|
Рис. 1 Основные черты товарного хозяйства Производство товаров является открытым хозяйством. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. Весь поток изготавливаемых вещей выходит за пределы каждой производственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. В этом случае серьезно изменяется траектория кругооборота богатства. Движение последнего распадается на два отдельных звена. Одно звено: производство — распределение — обмен (для производителя). Другое звено: обмен — потребление (для покупателя и потребителя благ). Далее, как известно, производство товаров основано на общественном разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) предприятий на изготовлении отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Неразрывная связь товарного производства с развитием разделения труда, а стало быть, с прогрессом производительных сил — одно из решающих преимуществ по сравнению с натуральным хозяйством. Примечательно, что в США благодаря специализации сельскохозяйственного производства, широкому применению высокопроизводительной техники и технологии сейчас фермер в состоянии прокормить 50 человек. Наконец, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. В данном случае производитель благ и их потребитель — совершенно разные лица. Они устанавливают необходимые экономические отношения при посредстве рынка. А именно: изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или деньги) и лишь затем попадает в производительное или личное потребление. Рыночный обмен подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. Рыночные связи между производителями и потребителями строятся «по горизонтали» — на основе хозяйственных договоров о производстве и купле-продаже товаров. При этом потребитель обладает недостижимой для натурального хозяйства свободой выбора множества полезных вещей — одной из форм экономической свободы. Значит, товарное хозяйство — это такие организационно-экономические отношения, при которых полезные продукты создаются для купли-продажи на рынке. Теперь мы можем установить, в конечном счете, чем товарное хозяйство отличается от натурального производства. 1. Товарное хозяйство возникает гораздо позже натурального, ибо для его возникновения не было необходимых предпосылок — общественного разделения труда и обособления производителей. Развитое же товарное хозяйство утвердилось примерно пять столетий назад. 2. В отличие от натурального производства товарное хозяйство имеет мощные внутренние силы, вызывающие его непрерывный прогресс. К ним относятся: а) неуклонное углубление разделения труда; б) связанное с ним совершенствование личных и технических факторов производства; в) увеличение многообразия экономических благ и соответствующее этому возвышение потребностей людей. 3. Товарное хозяйство не совместимо с натуральным по своим коренным признакам: а) открытости (в противовес замкнутости); б) разделению труда (в отличие от универсальности труда); в) рыночному обмену продуктами (в противоположность нерыночному распределению продуктов). 2. Товар и его свойства. Стоимость товара. Натуральный продукт и товар имеют некоторые общие свойства и серьезные различия. Прежде всего, каждый товар обладает тем же свойством, что и натуральный продукт — полезностью. Полезность — способность блага удовлетворять какие-то потребности людей. В экономике полезностью принято называть все, что человек признает необходимым для себя (даже то, что наносит ущерб здоровью: сигареты, наркотики и т.п.). Сами же потребности могут порождаться как биологическими нуждами, так и духовными запросами. Каждое материальное благо имеет, как правило, не одну, а множество полезностей, или, образно говоря, «пучок полезностей». Так, домашняя хозяйка хорошо знает, сколько разных блюд она может приготовить, скажем, из куска мяса. Технологи нефтехимического завода профессионально осведомлены о большом «пучке» разнообразных полезных продуктов, которые они могут произвести из исходного сырья. По мере развития современной науки и технологии производства в природных веществах открывается все возрастающее количество полезных качеств. Полезные свойства вещей производители и потребители материальных благ выявляют и оценивают по-разному. Изготовители продуктов в первую очередь применяют объективную (независимую от воли и сознания людей) оценку их вещественных свойств, позволяющих получить нужную полезность. Так, в железной руде определяется количество содержащегося в ней извлекаемого железа и других составных частей; в молоке — наличие определенного количества жира, белка, молочного сахара, витаминов и т.