Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве
смотреть на рефераты похожие на "Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном производстве" План: 1. Введение……………………………………………………………………2 2. Сущность, основные признаки и функции рынка……………………….3 3. Механизм действия рыночных функций хозяйства……………………..15 a. Рыночная конкуренция……………………………..……………….15 b. Ценовой механизм рынка несовершенной конкуренции………….30 4. Особенности рынка в экономике Украины…………………………….…39 5. Заключение………………………….………………………………………43 6. Перечень литературы………………….……………………………………44 7. Приложение………………….………………………………………………45 Введение Известно, что каждый способ производства, каждая экономическая система
представляют собой единство производства, распределения, обмена и
потребления. Общественный продукт, созданный в процессе производства,
проходит объективно обусловленные фазы распределения, обмена и завершает
свой путь в потреблении. Поэтому все фазы органически соединены, выступают
как единство общественного производства, как части целого. С появлением и
развитием товарного производства прямой продуктообмен уступил место
товарообмену, а обмен товаров, реализация товаров стали играть существенно
важную роль не только в судьбе товара: будет ли он признан как общественная
потребительная стоимость, т. е. как продукт, нужный обществу,
удовлетворяющий его потребности, будет ли он признан как стоимость, т. е.
воплощенный в нем общественно необходимый труд, или обществу он не нужен и
поэтому товар не реализуется, а значит, затраты, произведенные
товаропроизводителем, полностью или частично пропадают. Рынок—это
конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения,
совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в
процессе купли-продажи товаров и услуг. 2.Сущность, основные признаки и функции рынка. Рынок – одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его
зачатки относятся к древним. С развитием товарных отношений
трансформировалось и само содержание понятия «рынок» (это, кстати, одна из
причин существования множества определений рынка). Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной
торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в
период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился
более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который
осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием
ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынком
закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка
сохранилось и до наших времен как одно из значений слова. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-
денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и
пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не
отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного
производства – сфера общения, которая характеризуется обособлением
материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения
определенных специфических для обращения функций. В результате возникает
новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена
(обращения). Рынок в своем развитии прошел длительный путь, продолжительность
которого насчитывает более 30 тысяч лет. Весь исторический опыт развития
человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое
детище цивилизации, которое можно сравнить с открытиями огня, металла,
электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других
научных и технических открытий рынок есть творение коллективного
человеческого гения. Предпринимались попытки ввести и в понятие рынка фактор
ценообразования. Так, Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех
пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары
одинаковую цену1. Позднее в понятие рынка вели отношения между покупателями
и продавцами и от отношение спроса и предложения. В связи с этим появились
определения:
• рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов;
• рынок - это система отношений между спросом и
предложением;
• рынок - это совокупность отношений товарного обмена;
• рынок - это сфера обмена, которая связывает в единый
механизм производителей и потребителей товаров. Существует двоякое понимание рынка - узкое и широкое. В узком смысле
слова рынок - это система отношений между продавцами и покупателями, иными
словами, это система отношений между предложением и спросом. Можно
встретить мнение, что узкое понимание рынка есть нечто вульгарное,
базарное. Заметим по этому поводу, что было бы бессмысленно отрицать
миллионы сделок между продавцами и покупателями, которые совершаются
ежедневно и ежечасно на нашей планете. Эти отношения реальны,
следовательно, и данное определение рынка имеет право на существование.
Однако нельзя сводить понятие рынка только к этому определению. Рынок
занимает важное место во всей системе общественного производства, которая
включает в себя микро- и макроуровни, производство, распределение, обмен и
потребление. Поэтому нужно не только узкое, но и широкое понимание рынка. В
широком смысле слова рынок - это весь сложный механизм движения благ и
услуг в форме товаров и денег в рамках всего общественного воспроизводства
на всех уровнях экономической системы данного общества. Это определение
рынка органически включает в себя и определение рынка в узком смысле слова,
включает, но не сводится к нему. Определение сущности рынка еще не
раскрывает всего содержания этого понятия. Перечисленные ниже основные
черты рынка образуют его сущностные характеристики:
• рынок предполагает наличие товарной массы. Нельзя говорить о
рынке, не имея товара. И напротив, чем больше товарная масса количественно
и качественно по ассортименту, тем более развит и рынок;
• рынок предполагает наличие развитой и устойчивой денежной
системы. Развитой, классический рынок - это не бартер, не обмен по цепочке
Т - - Т, это бесконечная цепь товарно-денежного обращения по схеме Т -- Д -- Т -- Д и т. д. до бесконечности;
• рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов
и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип,
концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и
предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей
силы" - силы принуждения. Разумеется, эта самостоятельность агентов рынка
относительна, ибо их действия предопределены правилами рыночной игры;
• при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и,
прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;
• в основе действий двух основных агентов рынка - продавцов
(товаропроизводителей) и покупателей (потребителей) лежит личный
экономический интерес. В этом и проявляется стимулирующий эффект рынка;
• рынок предполагает полную материальную ответственность своих
участников за результаты своей деятельности. Рынок - это не игра, не
спектакль, а участники рынка - это не герои сцены. Рынок - это суровая,
подчас жестокая реальность;
• рынок предполагает вольные цены или, как их называют чаще, -
свободные рыночные цены равновесия;
• рынок предполагает всеобщность и универсальность товарных
отношений, их проникновение во все сферы жизни;
• рынок предполагает наличие развитой инфраструктуры,
которая повышает его эффективность. В особой мере это относится к
современному рынку;
• рынок предполагает открытость экономики перед мировым
хозяйством, положение, при котором региональный рынок выступает как часть
национального, а национальный - как часть мирового;
• рынок формирует такой тип человека, который в свои
моральные нормы включает также рыночную этику и рыночную мораль;
• рынок предполагает наличие внешних факторов,
благоприятствующих его развитию, в частности, благосклонное, уважительное
отношение общества к самому рынку. Все сказанное выше позволяет определить,
кто является участниками рынка, его основными агентами и субъектами. Ответ
на этот вопрос достаточно прост: на рынке мы встречаем двух основных
участников - это продавцы и покупатели. Первые представлены
