Бюджетная система в США
ВВЕДЕНИЕ.
Бюджетная система является одним из важнейших институтов
государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые
ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и
территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная
система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных
процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение – это показатель экономического и
социального состояния и политического положения государства. И как бы ни
доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над
экономикой, история государств свидетельствует об обратном. С разрушением
экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают
духовность, нравственность и культура в обществе.
В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства
оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает
роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного
регулирования экономики.
Вопросы государственных финансов, государственного и территориального
бюджетов, денежного обращения в стране всегда были в сфере научных и
практических интересов российских экономистов. В настоящее время Россия
переживает трудности. Положение в экономике характеризуется противоречивыми
кризисными явлениями, вызванные проводимыми с 1990 г. реформами. Продолжается
спад промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличиваются
неплатежи внутри страны, не снижается внешний долг, растут убыточные
предприятия, наблюдается падение уровня жизни.
В этих условиях значительно возрастает роль государственного бюджета,
бюджетной системы значительно возрастает. Важно правильно формировать и
распределять денежные фонды государства и сводить к минимуму бюджетный дефицит.
Я решила рассмотреть тему государственного бюджета, для того чтобы понять
его сущность, принципы бюджетного устройства государств (России и США) и его
влияние на благосостояние общества.
Понятие «государственного
бюджета», его экономическая сущность и функции.
Экономическая сущность бюджета.
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти,
возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением
многообразные финансовые отношения, которые называются бюджетными. Специфика
этих отношений как части финансовых состоит в том, что они возникают в
распределительном процессе и связаны с формированием и использованием
централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения
общегосударственных потребностей.
В формировании и развитии экономической и социальной
структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из
механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную
политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав –
государственный бюджет. Совокупность бюджетных отношений по формированию и
использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного
бюджета. Именно через государственный бюджет производится направленное
воздействие на образование и использование централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
По экономической сущности государственный бюджет – это
денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и
национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного
фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства.
Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств,
предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и
местного самоуправления, это единство основных финансовых категорий (налогов,
государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т. е. через
бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.
Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение.
Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредотачивать их на решающих
участках экономического и социального развития, осуществлять единую
экономическую и финансовую политику на территории страны. Бюджет отражает
размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым
налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления
расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего
валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного
регулятора экономики.
Бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает
определенные экономические отношения. Как экономическая категория бюджетные
отношения являются составной частью финансовых отношений, характеризуются теми
же чертами, которые присущи финансам в целом, но при этом имеют ряд
особенностей. К ним можно отнести следующие: государственный бюджет является
особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с
обособлением части национального дохода в руках государства с целью
использования ее на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его
государственно-территориальных образований; с помощью государственного бюджета
происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного
хозяйства, субъектами страны, сферами общественной деятельности; пропорции
бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев
финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами,
стоящими перед обществом на конкретном этапе его экономического развития;
область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в
составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением
государственного бюджета по сравнению с другими финансовыми звеньями.
Функции государственного бюджета.
В последние годы стал преобладающим взгляд на государственный бюджет с
позиции экономической сущности как на самостоятельную категорию. С позиции
законодательного установления государственного бюджета он рассматривается как
основной финансовый план государства.
Государственный бюджет с точки зрения экономической категории выполняет
распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходят концентрация
денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения
общегосударственных потребностей. С помощью второй функции становится возможным
определить, насколько своевременно и полно ресурсы поступают в распоряжение
государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных
средств, эффективно ли они используются.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в
отношения с государством вступают почти все участники общественного
производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый
доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и
части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция позволяет через формирование и использование фонда
денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в
распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования,
соответствует ли размер централизованных ресурсов государства объему его потребностей.
Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в
соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.
Основными функциями государственного бюджета как финансового плана
государства, утверждаемого законодательными органами власти, с
экономико-законодательной точки зрения являются:
¨
перераспределение
ВВП;
¨
государственное
регулирование и стимулирование экономики;
¨
финансовое
обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;
¨
контроль
за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через
формирование и использование централизованных фондов денежных средств по
уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых
странах через бюджеты разных уровней распределяется до 50% ВВП. С помощью
бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей,
регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно
целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или
ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и
потребления.
Важное значение имеет социальная направленность бюджетных
средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка
наименее защищенных слоев населения, а также функционирование учреждений
здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.
В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета
осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного
хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного
контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.
Функции государственного бюджета осуществляются на основе
использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением
бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на
решение экономических и социальных задач.
Бюджетная система США.
Бюджетное устройство США.
Государственный бюджет США можно считать наиболее точным финансовым
выражением существа и характера государственного устройства и власти. Как и во
всех развитых странах, бюджет США выполняет три основные функции. Исторически
самая давняя – содержание государственной машины: аппарат управления, армия,
суды и пр.; вторая возникла на рубеже XIX – XX вв. – перераспределение
доходов между социальными слоями населения и территориями в целях обеспечения
благоприятного социального климата, предотвращения возможных очагов
напряженности. Третья функция, получившая развитие после кризиса 30-х годов,
заключается в использовании бюджета в качестве инструмента для стимулирования
экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства. Опыт
США показывает, что при успешно «работающей» экономике государство не должно и
не может быть силой, противостоящей частному сектору. Оно выполняет роль
естественного и стабильного партнера в хозяйственных делах и охранителя всех
укладов хозяйства.
