Бюджетный дефицит и методы его финансирования
Содержание
Введение
Глава
1. Государственный бюджет и его роль в экономике
1.1.
Сущность
государственного бюджета; его функции
1.2.
Новый тип
бюджета российской экономики
Глава 2. Бюджетный дефицит методы его финансирования
2.1. Проблема бюджетного дефицита российской экономики
2.2. Финансирования бюджетного дефицита
2.3. Рост бюджетного дефицита как необходимость реформирования
финансовой системы России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается
в том, что современные тенденции развития финансовой системы напрямую связаны с
тем переходным периодом, когда и происходило реформирования финансовой системы
для адаптации к новым условиям. Экономическая нестабильность финансовой
системы, ядро которой составляет государственный бюджет не давали России
видимых перспектив развития экономики, создания собственной экономической
модели.
Внешний и внутренний долг России, накопленный за период
послевоенного становления экономики, а также переходного периода не позволяли
экономистам и специалистам данной отрасли выбрать правильную стратегию развития
государства, его экономический и финансовый механизм.
Современные концепции экономического развития России имеют
множество теоретически обоснованных идей по становлению и развитию экономики
страны в ближайшее время, но не имеют возможности реализации данных проектов на
практике.
С 2005 года финансовая система в России начинает развиваться
самостоятельно и демократично.
Однако, понятие бюджетного дефицита для
российской экономики не ново и оно часто встречается.
Финансовая политика России в настоящее время
направлена на оздоровление отечественной экономики путем привлечения
экономических вливаний со стороны экономически-стабильных государств;
установление твердого валютного курса и бюджетных ассигнований на развитие
национальной экономики и т.д.
Цель курсовой работы – изучить особенности
бюджетного дефицита.
Задачи курсовой работы :
-
Рассмотреть особенности
формирования государственного бюджета в экономике;
-
Раскрыть механизм
финансирования бюджетного дефицита в российской экономике.
Курсовая
работа содержит две главы и подразделы. Первая глава рассказывает о роли
государственного бюджета в экономике. Вторая – о методах финансирования
бюджетного дефицита.
В
написании данной курсовой работы использована следующая литература: Курс
экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: Инфра-М, 2005; Курс экономической
теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: АСА, 2000; Лобачева
Е.Н. Экономика. – М.: Экзамен, 2003 и др.
Глава 1. Государственный
бюджет и его роль в экономике
1.1. Сущность государственного бюджета; его
функции
Слово «бюджет» иностранного происхождения. Оно переводится с
английского языка как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный
портфель министра казначейства. Так что в экономическом представлении бюджет
можно трактовать как состояние денежной сумки государства.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций:
— как экономическую категорию;
— как финансовый план.
По своей экономической сущности государственный бюджет
представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и
юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда.
Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и
расходов. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом
государства, дает органам власти реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в
стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств,
перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта, что
позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
История возникновения бюджетных отношений ведет свое начало с
возникновением государства. Однако только с приходом к власти буржуазии бюджет
приобретает форму документа, утверждаемого законодательным органом.
Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. После
революции 1686—1689 гг. король вынужден был отказаться от права устанавливать
налоги без согласия парламента. Расходы государства были разделены на две части
— на расходы гражданские (цивильные) и военные. Военные расходы утверждались
ежегодно, а гражданские (расходы по цивильному листу) — только в том случае,
если король вносил в них изменения. В процессе ограничения королевской власти в
цивильном листе остались лишь расходы на содержание короля и королевского
двора.[1]
В России первая роспись государственных доходов и расходов была
составлена в 1722 г. на 1723 г. С 1802 года эти росписи стали составляться
ежегодно, но лишь с 1811 года начинается составление бюджета России. Однако
этот бюджет носил формальный характер, так как каждое министерство
распоряжалось выделенными ему средствами бесконтрольно и имело свои собственные
источники доходов. Только с 1862 г. в результате разработки бюджетного
устройства средства министерств стали концентрироваться в руках государства по
принципу единства кассы. Государственный бюджет России не публиковался и
держался в строгой тайне. Даже члены Государственного Совета не знали
фактического состояния финансов России. С 1894 года государственные расходы
России стали делиться на обыкновенные и чрезвычайные. Последние включали
военные расходы, расходы на содержание железной дороги и займы. С этого момента
бюджет России стал гласным.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов
является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы
этого перераспределения составляют 40—50% валового внутреннего продукта.
В процессе развития выработались четыре принципа, которым должен
соответствовать бюджет:
— полнота бюджета;
— единство бюджета;
— реальность (правдивость) бюджета;
— гласность бюджета.
Под полнотой бюджета понимается включение в бюджет полностью всех
доходов и расходов правительственных органов. С точки зрения полноты различают
бюджет брутто и бюджет нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы государства и
валовые расходы, а в бюджет нетто только чистые расходы и доходы. Например,
расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете
нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Единство бюджета заключается как в единообразном порядке
составления бюджета, так и в единой бюджетной документации. Должен быть один
бюджет, в котором отражаются все доходы и расходы государства. Кроме того,
единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется
единая бюджетная
классификация, т.е. группировки доходов и расходов
бюджета по однородным признакам.
В настоящее время применяются четыре основных вида бюджетной
классификации доходов и расходов бюджета:
— ведомственная (административная, министерская);
— предметная (отраслевая, реальная, функциональная);
— экономическая;
— смешанная (комбинированная).
Ведомственная классификация группирует доходы и расходы по
министерствам и ведомствам.
Предметная — военные расходы, здравоохранение, просвещение и т.п.,
т.е. по отраслям государственного управления.
Экономическая — группирует расходы по хозяйственным признакам —
капиталовложения, зарплаты, пенсии, ссуды и т.д.
