Меню
Поиск



рефераты скачать Сегментирование рынка туристских услуг

Сегментирование рынка туристских услуг

Сегментирование рынка туристских услуг

Курсовая работа по предмету "Маркетинг в туризме и гостиничном хозяйстве"

Выполнил: студент 3-го курса

Министерство образования Российской Федерации

Хабаровская государственная академия экономики и права

Кафедра туризма и гостиничного хозяйства

Хабаровск-2002

Введение

В наши дни невозможно представить себе крупный город без иностранных туристов. Их можно встретить повсюду – в Париже, Лондоне, Москве и других городах. Сегодня туристская индустрия охватила многие, если не сказать все страны.

Формирование рыночной экономики вызвало живой интерес к формам и методам производственно-коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Маркетинг зародился в производственной сфере и долгое время не находил применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристических предприятий. Об одном из таких элементов и пойдет речь в данной работе.

Любая компания, стремящаяся к завоеванию рынка, должна осознавать, что она не в силах обслужить всех без исключения клиентов. Потребителей слишком много, а их желания и потребности порой противоположны. Не стоит даже пытаться завоевать сразу весь рынок, будет разумнее выделить только ту его часть, которую именно эта компания именно в это время и в этом месте способна эффективно обслужить.

Более подробно об этом и пойдет речь в данной работе: общая характеристика сегментирования, уровни и признаки. А также будет исследована тема транспорта в туризме и освещены проблемы современного национального туризма.

Сущность сегментирования и основные признаки

1.1. Общая характеристика сегментирования рынка

Сегментирование рынка (сегментация) – разделение рынка на четко выраженные группы покупателей, каждая из которых может приобрести определенные товары и/или услуги.

Сегментация туристского рынка определяется как деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Другими словами, осуществляя сегментацию, предприятие делит рынок на отдельные группы клиентов, для каждой из которых могут потребоваться одинаковые или схожие виды услуг.

Главная цель сегментации – обеспечить адресность туристскому продукту, так как он не может отвечать запросам сразу всех потребителей. Посредством ее реализуется основной принцип маркетинга – ориентация на потребителя. При этом туристское предприятие концентрирует свои усилия на “направлении главного удара” (наиболее перспективных для него сегментах рынка). Тем самым достигается повышение эффективности применяемых форм и методов продажи, рекламы, стимулирования сбыта и т.д.

Таким образом, с одной стороны, сегментация – прием для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направляется маркетинговая деятельность. А с другой стороны, - это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов маркетинга.

Практика маркетинга в туризме свидетельствует, что сегментация рынка:

является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;

позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;

помогает выбрать оптимальную маркетинговую стратегию;

способствует установлению достижимых и реальных целей;

дает возможность повышать уровень принимаемых решений, обеспечивая их обоснование информацией о поведении потребителей на рынке;

обеспечивает повышение конкурентоспособности, как предлагаемых услуг, так и предприятия в целом;

предполагает оптимизацию маркетинговых затрат туристского предприятия;

позволяет уклониться или снизить степень конкурентной борьбы путем освоения незанятого сегмента.

Сегмент рынка – большая, идентифицированная по каким-либо признакам группа покупателей внутри рынка. Компании, использующие приемы маркетинга сегмента, признают, что нецелесообразно разрабатывать пакет предложений товаров и услуг для каждого отдельного покупателя. Они стараются выделить несколько больших сегментов рынка, концентрируя на них свое внимание.

Например, компания, производящая обувь, может выделить

Покупатели, для которых обувь – прежде всего должна быть удобной и практичной (возможно, по роду своей деятельности);

Покупатели, для которых обувь – должна быть роскошной и модной на определенный период времени.

Рыночный сегмент – большая группа покупателей, имеющая некую общую характеристику.

Например:

Некурящие люди

Курящие от случая к случаю

Постоянные курильщики

Заядлые курильщики

Ниша – более узкая группа покупателей, потребности которых удовлетворяются конкурентами компании в недостаточной степени. Для того чтобы выделить нишу, нужно разделить сегмент на более мелкие составляющие и определить группу покупателей, которых объединяет желание получить особое сочетание благ. Например, сегмент заядлых курильщиков может включать:

Заядлых курильщиков, больных эмфиземой.

