Меню
Поиск



рефераты скачать Товарное хозяйство

Товарное хозяйство

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ЭКОНОМИКА

 на тему «Товарное хозяйство»

 

 






 
 









 

 


Смоленск 2005

ПЛАН

 

1.                Возникновение и сущность товарного хозяйства.

2.                Товар и его свойства. Стоимость товара.

3.                Деньги и их эволюция.

1.                Возникновение и сущность товарного хозяйства.

Товарное производство такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. В связи с этим здесь по-иному, чем в натуральном хозяйстве, решают­ся главные проблемы экономической организации. Что создавать, как для этого использовать природные ресурсы и для кого предна­значаются продукты труда — все эти вопросы решаются в соответ­ствии с требованиями рынка.

Производство товаров зародилось в период разложения перво­бытнообщинного строя (7-8 тысяч лет тому назад). С тех пор и до настоящего времени оно обслуживает различные социально-эконо­мические устройства. В связи с этим можно выделить общие для всех исторических эпох причины возникновения и характерные черты товарного хозяйства.

Производство товаров появилось, прежде всего, в результате об­щественного разделения труда, когда качественно дифференциру­ется трудовая деятельность (обосабливаются и сосуществуют раз­личные ее виды). Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании ору­дий труда. Поскольку технический прогресс не имеет границ, то не имеет пределов и развитие разделения труда в обществе. В свою оче­редь, это ведет к улучшению профессиональной подготовки работ­ников и к техническим новшествам.

Другой причиной возникновения производства товаров являет­ся хозяйственное обособление людей на изготовление какого-то про­дукта. Данное организационно-экономическое отношение сущест­венно дополняет общественное разделение труда. Человек только выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельный вид производственной деятельности. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев, выпускающих иные по­лезные продукты. В итоге возникает необходимость обмениваться разнородной продукцией, устанавливать через рынок хозяйственные связи.

Первым глубоко раскрыл значение общественного разделения труда для возникновения и развития товарно-рыночного хозяйства английский экономист А.Смит. Он разъяснил: «Как только повсе­местно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продук­том своего собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда на из­лишки продукта труда других людей, в которых он нуждается».

Обособление товаропроизводителя становится наиболее пол­ным, когда он является частным собственником. Между тем частная собственность процветает и при натуральном производстве, и тем не менее она сама по себе не порождает товарное хозяйство. Необ­ходимое для такого хозяйства обособление достигается зачастую при предоставлении какого-либо имущества во временное владение и пользование.

Вместе с тем товарно-рыночное хозяйство не может нормально развиваться в рамках такой общей совместной собственности, кото­рая затрудняет и общественное разделение труда, и хозяйственное обособление производителей полезных вещей, их свободную пред­принимательскую деятельность. Оно парализуется особенно тогда, когда вся экономика оказывается в руках государства (как это было, например, в 30—80-х гг. в нашей стране).

Между тем формы собственности имеют прямое отношение к становлению видов товарного производства. В зависимости от сте­пени развития отношений собственности и организационно-эконо­мических отношений образуются два вида товарного производства. Исторически первым было простое товарное хозяйство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. В этом случае из-за низкой выработки работников сфера товарного производства и обращения развита недостаточно и зачастую соседствует с натуральным хозяй­ством, занимающим главные позиции в экономике. При капитализ­ме появляется развитое товарное хозяйство, при котором наступает конец господству натурального производства, все продукты превра­щаются в товары. Предметом купли и продажи становится также труд, рабочая сила.

Товарному хозяйству присущи характерные черты, которые противоположны натуральному производству (рис. 1).


Открытое хозяйство



Разделение труда


Косвенные хозяйственные связи


Рис. 1 Основные черты товарного хозяйства


Производство товаров является открытым хозяйством. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потреб­ления, а для продажи их другим людям. Весь поток изготавливае­мых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей.

В этом случае серьезно изменяется траектория кругооборота бо­гатства. Движение последнего распадается на два отдельных звена. Одно звено: производство — распределение — обмен (для произво­дителя). Другое звено: обмен — потребление (для покупателя и по­требителя благ).

Далее, как известно, производство товаров основано на общественном разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько  углубляется специализация (обособление) предприятий на изготовлении отдельных видов продуктов или частей сложных изделий.  Неразрывная связь товарного производства с развитием разделения труда, а стало быть, с прогрессом производительных сил — одно из решающих преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством.

Примечательно, что в США благодаря специализации сельско­хозяйственного производства, широкому применению высокопрои­зводительной техники и технологии сейчас фермер в состоянии прокормить 50 человек.

Наконец, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредо­ванные связи между производством и потреблением.

В данном случае производитель благ и их потребитель — совер­шенно разные лица. Они устанавливают необходимые экономичес­кие отношения при посредстве рынка. А именно: изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление. Рыночный обмен подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи.

Рыночные связи между производителями и потребителями стро­ятся «по горизонтали» — на основе хозяйственных договоров о произ­водстве и купле-продаже товаров. При этом потребитель обладает не­достижимой для натурального хозяйства свободой выбора множества полезных вещей — одной из форм экономической свободы.

Значит, товарное хозяйство — это такие организационно-эконо­мические отношения, при которых полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке.

Теперь мы можем установить, в конечном счете, чем товарное хо­зяйство отличается от натурального производства.

1. Товарное хозяйство возникает гораздо позже натурального, ибо для его возникновения не было необходимых предпосылок — общественного разделения труда и обособления производителей. Развитое же товарное хозяйство утверди­лось примерно пять столетий назад.

2. В отличие от натурального производства товарное хозяйство имеет мощные внутренние силы, вызывающие его непрерывный прогресс. К ним относятся:

а) неуклонное углубление разделения труда; б) связанное с ним совершенст­вование личных и технических факторов производства; в) увеличение многооб­разия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей.

