Спрос и его факторы. Функция спроса
Спрос и его факторы.
Функция спроса.
Спрос («Р»)
показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить
по каждой из предложенных на рынке цен.
На динамику спроса
оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
Цена данного товара
(Р);
Цены других товаров
(субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
Текущие доходы
потребителей (V);
Вкусы и предпочтения
потребителей (Z);
Объективные (внешние)
условия потребления (N);
Ожидания потребителей
(Е).
Зависимость «Д» от
указанных факторов называется функцией спроса:
QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД - объем спроса.
Функция спроса от
цены: QД = f (P).
Зависимость между
ценой и количеством покупок можно выразить графически
Кривая спроса показывает
зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение
вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.
Закон спроса – это
закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее
его количество будет куплено, и наоборот.
Обратная зависимость
динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены
увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает
выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.
Действие ценовых
факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по
постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в
спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он
растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «Д» можно рассмотреть и в
обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная
функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество
товара может быть продано только по более низкой цене.
Эластичность
показывает на сколько процентов изменится одна переменная экономическая
величина при изменении другой на 1%.
Эластичность спроса
по цене – это степень изменения спроса в ответ на изменение рыночной цены.
Эластичность спроса
по цене измеряется с помощью коэффициента эластичности:
Edp = DQd%/Dр% = (DQd /Dр)×(р/Qd) – коэффициент
точечной эластичности.
Edp = (DQd /Dр) × ((р1 + р2)/(Qd1 + Qd2)) - коэффициент
дуговой эластичности.
Qd - покупаемое
количество блага;
Р – цена этого блага.
Эластичность спроса
по цене будет всегда отрицательной величиной, т.к. числитель и знаменатель
коэффициента эластичности имеют разные знаки, однако для экономистов важно
абсолютное значение этого коэффициента - ïEdpï.
Если Edp > 1., то спрос на
товар является эластичным по цене;
Если Edp < 1, то спрос на
товар является неэластичным по цене;
Если Edp = 1, то эластичность
спроса по цене называется единичной;
Если Edp = 0, то спрос
совершенно неэластичен по цене;
Если Edp ® ¥, то спрос совершенно эластичный по цене.
На эластичность
спроса по цене влияют следующие факторы:
Наличие товаров
знаменателей, спрос на товар, имеющий близкие заменители, имеет тенденцию быть
более эластичным.
Временные рамки, в
пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке
времени менее эластичен, чем на длинном.
Значимость товара для
потребителя. Спрос на товары первой необходимости является малоэластичным.
Удельный вес товара в
доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя,
тем выше будет эластичность спроса на него при прочих равных условиях.
Перекрестная эластичность спроса по цене.
Эластичность спроса по доходу.
Перекрестная
эластичность спроса по цене – это процентное изменение величины спроса на один
товар при изменении цены другого товара.
Индекс перекрестной
эластичности Edс = DQd% товара Х
/ Dр% товара У.
Edс = (DQх/Dру) (ру/Qх).
Если х и у –
независимые товары, то Edс = 0;
Если х и у –
взаимозаменяемые товары, то Edс > 0;
Если х и у –
взаимодополняющие товары, то Edс < 0.
Эластичость спроса по
доходу – это процентное изменение величины спроса, вызванное увеличением
дохода.
EdI – коэффициент
эластичности спроса по доходу.
EdI = DQd%/DId% = (DQd / DI)×(I/Qd).
Значение EdI зависит от
характеристики товара.
Если EdI > 0, то товар
относится к категории «нормального или полноценного» товара;
Если EdI < 0, то речь идет
о неполноценных благах;
EdI = 0 – для нейтральных
товаров.
Значение EdI для нормальных
товаров зависит от степени значимости товара для потребителя:
если товар первой
необходимости, то 0 < EdI < 1;
для товаров второй
необходимости или повседневного спроса - EdI = 1;
для товаров
длительного пользования и предметов роскоши EdI > 1.
Предложение и его
факторы. Функция предложения.
Предложение («S») – то количество товаров, которое
продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.
Условия, при которых
формируется объем предложения, называются факторами предложения.
Факторы предложения:
Цена данного товара
(Р);
Цены на другие товары
– комплименты (Рc) и субституты (РS);
Издержки производства
и уровень технологий (С);
Налоги и субсидии
(Т);
Объективные (внешние)
условия производства (N);
Ожидания
производителей (Е).
