Сущность регионального (территориального) маркетинга
ОДЗ
по региональной экономике
на тему:
«СУЩНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО
(ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) МАРКЕТИНГА»
Вступление.
В настоящее время страны и их отдельные регионы
соответственно интегрируются в мировое хозяйство. Территории региона постепенно
превосходит в полноценного участника рынка, а также становятся объектом
региональной экономики, политики государства.
Развитие рыночных отношений потребовало от производителей боле
глубокого изучения рынков сбыта, потребностей и запросов покупателей. В
развитии этой потребности возник маркетинг – вид деятельности и целая система
территориальных и методологических знаний, позволяющие оптимально удовлетворить
потребительский спрос посредством обмена.
Территориальной организацией теоретической основы научно –
практических исследований должен послужить широко используемый за рубежом метод
разработки и реализации целевых комплексных программ – «региональный
маркетинг».
1.
Региональный маркетинг представляет собой передовую идею, философию,
разработки и реализации долгосрочной концепции комплексного развития хозяйства
и социальной сферы территории через ориентацию на потребности клиентов и
целевые группы потребителей за счет лучшего использования имеющихся
конкурентных преимуществ. На основе долгосрочной концепции комплексного
развития хозяйства и социальной сферы разрабатывается маркетинговая стратегия
развития.
Региональный маркетинг является научной
дисциплиной, лежащей на стыке региональной экономики и маркетинга.
В условиях переходной экономики основные
задачи регионального маркетинга сводятся к следующим:
¨ Эффективная политика по привлечению зарубежных
и внутренних инвестиций;
¨ Сохранение и наращивание интеллектуального
потенциала за счет развития науки и образования;
¨ Создания благоприятных условий для развития
малого и среднего предпринимательства;
¨ Развитие финансовых институтов;
¨ Расширение институтов социальной защиты
населения;
В
основе регионального маркетинга лежит системный подход к изучению состояния и
тенденций развития территорий с целью принятия оптимальных управляющих
действий. Поэтому множественные цели, отдельные стратегии, групповые и личные
интересы должны подчиняться единой философии «целевого менеджмента», суть
которой состоит в объединении множества организаций и лиц на возможно более
длительны период с целью обеспечения экономического процветания региона.
Для построения реалистичной и научно-обоснованной
концепции региона и его территориальных подразделений в лице муниципалитетов
следует пройти следующие этапы:
¨ Развитие маркетинга – анализ состояния региона
и тенденций его развития, инвентаризация интересов и намерений хозяйствующих
субъектов и территориальных администраций;
¨ Разработка концепции маркетинга – выявление и
оценка имеющихся ресурсов, учет и сведение воедино потребностей и определение
возможных путей социально-экономического развития;
¨ Разработка проекта регионального маркетинга –
установление приоритетности, сроков выполнения и обеспечения проекта
материальными, информационными и финансовыми ресурсами;
¨ Окончательное согласование, техническое
исполнение и презентация концепции регионального маркетинга.
Принципиальной установкой при разработке
маркетинговой концепции в условиях глобализации мировой экономики должна быть
ориентация на глубокую интеграцию региона во внешнеэкономическую деятельность.
Для достижения поставленной цели развития
региональный маркетинг должен выполнять следующие интегрирующие функции:
¨ Обеспечивать партнерские отношения администрации, политических сил и
предпринимателей;
¨
Стимулировать развитие
рыночных отношений;
¨
Выступать в качестве
основного руководства для деятельности всех региональных структурных подразделений.
Зарубежный опыт планирования
регионального маркетинга свидетельствует о возможности и необходимости участия
в процессе планирования маркетинга всех заинтересованных организаций и групп
населения. Поэтому при разработке концепции и в процессе планирования
регионального маркетинга следует обеспечить:
¨
Широкое
участие организаций т групп граждан (целевых групп);
¨
Координацию и
управление деятельностью участников на
этапе разработки региональных проектов;
¨
Выполнение
контрольных функций в процессе разработки
проектов.
Для решения отдельных проблем создаются рабочие группы,
которые в своей деятельности руководствуются общей концепцией регионального
маркетинга. К работе групп привлекаются эксперты, которые способны высококомпетентно
оценивать предлагаемые решения.