3. Товарное хозяйство не совместимо с натуральным по своим коренным признакам: а) открытости (в противовес замкнутости); б) разделению труда (в отли­чие от универсальности труда); в) рыночному обмену продуктами (в противополож­ность нерыночному распределению продуктов).

2.                Товар и его свойства. Стоимость товара.


Натуральный продукт и товар имеют некоторые общие свойства и серьезные различия.

Прежде всего, каждый товар обладает тем же свойством, что и на­туральный продукт — полезностью. Полезность — способность блага удовлетворять какие-то потребности людей. В экономике по­лезностью принято называть все, что человек признает необходи­мым для себя (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, нар­котики и т.п.). Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными запросами.

Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а мно­жество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей». Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. Технологи нефтехимического завода профессионально осведомлены о большом «пучке» разнооб­разных полезных продуктов, которые они могут произвести из ис­ходного сырья. По мере развития современной науки и технологии производства в природных веществах открывается все возрастаю­щее количество полезных качеств.

Полезные свойства вещей производители и потребители матери­альных благ выявляют и оценивают по-разному. Изготовители про­дуктов в первую очередь применяют объективную (независимую от воли и сознания людей) оценку их вещественных свойств, позволя­ющих получить нужную полезность. Так, в железной руде опреде­ляется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и дру­гих составных частей; в молоке — наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если ко­личество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность.

В свою очередь потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок о пользе материальных благ, подчас пре­небрегая их объективными качествами. Они смотрят на натураль­ные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочте­ний. Разве каждый из них не проявляет свою привязанность к выбору какого-то вида и сорта чая, кофе? Здесь встречаются и уни­кальные случаи. В Китае у одной малочисленной народности люби­мым блюдом являются приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука...

В натуральном хозяйстве круг полезных продуктов, создаваемых для внутреннего потребления, очень ограничен. Иное дело — во вто­ром типе производства, основанном на общественном разделении труда, — товарном. Здесь не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но и изменяются их свой­ства. Ведь одно дело — производить продукт для внутреннего потребления в замкнутом хозяйстве и совсем другое дело — предназна­чать его для продажи на рынке. Естественно, что в товарном хозяйстве требования покупателей к качеству полезных вещей по мере роста бла­госостояния населения возрастают. В нынешних условиях все боль­шие массы товаров обновляются и качественно совершенствуются в соответствии с требованиями маркетинга (о маркетинге речь впереди).

Вряд ли следует доказывать, что если товар не обладает полез­ностью, то он никому не нужен. Однако, если всякий товар — полез­ная вещь, то чем он отличается от натурального продукта? Не менее важно выяснить: если в развитом товарном хозяйстве все блага продаются и покупаются, то можно ли считать, что любая по­лезная вещь — это товар?

Ответ мы получим, если решим логическую задачу (найдем ис­тинные суждения): в каких случаях полезная вещь — товар. Для этого рассмотрим три случая.

1-й случай. Все блага, используемые для потребления, можно подразделить на два вида: а) созданные природой (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.) и б) произведенные трудом. В каком случае мы имеем дело с товаром? Очевидно, что товаром мы призна­ем не даровой продукт природы, а то, на что затрачен человеческий труд, требующий соответствующего возмещения.

2-й случай. Все изготовленные трудом полезные вещи можно разделить на две группы: а) созданные для себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром?

Разумеется, товаром не могут быть изделия, изготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Им будут вещи, созданные для иных людей — общественные полезности.

3-й случай. Общественные полезности также можно подразде­лить на два вида: а) отчуждаемые другим людям безвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного (равноценного) обмена на иную вещь. Естественно, не будут това­ром изделия, достающиеся иным лицам бесплатно (например, пода­рок). Продаваемая на рынке вещь, на которую затрачен труд и сред­ства производства, требует эквивалентного возмещения.

Стало быть, товар — созданная трудом общественная полез­ность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Этими свойствами рыночный продукт отличается от натурального продукта.

Другая отличительная особенность состоит в том, что каждый товар при обмене на равноценный продукт приобретает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорци­ях (соотношениях).

Например, на рынке можно признать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 пару кроссовок, 50 литров молока и т.д.

Подобное равенство меновых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обыч­ным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто от глаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно?

В самом деле, равны ли обмениваемые, а, следовательно, прирав­ненные друг к другу товары как полезные вещи? Совершенно оче­видно: в обмене приравнены совершенно разнородные вещи (мясо, кроссовки, молоко — как в приведенном выше примере). Ведь никто не продает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещи не сопоставимы и в количественном отноше­нии: мясо измеряется в килограммах, кроссовки — парами, молоко — литрами и т.д. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции?

Еще выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подметил: обмен невозможен без равенства, а равен­ство без соизмеримости. Однако для него и других людей в течение двух тысячелетий не было ясно главное: что же во всех рыночных продуктах является одинаковым и общим?

Впервые свое решение возникшей экономической задачи дала английская классическая политическая экономия, выдвинув трудо­вую теорию стоимости. Обосновывая эту теорию, А. Смит разъяс­нил: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единст­венным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах».

Очевидно, что равенство меновых пропорций возникает потому, что представленные в обмене товары имеют одинаковую стоимость, которая создана общественным трудом — работой, предназначенной для удовлетворения потребностей общества.

Чтобы сравнить, сколько в разных странах затрачивается труда на изготовление одинаковых видов товаров, их стоимость иногда из­меряют в часах рабочего времени. Недавно это сделано для сравне­ния величины стоимости ряда основных продуктов в России и дру­гих странах (табл. 2).


Таблица 2.  Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.