Заядлых курильщиков, больных эмфиземой и избыточным весом.

Сегменты рынка достаточно обширны, поэтому их легко идентифицируют конкурирующие компании; а ниши значительно меньше их, и значит, интенсивность конкуренции на них ниже.

Компании, обслуживающие ниши, обычно прекрасно понимают запросы покупателей и стремятся полнее удовлетворить их, зная, что за это “понимание” потребители охотно заплатят немалые деньги. Например, Ferrari, имея определенный круг покупателей, устанавливает очень высокие цены на свои автомобили, так как уверена, что никто иной не в состоянии предложить им такое сочетание благ в виде товара, обслуживания, членства в клубе Ferrari и т.п.

Нишу можно описать следующим образом:

Покупатели имеют определенный набор потребностей

Они готовы заплатить высокую цену той компании, которая лучше других способна удовлетворить их потребности

Компания, обслуживающая нишу, должна иметь высокую квалификацию

Вследствие узкой специализации фирма получает определенную экономию средств

Невелика вероятность того, что конкуренты обратят внимание именно на эту нишу

Ниша, имеющая достаточный размер и перспективы роста, приносит неплохую прибыль.

Нельзя ни в коем случае недооценивать возможности ниши. Сегодня завоевание ниши на рынке становится престижным занятием.

Признаки сегментации

С целью наибольшей эффективности, сегментация должна проводиться по определенным признакам. Признак – это способ выделения данного сегмента на рынке. В туризме основными признаками сегментации являются:

Географические;

Демографические;

Социально-демографические;

Психографические;

Поведенческие.

При сегментации рынка по географическим признакам целесообразно рассматривать группы потребителей с одинаковыми или схожими предпочтениями, определяющимися проживанием на той или иной территории. В качестве географического сегмента может рассматриваться целая страна или группа стран, имеющих какую-либо историческую, политическую, этническую или религиозную общность (см. приложение таб.1)

Демографические признаки (пол потребителей, их возраст; количество членов семьи) относятся к числу достаточно применяемых. Это обусловлено доступностью характеристик, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом очень тесной взаимосвязи.

Социально-экономические признаки предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности социальной и профессиональной принадлежности, образования и уровня дохода.

Психографическая сегментация объединяет целый ряд характеристик потребителей. В целом он выражается “образом жизни”. Т.е. это модель жизни личности, которая определяется увлечениями, поступками, интересами, мнениями, типом отношений с другими людьми и т.д.

Поведенческие признаки связаны и во многом определяются психографическими. В основе их использования лежит учет различных аспектов поведения потребителей, таких как: мотивы поездок, искомые выгоды, степень приверженности фирме, степень готовности приобрести тур продукт и т.д.

Рассмотренные выше признаки – это лишь основа для первичной сегментации. Задача маркетинга, чтобы подобрать для конкретного предприятия свою комбинацию, позволяющую максимально точно установить, какой сегмент рынка в наибольшей степени отвечает степеням и возможностям фирмы. И лучше использовать сочетание различных признаков, образуя комбинированные параметры сегментов туристского рынка.

Основные сегменты туристского рынка

В туризме существует тенденция выделения относительно однородных сегментов по возрасту потребителей. В соответствии с данным признаком различают три сегмента:

Молодежный туризм;

Туризм среднего возраста;

Туризм третьего возраста.

Молодежный туризм (до 30 лет) – это более дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, веселый вечерний отдых (бары, диско, лотереи, конкурсы и т.д.). Для этого сегмента характерна высокая туристская активность в силу стремления молодых людей к общению, познанию, развлечению и наличия свободного времени (во время каникул).

Для туризма среднего возраста (30-50 лет) – характерно преобладание семейного туризма. В связи с этим необходимо предусматривать возможность использования детских площадок для игр, детских бассейнов и др. Это особенно важно при создании тур комплексов в курортной местности.

Туристы этого возраста предъявляют повышенные требования к удобству и комфорту, содержательным экскурсионным программам, включающим ознакомление с объектами в соответствии с их профессиональными интересами.

Туризм третьего возраста (старше 50 лет) – требует не только комфорта, но и персонального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в таких местах.

Особенностью этого сегмента является то, что не имеет ярко выраженной сезонности. Эти туристы стараются избегать периода пика туристского сезона (июль, август), поскольку он совпадает с самым жарким периодом года. Они предпочитают “бархатный сезон” с мягким климатом.

