной
службы)1. Более того, в государственных учреждениях США существуют
специальные подразделения служебной этики, работники которых помогают
сотрудникам решать нестандартные проблемы этического характера. Стоит подумать
и над тем, чтобы госслужащие давали специальную клятву (наподобие клятвы
Гиппократа).
Набор конкретных мер государства по формированию здоровой этической основы
может быть весьма обширен - от финансирования разработки и реализации учебных
курсов до учреждения специальных премий для наиболее добросовестных компаний.
Следовательно, российское государство путем управленческого воздействия и последовательной
политики способно существенно изменить сложившуюся ситуацию в теневом бизнесе и
тем самым способствовать нарастающему подъему российской экономики.
3.2.
Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
Практически ни у
кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система - это тормоз для
дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал
скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика:
налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем,
прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила
вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с
переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.
Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги -
завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов
бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения
казны.
__________________________
1 Лобанов В. Реформирование
государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы.// Проблемы
теории и практики управления.1999. №1.
Следует
вспомнить, как много надежд возлагалось еще недавно на приватизацию.
Безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должный приток средств
для инвестирования, финансовой стабилизации и решения социальных проблем. Но
сегодня возможен переход к денежной форме приватизации с привлечением инвестиций.
Где же их взять? Из легализованных теневых источников.
Так, например, в
п.2 Указа Президента от 20 февраля 1996 года “О передаче субъектам РФ
находящихся в федеральной собственности акций Акционерных Обществ, образованных
в процессе приватизации” в качестве покупателей акций справедливо указываются в
первую очередь граждане. Но если бы к этому добавить, что их средства могут
быть инвестированы без представления доходных деклараций и с налогом не выше
25%, скажем, в акции сельского хозяйства, строительства и стройматериалов,
пищевой, легкой промышленности, то это безусловно, дало бы импульс притоку
солидных средств в эти отрасли.
Аналогичный вывод
напрашивается и по законопроектам по легализации доходов, полученных преступным
путем.
Как
представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на
следующих принципах:
- благоприятные
для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика,
приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие
упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- четкое
разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и
учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной
преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном
Кодексе.
- формирование
нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым
русским”, проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы
репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;
- укрепление
доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию
эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений,
капиталов и самого института частной собственности;
- установление
общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах
правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о
правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых
отношениях.
Отмывание
“грязных” денег и легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые
процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным
доходом любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений.
“Грязный” бизнес
захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных
группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них
организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих
целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов
рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной
деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых,
таможенных нарушений.
Уголовная
ответственность за легализацию незаконных доходов находится над нами уже с 1 января
1997 года, времени вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской
Федерации. Но его статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность
такого рода операций. Кроме того, одних уголовно-правовых мер явно не
достаточно. Необходимы, как показывает международный опыт, согласованные меры
административного и финансового контроля за денежными и имущественными
операциями юридических и физических лиц и соответствующее законодательство.
Мировым
экономическим сообществом признано, что одной из самых больших угроз
безопасности бизнеса становится использование банковской системы для совершения
крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания” денег, добытых
преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих интересах традиционную
закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых
институтов любой ценой привлечь клиентов. Абсолютизация банковской тайны,
долгие годы служившая на благо банковского дела, оборачивается сегодня своей
изнанкой, противоположностью.
Цивилизованные
банковские сообщества понимают необходимость налаживания контактов с
контролирующими органами в интересах как собственной безопасности, так и
безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие
кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при
отсутствии надлежащего контроля, - они могут оказаться отсеченными и
изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например,
с некоторыми странами Персидского залива).
Когда особо
крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная
преступность лишается свой мощной экономической основы.
3.3.Направление
борьбы с теневой экономикой.
Границы понятия экономического преступления сложно четко
определить в уголовно – правовом смысле. Иными словами, борьба с теневой
экономикой не может исчерпываться решением проблемы создания адекватной
нормативно-правовой базы. Вместе с тем совершенствование нормативно-правовой
базы является исходной посылкой борьбы с теневой экономикой.
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)
предусматривает систему ответственности за преступления в сфере экономики. В
отличие от Уголовного кодекса 1960 г. VIII раздел нового УК РФ (в редакции от 09.02.99 г.) "Преступления
в сфере экономики" включает следующие главы и статьи:
Глава 21. Преступления против собственности.
Статья 158. Кража.
Статья 159. Мошенничество.
Статья 160. Присвоение или растрата.
Статья 161. Грабеж.
Статья 162. Разбой.
Статья 163. Вымогательство.
Статья 164 Хищение предметов, имеющих особую ценность.
Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или
злоупотребления доверием.
Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения,
Статья 167. Умышленное уничтожение или повреждение имущества.
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.
Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности.
Статья 169. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
Статья 170. Регистрация незаконных сделок с землей. Статья 171.
Незаконное предпринимательство. Статья 172. Незаконная банковская деятельность.
Статья 173. Лжепредпринимательство.
Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств, приобретенных
незаконным путем.
Статья 175. Приобретение или сбыт
имущества, заведомо добытого преступным путем.
