Меню
Поиск



рефераты скачать Товарооборот

Но этот метод расчёта товарных запасов недостаточно совершенен, так как сводится в основном к простой экстраполяции фактически сложившегося уровня товарных запасов за ряд лет. При этом в расчёт переносится в той или иной степени недостатки прошлого, не в полной мере учитывается влияние факторов, формирующих объём товарных запасов, что приводит к необоснованности норматива.

Чаще всего торговые предприятия используют метод технико-экономических расчётов, он является достоверным и точным. Суть его состоит в том, что расчёт норм запаса товаров проводится по элементам в соответствии с процессом формирования запаса. При этом норма товарных запасов включает следующие элементы: время для приёмки, проверки и подготовки товаров к продаже; время пребывания товаров в форме торгового запаса; гарантийный запас (в случае неравномерности поставок, изменений в обороте и покупательском спросе) (смотри рис.2) /14/.








 


Рисунок 4 – Элементы товарного запаса.


Основной частью норматива товарного запаса является торговый запас, который состоит из двух частей:

1.      рабочего запаса, который должен постоянно находиться в торговом зале;

2.      запаса текущего пополнения, предназначенного для обеспечения бесперебойной продажи товаров на период до очередного поступления товаров.

Гарантийный запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.).

Представительский ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать всё многообразие ассортимента товаров данной товарной группы. Запас в размере однодневного оборота также хранится в торговом зале, ежедневно пополняется за счёт запаса текущего пополнения и предназначается для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Таким образом, результатом технико-экономического метода планирования и нормирования товарных запасов является следующая формула:

Н = ПП + РЗ + 1/2ЗТП + ГЗ                                                      (7) 

где    Н – норма товарного запаса в днях;

ПП – время на приёмку и подготовку товаров к продаже, дни;

РЗ – рабочий запас, дни;

ЗТП – запас текущего пополнения, дни;

ГЗ – гарантийный запас, дни.

Метод технико-экономических расчётов имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны этот метод позволяет учесть особенности формирования и использования товарного запаса по каждой группе товаров. Но с другой стороны он очень трудоёмкий и требует наличия большого объёма информации, которая не всегда систематизируется в торговых предприятиях.

При использовании экономико-статистического метода расчет норматива товарного запаса в днях чаще всего производится с помощью скользящей средней. Вводятся условные обозначения товарного запаса в днях (К1, К2,. . ., Кпл), которые соответствуют значениям периодов (годам). Расчёт производится в несколько шагов:

Первый, второй и третий шаги заключаются в расчёте средних коэффициентах К1ср, К2ср,. . ., Кnср по формуле средней арифметической путём сглаживания (подробнее этот метод рассмотрим в главе 4 при планировании товарных запасов):


К1ср = (К1 + К2) / 2       

                                                                                                    (8)                        

К2ср = (К2 + К3) / 2                    

…………………………

Кnср = (К…ср + Кn-1ср) / 2.

Четвертый шаг – расчёт среднегодового изменения товарного запаса (∆) за весь анализируемый период:


∆ = ( Кnср – К1ср ) / ( n – 1 )                                                         (9)

Пятый шаг – обоснование норматива товарного запаса на планируемый год:

Кпл = Кпрош + 2∆                                                                       (10.1)  

или

Кпл = Котч + ∆                                                                           (10.2)     

Сумма планируемых товарных запасов будет рассчитываться как произведение планируемого однодневного товарооборота на  планируемый коэффициент, то есть:


ТЗпл = Орто * Кпл                                                                                                                  (11)

Разновидностью экономико-статистического метода расчёта норматива товарного запаса является метод удельных приращений. Расчёт плановой суммы товарного запаса производится по формуле:


ТЗпл = ( ТЗ0 * ( ∆РТОпл * УП + 100 )) / 100                             (12)

  где  ТЗ0 – сумма товарного запаса отчётного года, руб.;

∆РТОпл – темп прироста товарооборота в планируемом году по сравнению с отчётным, %;

УП – удельные приращения товарных запасов за предыдущие 3-5 лет.


УП = ∆ТЗ /∆РТО                                                              (13)                       где ∆ТЗ – среднегодовой темп прироста товарных запасов, %;

 ∆РТО - среднегодовой темп прироста товарооборота, %.

При этом среднегодовые темпы прироста товарных запасов и товарооборота рассчитываются по формуле:

 


∆ Х =   √ Хn / Х0 * 100 – 100                                                    (14)

где   ∆ Х – среднегодовой темп прироста показателя, %;

Х – показатели товарооборота или товарного запаса;

Х0 – значение показателя в первом году анализируемого периода, руб.;

Хn – значение показателя в отчётном году анализируемого периода, руб.;

         n – число лет в анализируемом периоде.