Также сегментация рынка туризма осуществляется и по уровню доходов потребителей туристских услуг. С одной стороны, туристский спрос расширяется за счет все большего вовлечения в туризм лиц со средним и даже относительно низким уровнем доходов. С другой стороны, спрос на туристские продукты продолжают предъявлять лица с высоким уровнем доходов. Поэтому предложение тур продукта для этих двух сегментов должно быть различным.

Эксперты Всемирной Туристской Организации (ВТО) на основе комбинации двух признаков (уровня дохода и уровня образования) выделяют 4 сегмента туристского рынка.

К первому сегменту относятся лица со средним и относительно низким уровнем доходов. Основная цель путешествия -отдых на море, выбор места определяется по цене. Основной принцип – за свои деньги получить все сполна.

В международном туристском обмене этот сегмент туристского рынка является самым многочисленным, составляющим основу массового туристского подхода. Это путешествия, в основном, до ближайшего моря.

Ко второму сегменту относятся лица с уровнем доходов выше среднего.

Эти туристы чаще всего имеют высшее образование, иногда среднее специальное. Основная цель путешествий – отдых в сочетании с познавательным интересом, при этом акцент падает на второй мотив. Отдых, имеется в виду активный, дающий возможность заниматься спортом, совершать экскурсии, посещать театры и концерты. Эти туристы - любители дальних путешествий (в отличие от предыдущих), проявляющие интерес к культуре и обычаям посещаемой страны.

Третий сегмент образуют лица с высоким уровнем доходов. Имея в основном высшее образование, они интересуются познавательными поездками, стремясь к смене впечатлений.

Как правило, эти туристы предпочитают индивидуальные поездки или поездки небольшими группами друзей и знакомых. Продолжительность поездок – 2-3 недели. Туристы интересуются сувенирами. Иногда это очень дорогие сувениры, свидетельствующие о том, что люди совершили далекое экзотическое путешествие.

Четвертый сегмент составляют высокообразованные люди, проявляющие интерес к изучению природы, культуры, образа жизни, нравов и обычаев других народов. Его образуют люди разных возрастных категорий и с разным уровнем доходов, но на путешествие они готовы израсходовать значительные средства, часто за счет сбережений.

Этот сегмент не многочислен, однако в последние годы значительно вырос и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

К числу наиболее распространенных относится сегментация туристского рынка по побудительным мотивам клиентов, которые обуславливают цели путешествий. Именно целью путешествия определяется вид туризма.

Различают следующие виды туризма:

Маршрутно-познавательный;

Спортивно-оздоровительный;

Деловой и конгресс-туризм;

Курортный, лечебный;

Фестивальный;

Охотничий;

Экологический;

Шоп-туризм;

Религиозный;

Учебный;

Этнический и др.

Проблемы национального рынка туристских услуг

В последнее десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы предприятия и учреждения “Интуриста”, Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма “Спутник”, возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.

Войдя на международный рынок, российские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т.е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но из множества дополнительных услуг, грамотного их пакетирования, оригинальности и психологической разработки под потребителя, из возможностей неповторимых развлечений и специальных программ обслуживания, из широкого спектра специальных цен, скидок и льгот, основанных на комплексном предоставлении услуг и обслуживания, эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы, увы, проигрываем.

Наши граждане, выбирая, где им провести отпуск, имеют сегодня теже возможности, что и граждане других стран. И многие из них чаще всего выбирают вместо Сочи Хургаду, вместо средней полосы России – поездку к Санта Клаусу в Финляндию и т.д. Конкуренция за наших потребителей складывается пока не в пользу внутреннего российского туризма. Попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в других странах, они считают, что отдых на турбазах Валдая без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям.

Вот поэтому большинство туроператоров в России работает с ориентацией на выезд. Это также объясняется тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.

Последние наблюдения показывают, что некоторые турфирмы России начали проявлять интерес к внутреннему туризму. Видимо, они берут пример опыта стран, которые давно поняли значение развития программ обслуживания внутреннего туризма. Ведь внутренний туризм каждой страны способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Например, известно, что объединение таких гигантов российского турбизнеса, как “Интурист” и “Роза ветров”, состоялось на базе отдела внутреннего туризма, к которому они давно проявляли внимание.

Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь активных форм развития. Хотя исторически он развит очень даже неплохо, но по существу работа российских турпредприятий отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по нескольким серьезным причинам.

Во-первых, недифференцированность предлагаемых программ, отсутствие разнообразия предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие предложения по разным уровням обслуживания (а значит и по ценам), отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Нет надежности обслуживания туристскими работниками из-за новизны и несовершенства российского туристского законодательства.

Во-вторых, возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения. Возможно, если бы наше законодательство находилось на должном уровне, туроперторы могли быть уверены, что их вложенные деньги “не канут в воду”, и началась бы активная работа в этом плане.

Разбирая проблемы туризма нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой поддержки со стороны как федеральных, так и местных властей. Кроме всего прочего, тяжелая обстановка из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т.д. Нет и государственной поддержки в развитии приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ, отсутствует такая “мелочь”, как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных туристских предпринимателей. То есть на нашем рынке все равны. А где защита отечественных предпринимателей? Также необходимо ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.

А ведь в зарубежных странах государство поддерживает развитие туризма, поэтому он там развивается, растет, набирает обороты и приносит свои плоды. В этих странах предусмотрены льготы в налогообложении для развития программ въездного туризма, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей, увеличение бюджетных отчислений на развитие инфраструктуры, рекламы, подготовку кадров (в сфере туризма).

До 1998г. в России существовало более 7.5 тыс. туристских фирм, 90% из которых – турагенты, а 10% - туроператоры. После августовского кризиса 1998г. число туристских фирм сократилось. Может это было необходимым испытанием на прочность, так как в основном попали под удар малые и средние турфирмы, что еще более укрепило позиции крупных российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги.

Анализ процесса сегментирования на примере Нового Сибирского Университета

3-6 февраля 2000г. Новый Сибирский Университет провел семинар директоров туристских фирм Новосибирска, Омска, Барнаула и Кемерова. Семинар проводился на базе турфирмы “Полярная звезда”. На этом семинаре обсуждались тенденции и перспективы развития туристского бизнеса, а также аспекты организации туризма в летний период 2000г.

Все мнения высказывались на основе результатов социолого-маркетингового исследования, проведенного лабораторией университета в декабре 1999 года.

Эти исследования позволяют сегментировать рынок туруслуг.

Несмотря на кризис 1998г., туристский бизнес продолжает оставаться точкой роста экономики. Но при этом, как показывают исследования, потребители туристских услуг ориентируются на широкий набор услуг туристского типа и сопутствующих им “товаров”: развлечения, лечение, образование и т.д.

Исследование показало, что коммерческий туризм (шоп-туризм) теряет свое лидирующее положение, а на первое место выходит туризм отдыха и развлечений. Помимо изменений в характере туризма наблюдаются сдвиги и в пропорциях между видами. Так в настоящее время возрос интерес к внутреннему туризму, начинает развиваться въездной туризм. Несмотря на некоторый спад в 2000г. по сравнению с 1999г., по прогнозам участников семинара доля внутреннего туризма в общем объеме туристских услуг будет составлять до 50%. Поэтому, учитывая, что данный сегмент рынка недостаточно освоен турфирмами, работа в данном направлении представляется перспективной.

Что касается структуры потребителей туристских услуг в летний сезон 2000г., то можно говорить о довольно существенном ее изменении по сравнению с 1999г.

Высокий уровень интереса к внутреннему туризму студентов и учащихся в 1999г. снижается из-за недовольства уровнем сервиса и ориентацией части этой группы на выездной туризм. Зато интеллигенция, наслышанная вновь о красотах родной Сибири и невысоком уровне цен этого удовольствия, собирается активно отдыхать летом 2000г., предпочитая решать проблемы организации через туристские фирмы. И еще, в прошлом году она предпочитала делать это самостоятельно (см. таб. 1). Часть этой группы, вкусившая прелести внутреннего туризма и качество его сервиса, вновь изъявила желание вернуться к выездному отдыху.

Бизнесмены, в основном, будут ориентироваться на высококачественный отдых за границей. Хотя, если будет предложено нечто “пикантное” на “week-end”, они с удовольствием приобщаться к этому.

ТАБЛИЦА 1.

Место





Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.