p> - предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе; - отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на развитие федеральной собственности; - равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо от форм собственности для всех инвесторов). Но такой либерализм привел несколько иному эффекту. В первые годы реформ, в расчетах на монетаризм, из инвестиционных
потоков во многом были исключены ресурсы государства (включая заказы,
контракты, договора, целевые программы), вытеснены или заморожены
инвестиционные ресурсы населения (из-за снижения доходов, оплаты труда,
роста безработицы, обесценения денег (сбережений)), ограничены возможности
малого бизнеса. Следствием снижения инвестиций стало падение производственных
вложений, устаревание и потеря потенциала технологий и оборудования: . моральный и физический износ; . отсутствие внедрения новейших технологий; . структурные изменения производства. Фактически в российской экономике действует несколько
инвестиционных режимов. Инвестиционные планы и возможности экспортных
отраслей зависят от колебания мировых цен. Отрасли, владеющие значительным
научным потенциалом, практически потеряли государственный рынок и зависят
от доступа на внешние. При еще большем сжатии таких отраслей инвестиции
могут перейти в потребительские отрасли. То есть Россия становится на
классический путь накопления от потребительских отраслей к отраслям более
высокой степени обработки. В настоящее время значительная доля собственных средств предприятия
(амортизация и прибыль) является основным источником инвестиций. Но такое
финансирование является критическим на убыточных предприятиях. Поэтому инвестиционный бум в промышленности, где значительная часть
производства убыточна, является трудноразрешимой задачей, а в России –
«официальной мечтой» Глава 2. Основные направления совершенствования структуры инвестиций в
экономике России. Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось не достаточно внимания (и мы увидели к чему это привело), однако, уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной
инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в
нужном направлении. И последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в
изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются
структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля,
снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции
и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста
инвестиций и производства. Это, прежде всего, связано с двумя факторами:
1. с неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. с неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск не возврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность). В мировой практике существует два основных направления для
изменения структуры экономики:
1. ориентация на экспорт;
2. развитие импортозамещающих отраслей. Для того, чтобы в каком направлении должна измениться структура
российской экономики, необходимо сделать небольшой анализ сложившейся
ситуации. После распада СССР Россия ушла с освоенных рынков стран СЭВ и ряда
других развивающихся стран и переориентировалась на капиталистические
страны, где выше конкуренция и требования продукции. Из-за не конкурентоспособности нашей продукции Россия стала все больше
превращаться в топливно-сырьевой придаток развитых стран. Это в свою
очередь привело к истощению недр, износу (моральному и физическому)
основных фондов, приближение внутренних цен к мировым (при российских
доходах) или их превышение. Увеличение экспорта нефти и газа произошло из-за сокращения
потребления энергоресурсов в стране. Но это имеет свои пределы: - исчерпание богатых месторождений; - при возможно росте производства – увеличение спроса на энергоносители. Таким образом, можно сказать, что для России предпочтительны как
первый, так и второй варианты изменения структуры экономики: 1. ориентация на экспорт возможна только при вывозе готовой продукции (технологически и конкурентоспособной); 2. развитие импортозамещающих отраслей при использовании собственного сырья (без лишних трат на импортирование). Поэтому совершенствование структуры инвестиций идет по
нескольким направлениям: - создание условий для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов; - внесение изменений в амортизационную политику, направленные на ее либерализацию. Повышение степени свободы реформированных предприятий при выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной амортизации, нелинейных методов амортизации, в том числе метода уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и укрупнение норм амортизации. - последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов; - государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций; - размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе; - усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; - совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций; - значительное расширение практики совместного государственно- коммерческого финансирования инвестиционных проектов. Также одним из основных направлений является внедрение новых форм инвестиций. Новые формы инвестиций. Новые формы инвестиций – совместные предприятия и соглашения о
сотрудничестве между компаниями, находящимися в «пограничной» области между
экспортом и иностранными дочерними предприятиями, полностью контролируемыми
иностранными холдингами (так называемые «традиционные формы инвестиций»). Термин «новые формы инвестиций» охватывает широкий спектр
международных операций с одним общим знаменателем: иностранная компания
предоставляет активы – материальные и нематериальные – из которых
формируются ресурсы для инвестиционного проекта или предприятия в
принимающей стране. При этом иностранная компания не является владельцем
контрольного пакета. Существуют такие новые формы инвестиций как совместное предприятие, в
котором доля иностранного капитала не превышает 50%, лицензионное
соглашение, контракты на управление, контракты «под ключ» и «на готовую
продукцию, а также на совместное производство и международные субподряды. В настоящее время многие страны проводят политику либерализации
привлечения прямых инвестиций. Тем не менее, как показывает практика,
значение НФИ будет расти. В одних случаях они будут вытеснять прямые
инвестиции, в других – дополнять. Известно также, что транснациональные корпорации, впервые выходящие на
рынок, часто прибегают к НФИ, чтобы конкурировать с уже закрепившимися на
рынке фирмами. ТНК, впервые выходящие на рынок, могут предложить
принимающей стороне право совместного владения или более свободный доступ к
технологиям в обмен на преимущественный (или исключительный) выход на
