Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и виды конкуренции

Структура современного рынка яв­ля­ет­ся об­ще­из­ве­ст­ным для эко­но­ми­че­ской на­уки фак­том. Не­су­ще­ствен­ные раз­ли­чия в  трак­тов­ке структуры рынка не ме­ня­ют об­щей оцен­ки это­го явления. Ди­на­мизм рын­ка и со­хра­не­ние ис­ход­ных его форм при­ве­ли к  мно­го­об­ра­зию рыночных отношений. Со­вре­мен­ный ры­нок пред­став­лен де­яте­ль­но­стью са­мых раз­лич­ных субъ­ек­тов, на­чи­ная с тех, для ко­го ры­нок не яв­ля­ет­ся глав­ным ис­точ­ни­ком средств су­ще­ство­ва­ния (кус­та­ри) и, кон­чая мо­но­по­ли­ями, ко­то­рые гос­подс­тву­ют на рынке.

Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с основными параметрами — численностью и распределением действующих на них продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта, барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у отдельных субъектов рынка.

В общем виде ответ на вопрос “Кто действует на рынке?” позволяет описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос “Как действуют присутствующие на рынке субъекты?” позволяет проследить за динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике, согласовании действий конкурентов на рынке.

Таким образом, анализируя состояние товарного рынка, делая выводы об эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи, регулирования цен и их контроля).

При классификации типов рынков используются термины, образованные от греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю) и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.

Идеальные модели рынков почти не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве. Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее характерных свойств каждой.

Основные типы рыночных структур можно представить в виде следующей схемы:


                            Монополистическая конкуренция

                                             Олигополия

                                                  Дуополия                     

     Совершенная          Дискриминационная (диффе-          Чистая

       Конкуренция            ренцированная) монополия         монополия

                                            Естественная монополия

                                                            Пострынок

 

 

ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ:

  • в пределах рынка действует большое количество мелких продавцов, ни один из которых, взятый в отдельности, не в состоянии оказать существенного влияния на объем и цены товаров, поступающих на рынок;
  • в пределах рынка действует большое количество мелких покупателей, ни один из которых, взятый в отдельности, не в состоянии оказать существенного влияния на спрос и цены товаров на данном рынке;
  • товары, поступающие на данный рынок, являются однородными или весьма близкими по своим потребительским свойствам;
  • вся информация о состоянии дел на рынке находится у продавцов и покупателей.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.



                                                                          Рис.2

Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение: чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньший уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате - движение цены Р, то получится следующий результат (см. рис. 2).

Кривую D  называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цен существует своего рода “внешний предел”, при котором производители или вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее. Повышение цены обуславливает появление новых фирм и сохранение старых. Снижение цены приводит к тому, что фирмы с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны покинуть данную отрасль.


ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ:

  • в пределах рынка есть только одна фирма–продавец данного товара. Товар при этом не имеет даже близких заменителей;
  • монополист полностью контролирует цену своего товара;
  • данная ситуация – по существу – прямая противоположность чистой конкуренции.

При такой форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если и условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.

Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.

Одна из причин появления и существования монополии состоит в  соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) и пр.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

 


МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ:

  • в пределах рынка действует достаточно большое количество продавцов и покупателей. Однако в отличие от чистой конкуренции, каждый из продавцов близок к тому, чтобы полностью контролировать цену своего продукта, так как последний по своим свойствам, хотя и близок к остальным товарам на данном рынке, но имеет ряд существенных отличий, делающих его отличным от товаров – конкурентов;
  • покупатель в этом случае не в состоянии найти источник товара-заменителя на данном рынке.

Название и модель данного типа рынка возникли после выхода в 1927 г. одноименной книги Э. Чемберлена*. Однако со временем сам автор, рассматривавший олигополию и монополистическую конкуренцию как два разных типа рынка, пришел к выводу, что все типы рынков, находящиеся между совершенной конкуренцией и монополией, содержат элементы того и другого и потому могут быть объединены в широкий класс рынков монополистической конкуренции. “Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — писал он в 1957 г.,— такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей”.

 РЕАЛЬНЫЙ (монополистический) КОНКУРЕНТ вы­нуж­ден по­ни­жать це­ны на свои то­ва­ры с це­лью по­вы­ше­ния  их сбы­та. Та­кое по­ло­же­ние воз­ни­кло в древ­нем ми­ре. Ина­че, это бы­ло и в усло­ви­ях ре­аль­но­го до­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го и ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рын­ков: цены были главным орудием конкурентной борьбы. В ре­зу­ль­та­те це­ны на то­ва­ры име­ли тен­ден­цию к па­де­нию. Ре­аль­ный кон­ку­рент дол­жен про­во­дить по­ли­ти­ку це­но­ис­ка­те­ля, то есть опре­де­ле­ния та­ко­го уров­ня цен на свои то­ва­ры, ко­то­рый по­зво­лит ему ре­шить свои  про­блемы.