В основе метода удельных приращений лежит соотношение в темпах прироста товарных запасов и розничного товарооборота. Это соотношение можно назвать коэффициентом эластичности, показывающим, как изменяется товарный запас при условии изменения розничного товарооборота на 1%.

Этот же подход положен в основу метода расчёта плановой суммы товарного запаса с помощью модифицированной модели Уилсона:


ТЗ = √ L * РТО                                                                          (15)             

где  L – коэффициент соотношения товарного запаса и розничного товарооборота.

Преобразовав эту формулу, получим:


L = ТЗ² / РТО                                                                             (16)

Методы удельных приращений и модифицированной модели Уилсона дадут одинаковый результат, поскольку в основу их положен один и тот же принцип обоснования плановой величины товарных запасов исходя из сложившегося соотношения в изменениях товарного запаса и розничного товарооборота.

2 Организационно-экономическая характеристика Сорочинского

Райпо

2.1   Организационно-правовая характеристика Сорочинского

Райпо


Сорочинское потребительское общество под названием “Сеятель” было организовано 17 февраля 1931 года, первым его представителем был Лепихов Пётр Иванович. Райпо объединяло магазины Сорочинского района, частично Ташлинского, Люксембургского, Тоцкого районов. Затем потребкооперация подверглась реорганизации в райпотребсоюз,  а в октябре 1974 года вновь райпотребсоюз был реорганизован в райпо, в систему которого вошли только предприятия, расположенные в Сорочинском районе.

Конечно, нынешняя потребкооперация иная, чем была при советской власти. В настоящее время это – некоммерческая организация, созданная для удовлетворения материальных и социальных потребностей своих членов и не ставящая своей целью извлечение прибыли в отличие от коммерческих структур. Попытки развалить потребкооперацию принимались неоднократно, однако в условиях жесткой конкуренции она снова выстояла.

По-прежнему в сельской местности потребкооперация занимает наибольший удельный вес в товарообороте района. Сильно изменилась структура розничной потребкооперации. Если в 1990 году доля продовольственных товаров была 48%, то сейчас больше 80%.

Сущность потребкооперации состоит в неразрывном единстве ее хозяйственной  и социальной деятельности, кроме того, она является исправным налогоплательщиком в бюджеты всех уровней. В сложившейся ситуации основную ставку потребкооперация делает на село.    

На территории района по состоянию на конец 2002 года количество населённых пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, составило 36 (1-город, 35-село). Сорочинская потребкооперация обслуживает 19,0 тыс. человек из 47,4 тыс. человек, что по сравнению с предыдущими годами заметно сократилось. Это связано с тем, что  частный сектор становится более распространённым и занимает в настоящее время наибольший удельный вес среди всех торговых предприятий. 

Сорочинское районное потребительское общество является добровольным объединением пайщиков, которых по состоянию на начало 2003 года насчитывается 15 240 человек, с паевым фондом 192,1 тыс. руб.

Управление Сорочинским потребительским обществом осуществляет общее собрание уполномоченных пайщиков и Совет.

Высшим органом управления потребительского общества является общее собрание, которое правомочно рассматривать и решать любые вопросы его деятельности. Оно собирается не реже одного раза в год.

Совет потребительского общества подотчётен общему собранию. Председатель Совета и его члены избираются общим собранием уполномоченных пайщиков сроком на 5 лет. Совет проводит свою работу согласно плану и собирается не реже 1 раза в месяц, а также осуществляет управление обществом в период между общими собраниями. Совет райпо строит свою работу согласно действующему закону “О потребительской кооперации” и наказов уполномоченных пайщиков.

На уровне Совета функционирует  Ревизионная комиссия, которая  также избирается и подотчётна общему собранию.

Исполнительным органом потребительского общества является Правление. В его ведении находятся все подразделения и предприятия райпо.

В состав Сорочинского райпо входят следующие подразделения: Райкоопзаготпром, который работает на хозрасчёте; Рынок; Объединение общественного питания и 4 торговых кооперативных предприятий.

Основная цель потребкооперации района направлена на удовлетворение нужд и потребностей как сельского, так и городского населения в товарах первой необходимости при функционировании всех имеющихся отраслей.

 












Рисунок 4 – Схема управления Сорочинским райпо.


Работа Сорочинского райпо осуществляется по четырем направлениям. Первоначальным направлением является торговля. В коммерческой деятельности потребкооперации есть свои особенности. Несмотря на жесточайшую конкуренцию, ставка делается на товары первой необходимости и повседневного спроса: крупы, соль, сахар, макаронные изделия, спички и другие. Эти товары закреплены ассортиментным перечнем, который имеется в каждом магазине (Приложение  А).

Вторым после торговли приоритетным направлением в работе райпо остается общественное питание. Торговая сеть полностью обеспечивается за счет собственного производства: хлебобулочными, кондитерскими, макаронными изделиями, сельдью, колбасой.