местный рынок (это становится характерным для России, где по-прежнему
господствуют «естественные» монополии). Многие кампании на собственном опыте убедились в преимуществе новых
форм инвестиций перед традиционными. НФИ позволяют защищаться от рисков и
повысить соотношение собственных и заемных средств компании. Другие
компании, появившиеся на рынке, убеждаются, что НФИ являются эффективным
средством проникновения на новые рынки, получения там своих «ниш» в
условиях конкуренции с ТНК. Что касается принимающих стран, то НФИ имеют для них также важное
значение, но при этом возрастает степень риска. Особенно следует выделить
риск, связанный с принятием решений относительно целесообразности
инвестиций и объема производственных мощностей. Такие решения принимаются
местными компаниями и правительствами и не всегда могут быть связаны с
конъюнктурой мирового рынка и поставками технологий. Результатом использования НФИ может оказаться сохранение зависимости
принимающих стран от иностранных компаний относительно новых технологий и
выхода на мировой рынок. Наиболее важным преимуществом НФИ с точки зрения
принимающих стран является возможность усиления контроля над процессом
роста капитала и повышения доли в доходах от инвестиций. Одна из актуальных
проблем для конкретной страны заключается в извлечении максимальной выгоды
из инвестиций. Можно сделать вывод, что НФИ формируют институциональные экономичные и
организационные условия, в которых предприниматели, владельцы материальных
активов и финансового капитала объединяют усилия при отделении права
собственности от функции контроля, разделяя между собой риски и
ответственность за результаты экономической деятельности. Среди первоочередных мер, которые следовало бы осуществить в рамках
инвестиционно-структурной политики необходимо назвать такие как:
1. прямое государственное участие в инфраструктурных проектах народно- хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита;
2. вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры;
3. финансирование реального сектора экономик за счет увеличения сбережений и их трансформации в инвестиции;
4. побуждение к инвестициям приватизированных предприятий реального сектора. Глава 3. Роль структурных преобразований в формировании предпосылок
для экономического роста. Прежде, чем рассматривать, как структурные преобразования влияют на
экономический рост, необходимо дать понятие роста, его основных моделей и
определить источники. Экономический рост – это долговременные изменения естественного уровня
реального объема производства, связанные с развитием производительных сил
на долгосрочном временном интервале. Сущность же состоит в разрешении и воспроизведении на новом уровне
основного противоречия экономики: между ограниченностью производственных
ресурсов и безграничностью общественных потребностей. Источники экономического роста. Для экономики как науки этот вопрос является актуальным и по сей день. Карл Маркс связывал переход от одного равновесного состояния к другому
с накоплением капитала. В его модели источником накопления капитала
является прибавочная стоимость, которая возникает в результате эксплуатации
рабочих капиталистами или несовершенства отношений собственности. Но такое
развитие ведет к гибели экономической системы. Согласно теории Дж. Кейнса несовершенство рыночного механизма
выступает как источник несовпадения эффективного спроса с уровнем
потенциального ВНП. По теории Й. Шумпетера источник находится внутри самой экономической
системы и обусловлен инновациями: 1. создание нового товара или придание новых свойств старому; 2. внедрение новых технологий; 3. освоение нового рынка сбыта; 4. использование нового источника сырья и (или) энергии; 5. изменения в организации производства, связанные с усилением или устранением монополистических элементов. Основные модели экономического роста. Двухфакторная модель Кобба – Дугласа. Рассматриваемая здесь производственная функция Кобба – Дугласа
является простейшей неоклассической моделью и имеет вид: Y= AK? L? , где K, L – затраты капитала и труда ?, ? – коэффициенты эластичности выпуска по капиталу и труду ? = ?Y/?K * K/L ? = ?Y/?L * L/Y Они показывают, на сколько % увеличится или уменьшится выпуск при
изменение капитала и труда Если ? + ? = 1, то наблюдается постоянная отдача факторов
производства Если ? + ? > 1, то это свидетельствует о возрастающей отдаче факторов Если ? + ? < 1, то это указывает на снижение отдачи факторов Модель Е. Домара. Основной вклад Е. Домара в теорию роста состоит в том, что он обратил
внимание на необходимость учета обоих факторов инвестиций, т. е.
мультипликатора и акселератора. Им была предложена модель динамического равновесия, состоящая из трех
уравнений: предложения, спроса и равновесного роста. Уравнение предложения базируется на предположение о том что,
инвестиции, осуществляемые в текущем периоде, увеличивают капитал в
следующем I t-1= ?K t = K t – K t-1 При заданном уровне развития техники и отсутствии взаимозаменяемости
факторов производства производительность капитала (Y/K = ?)
является величиной постоянной и не меняется с увеличением размера капитала.
В этом случае предложение благ в периоде t описывается формулой: ?Yts = ? * ?K t = ? * I t-1 Приращение спроса на блага в периоде t определяется на основе
мультипликатора: ?Ytd = ? I t / S y где S y – предельная склонность к сбережениям Уравнение равновесного роста описывается равенством между приростами
спроса и предложения ?Ytd = ?Yts С учетом предыдущих уравнений оно может быть представлено в виде: ? * S y = ? I t / I t-1 Из модели Домара следует, что при принятых предпосылках для
поддержания полной занятости и равновесия на рынке благ необходимо
постоянно увеличивать объем инвестиций заданным темпом. В том случае, если
объем инвестиций окажется меньшим, чем необходимо для равновесного роста,
экономическая система будет все дальше отклоняться от равновесной
траектории. Таким образом, равновесие в модели Домара неустойчиво в том смысле,
что в ней не предусмотрено механизма, возвращающего экономику в состояние
равновесия после отклонения от него. Модель Р. Харрода. Р. Харрод поставил перед собой задачу описать сбалансированный рост,
основываясь не только на уравнениях, но и на анализе психологических
мотивов поведения предпринимателей. Поведение предпринимателей в модели описывается следующим образом: Yt-1d >Yt-1s - предприниматели увеличивают темп расширения объема
производства Yt-1s > Yt-1d - уменьшают этот темп, а в условиях, когда равновесие
было достигнуто , сохраняют сложившийся темп. В математической форме это можно представить в виде: (Yts - Yt-1s)/ Yt-1s = n * ((Yt-1s - Yt-2s)/ Yt-2s) где n > 1 – при Yt-1d >Yt-1s n < 1 – при Yt-1d
Страницы: 1, 2
|