Функция предложения
отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).
Функция предложения
от цены:
QS = f (P).
Кривая предложения –
графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения
товаров на рынке.
Движение вдоль кривой
предложения есть изменение величины предложения при изменении цены
Закон предложения –
при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких. Реакция предложения
на цену объясняется тем, что:
фирмы, занятые в
отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые
мощности, что приводит к увеличению предложения;
в случае устойчивого
повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше
увеличивает производство и предложение товара.
Изменение в
предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в
результате действия неценовых факторов.
Эластичность
предложения – это процентное измерение величины предложения товара в ответ на
однопроцентное изменение его цены.
Esp = DQs%/Dp% = (DQs / Dp)×(p /Qs) – коэффициент эластичности предложения.
Реакция предложения
на изменение цены может быть:
а) сильная – 1 < Esp < ¥ - предложение
эластично
б) слабая - 0 < Esp < 1 – предложение неэластично
в) единичная реакция
предложения по цене - Esp = 1
Возможны 2 крайних
случая:
Esp = 0 – предложение
абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.
Esp = ¥ - предложение
абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.
Факторы, влияющие на
эластичность предложения:
мобильность ресурсов;
время.
Обычно при оценке
эластичности предложения рассматриваются три временных периода – кратчайший,
короткий, долгий.
В условиях
кратчайшего рыночного периода предложение совершенно неэластично Esp = 0. Рост Р не
изменяет S.
В условиях короткого
периода, когда производственные мощности не изменяются. Предложение возрастает
вследствие изменения других факторов производства – 0 < E < 1.
Долгий период
предполагает изменение производственных мощностей фирмы, а также изменение
количества фирм в отрасли. Поэтому, эластичность предложения выше, чем в двух
предыдущих случаях.
Издержки и прибыль:
экономический и бухгалтерский подход.
Издержки производства (С) – это
затраты на производство продукции. Экономист и бухгалтер считают их по-разному.
Бухгалтер – определяет издержки
как фактические затраты фирмы на приобретение факторов производства. Они
проходят через бухгалтерские документы и приобретают явную форму.
Явные издержки (внешние) – это
денежные выплаты за ресурсы, полученные со стороны. Сюда входят: заработная
плата наемным рабочим; оплата сырья и материалов; оплата транспортных,
финансовых, юридических услуг и другие.
Экономист включает в издержки
производства не только явные затраты на покупку ресурсов, но и неявные,
внутренние издержки, связанные с использованием фирмой своих собственных
ресурсов. В отличие от явных, эти издержки не оплачиваются и не отражаются в
бухгалтерской отчетности. Они носят скрытый характер. Величина неявных издержек
определяется тем доходом, который могли бы принести данные ресурсы при их
наиболее выгодном альтернативном использовании. Сюда можно отнести: процент на
собственный капитал, арендную плату, плату за менеджерскую работу самого
предпринимателя таким образом: Сэк. = Сбухг. + Снеявн..
Экономический подход основан на
выявлении того, какую максимальную ценность можно было бы получить при
альтернативном использовании израсходованных фирмой факторов производства.
Прибыль (p) – это разница между доходами фирмы от
продажи продукции (TR) и ее издержками: TR = P × Q; p = TR – C.
Прибыль бухгалтерская
определяется как разница между валовым доходом (TR) и явными издержками фирмы: pбух. = TR – Cбух..
Экономическая прибыль – это
разница между TR и всеми издержками фирмы:
pэк. = TR – Cэк..
pбух. > pэк.
на величину неявных издержек.
Нормальная прибыль – это
необходимый минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы
быть заинтересованным в ведении собственного дела (элемент издержек
производства).
Если pэк.
= 0, то это означает, что предприниматель получает только нормальную прибыль,
которая позволяет удержаться ему в рамках данного направления деятельности.
Краткосрочные издержки: виды,
динамика, взаимосвязь.
С точки зрения зависимости
величины издержек от объема выпускаемой продукции различают:
Постоянные издержки (FC),
которые не зависят от объема выпуска продукции.
Переменные издержки (VC),
которые изменяются по мере изменения объема производства.
Общие издержки (ТС) – это
совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции: ТС
= FC + VC.
Список литературы
Для подготовки данной
работы были использованы материалы с сайта http://www.shpori4all.narod.ru/
|