МОНОПОЛИЯ блокирует вход на рынок других продавцов. Она пред­по­ла­га­ет аб­со­лют­ное гос­подс­тво на рын­ке про­дав­ца, об­ла­да­ние мо­но­по­ль­ной влас­тью. Иде­али­зи­руя  гос­подс­тво монополий, пред­по­лагают воз­мож­ность лю­бо­го по­вы­ше­ния цен на то­ва­ры без из­ме­не­ния ко­ли­че­ства про­да­ва­емых ими то­варов. С древ­но­сти воз­ни­ка­ли та­кие си­ту­ации на рын­ке, но они бы­ли ве­сь­ма ред­ки и эпи­зо­дич­ны. Ес­ли це­ны мо­но­по­ли­ста рын­ка под­ни­ма­лись до опре­де­лен­но­го уров­ня, то про­ис­хо­дил про­сто от­каз по­ку­па­те­ля от дан­но­го то­ва­ра из-за воз­мож­но­сти его за­ме­ны дру­ги­ми бла­га­ми.  Возможно,  то­ль­ко це­ны   на   нар­ко­ти­ки   не   влия­ют   на   уро­вень    по­треб­ле­ния,    да   и      то,

__________________________________________________________________

*Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: Экономика, 1996.

в опре­де­лен­ных пре­делах. Поэтому реально монополии используют гибкую стратегию ценообразования (см. рис. 3). Они выбирают такой объем выпуска,  при котором ПД=ПИ, но цена  (Ц1) больше средних издержек. Ц1 выше Ц2, которая соответствует  условиям совершенной конкуренции. Разница между ними - сверхприбыль. 


                                        Предельные из­держки

 Ц1          

                  Сверх­прибыль                                       Средние издержки

                                 Ц2

                                                     Предельный доход  Спрос

                 └────────────────────────

                                              


                    Монопольная цена

                     Рыночная равновесная

                       цена

 


 

                     Величина сокращения

                            производства

      Фактическое производство

                                                                                                         Рис.3

                                                                                        

На гра­фи­ке не ука­зы­ва­ют кри­вую предложения, по­то­му что мо­но­по­лии со­кра­ща­ют объ­ем про­из­водс­тва по срав­не­нию со спро­сом на их то­ва­ры. В ре­зу­ль­та­те они мо­гут по­вы­сить це­ну на свои то­ва­ры и по­лу­чить сверх­при­быль.      

Монополисты максимизируют не прибыль от отдельного  товара, а ее массу от всего  реализованного товара. Они  понижают цены на свой товар до равенства ПД=ПИ.



ОЛИГОПОЛИЯ:

  • в пределах рынка действует всего несколько достаточно крупных продавцов, которые обеспечивают основную массу продаж (примерно 70-80 процентов) однородных товаров на данном рынке;
  • каждый из предприятий-олигополистов обслуживает большое количество покупателей;
  • любое изменение стратегии и тактики деятельности любой из фирм - олигополистов непосредственно отражается на деятельности остальных. Это обусловлено тем, что цены на товары, реализуемые олигополистами на данном рынке, в достаточной степени сложились, а сами товары являются однородными или близкими заменителями. Например, в США такими рынками являются: рынок листового стекла, рынок видеокассет и т.п.;
  • каждый олигополист стремится предугадать действия своего конкурента и опередить его. На практике цены на рынке в условиях олигополии имеют тенденцию к стабильности, так как слишком велика цена ошибок. Здесь уместно вспомнить известное изречение: “Не стоит раскачивать лодку, в которой находишься сам”;
  • олигополисты в большинстве случаев тяготеют к заключению так называемых “картельных соглашений”, т.е. неформальных договоров о разделе рынков сбыта, сфер влияния и ценовой политике. Важно знать, что в соответствии с законодательством многих стран такие действия обычно считаются противоправными.

ОЛИГОПОЛИЯ воз­ни­ка­ет при огра­ни­чен­ном чис­ле кон­ку­рен­тов. Олигополисты зна­ют друг друга. Их вза­им­ная бо­рь­ба учи­ты­ва­ет мно­же­ство фак­то­ров. Она, как пра­ви­ло, ве­дет­ся не­це­но­вы­ми ме­то­да­ми: «на­си­ли­ем» (ложь, об­ман, за­пу­ги­ва­ние, убийс­тво и т.п.), путем улуч­ше­ния ка­че­ства сво­их то­ва­ров, через ре­кла­му, а также развитием по­слеп­ро­даж­ного об­слу­жи­ва­ни­я тех­ни­ки и т.п. Отраслевые цены в таких условиях стабильны в силу согласования цен фирмами.


                       Ма­лая элас­тич­ность

     ‑‑----  ---  От­рас­ле­вой уро­вень цен

                      Бо­ль­шая элас­тич­ность              

                  

                                                                                           Рис.4                    

 

Поведение олигополий определяется множеством факторов, а поэтому необходим ряд моделей для отражения их деятельности. Олигополисты учитывают не только издержки своих товаров, но и ответные действия со стороны конкурентов.  Обычно практику ценообразования олигополий иллюстрируют ломаной кривой  спроса (см. рис. 4). Она предложена в 1939 году рядом экономистов. В соответствии с этой моделью понижение цены одной фирмой ведет к аналогичному понижению цены другими фирмами. При повышении же цены фирмой, другие фирмы не будут следовать за ней, а начнут захватывать ее рынок более дешевыми товарами. Кри­вая спро­са на то­ва­ры оли­го­по­лии име­ет два учас­тка: ма­лой и бо­ль­шой элас­тич­но­сти.  На первом этапе небольшое снижение цены дает большой прирост спроса. Их гра­ни­цей слу­жит от­рас­ле­вой уро­вень цен. Це­ны сна­ча­ла па­да­ют мед­лен­но, а за­тем бы­стрее.  На втором участке - большое падение цены ведет к небольшому росту спроса. 

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.