Работа по планированию развития региона опирается
на обширный массив информации, встречающий:
¨ ранее разработанные планы и программы
развития;
¨ статистические данные по
социально-экономическим процессам;
¨ нормативную базу национального и регионального
значения;
¨ наиболее значимые публикации в местных,
региональных и зарубежных СМИ;
¨ экспертные материалы по программам и проектам;
Зарубежная практика регионального маркетинга
свидетельствует о том, что вовлечение в процесс управления территорией широкого
круга организаций и частных лиц содействует развитию территориальных общностей
населения, власти и бизнеса на началах социального партнерства.
Основными направлениями стратегии маркетинга региона являются:
¨ маркетинг имиджа;
¨ маркетинг привлекательности для
человека-гостя;
¨ маркетинг привлекательности для бизнеса;
¨ маркетинг привлекательности для
квалифицированного персонала, специалистов, выдающихся деятелей науки и
культуры;
Маркетинг имиджа направлен на создание, распространение и
общественное признание позитивного образа региона. Исходная точка длительного
процесса формирования имиджа может быть различной. Разновидности имиджа:
негативный, низкий, неопределенный, противоречивый, застойный, устойчиво
положительный и т. д. В качестве инструментария формирования имиджа
используются коммуникационные средства, которые демонстрируют открытость
территории и позволяют субъектам, находящимся вне ее, узнать о присущих ей преимуществах,
то есть получить новые знания. В качестве инструментов формирования имиджа
применяются слоганы, визуальные символы, презентационные акции и имиджевое
позиционирование.
Маркетинг привлекательности позволяет повысить
привлекательность данного региона для человека в силу лучшего набора
гуманитарных преимуществ. При этом акцент может делаться на экономические и
экологические преимущества, природные достопримечательности, высокое качество
специального образования и медицинской помощи, историко-архитектурные
памятники, развитую сеть объектов туризма, отдыха и развлечений. В качестве
механизма развития и популяризации особых свойств территории, гарантирующих ее
конкурентные преимущества, рассматривается ориентация на человека, учет стилей
жизни и потребностей отдельных целевых групп и аудиторий.
Маркетинг привлекательности для бизнеса является по сути
маркетингом инфраструктуры, которая формирует экономический каркас региона и
способствует развитию конкурентных преимуществ регионального бизнеса.
Привлекательность обозначает ориентацию на бизнес
процессы предпринимателей, высокую степень цивилизованности рыночных
отношений. Привлекательность региона для бизнеса по сути означает развитие
и популяризацию потенциала инфраструктуры (энерго- и водоснабжение,
транспортная сеть, различные виды связи, банки, страховые компании, отели и
т.д.), правового, научно-технического и кадрового обеспечения. Инфраструктура
сама по себе представляет бизнес в сфере торговли, финансов, науки,
производства, строительства, сельского хозяйства, сервиса, информации и т.д.
Наличие развитой, соответствующей мировым требованиям инфраструктуры – основа
регионального экономического роста.
Маркетинг привлекательности для квалифицированного
персонала и специалистов состоит в повышении привлекательности региона для
рабочей силы определенного профиля, специализации и квалификации, а также для
отдельных категорий граждан по признакам профессиональной, этнической,
религиозной и иной принадлежности с предоставлением возможности постоянного
проживания. Эта разновидность регионального маркетинга реализуется через
развитие и популяризацию высокого уровня занятости в сфере науки и образования,
качества образования детей и высококвалифицированной медицинской помощи,
обеспечение личной безопасности граждан, охраны имущества, относительной
дешевизны и комфортности проживания, возможности реализации нестандартных
потребностей. Одна из задач этой разновидности маркетинга состоит в создании
атмосферы доброжелательности, поддержки и помощи граждан по отношению к
прибывшим людям и членам их семей. Негативное отношение к новым жителям,
демонстрации недружелюбия и неприязни к приезжим может свести к нулю все
ожидаемые экономические преимущества региона.
Конкретном инструментом реализации концепции маркетинга в
регионе выступает коммуникация между администрацией, бизнесом и гражданами. Ее
задача состоит в формировании, распространении и поддержании имиджа среди
представителей избранных целевых групп с целью превращения их из возможных в
вероятных, а затем и в реальных клиентов. Ведущим критерием эффективности
коммуникационной деятельности служит соотношение «эффект или затраты». Решение
о выборе средств коммуникации адресных целевых групп, содержании и частоте
принимают специалисты по рекламе. При этом важно добиваться:
¨ единой общепринятой идентификации региона как
арены жизни, работы, отдыха;
¨ единого непротиворечивого и целенаправленного
содержания сообщений;
¨ единого однозначного оформление регионального
маркетинга;
¨ единого коммуникационного подхода к целевым
поведенческим группам.
