Способы ведения хозяйства
Реферат на тему:
Способы ведения хозяйства
Введение
Теоретически рыночный способ ведения хозяйства обеспечивает необходимую гибкость
и мобильность структуры экономики, адекватное и своевременное реагирование ее
на изменение запросов внутреннего и внешнего рынков. Однако в реальной
действительности структурные преобразования экономики осуществляются при
активном участии государства. Интересы общества объективно требуют
государственного регулирования структурных сдвигов в экономике. Задачей
государства в этих условиях является осуществление правильной
структурно-инвестиционной политики.
Главным принципом структурно-инвестиционной политики является выработка и
обоснование системы взаимоувязанных приоритетов, которые определяют направления
структурных сдвигов исходя из общемировых тенденций, выгод от участия страны в
общемировом разделении труда, специфики деформаций и диспропорций в существующей
структуре национальной экономики. Ведущую роль играет установление критериев
для отнесения сфер, отраслей и производств экономики к числу приоритетных.
Главными задачами структурно-инвестиционной политики на современном этапе
переходного периода являются последовательное свертывание устаревших
производств. Преодоление структурных деформаций и приведение структуры
производства в соответствие с платежеспособным спросом, обеспечение наиболее
полного использования производственных ресурсов и научно-технического
потенциала, поддержание экологической и экономической безопасности страны,
содействие развитию эффективных, конкурентоспособных производств, рыночной
инфраструктуры, сферы услуг и интеллектуальной деятельности.
В структурно-инвестиционной политике РФ в настоящее время можно выделить
ряд взаимосвязанных направлений в разрезе отдельных блоков системы
общественного воспроизводства:
1) формирование и развитие рынка предметов потребления и услуг;
2) переориентация производства средств, производства на нужды
потребительского комплекса;
3) перепрофилирование внешнеэкономического комплекса за счет развития
экспортных и импортозамещающих производств.
Кризисное состояние экономики РФ требует особой стратегии
структурно-инвестиционной политики. Сущность этой стратегии состоит в
селективной поддержке государством точек и секторов роста в национальном
хозяйстве. Точками роста являются конкретные хозяйствующие субъекты,
предприятия. Идентификация точек роста осуществляется с учетом их способности к
реализации эффективной хозяйственной деятельности, связей с другими элементами
экономической системы. Точками роста могут быть предприятия, которые
рентабельно работают, не нарушая при этом действующего законодательства. Производят
экспортную и импортозамещающую продукцию, продукцию и услуги для социальной
сферы, которые содействуют своей деятельностью повышению уровня жизни
населения, поддержанию занятости, улучшению экологической обстановки, а также
реализующие проекты, направленные на будущие технологические прорывы, выход на
новые рынки, освоение новых рыночных сегментов и ниш.
Содействие развитию производства в точках и секторах роста государство
может осуществлять в виде разнообразных форм поддержки – выделения бюджетных
средств, для финансирования проектов и программ, предоставления целевых льгот
по налогам и таможенным тарифам, выдачи налоговых кредитов и государственных
гарантий и т.д.
Решение структурных проблем требует ресурсного, и прежде всего,
инвестиционного обеспечения. В условиях кризиса осуществление структурной
перестройки осложнено острой нехваткой ресурсов и неблагоприятным
инвестиционным климатом, с относительно высоким уровнем инфляции, несовершенной
налоговой системой, высокими процентными ставками. Возможны три источника
инвестиций – государственный бюджет и внебюджетные фонды; накопления граждан и
предприятий; иностранный капитал. Для их привлечения и использования необходимо
рациональное и эффективное воздействие государства на инвестиционный процесс,
направленное на стимулирование сбережений и создание условий для трансформации
накоплений в инвестиции. Со стороны государства требуется также осуществление
комплекса мер по ориентации инвестиционной активности в приоритетных
направлениях.
В соответствии с разработанной Правительством РФ концепцией
структурно-инвестиционной политики государство отвечает за создание в стране
благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности
и само принимает в ней активное участие.
Бюджетные средства используются для финансирования целевых программ и
отдельных проектов. Государство принимает долевое участие в совместном
финансировании проектов и оказывает поддержку частным инвесторам в рамках этих
проектов. С помощью налогов, кредитов, ускоренной амортизации государство
координирует деятельность всех инвесторов. Особое место в деятельности
государства отводится решениям и мерам, призванным стимулировать приток
иностранных инвестиций в национальную экономику.
