p> При установлении надбавок местные органы управления получают право с
тех налоговых объектов (доход, земля, промышленные предприятия), которые
облагаются государством, и на основании государственных оценок взимать
добавочный налог в свою пользу в размере определенного процента или иного
коэффициента в утвержденной центром ставке. Обычно центральная власть
указывает лишь максимум, в пределах которого местные органы вправе
производить свои надбавочные сборы. Надбавки представляют собой наиболее
целесообразную форму разграничения налоговых поступлений между различными
звеньями бюджетной системы. Прежде всего, эта форма достаточно эластична,
местные органы имеют в виду лишь ограничивающий их максимум, в пределах
которого могут варьировать процентные надбавки в зависимости от потребности
в средствах, а также с целью решения намеченных проблем. Местные органы
заинтересованы в достаточно полном выявлении платежеспособности облагаемых
государством налоговых объектов и в своевременном поступлении платежей, а
также объектов в своевременном проведении налоговых реформ. Существование системы надбавок позволяет государству путем реформы
основных налогов одновременно и повсеместно реформировать и местные
налоговые системы. В то же время надбавки представляют собой одну из
наиболее дешевых систем местного обложения, так как не приходится проводить
оценки объектов налогообложения, что осуществляется в централизованном
порядке. Однако надбавочные налоги имеют смысл лишь в том случае, если местным
органам управления представлена некоторая самостоятельность в установлении
размера надбавок; если же размер надбавки строго фиксирован, но максимум
таков, что приходится устанавливать надбавки всегда в максимальном размере,
то, по существу, нет разницы между надбавочной системой и отчислениями
определенной доли от государственных налогов и доходов в местные бюджеты. Было уже сказано выше, что основу закрепленных доходов бюджетов
составляет налог на прибыль предприятий, подведомственных региональным
органам. Их удельный вес в закрепленных доходах растет, но темпы роста
имеют тенденцию к снижению. Главная причина этого - снижение уровня
рентабельности ряда отраслей местного хозяйства из-за повышения уровня
зарплаты работникам, роста цен на основные средства, сырье и материалы,
повышения качества оказываемых услуг и других факторов. В результате –
эксплуатационные расходы растут быстрее, чем валовые доходы. В отношении второго компонента закрепленных доходов региональных
бюджетов – местных налогов и сборов – следует признать, что их роль будет
незначительна. В то же время можно отметить, что некоторые виды местных
налогов и сборов, очевидно, будут расти, например, налог с владельцев
имущества. Таким же является земельный налог. Цель его – способствовать повышению
уровня благоустройства территорий населенных мест. Земельный налог играет
большую роль, способствует повышению эффективности использования земли и
служат источником возмещения затрат местных бюджетов на освоение и
обустройство территорий населенных пунктов. Следует показать, что необходим отход от практики общего распределения
основных налоговых поступлений между всеми тремя бюджетными уровнями, что
предполагает проведение разграничения налогов по уровням власти,
закрепление ряда регулирующих налогов за отдельными бюджетными уровнями.
Например, поступления от НДС могли бы распределяться только между
федеральным бюджетом и бюджетом субъекта, а подоходный налог с населения –
между бюджетом субъекта и его местными бюджетами. Региональный налог
на прибыль, вероятно, целесообразно было бы оставить для бюджета субъекта,
а в ведение местных властей передать налог на субъектов малого
предпринимательства. Это не только существенно укрепит налоговый потенциал
местных бюджетов, но и даст стимул местным органам власти активно
содействовать экономическому развитию их территорий, укрепит их связь с
собственными избирателями. Структура местных налогов 2.4 Прямые инвестиции в производство и недвижимость. Привлечение внешних инвестиций в экономику является стратегическим
стержнем повышения доходности территории. Учитывая, что кризис национальной
экономики будет продолжаться, рассчитывать на помощь из федерального центра
практически не приходится. В этих условиях важнейшим источником финансовых
поступлений и стимуляторов экономической активности должны быть «внешние»
зарубежные и отечественные инвестиции. Однако расчет на солидный приток
иностранного капитала не оправдал себя. Причин несколько. Во-первых, Россия является страной с высоким инвестиционным риском. Это
обусловлено такими факторами как нестабильная политическая ситуация, частые
смены руководства, плохо организованное и недостаточно развитое
законодательство (прежде всего налоговое), высокая степень криминогенности
и коррумпированности общества. Во-вторых, территории далеко не всегда обладают высокой инвестиционной
привлекательностью, т.е. обеспечивают возможность прибылей при невысоких
рисках потери инвестиции. В-третьих, инвестиционный «голод», вызванный указанными выше факторами,
определяет острую конкуренцию регионов и городов между собой за доступ к
инвестициям, особенно тем, которые находятся под патронажем центрального
правительства. И, наконец, характерные для экономической российской ситуации в целом –
высокие процентные ставки; отсутствие долгосрочных финансовых планов;
отсутствие ресурсов по возврату средств в перспективе. Можно, однако, смягчить такую направленность, заблаговременно
осуществив продуманную систему нововведений. Источником инвестиций могут
послужить личные сбережения. В развитых странах сбережения лиц наемного
туда и мелких предпринимателей служат надежным каналом финансирования
капиталовложений. По имеющимся оценкам, у населения находится несколько десятков
миллиардов долларов. Пока некоторые эксперты доказывают необходимость
введения золотого рубля (что, на наш взгляд, нецелесообразно), в стране
имеет хождение параллельная денежная единица, причем не только торговля, но
и власти для удобства пользуются долларом как счетной единицей. Накопленная
населением валюта не приносит экономике пользы. Напротив, она подрывает
позиции рубля. Если исходить из того, что задачей государства является поддержка своей
национальной валюты, то оно должно заинтересовывать граждан в рублевых
накоплениях. Можно сказать, что одно из условий этого выполнено – пусть не
всегда оправданными методами, но инфляция сведена к умеренному уровню.