Третьей и, наверное, основной отраслью в системе райпо является собственное производство продовольственных товаров. Производство всегда являлось самой высоко рентабельной отраслью потребкооперации. Все производство в основном сосредоточенно в Райкоопзаготпроме. Кроме производства Райкоопзаготпром занимается и заготовительной деятельностью (заготовкой вторичного сырья, крупного и мелкого кожсырья от населения, излишки сельхозпродукции).

На протяжении многих лет Сорочинское райпо по закупу товаров работает с разными производителями и крупными коммерческими фирмами. В 2003 году райпо заключило 63 договора на поставку товаров народного потребления и сырья для собственного производства. Самыми надежными являются Саратовская мебельная фабрика №2, ОАО “Свет”, ОАО “Оргсинтез” г. Уфа по поставке лампочек, пластмассовой посуды, ОАО “Анвал” г. Набережные Челны (карнизы), г. Похвистнево (мебель), г. Пенза (велосипеды и мотоколяски). В основном среди поставщиков – это производители непродовольственных промышленных товаров. Но есть и поставщики некоторых продовольственных товаров. Среди них ресторан “Оренбург” по поставке кондитерских изделий, ОАО “Сода” Башкирия, ОАО “Илецк – соль”. Продолжается целевая связь только с одним местным товаропроизводителем: Молкомбинатом.

Рынок  - является четвертым направлением в работе райпо, где основным видом деятельности является сдача торговых площадей в аренду частным предпринимателям.

В связи с переходом на рыночные условия потребительская кооперация Сорочинского райпо значительно утратила свои позиции на рынке. Если на начальном этапе перестройки, в 1992 году, доля товарооборота райпо в общем обороте района занимала 68,9%, то в 2000 году этот показатель составил лишь 19%. Далеко ушло то время, когда потребкооперация была монополистом в своём районе по торговле. В настоящий момент потребкооперация имеет конкурентов в лице частных предпринимателей, коммерсантов, акционерных обществ (открытых и закрытых), товариществ (с ограниченной ответственностью и без ограничения) и других. Наибольшую конкуренцию в городе потребкооперации оказывает ТОО “Итог”, который постоянно расширяет сеть своих магазинов в городе, как правило, открываемых в наиболее зажиточном микрорайоне (нефтяников и газовиков), филиал его расположился и в селе Гамалеевка. ТОО “Итог” предлагает покупателям продовольственные товары в основном импортного производства, алкогольную продукцию, товары технически сложного ассортимента, мебель, пиломатериалы и другое.

В центре города ёмкую конкуренцию оказывает райпо частный предприниматель “ВВВ”, который специализируется только на продуктах питания. Кроме розницы им открыт оптовый магазин, где покупателям при оптовом отпуске товаров предоставляется скидка.

В сельской местности большую конкуренцию частные предприниматели оказывают райпо в Гамалеевском административном округе, где у фасадов магазинов потребкооперации открыты по 2-3 частных магазина. Из-за жёсткой конкуренции в п. Гришинка Гамалеевской сельской администрации правление райпо вынуждено было вывезти товароматериальные ценности и закрыть магазин площадью 150 м², так как расходы по содержанию магазина, зарплата обслуживающего персонала превышали товарооборот в несколько раз. На грани закрытия большой магазин в селе Николаевка, где частных магазинов, ларьков и торговых точек на дому насчитывается 32 единицы, при численности населения 630 человек.

Конкуренты делают ставку на покупателя, регулируя продажные цены, то есть, ориентируясь на цены потребкооперации. В большей части это относится к сельским коммерсантам, но  есть такие и в городе.

Работая с товарами культурно-бытового назначения, Сорочинское райпо выигрывает в конкурентной борьбе только за счёт перепродажной подготовки товаров, предоставлением срока гарантии и возможностью обмена товара, если он не прошёл гарантийный срок испытания (телевидеоаппаратура).

Однако райпо не только не боится конкуренции, но и, не имея достаточных оборотных средств, всё же стремится не подражать им, а чётко выдерживать свою тактику при работе с покупателями, ориентируясь на продажу товаров только отечественного и собственного производства.

2.2 Материально-техническая база Сорочинского Райпо

Материально-техническая база Сорочинского Райпо представлена широкой сетью торговых предприятий, предприятий общественного питания и производства.

Материально техническая база райпо в течение периода 2001 года по 2003 год претерпела две структурных реорганизации. В ходе них менялась не только структура, но и состав предприятий, входящих в подразделения райпо. Так в 2001 году сельское население обслуживало 4 сельских кооперативных предприятия:

1.      Баклановское к.п. объединяет 10 магазинов, обслуживает 2 667 человек, зона обслуживания – Баклановский, Пронькинский и Никольский административные округа;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.