Логическая последовательность
реализации маркетинговой стратегии региона может быть следующей:
¨ повышение привлекательности территории для
бизнеса за счет развития инфраструктуры;
¨ рост привлекательности для человека;
¨ усиление привлекательности региона для
специалистов;
¨ формирование и распространение положительного
имиджа;
Длительность в сфере регионального
маркетинга должна ранжироваться в зависимости от выявленных в результате
исследований целевого рынка. Отсутствие или недостоверность информации,
например по рынку лиц, нуждающихся в санаторно-курортном лечении и отдыхе в
уникальном регионе, приводит к незаполняемости специализированных учреждений и
значительным экономическим потерям.
Все практические задачи, решаемые в ее рамках, в конечном
итоге направлены на достижение главной цели – повышение эффективности связей
между производителем и потребителем, их выгодности как для производителя
(увеличение прибыли), так и для потребителя (удовлетворение нужд и
потребностей). Эти задачи объединяются в следующие группы:
1.
Сбор, первичная обработка
и анализ информации о маркетинговой среде:
¨ сбор и обобщение данных о территориальных
различиях маркетинговой среды (вкусы и запросы потребителей, спрос и
предложение, ассортимент товаров и услуг, уровень конкуренции и т.д.);
¨ упорядочение информации о рынках сбыта
(ранжирование и сегментация).
2.
Обеспечение наилучшего
продвижения товаров и услуг по каналам распределения и сбыта:
¨ изучение территориальных различий сбыта;
¨ выбор оптимальных каналов распределения;
¨ географическое изучение эффективности рекламы;
¨ определение оптимальных мест сбыта товара и
услуг.
2. Сбор и обобщение данных о территориальных
различиях маркетинговой среды.
Географу – маркетологу следует начать свои
исследования с изучения маркетинговой среды, составляют все факторы, влияющие
на производственно-сбытовые функции. Как правило, выделяют маркетинговые
микросреду и макросреда.
Микросреду слагает факторы, имеющие
непосредственное отношение к производителю и его возможностям по обслуживанию и
удовлетворению нужд потребителей. Она включает в себя внутреннюю среду самого
предприятия, его клиентов, поставщиков, конкурентов, маркетинговых и торговых
посредников и т.д.
Макросреда включает в себя факторы, не
имеющие непосредственного отношения к производителю и его возможностям, но
оказывающие на них косвенное воздействие посредством влияния на микросреду.
Сюда относятся демографические, экономические, природные, научно – технические,
политические, культурные и прочие факторы широкого общественного действия.
Сбор информации о маркетинговой среде
производится двумя глобальными методами – камеральным (кабинетным) и полевым
(некабинетным).
Камеральный метод состоит в сборе и
обработке вторичной информации о маркетинговой среде, содержащейся в различных текстовых
публикациях (статистических, информационных, рекламных, экономических, научно –
технических и прочих) и картографических источниках. Однако вторичная
информация обладает такими недостатками, как запаздывание и отсутствие
качественных оценок, которые можно получить только при личных контактах.
Полевой метод заключается в сборе и
обработке первичной информации о маркетинговой среде, для чего необходим
непосредственный контакт с изучаемым объектом. Первичная информация отличается
оперативностью и собирается путем опросов, анкетирований, интервью,
покупательских конференций, пробных продаж и т.д.
Сбор данных о маркетинговой среде
предполагает прежде всего изучение потенциальных рынков сбыта. Географическое
исследование рынков сбыта отличается тем, что для географа рынок сбыта – это
определенная территория, обладающая специфическим, присущим только ей , набором
свойств. Наиболее важными свойствами рынка являются следующие:
¨
Географическое
положение;
¨
Емкость;
¨
Нужды,
потребности, вкусы покупателей;
¨
Товарная
структура;
¨
Фирменная
структура и острота конкуренции;
¨
Конъюктура и
ее прогноз на ближайшее время;
¨
Долгосрочные
тенденции развития;
При изучении рынков государств важен учет
следующих условий:
а) экономических – уровень ВВП и доходов на душу населения,
показатели роста (падения) производства, стабильностью валюты и др.
Страницы: 1, 2
|