Второе условие – гарантирование вкладов. Граждане должны быть уверены, что,
положив деньги в банк, они не потеряют их при любых обстоятельствах. В этом направлении сделано очень мало. Сберегательное дело в развитых
странах базируется на гарантийном принципе, хотя различия здесь немалые.
Если в США основные гарантии берет на себя государство, то в ФРГ –
объединение банков. Мы ищем свой путь, но время не ждет. Основные сбережения находятся в Сбербанке, где вклады застрахованы
государством. Казалось бы, хорошо. Но предпочтение населением одного
(государственного) учреждения придает развитию банковской системы однобокий
характер. Коммерческие банки без депозитной поддержки граждан неполноценны.
Сбербанк использует аккумулируемые средства населения, исходя из
собственных представлений о целесообразности, а они могут не совпадать с
актуальными народнохозяйственными потребностями. Кроме того, это кредитное
учреждение является строго централизованной структурой, а потому деньги,
собираемые в регионах, меньше всего расходуются в интересах экономики. Было бы повторением прошлых ошибок формировать новую финансовую систему
без переноса центра тяжести на регионы. Речь идет об участии местных
властей на уровне субъектов Федерации и крупных городов в
общегосударственной инвестиционной политике. Последняя даст результаты лишь
тогда, когда местные органы создадут атмосферу доверия к своей
управленческой практике и когда немалые сбережения в контролируемых ими
банках будут целенаправленно размещаться для поддержки выгодных
краткосрочных проектов. По сути, чтобы оживить производство, администрации
должны объединить два фактора – мобилизуемые через банки финансовые
средства и незагруженные мощности предприятий. Распавшаяся после 17 августа 1998 г. финансовая система опиралась на
шаткий фундамент, т.е. на группу банков, не имевших прочных связей с
производством. Поэтому они не выдержали испытания кризисом государственных
финансов и должны были рухнуть вместе с ними. Формируемая финансовая система естественно может основываться на
нестандартных методах и предусматривать, во-первых, самостоятельную роль
региональных банков, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом и
центром, во-вторых, непосредственное финансирование производства этими
банками. К сожалению, ни один регион не сформулировал для себя обозначенной выше
задачи, хотя в некоторых из них (например, в Москве) существуют
благоприятные условия для созидательной деятельности. Относительное
благополучие Москвы основывается на преимуществах, вытекающих для нее как
столицы. Как добиться, чтобы личные денежные вклады превратились в инвестиции?
Это зависит не столько от банков, сколько от администрации региона.
Недопустимо брать деньги у банков на латание бюджетных дыр, на потребление
посредством ценных бумаг типа государственных краткосрочных облигаций и
облигаций федерального займа. Как показали события 17 августа 1998 г.,
государство может в любой момент ухудшить условия выкупа ценных бумаг,
ликвидировать договоренности и подорвать позиции и банков, и вкладчиков.
Поэтому население и держит на руках доллары, опасаясь, что через ценные
бумаги государство «проело» бы и их, не оставив ничего для подъема
производства. Администрация региона должна вместе с банками размещать привлеченные
денежные средства, во-первых, в производство, во-вторых, на своей
территории. Предприниматели и банкиры в известной степени поменяются
ролями. Теперь уже банкиры вместе с местными властями станут искать
предпринимателей и предлагать им кредиты на приемлемых условиях. Вообще администрациям необходимо строить свое отношение к привлечению
инвестиций как важнейшему каналу повышения доходности территории по
следующим направлениям. Первое направление – создание привлекательного инвестиционного климата
именно для инвесторов, а не для решения собственных проблем. Одно из самых распространенных действий в этом направлении –
освобождение инвесторов от части налогов. Таким путем идут многие
зарубежные страны. Этот же путь весьма успешно был использован в Новгороде.