товаропроизводителями, т. е. фирмами, предприятиями и другими
хозяйствующими субъектами, которые предлагают потребителям свои товары и
услуги. Вторые представлены потребителями товаров и услуг, т. е. домашними
хозяйствами, населением. Между этими двумя участниками рынка существует
взаимосвязь, которую можно представить в виде схемы: В схеме обнаруживаются
следующие товарно-денежные потоки (линии 1, 2, 3, 4):
• домашние хозяйства, покупающие у предприятий и фирм
произведенные ими товары и услуги;
• предприятия и фирмы, продающие населению, домашним
хозяйствам произведенные ими товары и услуги;
• население, домашние хозяйства, продающие предприятиям и
фирмам ресурсы, факторы производства - труд, землю, капитал;
• предприятия и фирмы, выплачивающие домашним хозяйствам,
населению соответствующие доходы - заработную плату, ренту, прибыль,
проценты. Как видим, и те, и другие участники рынка попеременно выступают
то в роли покупателей, то в роли продавцов. Указанные выше четыре товарно-
денежных потока одновременно отвечают на три основных вопроса экономики:
что производить, как и для кого? В этой схеме мы абстрагируемся пока от
государства и других внешних сил и берем рынок в его чистой классической
форме. Важнейшим аспектом рассматриваемой проблемы является вопрос об
условиях и причинах возникновения рынка. В современной экономической
литературе, как правило, указывают на следующие факторы, которые в
совокупности и взаимодействии предопределили возникновение, а затем и развитие рынка:
• потребности людей, которые по своему характеру
безграничны. Это обстоятельство побуждало и побуждает производство благ и
услуг к бесконечному росту и развитию;
• ограниченность всех ресурсов производства - труда,
земли, других материальных средств производства. Простой факт: на одном и
том же участке земли нельзя одновременно заниматься двумя видами труда - и
станки производить и выращивать зерновые. Это обстоятельство побуждает
искать пути повышения эффективности производства;
• общественное разделение труда, которое повышает
эффективность производства и создает материальную основу для товарного
обмена. История человечества знает целый ряд этапов развития этого
процесса: выделение пастушеских и земледельческих племен, появление ремесла
как особой отрасли хозяйства, возникновение купечества, появление все новых и новых
отраслей. Не случайно первую книгу своего "Исследования о природе и
причинах богатства народов" А. Смит начинает с анализа причин увеличения
производительности труда. Классическим стал его пример разделения труда при
организации мануфактуры, когда 10 рабочих за 1 день стали вырабатывать
свыше 48 тыс. булавок, увеличив свою производительность в 4800 раз. Этот
бесконечный процесс разделения труда имеет место и ныне;
• экономическая обособленность товаропроизводителей рамками
собственности - первоначально общинной, затем частной. Товарный обмен
предполагает эквивалентность, а это, в свою очередь, предполагает учет
интересов в получении равного количества других товаров. Опыт многих
народов показывает, что внутри общин, равно как и внутри современных
предприятий разделение труда было и есть, а товарные отношения возникали
лишь тогда, когда продукт их труда менял своего собственника;
• самостоятельность товаропроизводителя, его свобода как
предпринимателя. Рабство, феодализм, крепостное право сдерживали развитие
рынка, прежде всего потому, что нарушали как раз это условие. Об этом
наглядно свидетельствует опыт России конца XIX - начала XX в., когда новые
отрасли, не отягощенные путами крепостничества, развивались более
динамично, чем отрасли старые, возникшие в недрах феодализма. Сегодня можно выделить еще одно понимание рынка – как общественной
формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается
взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов,
регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное
воздействие на производство и потребление. То, что рынок включает не только отношение по купле-продаже, но и
социально-экономические отношения (собственности, производства,
распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические
отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает
основание рассматривать рынок в функционирующей экономическую подсистему.
Вся экономическая система представляет собой совокупность различных
подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. Схематично
экономическую систему можно представить таким образом: 1. Государство, как подсистема хозяйствования. 2. Натуральное хозяйство как подсистема. 3. Рынок как самостоятельная подсистема хозяйствования. Как видим, в экономической системе в целом взаимодействует 3
самостоятельных подсистемы, и, в зависимости от того, какая подсистема
имеет наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система:
если преобладает ранок, то и система – рыночная, так возникает рыночная
экономика; если преобладает государство, то и система – административно-
командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и система в
целом. Суть рыночных отношений сводиться к возмещению затрат продавцов
(товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также
удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного,
взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности.
Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную
основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как
рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь,
превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить
специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во
всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы,
методы и размеры регулирования рынка и т.д.). Наличие специфических черт у
рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиций и т.д.) позволяет
говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках. ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ РЫНКА: Интегрирующая Регулирующая Посредническая Стимулирующая Информационная Функции рынка Ценообразующая Экономическая Контролирующая Реализация интересов рыночных субъектов Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства
(производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев –
посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами
труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а
потребитель не может удовлетворить свои потребности. Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы
экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в
ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене,
объему и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между
регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: «что производить?», «для кого
производить?», «как производить?». Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию
новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами
получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического
прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности
функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции
очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники
предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее
популярных и менее требовательных людей, а в результате – падение объемов
производства и уровня индивидуального материального благосостояния. Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление
ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет
индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным
эталоном, то сеть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара
посредством определения не только количества затраченного товара, но и его
полезность. Контрольная функция рынка - выполняет роль главного контролера
конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам
покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и
услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|