Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и виды лизинга

Сущность и виды лизинга

1.Сущность лизинга и его основные формы

 

1.1. Сущность лизинга

1.1.1.Определение лизинга

Лизинг является взаимным соглашением, в результате которого лизингодатель передает получателю лизинга права пользования предметом, в обмен на платежи, оговоренные соглашением. То есть, лизингодатель сдает в аренду (одалживает) получателю лизинга деньги в форме товара, позволяет ему пользоваться им, и заключает договор с получателем лизинга об оплате стоимости товара в течение более длительного времени, соответственно начисляя проценты за предоставленную услугу.

Многие предприятия в настоящий момент не имееют возможности осуществить модернизацию, так как это требует вложения значительных денежных средств. Много хороших проектов не реализовано только потому, что в распоряжении не имеется ликвидного залога для получения займа. В таких и многих других случаях, лизинг или аренда является альтернативным источником финансирования.

Для заключения сделки лизинга нет необходимости иметь сразу большую сумму денег. Главным условием является финансовая стабильность клиента в будущем.  С каждым годом услуги, предлагаемые клиентам лизинговыми компаниями становятся все разнообразнее.

Таким образом, лизинг – это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем;

лизинговая сделка - совокупность договоров, необходимых для реализации лизинга между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом (поставщиком) предмета лизинга.

Субъектами лизинга являются:

лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга;

лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;

продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Лизинг используется в качестве эффективной альтернативы приобретения имущества в собственность и на основе приобретённого права на его использование даёт возможность получать прибыль.

Лизинг относится к наиболее распространённому виду деятельности, масштабы его ежегодно возрастают. Это объясняется, прежде всего, тем, что в условиях быстрого развития новых видов технологий, смены её поколений использование потенциальных возможностей лизинговых сделок позволяет оперативно обновлять техническую базу производства, систематически осуществлять инвестиции.

1.1.2. Функции лизинга


Из многочисленных функций лизинга основными являются четыре:

финансовая, производственная, снабженческая и налоговая.

Финансовая функция выражается в освобождении товаропро­изводителя от единовременной оплаты полной стоимости необхо­димых средств производства и предоставлении ему долгосрочного кредита.

Производственная функция лизинга заключается в оператив­ном решении производственных задач путем временного исполь­зования, а не покупки дорогостоящих и морально стареющих машин. Это эффективный способ материально-технического снаб­жения производства и доступа к новейшей технике, НТП. При пол­ном лизинге передача имущества может сопровождаться широ­ким сервисом: техобслуживание, страхование, обеспечение сырьем, рабочей силой и т.д.

Функция сбыта — это расширение круга потребителей и за­воевание новых рынков сбыта. Вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или другое имущество.

Функция получения налоговых и амортизационных льгот имеет следующие особенности:

а) взятое по лизингу имущество может не отражаться на балансе пользователя, поскольку право собственности сохраняется за лизингодателем;

б) лизинговые платежи относятся на себестоимость производимой продукции (услуг), что соответственно снижает налогооблагаемую прибыль;

в) применение ускоренной амортизации, исчисляемой не на базе срока службы объекта лизинга, а исходя из срока контракта, снижает облагаемую прибыль и ускоряет обновление имущества.


1.2.История развития лизинга

 

Идея лизинга не нова. Первые сделки похожие на лизинг в мире зарегистрированы около 4000 лет назад, но они имели мало общего со сделками лизинга в современном понимании. По мнению историков и экономистов лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеи лизинга в трактате “Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности”, написанном около 350 г. до н.э. Сущность того, что сегодня называется лизингом, Аристотелем сводится  к виду деятельности когда для получения дохода совсем не обязательно иметь имущество в собственности, достаточно иметь право его использовать и извлекать прибыль. Принципиальные положения, высказанные Аристотелем, находят чёткое отражение в схеме лизинговой деятельности. Действительно, если предприниматель по финансовым или другим экономическим соображениям не может стать собственником имущества, то он может получить его для использования у лизингодателя (собственника), а в результате эксплуатации имущества получить соответствующий доход. Английский автор Т. Кларк утверждает, что лизинг был известен задолго до того, как жил Аристотель: он находит несколько положений о лизинге в законах Хаммурапи, принятых около 1760 г. до н.э. Римская империя также не осталась в стороне от проблем лизинга - они нашли своё отражение в Иституциях Юстиана.

