Стратегия сокращения персонала на российских предприятиях в 1998-2000 годах
Стратегия
сокращения персонала на российских предприятиях в 1998-2000 годах
Алексей
Васильевич Скавитин, аспирант Иркутской государственной экономической академии,
Кафедра экономики труда
При
рассмотрении социально-экономической ситуации в России за последние годы
сложился некий общепринятый порядок, по которому любой социально-экономический
анализ можно проводить в плоскости «до кризиса – после кризиса», а сам август
1998 года считается переломной датой российской экономики. Поэтому в
научно-аналитических работах последнего времени редко встретишь отсутствие хотя
бы упоминания о кризисе и его последствиях. На самом деле многие процессы, относимые
к социально-трудовой сфере, стали формироваться задолго до кризиса, хотя
последний в свою очередь дал дополнительный импульс качественного иного
развития сферы труда. По крайней мере, необычным является то, что вопреки
всеобщим ожиданиям роста уровня безработицы и проведения массовых сокращений
персонала, процесс высвобождения кадров с российских предприятий протекал в
рамках уже сложившейся ранее тенденции, о чем свидетельствуют хотя бы
агрегированные данные Госкомстата. Причем характер тенденции довольно устойчив
– за последние годы абсолютное выбытие работников характеризуется отрицательной
динамикой.
Сразу после
кризиса исследовательский интерес проявился в исследовании ожидаемого поведения
работодателей в этой ситуации. В одном из них, проведенным консалтинговой
компанией БМЛ-Консорт (www.consort.ru), содержался блок вопросов,
ориентированных на выяснение позиции работодателей по стратегии регулирования
численности персонала в посткризисных условиях [1]. В итоге две трети
опрошенных предприятий указали на намерение провести сокращения, причем на 10 %
предприятий планировалось произвести значительные сокращения (до 32 %). Более
половины (52%) опрошенных намеревались проводить сокращения за счет увольнения
малоэффективных или не являющих необходимыми сотрудников. При этом, заменять их
одновременно на более сильных никто не планировал. В качестве традиционно
приемлемого метода предстоящего сокращения персонала около 40 % ответивших
указали увольнение по сокращению штатов с выплатой положенной законом компенсации,
т.е. по основанию, предусмотренным п.1, ст. 33 КЗОТ РФ. 30 % ответивших были
готовы определять размер выходного пособия индивидуально (т.е. не ниже
гарантируемого законом), и лишь 13 % респондентов указали намерение предложить
сотрудникам уволиться по собственному желанию. Одновременно с сокращением
работников стратегия регулирования численности персонала в большинстве случаев
предполагала совмещение функциональных обязанностей некоторых категорий
работников. В первую очередь совмещению подлежали такие сферы деятельности, как
отдел кадров - офис-менеджмент, продажи – маркетинг – мерчендайзинг,
бухгалтерия – касса, реклама – паблик рилейшнз, логистика всех уровней.
Предполагалось также расширить функциональные обязанности таких профессий, как
сервис-инженер, секретарь, ассистент, специалист по продажам при одновременном
сокращении их общего количества.
Хотя в
большинстве случаев респонденты отмечали, что мерой, предшествующей такому
кардинальному способу регулирования численности персонала, как увольнение, все
же будет приостановление набора новых сотрудников, общая статистика отвергает и
этот факт – в период с 1998 по 1999 год общее количество принятых на работу не
только не снизилось, но даже выросло на 12 %. При этом компенсация выбытия
(отношение числа принятых к числу выбывших, выраженное в процентах) в 1999 году
составила впервые за многие годы величину близкую к 100 %, хотя в предыдущие
годы ее уровень обычно колебался в пределах 75-85 %. Очевидно, что ожидания
российских работодателей во многом не оправдались, а на практике сложилась
некая поведенческая стратегия работодателя в отношении регулирования
численности работников предприятия, сдержавшая состояние рынка труда и общества
от воздействия чрезмерных колебаний. Причем характер этого поведения невозможно
уловить из представляемых официальной статистикой сведений.
Традиционно
сложившаяся ранее на отечественных предприятиях культура увольнения работников
практически полностью сводилась лишь к выполнению отработанных процедур,
предусмотренных трудовым законодательством России. Вся работа по подготовке и
проведению увольнения относилась на выполнение кадровой службы предприятия
своих обычных функций. Этому во многом способствовала и продолжает
способствовать достаточно негибкая законодательная база. Напомню, что КЗоТ РФ,
хотя и переживший несколько редакций, но все-таки принятый еще в 1971 году
предусматривает исчерпывающий перечень оснований расторжения трудовых
отношений. Кроме того, в России работодатель лишен и такого распространенного
инструмента воздействия на кадровую политику, как локаут (возможность массового
сокращения персонала, как ответная мера на забастовки со стороны работников), в
силу прямого указания на это закона (ст.19 ФЗ «О порядке разрешения
коллективных трудовых споров» от 20.10.1995 г.). Такие жесткие рамки,
несомненно, во многом определяют стратегию поведения работодателя в объективно
складывающихся условиях, который, руководствуясь принципом «разрешено все, что
не запрещено», изобретает различные технологии осуществления кадровой политики,
которые значительно расширяют традиционно сложившиеся стереотипы поведения.
В практике
российских предприятий продолжает иметь место использование незаконных способов
расторжения трудовых отношений с работниками, рассчитанные главным образом как
на правовую безграмотность, так и на уверенность в бездействии последних в
случае даже очевидности несоответствий требованиям закона. До сих пор
складывается порочная практика, когда, принимая на работу нового сотрудника,
наряду с заявлением о приеме на работу с него требуют заполнить бланк заявления
об увольнении по собственному желанию. Разумеется, место для даты на подобном
бланке остается чистым до наступления нужного работодателю случая. Имеются
случаи и своеобразных «сделок» между работником и работодателем: увольнение по
собственному желанию взамен на погашение задолженности по зарплате. Готовность
работника согласиться с увольнением по собственному желанию нередко объясняется
боязнью в случае отказа получить «плохую» запись в трудовой книжке и уверенностью
в том, что если администрация захочет уволить неугодного работника, она всегда
найдет для этого повод. Встречаются случаи, когда с работниками немотивированно
заключаются временный трудовой договор на минимальный срок – 3 месяца, и даже
до 1 месяца с одной лишь целью – чтобы всегда иметь возможность «по закону»
уволить работника по основанию истечения срока, указанного в договоре. От
бывших сотрудников иркутского представительства известной зарубежной компании с
очень популярным пищевым брэндом мне приходилось слышать, что в отношении
наименее квалифицированных кадров – сейлзов, экспедиторов, мерчендайзеров у
руководства принята негласная политика «год-не-более», основанная на
предположении, что «наш» работник добросовестно трудится лишь первое время,
поэтому персонал необходимо постоянно «перетряхивать».
Наиболее
безболезненным для работодателя является вариант увольнения, инициатором
которого является сам работник – в этом случае минимальна величина как
моральных, так и материальных издержек. Поэтому в настоящее время при намерении
уволить того или иного сотрудника любой работодатель старается задействовать
именно мотив собственного желания работника. Увольнение по собственному желанию
в 1999 году по России в целом составило 71 % от всего числа выбывших, что
отражает возрастающую динамику такого подхода:
Таблица 1
Выбытие
работников по причинам (в % от среднесписочной численности)
|
|