p> По теории К. Маркса, капитализм начинается с того момента, когда
специфическим рыночным товаром становится не труд, а рабочая сила человека.
Под рабочей силой понимается способность человека к труду, и именно эту
способность покупает у рабочего капиталист, т.е. собственник средств
производства. Рабочая сила как товар имеет два свойства: стоимость и
потребительную стоимость (т.е. полезность для потребителя). Стоимость рабочей силы равна стоимости всех средств существования,
необходимых рабочему для воспроизводства (восстановления) способности к
труду. Заработная плата как раз и представляет собой денежное выражение
стоимости товара рабочая сила. Потребительная стоимость этого товара заключается в удивительной
способности наемного рабочего создавать своим живым трудом новую стоимость,
по размерам превышающую саму стоимость рабочей силы. В самом деле, в
обычных условиях работник способен создать больше экономических благ, чем
нужно, чтобы прокормить его самого. Собственно, ради этого его и нанимают.
В противном случае покупка рабочей силы просто не имела бы смысла. Стоимость создаваемых рабочим товаров, таким образом, делится на две
части:
1) эквивалент стоимости рабочей силы, компенсацию за затрату которой
рабочий получает в форме зарплаты;
2) прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую капиталистом.
Иными словами, наемный рабочий лишь одну часть рабочего дня работает на
себя (необходимое время), получая за это время заработную плату, а другую —
безвозмездно на капиталиста (прибавочное время). Процесс эксплуатации наемного труда. Покупка капиталистом на рынке
специфического товара «рабочая сила» и выплата им рабочему соответствующей
заработной платы именно за этот товар (а не за весь труд) — таким предстает
механизм эксплуатации наемного труда в марксистской теории. Отсюда следует,
что система наемного труда обязательно должна обладать внутренней
эксплуататорской природой, что это закономерное свойство всякого
капиталистического рынка. 1.1.4. Рынок труда в условиях совершенной и несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция на рынке трудовых ресурсов предполагает наличие
четырех главных признаков:
1) предъявление спроса на определенный вид труда (т.е. на работников
конкретной квалификации и профессии) достаточно большим количеством
конкурирующих между собой фирм;
2) предложение своего труда всеми работниками одной и той же квалификации и
профессии (т.е. входящими в состав некоторой неконкурирующей группы)
независимо друг от друга;
3) отсутствие какого-либо одного объединения со стороны как покупателей
трудовых услуг (монопсония), так и их продавцов (монополия);
4) объективная невозможность агентов спроса (фирм) и агентов предложения
(работников) устанавливать контроль за рыночной ценой труда, т.е.
принудительно диктовать уровень заработной платы. Рассмотрим сначала динамику спроса и предложения труда на рынке
совершенной конкуренции применительно к отдельно взятой фирме (рис. 1). W Рис. 1. Предложение труда и спрос на него для отдельной фирмы в условиях A совершенной конкуренции. В SL = MRC W0 DL = MRP 0 L L0 График показывает: при совершенной конкуренции, во-первых, предложение
труда абсолютно эластично (прямая SL параллельна оси абсцисс) и, во-вторых,
предельные издержки на трудовой ресурс (MRC) постоянны и равны цене труда,
т.е. ставке заработной платы (W0). Причины такого вида графика предложения
очевидны: фирма — совершенный конкурент столь мала, что изменения спроса на
труд с ее стороны не оказывают никакого влияния на рынок. Сколько бы она ни
наняла работников, ей придется платить им одну и ту же — уже установившуюся
на рынке — заработную плату и, следовательно, нести при каждом новом
принятии на работу одни и те же предельные издержки, т.е. SL = MRC = W0. Для фирмы выгодно увеличивать найм работников вплоть до численности Lo,
соответствующей точке пересечения линий предложения и спроса (В), когда
величина предельных издержек на труд (MRC) будет равна предельному