Федеративное устройство Соединенных Штатов обуславливает
очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие
трех систем – государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных
отношений («бюджетного федерализма»). Система государственных расходов включает
подготовку проекта бюджета, его доработку в исполнительных органах («утряску»),
утверждение в Конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных
доходов – это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в
государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля
над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.
Бюджет подразумевает наличие доходной и расходной частей. Мировая теория
и практика, которым следуют США, основаны на первоначальном установлении
обоснованных расходных потребностей государства с последующим определением
суммы доходов и порядка их сбора. Любые изменения в расходной политике должны
сразу увязываться с налоговой политикой и наоборот. Бюджетные дефициты
допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в
последствии компенсированы в результате более успешного функционирования
экономики и увеличения бюджетных поступлений.
Важнейшая и сложнейшая задача – создание и поддержание системы
бюджетно-налогового федерализма. В США решение проблемы бюджетного федерализма
основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого
уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и
местные органы власти.
Федеральный бюджет США – часть общего механизма принятия и исполнения
экономических решений на высшем уровне. В отличие от другой наиболее
значительной части этого механизма – кредитно-денежной системы – бюджет
является более гибким и мобильным инструментом, целиком находящимся в
распоряжении государства.
Принципиальная особенность бюджетно-налоговой политики и бюджетной
системы США – их неразрывная связь с состоянием экономики и хозяйственной
политики государства. Разработка и принятие решений о проведении каких-либо
важных экономических мероприятий в любой сфере просто невозможны без их увязки
с бюджетной политикой страны. И наоборот – все американские бюджетные
мероприятия разрабатываются и проводятся в русле общеэкономической
государственной стратегии.
Структура
расходов и доходов бюджета США.
Несмотря
на стремление различных сил уменьшить масштабы федеральных социальных программ,
в целом их значение не снижается. Напротив, в последние годы существенно
сократились расходы военного назначения – их доля в ВВП страны упала с 6,4% при
Рейгане примерно до 3,2% в 1999 году. Рост доли гражданских расходов связан с
рядом причин и открывшихся возможностей, в том числе и с завершением «холодной
войны». В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо
национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину,
энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального
страхования: они консолидированы в федеральный бюджет, однако финансируются
через самостоятельные «доверительные фонды». Средства этих фондов, получаемые с
помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых
они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов
федерального бюджета.
Помимо
налогов по социальному страхованию, на федеральном уровне существует еще
несколько видов налогов. Главный, «опорный» – налог на индивидуальные доходы
(до 47% общих поступлений федерального уровня; это возможно, конечно, только
благодаря высокой доле национального фонда заработной платы в ВВП – в США она
составляет около 60%). Вместе с налогом на доходы корпораций он дает до 57%
всех федеральных доходов. Относительно небольшие поступления – от таможенных
сборов, акцизов, налогов на наследство и дарения. Однако каждый из них
считается важным элементом обеспечения финансовой дисциплины и действительного
контроля. По этой же причине весьма важным считается и налог на доходы
корпораций, от которого федеральный бюджет получает по 9 – 11% совокупных
доходов.
За 75 лет формирования регулярного бюджета на федеральном уровне 57 раз
он сводился с отрицательным сальдо. Проблема дефицита стала «проблемой №1» для
внутренней политики США. После 30 «дефицитных» лет, в течение которых
разрабатывались и принимались различные законы для борьбы с дефицитной основой
проектирования и финансирования государственных расходов, в 1998 финансовом
году федеральный бюджет был сведен с положительным сальдо в 69,2 млрд.
долларов.
Бюджетный процесс и финансовый аппарат управления.
В принятии и исполнении государственных экономических и
бюджетных решений участвуют большинство учреждений и организаций
государственного аппарата США. Основы бюджетной политики государства на
следующий год сообщаются в ежегодном бюджетном послании, с которым президент
США обращается к Конгрессу и нации в начале года. Это- документ. Обосновывающий
бюджетную стратегию; к нему прилагается проект федерального бюджета, который
конгрессменам предстоит обсуждать в течении примерно восьми следующих месяцев
перед его утверждением. Финансовый год в США начинается с 1 октября.
Бюджетное послание и проект федерального бюджета
готовит Административно- бюджетное управление ( АБУ ). В его обязанности входит
также разработка федеральной бюджетной политики на оперативном уровне и
конкретных бюджетно- налоговых мероприятий; практическое управление и
координация экономической и финансовой деятельности федеральных министерств и
ведомств.
Президент США в качестве главы исполнительной власти
отвечает перед Конгрессом за разработку и исполнение федерального бюджета,
руководители правительственных ведомств- за составление бюджетных заявок для
формирования общего бюджетного проекта, представляемого затем конгрессменам.
АБУ координирует эту работу, в то время как министерство финансов (
Казначейство )США занимается сбором налогов и исполнением расходной части
бюджета.
Страницы: 1, 2
|