Смешанная — сводится к группировке расходов в шахматном порядке по
двум видам бюджетной классификации в вертикальном и горизонтальном направлениях
(например, по горизонтали — по экономическим признакам, а по вертикали — по
предприятиям).
Правдивость, т.е. реальность бюджета, предполагает, что все суммы
доходов и расходов бюджета должны быть обоснованы и правильны.
Гласность бюджета означает открытое обсуждение бюджета и
утверждение его законодательным органом страны.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
— распределительную;
— стимулирующую;
— социальную;
— контрольную.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и
использование централизованных фондов денежных средств по уровням
государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через
бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета
государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения,
направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.
Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно
целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или
ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и
потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета. [2]
Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете
и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на
развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.
Контрольная функция бюджета предполагает возможность и
обязательность государственного контроля за поступлением и использованием
бюджетных средств.
Перераспределение валового внутреннего продукта через бюджет имеет
две взаимосвязанные, происходящие одновременно и непрерывно
— образование доходов бюджета; использование бюджетных средств
(расходы бюджета).
Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в
распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления
Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.
Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и
доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль,
заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и
т.д.), а также накопления. В доходах центрального бюджета различных государств
налоги составляют 80—90%.
Неналоговые доходы включают: доходы от продажи
государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической
деятельности; доходы от реализации государственных запасов.[3]
Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной
экономикой включают следующие основные группы: на национальную оборону, на
развитие экономики, социально культурные нужды, содержание государственного
аппарата управления, на обслуживание государственного долга.[4]
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На
возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды. Структура
бюджетных расходов ежегодно устанавливается в бюджетном плане и зависит, как и
бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов. [5]
1.2. Новый тип бюджета российской экономики
В переходной рыночной экономике формируется иной, нежели это было
в плановой централизованной экономике, тип бюджета и бюджетной системы.
Теоретической основой государственного бюджета и механизма его взаимодействия с
предприятиями была трактовка бюджета всего народного хозяйства в целом. Такая
концепция означала огосударствление воспроизводственного процесса,
неограниченное развитие государственного механизма централизации производства, распределения,
перераспределения и использования национального дохода, в том числе ресурсов
накопления и возмещения. В соответствии с этой концепцией строилась система
формирования доходов госбюджета, осуществлялась аккумуляция в нем преобладающей
доли денежных накоплений народного хозяйства. Отсюда — фискальный характер
налоговой политики, незначительная роль налогов с населения в формировании
бюджета. Государственный бюджет был финансовым источником расширенного
воспроизводства большей части формально хозрасчетных предприятий и отраслей и
общим «котлом» доходов и расходов всего общества, всех его частей,
национально-государственных структур.
На основе обезличивания доходов формировались соответствующие
закономерности в движении расходной части бюджета. Существовала тенденция к
неограниченности роста запросов на финансовые ресурсы вне зависимости от
собственного вклада. Ограниченность ресурсов и неограниченность запросов
государства и его структур в распределении и потреблении общих финансовых
ресурсов породили диспропорциональный рост централизованного финансового фонда.
Эти свойства бюджета и бюджетных потребностей проявляются и до сих пор в
скрытой, превращенной форме, порождая не обеспеченные источниками расходы,
отрыв бюджетных ассигнований от реальной доходной базы.
Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету как к
институту рыночной системы, когда государство обеспечивает производство
общественных благ, призванных удовлетворять совместные потребности (продукция
оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования,
управления). При этом формируется общественный сектор экономики и новый тип
государственных финансов как финансов одного из субъектов хозяйства в рыночной
экономике. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет и на его
функции в современной жизни.
Размеры и объемы налогов как основы доходной базы бюджета в
конечном счете должны обеспечивать удовлетворение потребностей в общественных
товарах и услугах наряду с товарами и услугами, которые создаются частным сектором,
занимающим основное место в экономике. Расходы, необходимые для выполнения
государством своих функций, должны обеспечивать социальные потребности
государства (перераспределение ресурсов в пользу социально незащищенных слоев
населения и др.). Возрастает регулирующая роль бюджета во всей системе
инструментов государственного управления экономикой.
Наряду с изменением доходной базы реконструируются структура и
целевая направленность расходов в связи с отказом бюджета от своей роли быть
бюджетом всего народного хозяйства. Бюджет становится финансовым фондом
государства. Существенным моментом является формирование нового типа внутренних
межбюджетных отношений: вместо единой бюджетной «вертикали» унитарного
государственного бюджета формируется система взаимодействия относительно
самостоятельных бюджетов трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов системы местного самоуправления.
Определяются
новое положение, содержание и роль федерального бюджета в экономической
политике, бюджетной системе, а также характер его отношений с бюджетами
субъектов Федерации и местными бюджетами. Тенденция децентрализации бюджетной
системы, налогов, собственности и финансовых ресурсов не может отменить того,
что экономические и социальные процессы, связанные с рыночным развитием,
предполагают централизацию ряда функций государства, в том числе регулирующей и
социальной. Это требует проведения политики на формирование федеративной
бюджетной системы рыночного типа с сильным федеральным бюджетом. Наряду с
укреплением и развитием доходной базы субъектов Федерации и местных бюджетов и
решением ими проблем бюджетной самодостаточности в России есть потребность в
централизации значительной доли ВВП в федеральном бюджете. Следует ожидать, что
эффективным механизмом решения данной проблемы могут стать структуры новых
федеральных округов, объединяющие финансовые потоки и усиливающие финансовый
контроль за их прозрачностью и целевой направленностью. Федеральный бюджет
должен быть одним из главных рычагов в системе государственного регулирования
рыночных процессов, проведении региональной политики, обеспечивать стратегию
экономического развития, выравнивание финансовой обеспеченности регионов,
сохранение единого экономического и социального пространства.
Страницы: 1, 2
|