денежному продукту (MRP). Заштрихованная площадь фигуры ОАBL0 соответствует
общему доходу фирмы, где одна его часть (площадь прямоугольника OW0 BL0)
образует ее общие издержки на заработную плату (ставка зарплаты W0
перемножается на число наемных работников L0), а другая (площадь
треугольника W0AB) выступает в качестве чистого дохода (прибыли) от
применения трудовых ресурсов. При переходе от отдельной фирмы к отрасли, представляющей собой всю
совокупность фирм, графики спроса и предложения труда примут другой вид
(рис. 2). W Рис. 2. Предложение труда и спрос на него для отрасли в условиях W1 совершенной конкуренции. W0 0 L0 L0 LS L Здесь видно пересечение разнонаправленных кривых спроса и предложения в
точке равновесия, где формируются равновесная ставка заработной платы (W0)
и равновесное число занятых работников (Lo). Именно эта складывающаяся на
уровне отрасли цена труда по отношению к фирме выступает в качестве
рыночной реальности или данности, которую той приходится безропотно
принимать. В условиях совершенной конкуренции непосредственно проявляется действие
классических законов саморегуляции рынка. В точке равновесия одинаково
отсутствуют как избыток, так и дефицит рабочей силы (спрос точно равен
предложению). А это значит, что нет ни безработицы с ее негативными
социальными последствиями ни нехватки рабочих рук, которая ведет к снижению
мотивации труда, уменьшению требовательности руководства фирм к персоналу и
т.п. Равновесие носит устойчивый характер: обратные связи гасят случайные
отклонения от него. Так повышение цены труда (на графике до уровня W1)
ведет к увеличению предложения (до величины LS) и сокращению спроса на труд
(до величины L0). Возникает избыток предложения рабочей силы (LS>LD). Часть
желающих поступить на работу не находит вакансий, начинается конкуренция, в
ходе которой работники соглашаются на пониженную зарплату, лишь бы быть
нанятыми. Постепенно цена труда снижается до исходного уровня. 1.1.5. Монопсония на рынке труда. Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единственного
покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель противостоит здесь
многочисленным независимым наемным рабочим. Основные признаки монопсонии:
1) сосредоточение основной части (или даже всех) занятых в сфере
определенного вида труда на одной фирме;
2) полное (или почти полное) отсутствие мобильности работников, не имеющих
реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;
3) установление монопсонистом (единственным работодателем) контроля за
ценой труда в интересах максимизации прибыли. Проиллюстрируем вначале
монопсоническую ситуацию на рынке труда с помощью условных данных (табл.
1).
Таблица 1. Предельные издержки на трудовой ресурс (МRС1 ) при монопсонии
|Число занятых |Ставка заработной |Общие издержки на |Предельные |
|работников (L) |платы |оплату труда |издержки на |
| |(W) |(TRC1) |трудовой ресурс |
| | | |(MRC1) |
|(1) |(2) |(3) = (1) * (2) |(4) |
|1 |2 |2 |2 |
|2 |4 |8 |6 |
|3 |6 |18 |10 |
|4 |8 |32 |14 | Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от совершенной
конкуренции, — рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося
числа работников. Другими словами, если для компании — совершенного
конкурента предложение труда абсолютно эластично и фирма может нанять любое
потребное ей число работников по одной и той же ставке, то при монопсонии
график предложения имеет обычный, повышающийся с ростом цен вид. И это
непонятно: монопсонист—фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на
труд автоматически означает и рост общеотраслевого спроса Чтобы привлечь
дополнительных рабочих, их приходится переманивать из других отраслей.
Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, цены на труд растут. Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-
монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов,
растут быстрее ставки заработной платы (ср. колонки 4 и 2 в табл. 1).