д. Если количество полезных веществ в продуктах возрастает, то это повышает их качество, а тем самым увеличивает их полезность. В свою очередь потребители довольно часто придерживаются своих субъективных оценок о пользе материальных благ, подчас пренебрегая их объективными качествами. Они смотрят на натуральные продукты с точки зрения личных запросов, вкусов и предпочтений. Разве каждый из них не проявляет свою привязанность к выбору какого-то вида и сорта чая, кофе? Здесь встречаются и уникальные случаи. В Китае у одной малочисленной народности любимым блюдом являются приготовленные с изыском бамбуковые крысы с гарниром из молодого бамбука... В натуральном хозяйстве круг полезных продуктов, создаваемых для внутреннего потребления, очень ограничен. Иное дело — во втором типе производства, основанном на общественном разделении труда, — товарном. Здесь не только резко возрастает количество и разнообразие производимых продуктов, но и изменяются их свойства. Ведь одно дело — производить продукт для внутреннего потребления в замкнутом хозяйстве и совсем другое дело — предназначать его для продажи на рынке. Естественно, что в товарном хозяйстве требования покупателей к качеству полезных вещей по мере роста благосостояния населения возрастают. В нынешних условиях все большие массы товаров обновляются и качественно совершенствуются в соответствии с требованиями маркетинга (о маркетинге речь впереди). Вряд ли следует доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако, если всякий товар — полезная вещь, то чем он отличается от натурального продукта? Не менее важно выяснить: если в развитом товарном хозяйстве все блага продаются и покупаются, то можно ли считать, что любая полезная вещь — это товар? Ответ мы получим, если решим логическую задачу (найдем истинные суждения): в каких случаях полезная вещь — товар. Для этого рассмотрим три случая. 1-й случай. Все блага, используемые для потребления, можно подразделить на два вида: а) созданные природой (родниковая вода, дикорастущие плоды и т.п.) и б) произведенные трудом. В каком случае мы имеем дело с товаром? Очевидно, что товаром мы признаем не даровой продукт природы, а то, на что затрачен человеческий труд, требующий соответствующего возмещения. 2-й случай. Все изготовленные трудом полезные вещи можно разделить на две группы: а) созданные для себя и б) произведенные для других людей. Что здесь можно признать товаром? Разумеется, товаром не могут быть изделия, изготовленные для собственных нужд (как в натуральном хозяйстве). Им будут вещи, созданные для иных людей — общественные полезности. 3-й случай. Общественные полезности также можно подразделить на два вида: а) отчуждаемые другим людям безвозмездно и б) передаваемые на рынке потребителям путем эквивалентного (равноценного) обмена на иную вещь. Естественно, не будут товаром изделия, достающиеся иным лицам бесплатно (например, подарок). Продаваемая на рынке вещь, на которую затрачен труд и средства производства, требует эквивалентного возмещения. Стало быть, товар — созданная трудом общественная полезность, предназначенная для эквивалентного обмена на рынке на другой товар. Этими свойствами рыночный продукт отличается от натурального продукта. Другая отличительная особенность состоит в том, что каждый товар при обмене на равноценный продукт приобретает на рынке меновую стоимость. Меновая стоимость — это способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях (соотношениях). Например, на рынке можно признать эквивалентными друг другу (цифры условные): 20 кг мяса, 1 пару кроссовок, 50 литров молока и т.д. Подобное равенство меновых соотношений вещей повседневно и миллиарды раз повторяется в практике рынка. Оно кажется обычным и понятным. На самом деле здесь многое скрыто от глаз и не ясно: что в вещах, чему и почему равно? В самом деле, равны ли обмениваемые, а, следовательно, приравненные друг к другу товары как полезные вещи? Совершенно очевидно: в обмене приравнены совершенно разнородные вещи (мясо, кроссовки, молоко — как в приведенном выше примере). Ведь никто не продает полезную вещь определенного вида за такое же благо. Приравненные вещи не сопоставимы и в количественном отношении: мясо измеряется в килограммах, кроссовки — парами, молоко — литрами и т.д. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Еще выдающийся древнегреческий ученый Аристотель (384-322 гг. до н.э.) подметил: обмен невозможен без равенства, а равенство без соизмеримости. Однако для него и других людей в течение двух тысячелетий не было ясно главное: что же во всех рыночных продуктах является одинаковым и общим? Впервые свое решение возникшей экономической задачи дала английская классическая политическая экономия, выдвинув трудовую теорию стоимости. Обосновывая эту теорию, А. Смит разъяснил: «Труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным мерилом стоимости, или единственной мерой, посредством которой мы можем сравнивать между собою стоимости различных товаров во все времена и во всех местах». Очевидно, что равенство меновых пропорций возникает потому, что представленные в обмене товары имеют одинаковую стоимость, которая создана общественным трудом — работой, предназначенной для удовлетворения потребностей общества. Чтобы сравнить, сколько в разных странах затрачивается труда на изготовление одинаковых видов товаров, их стоимость иногда измеряют в часах рабочего времени. Недавно это сделано для сравнения величины стоимости ряда основных продуктов в России и других странах (табл. 2). Таблица 2. Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара) Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.