Позже, в Венеции уже в XI в. существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания “чугунные ценности” возвращались их владельцам, которые вновь сдавали их в аренду.

Введение в экономический лексикон термина “лизинг” (от англ.asе - сдавать внаем) связывают с операциями телефонной компании “Белл”, руководство которой в 1877 г. приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Конструкция лизинга (как и сам термин) пришла в Европу, а затем распространилась по всему миру из США. Поскольку этот термин иностранного происхождения, при его использовании возникает немало трудностей.

Термин лизинг произошёл от английского глагола «to lease», что означает «нанимать», «брать в аренду». В английском юридическом языке словом «leasing» обозначается и традиционная сдача имущества в аренду, и собственно лизинг как разновидность аренды.  Именно последнее значение получило более широкое распространение в мире.

В отдельных национальных  законодательных актах были сделаны попытки присвоить отношениям лизинга оригинальное название. Так в Королевском постановлении Бельгии вводится понятие «договор найма-финансирования» и «сдача в  аренду».

В начале CIC в. в Англии  с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в лизинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности.  Собственники каменноугольных копей вначале покупали вагоны для перевозки угля, однако, вскоре стала очевидна невыгодность и невозможность таких приобретений. Выработка угля увеличивалась, открывались новые шахты, требовалось всё больше вагонов. Небольшие предприятия решили воспользоваться этой ситуацией и выгодно вложить капитал. Они покупали железнодорожные вагоны для угля и сдавали их в лизинг. Стали появляться компании, единственной целью которых был лизинг железнодорожных вагонов. При составлении договора они включали в него право на покупку, предоставляющиеся пользователю по окончании срока лизинга. Такие сделки получили название договоров аренды-продажи.

Первое известное употребление термина “лизинг”   относится к 1877 году, когда телефонная компания “Белл” приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду, то есть устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе арендной платы. Эта операция оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибылью от предоставления специфических по тому времени финансовых услуг, производители новой техники были также заинтересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Поэтому многие высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им в отличие от простой продажи защитить  свое монопольное право на использование “ноу-хау”. Аналогично “Белл” компания Hughes, изготовляющая инструменты, сохраняла контроль над ценами, предоставляя свой специализированный 11-ти гранный бур только на условиях аренды. Компания “U. S. Shoe Machenery”, производившая оборудование для изготовления обуви, использовала соглашения, связывавшие клиентов исключительно с ее собственной продукцией. Только принятие федерального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выставить оборудование на свободную продажу.

В США, как и в Англии, лизинг начал развиваться в области железнодорожного транспорта. Отцом американского лизинга считается Генри Шонфельд, организовавший в 1952 г. компанию для одной конкретной сделки. Убедившись в том,  что эта форма таит в себе многие, ещё не раскрытые возможности, он стал организатором известнейшей американской лизинговой компании «United States Leasing Corp.».

         Во время второй мировой войны правительство США активно использовало так называемые контракты с фиксированной рентабельностью (cost - plus contracts). Это обеспечивало еще один важный стимул для развития арендного бизнеса, так как в большинстве контрактов правительственным подрядчикам позволялось устанавливать определенный уровень доходности по отношению к издержкам. Эти подрядчики понимали, что большая часть их товаров или услуг необходима правительству, лишь пока идет война, и что, по всей вероятности, контракты не будут возобновлены после ее окончания.

         Таким образом, промышленники сталкивались с риском не успеть восстановить свои издержки на оборудование, приобретенное для выполнения конкретного правительственного проекта. Кроме того, специализированные станки и машины вообще могли иметь очень ограниченную рыночную стоимость в мирное время. Правительственные подрядчики осознали, что аренда промышленного оборудования на срок, ограниченный договором подряда (в противоположность покупке), минимизирует риск. В тех случаях, когда требовались большие специализированные машины и инструменты, само правительство должно выступать перед подрядчиками в роли арендодателя.

В это же время стал быстро наращивать масштабы лизинговый бизнес, связанный с транспортными средствами. В 30-е годы Генри Форд эффективно использовал аренду для расширения сбыта своих  автомобилей.

В СССР с понятием “лизинг” познакомились во время второй мировой войны, когда в 1941 - 1945 годах по lend - lease осуществлялись поставки американской техники.