Действительно, пусть фирма решила нанять дополнительно к двум рабочим
третьего (переход от второй к третьей строке в таблице). Каковы будут ее
дополнительные издержки? Во-первых, придется платить зарплату третьему
рабочему (6 единиц, см. таблицу), т.е. в этой части предельные издержки
вырастут в соответствии с ростом ставки заработной платы. Но этим
добавочные расходы не ограничатся. Во-вторых, фирма должна будет повысить
ставку заработной платы двум уже работавшим с 4 единиц до того же уровня в
6 единиц. В итоге заработная плата вырастет только с 4 до 6 единиц, но
предельные издержки увеличатся с исходного уровня в 6 единиц до 10 единиц
(действительно: 6 + [2 х (6 - 4)] = 10). Последствия этой ситуации хорошо видны на графике (рис. 3). W Рис. 3. Предложение труда и спрос на него в условиях монопсонии В W0 О WM М LM LO L Кривая предельных издержек на труд (MRC1) расположена выше кривой
ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса
на труд (DL, совпадающая для фирмы с кривой денежного предельного продукта
труда (MRPL), будет пересекаться с кривой предельных издержек на труд
(МРСL) в точке В. Следовательно, по правилу MRC = MRP фирма примет в данном случае на
работу LM человек. Больше людей монопсонисту нанимать не выгодно. Поэтому
спрос на труд со стороны монопсониста обрывается на этом уровне и принимает
форму ломаной кривой линяя (ABLM), выделенной на графике жирно. А поскольку
в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять
с оплатой их труда по ставке WM, то именно столько и будет платить им
монопсонист.. Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с точкой
пересечения графиков спроса и предложения О. Т.е. равновесие
устанавливается в иной точке, чем при совершенной конкуренции. По сравнению
с фирмой, функционирующей на свободном конкурентном рынке, монопсонист
приобретает меньшее количество труда (LM 0). Все капиталовложения,
выполняющие этот критерий, выгодны для фирмы. Поэтому объем спроса фирмы на
инвестиционные ресурсы будет тем выше, чем большее число проектов будут
удовлетворять критерию положительной чистой дисконтированной стоимости.
Присмотримся в этой связи еще раз к формуле (5):
МРV = РВVпроекта - I = (РDV1 + РDV2, + ... + РDVn) - I = [ТR1/(1 + i)1 +
+ TR2/(1 + i)2 + ... + ТRn/(1 + i)n] - I. Очевидно, что величина МРV зависит от трех основных факторов:
1) уровня предполагаемого дохода ТR (прямая, положительная связь — чем он
выше, тем более привлекателен инвестиционный проект);
2) уровня процента i (обратная связь — рост ставки процента снижает
привлекательность проекта);
3) величины стоимости необходимых капиталовложений I (отрицательная
зависимость — дорогостоящие проекты менее привлекательны). При одинаковой важности трех названных факторов наиболее
универсальным, влияющим на деятельность всех фирм, является второй — ставка
процента. Дело в том, что как предполагаемый доход, так и стоимость проекта
сугубо индивидуальны, зависят от множества конкретных обстоятельств. Они
различаются по отраслевому признаку (постройка гидроэлектростанции и
открытие табачного ларька обходятся в несопоставимые суммы и приносят в
дальнейшем очень разные доходы). Более того, они зависят от качества
управления и степени конкурентоспособности каждой фирмы в отдельности.
Проект, который умелый менеджер может реализовать буквально за гроши, при
неэффективной организации дела поглотит уйму ресурсов. Или же два проекта
по выпуску аналогичных товаров могут иметь совершенно разную доходность,
если один из товаров пойдет на рынке «на ура», а второй будет залеживаться
на полках. В то же время ставка процента едина для всей экономики. Именно
поэтому, не забывая о других факторах, экономическая теория связывает
инвестиционную активность в первую очередь с уровнем процента в стране. i Рис. 4. График инвестиционного спроса фирмы. i1 i2 I1 I2 I3
I Рисунок 4 иллюстрирует обратно пропорциональную зависимость между
инвестиционным спросом фирмы (DI) и ставкой процента. При более высокой
процентной ставке i, размер инвестиций будет равен I. Снижение процента до
величины i2 при прочих равных условиях вызывает увеличение производимых
вложений до уровня I2.
Механизм влияния процента на инвестиционную активность состоит в следующем.