Статья 176. Незаконное получение кредита.
Статья 177. Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности.
Статья 178. Монополистические действия и ограничение конкуренции.
Статья 179. Принуждение к
совершению сделки или отказу от ее совершения.
Статья 180. Незаконное использование товарного знака.
Статья 181. Нарушение правил изготовления и использования
государственных пробирных клейм.
Статья 182. Заведомо ложная реклама.
Статья 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих
коммерческую или банковскую тайну.
Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных
спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов.
Статья 185. Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии).
Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных
бумаг.
Статья 187. Изготовление или сбыт поддельных кредитных либо
расчетных карт и иных платежных документов.
Статья 188. Контрабанда.
Статья 189. Незаконный экспорт технологий, научно-технической
информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при
создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.
Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации
предметов художественного, исторического или археологического достояния
народов Российской Федерации и зарубежных
стран.
Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных,
драгоценных камней или жемчуга.
Статья 192. Нарушение правил сдачи государству драгоценных
металлов и драгоценных камней.
Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной
валюте.
Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с
организации или физического лица.
Статья 195. Неправомерные действия при банкротстве.
Статья 196. Преднамеренное банкротство.
Статья 197. Фиктивное банкротство.
Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или
страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.
Статья 199. Уклонение от уплаты налога или страхового взноса в
государственные внебюджетные фонды с организации.
Статья 200. Обман потребителей.
Глава 23. Преступления против интересов
службы в коммерческих и иных организациях.
Статья 201.
Злоупотребление полномочиями.
Статья 202. Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и
аудиторами.
Статья 203. Превышение полномочий служащими частных охранных или
детективных служб.
Статья 204. Коммерческий подкуп.
Данный перечень статей призван подтвердить, что в
стране создана правовая база для борьбы с теневой экономикой. Однако данного
недостаточно, поскольку масштабы этого явления не уменьшаются. По оценкам
криминологов, известными становятся менее одного процента всех взяток. В связи
с этим любые цифры о коррупции, которые приводятся в средствах массовой
информации, не отражают реальной картины1. Поэтому
совершенствование уголовного законодательства — это лишь начало и одно из
направлений борьбы с теневой экономикой, далеко не единственное.)
_______________________
1 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики:
квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб.
Пособие. Иркутск, 1997. с.42.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приведенная
информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но
даже эти данные позволяют понять на сколько сильно воздействует теневая
экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги
вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной
экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика
просто не могла не возникнуть.
В отношении
теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней
“бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны
выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры
посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному
производству.
Итак, какую
же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа
теневого оборота и роста преступности – неучтенные доходы экономических агентов
и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать
налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и
юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
·
Следует
всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам,
получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать
половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги
при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;
·
Необходимо
запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение
собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями
и гражданами;
·
Важно
децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за
соответствующими институтами часть налоговых доходов;
·
Необходимо
превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный
приоритет.
Реализация
предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при
обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы
безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост
бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего
положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков
имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного
платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной
рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и
стабилизации рубля.
Нет нужды
доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций
и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения
социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального
обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система
может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников
со всеми вытекающими негативными последствиями.
Программа
интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная
составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во
всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее время
легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не
единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного
инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в
тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные
меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны
огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд
практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела
— задача, достойная истинных реформаторов.
Выработка
эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует
комплексного социально экономического и экономико-правового подхода. Прежде
всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней
бороться, и это — функция правоохранительная органон. С другой стороны,
придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой
практика ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это
пошло на пользу отечественному производству.
Список использованной
литературы.
1.
Теневая
Россия // Знамя. 2000. №8
2.
Косалс
Л., Радаев В. Теневая экономика // Вопросы экономики.1998. №10
3.
Чернов С.
Теневая экономика // Наука и жизнь. 1998. №4
4.
Клямкин
И.М., Тимофеев Л.М. //Полис. 2000.№5
5.
Николаев
И. Теневая экономика //Общество и экономика. 1998. №6
6.
Путь в XXI век М.,1999
7.
Моисеев
А.А.Договоры об избежании двойного налогообложения //
Внешне-экономический
бюллетень. 2001.№2 с55.
8. Финансовый бизнес. //
июль- август. №4
9.
Тарасов.М.
Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в
России. // Проблемы теории и
практики управления. 2002.№2 с19.
10.
Лубнев
Ю.П. Экономическая теория./ Ростов –на- Дону. 2003.
11.
Дадалко
В.А., Румянцева Д.А., Пешко Д.А.// Теневая экономика
и кризис власти: проблемы и
пути решения. М., 1999.
12.
Чибриков
Г.Г., Сажина М.А. / Экономическая теория. М., 1999.
13.
Аслаханов
А.А. Преступность в сфере экономики
(криминологические и
уголовно-правовые проблемы). С.77.
14.
Лобанов
В. Реформирование государственного аппарата: мировая
практика и российские
проблемы.// Проблемы теории и практики
управления. 1999. №1.
Страницы: 1, 2, 3
|