В конце 50-х годов лизинговые компании обратили свои взоры на зарубежные рынки. В 1959 г. «United States Leasing Corp.» учредила филиал в Канаде. Так начиналось превращение лизинговых компаний в транснациональные компании.

Коммерческие банки США начали принимать участие в лизинговых операциях в начале 60-х годов. Расширению лизингового бизнеса способствовало принятое в 1971 году решение Совета управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем и недвижимости.

Однако, первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией “Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн”, и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, и в частности банковского. К середине 60-х годов лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. дол., а к концу 80-х годов они превысили 110 млрд. дол., т.е. за четверть века увеличились более чем в сто раз. Столь стремительный рост операций по аренде вызван определенными преимуществами, получаемыми партнерами по лизинговой сделке. В настоящий период в странах с рыночной экономикой лизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественными при техническом перевооружении производства.

В США лизинг превратился в один из основных видов экономического бизнеса. Быстрый рост новых лизинговых компаний, предлагавших свои услуги, и многообразная модификация условий лизинговых договоров определили самые различные варианты приобретения инвестиционных средств предпринимателями в различных сферах экономики. Позднее лизинговые компании получили название “финансово-лизинговых обществ”; они стали обеспечивать производителям пути сбыта их продукции путем сдачи в аренду, а также финансирование сделок и связанных с ними рисков.

В Западной Европе первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50 - начале 60-х годов. В начале 60-х годов американские предприниматели “перевезли”  лизинг через океан в Европу, где первая лизинговая компания – “Дойче лизинг ГМбХ”  появилась в 1962 году в Дюссельдорфе (ФРГ). Однако их развитие сдерживалось несовершенством законодательства. Лишь после того как в налоговом законодательстве нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, их рост характеризуется высокими темпами.

Бурный рост их количества и объёмов лизинговых операций начался после правового закрепления статуса лизинговых договоров. Этот период пришёлся на 80-е годы. С 1972 года здесь существует европейский рынок лизинга.

С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

1982 год стал знаменательным для лизинга авиационной техники. В этот год корпорация Мак-Доннела Дугласа сумела за счет новой финансовой политики с помощью лизинга завоевать рынок для самолета ДС-9-80 в конкуренции с Боингом-727. Предложенная Дугласом концепция была названа “fly before buy” (“летать, прежде чем покупать»).

В условиях жёсткой конкуренции за внутренние и внешние рынки всё    более важным становится улучшение не только технических характеристик оборудования, но и финансовых условий, на основе которых оно предлагается потребителям. Лизинг как раз и может удовлетворить эти дополнительные требования потребителей, с одной стороны, и повысить прибыль лизинговых фирм за счёт расширения круга клиентуры- с другой.

В настоящее время основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике “США - Западная Европа - Япония”. В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления “пакета услуг”, включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.


1.3. Законодательство  зарубежных стран о лизинге

 

Положение с  лизингом в странах Западной Европы освещается в годовых отчетах Европейской федерации ассоциаций лизинговых компаний  «Leaseurope». Российская лизинговая ассоциация также входит в данную международную организацию. Наибольшие объёмы взятого в лизинг оборудования приходятся на Германию, Великобританию и Францию. Что касается структуры оборудования, то наибольший удельный вес приходится на автомобили (38,7 %), машины и промышленное оборудование (24,4%), компьютеры и офисное оборудование (13,9%), транспортные средства (13,8%).

Характерной особенностью англо-саксонской системы права (Англия и США) является тот факт, что в любой договор составной частью входят подразумеваемые условия-специфический институт англо-американского права, используемый судами для восполнения воли сторон, если они не оговорили какой-либо вопрос в контракте. Не является исключением и договор лизинга. В английском Законе о поставке товаров и услуг 1982 г. перечислены подразумеваемые условия, входящие составной частью в договор найма.  В английском праве договоры лизинга и имущественного найма принадлежат к группе отношений, именуемых зависимым держанием. Договор лизинга здесь никогда не может перерасти в договор купли-продажи, в него никогда не включается опцион на покупку, чтобы сохранить различие между договором лизинга и договором аренды-продажи. Договор лизинга в Англии квалифицируется нередко как специфическая аренда (именно специфическая поскольку в Англии договор лизинга не относят к разновидности договора обычной аренды.

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.