Вне зависимости от того, какие средства использует фирма при инвестировании
— собственные или заемные — рыночная процентная ставка выступает для нее в
качестве издержек, которые придется нести при реализации инвестиционного
проекта.
В случае если предприятием привлекаются средства со стороны, дело обстоит
совсем просто. Процент, как плата за использование заемных средств, будет
фигурировать в виде внешних издержек фирмы. Чем выше ставка процента, тем
меньше найдется инвестиционных проектов, которые настолько доходны, что
могут окупить издержки по выплате процентов. Если же фирмой задействованы
собственные средства, процентная ставка принимает форму внутренних
издержек. В данном случае процент есть упущенная выгода от предоставления
инвестиционных ресурсов другим участникам рынка. Чем выше ставка процента,
тем больше соблазн положить деньги в банк (т.е. отдать взаймы другим
субъектам рынка) и отказаться от инвестиций. Зная ставку процента, всегда
можно определить объем инвестиций в соответствии со сложившейся кривой
спроса фирмы. Однако положение самой кривой спроса и ее смещения
определяются в основном двумя другими факторами инвестиционной активности —
уровнем предполагаемого дохода и величиной стоимости необходимых для
реализации проекта капиталовложений. В частности, рост предполагаемой доходности смещает кривую
инвестиционного спроса вверх (на рис. 4 — в положение D2), что без
изменения ставки процента i1 вызывает увеличение объема инвестиций до
уровня I3. Массовое улучшение перспектив доходности инвестиционных проектов
происходит, в частности, при переходе хозяйства к экономическому росту.
Способствуют ему и некоторые меры государственной политики, например,
снижение налогов. Не случайно, одной из важнейших составных частей
антикризисной программы правительства России на 1999 г. являлось понижение
ряда налогов. Напротив, рост стоимости инвестиционных проектов понижает кривую
спроса. Такой эффект вызывает, скажем, любое удорожание инвестиционных
ресурсов. Например, когда в результате девальвации рубля резко повысились
цены на иностранные строительные материалы и оборудование, это привело к
остановке многих инвестиционных проектов. В новых условиях критерий
экономической обоснованности инвестиций (МРV > 0) больше не выполнялся. Если спрос на инвестиционный капитал предъявляется со стороны фирм, то
предложение заемных средств, необходимых для закупки капитальных ресурсов
формируется и фирмами, и домашними хозяйствами. Дело в том, что часть
своего дохода люди используют на текущее потребление, а фирмы на текущие
нужды. Другая же часть дохода сберегается для будущего потребления
(домохозяйствами) или инвестирования (фирмами). Именно она поступает на
рынок в виде предложения инвестиционных ресурсов.
Любой субъект экономики стремится максимизировать свое благосостояние,
исходя из имеющихся возможностей. Относится это правило и к определению
пропорции, в которой доход делится на потребление и сбережение. Решающим
фактором для принятия решения в пользу сбережений выступает величина
процента. Увеличение ставки процента способствует росту отложенного на
будущее потребления или, иначе, стимулирует сегодняшнее сбережение.
Принимая во внимание рассмотренные мною зависимости, можно построить график
предложения инвестиционных средств в виде поднимающейся по мере роста
процента кривой сбережений (рис. 5). i Рис. 5. Предложение инвестиционных ресурсов SI S
Равновесие на рынке основного капитала. Взаимодействие спроса и предложения
на рынке инвестиционных средств определяет равновесные значения объемов
инвестиций и цен (рис. 6).
Пересечение кривых совокупного спроса (АD) и совокупного предложения (АS)
инвестиционных средств в точке О дает уровень рыночной процентной ставки
io, складывающийся не в рамках отдельной отрасли, как на большинстве
рынков, а в рамках всего народного хозяйства в целом. Происходит это
благодаря универсальной природе денег, пригодных для приобретения основного
капитала для любой отрасли экономики. i Рис. 6. Равновесие на рынке инвести- O O ционных ресурсов. io
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|