Хотя область имеет низкую инвестиционную привлекательность. Тем не менее,
Новгород вышел на второе место в стране по фактическому количеству
привлеченных прямых инвестиций. Это стало возможным за счет
последовательного проведения политики резкого снижения налогового бремени.
Фирмы, осуществляющие прямые инвестиции в производство, ведущие
производственную деятельность или осуществляющие строительство и
зарегистрированные на территории области (города) освобождаются от уплаты
всех налогов в местные бюджеты на срок до полной окупаемости вложенных
средств. Очевидно, на какой-то период местный бюджет теряет средства, но важно,
что в этот же период идет создание дополнительных рабочих мест, наращивание
объемов выпуска продукции, и, тем самым, активизация хозяйственной
деятельности. После завершения срока окупаемости инвестиционных вложений,
налоговые льготы перестают действовать и в бюджеты начинают поступать
налоги. Кроме этого осуществляются и другие налоговые льготы. Например, в особо
депрессивных районах администрация на какой-то период может компенсировать
некоторые налоги, уплачиваемые и в федеральный бюджет; также освобождаются
от части налогов доходы банков, направляемые на прямые инвестиции, и
затраты предприятий и фирм на маркетинг. Возможны и другие льготы для
предприятий, притягивающих или получающих прямые инвестиции. Важной составляющей снижения инвестиционного риска является введение
правила о не ухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных в договоре
с ним. Если, например, в течение определенного в договоре периода
появляются федеральные законы, ухудшающие налоговый климат, то
администрация берет на себя компенсацию этого ухудшения из своего бюджета. Второе направление – отказ от навязывания инвесторам видов деятельности
и объектов инвестирования. Местные органы власти могут иметь собственные
планы по развитию города и экономическим приоритетам. Однако инвесторы
имеют свои интересы, особенно в таких странах как Россия, с повышенным
инвестиционным риском и слабым развитием инфраструктуры. Мировая практика показывает, что первыми инвестируют в территорию те,
кто стремится получить максимальную прибыль с минимальными затратами. Это,
как правило, товары массового потребления, пищевые продукты и тому
подобное. Третье направление – инвестиционный маркетинг. Сами собой инвесторы не
приходят. Их должен кто-то привести. Наиболее эффективный путь для этого –
создание специальной технологической системы и службы привлечения
инвестиций. Только одновременные взаимосогласованные усилия по маркетингу,
улучшению экономической среды и созданию благоприятного инвестиционного
климата, полностью удовлетворяющего интересы инвесторов, дают возможность
выиграть в жесткой конкурентной борьбе регионов за прямые инвестиции, и тем
самым обеспечить повышение доходности территории. Все без исключения перечисленные выше мероприятия нуждаются в
совершенствовании законодательной базы. В настоящее время законы РФ и,
особенно, Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в
РФ», позволяют эффективно использовать инструмент местного законодательства
для решения экономических задач развития территорий. Главной идеей,
объединяющим всю законотворческую деятельность на местном уровне, должно
стать придание территории каких-либо специфических черт, выделяющих ее из
круга других, конкурирующих с ней территорий. Эти особенности должны
обеспечить привлекательность территории для прямого инвестирования. 2.5 Неналоговые поступления. Кроме налогов и других видов доходов в бюджет поступают неналоговые
поступления. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации
территориальной собственности, а в условиях перехода к рынку – и от ее
продажи юридическим и физическим лицам. Доходы от продажи территориальной
собственности в рамках общей программы приватизации могут занять в
ближайшие годы одно из важных мест в общей сумме бюджетных поступлений. А с
другой стороны, к неналоговым доходам можно отнести поступления от
реализации ценных бумаг. 3. Расходы бюджета территорий. 3.1 Сферы направления средств. Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории –
бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением
государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения,
на основе которых происходит процесс использования средств
централизованного фонда денежных средств государства по различным
направлениям. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов,
каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Активная роль государства в экономической жизни
общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает
многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Для выяснения роли и
значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по
определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному
назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому
назначению. Все расходы подразделяются на несколько групп: 1) финансирование народного хозяйства; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) прочие расходы и выплаты. Состав расходов бюджета территорий имеет отличительные особенности от
федерального бюджета: среди них нет расходов на национальную оборону,
обеспечение безопасности государства, международную деятельность,
фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию
чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга,
пополнение государственных запасов и резервов. Определяющее направление деятельности местных органов власти – это
разработка и осуществление планов экономического и социального развития на
подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в
новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-
коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут
расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с
новым строительством, с повышением уровня затрат на содержание объектов
жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|