В РФ приняты специальные законы об иностранных инвестициях, о концессиях,
о свободных экономических зонах. Привлечением и страхованием иностранных
инвестиций от лица государства занимаются: Российское агентство международного
сотрудничества и развития, Государственная инвестиционная корпорация,
Российская финансовая корпорация. Создана система инвестиционных кредитных
институтов, разработана адаптированная к российским условиям и практике
методика создания бизнес-планов и оценки инвестиционных рисков. В целях
повышения заинтересованности зарубежных инвесторов предусмотрены таможенные и налоговые
льготы, разрешена долгосрочная аренда земли, создание в России филиалов
иностранных банков, а также совместных банков, совершенствуется редакция
законов об иностранных инвестициях. Масштабы государственного вмешательства
должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению
стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной
деятельности федерального Правительства и органов государственной власти в
регионах и на местах является одной из важнейших задач.
На современном этапе реформирования российской экономики государственные
инвестиции не могут ограничиваться в рыночных условиях традиционными сферами применения.
Наряду с финансированием производственной и социальной инфраструктуры, части
НИОКР и отдельных, нуждающихся в государственной поддержке, депрессивных
отраслей необходимы значительные централизованные вложения в технологическую
перестройку национального хозяйства, создание потребительского сектора
экономики. Государственные инвестиции призваны стать одним из важнейших средств
преодоления экономического кризиса и оздоровления российской экономики.
Экономический рост – понятие, обозначающее изменение воспроизводства в
пространстве и времени на основе соответствующего механизма движения, которое
характеризуется количественными и качественными параметрами и имеет своим
результатом увеличение общественного богатства. Экономический рост отражает
изменение объемов созданных в стране за определенный период товаров и услуг. Он
измеряется в процентах или в относительных величинах в сравнении с
предшествующим периодом.
К главным показателям экономического роста относятся темпы роста валового
внутреннего продукта и национального дохода в абсолютном размере и в расчете на
душу населения, темпы роста промышленного производства в целом, по отдельным
отраслям в абсолютном размере и на душу населения.
Экономический рост является одной из важнейших социально-экономических
целей в политике государства, так как увеличение реального продукта общества
ведет к повышению уровня жизни народа и минимизации издержек производства.
Для прогнозирования и планирования динамики развития важно знать
источники экономического роста. В условиях рыночной экономики выделяют три
группы факторов, определяющих экономический рост, – факторы предложения,
факторы спроса и факторы распределения. Между ними существует взаимосвязь.
Факторами предложения являются объем, структура и качество природных,
трудовых и капитальных ресурсов. Они формируют физическую способность экономики
к росту. Однако для обеспечения реального роста, кроме способности экономики к
наращиванию производства, необходимо наиболее полное вовлечение расширяющегося
объема ресурсов в экономический оборот, распределение ресурсов наилучшим с
точки зрения максимизации полезного продукта образом, эффективное использование
увеличивающейся массы ресурсов. Все это требует от общества повышения
совокупных расходов, отражая влияние факторов спроса и распределения на
экономический рост.
Различают два типа экономического роста – экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный тип роста осуществляется за счет привлечения дополнительных
факторов производства. Интенсивный тип роста основан на широком применении в
производстве передовых достижений науки и техники, использовании
высококвалифицированного труда. Интенсивный тип роста имеет три направления –
ресурсосберегающее, капиталосберегающее. Сочетание этих направлений образует
качественно новый тип развития экономики – всестороннюю интенсификацию
производства.
Одним из центральных вопросов в теории экономического роста является
вопрос о факторах, определяющих темпы роста экономики страны. К важнейшим среди
этих факторов можно отнести: научно-технический прогресс, уровень
производительности труда, объем и эффективность накоплений, систему
хозяйствования, способы мотивации труда, экономическую роль государства.
Значение отдельных факторов меняется с развитием производительных сил и
производственных отношений. На современном этапе переход от индустриальной к
постиндустриальной цивилизации для экономического роста становятся характерными
следующие моменты:
- превращение информации в один из ведущих факторов экономического
роста;
- возрастание значения экологических аспектов экономического роста,
переход к жесткому ресурсосбережению, малоотходным технологиям;
- изменение направленности экономического роста в сторону создания
нематериальных форм богатства в виде разнообразных социальных услуг;
- повышение роли государства в регулировании экономического роста.
Отрицательное влияние экономического роста на окружающую среду породило
теоретические споры относительно целесообразности экономического роста.
Многообразные концепции, оценивающие экономический рост с различных позиций,
можно сгруппировать в два направления. Первое направление объединяет ученых,
считающих необходимым отказаться от экономического роста или даже перейти к
суженному воспроизводству в целях предотвращения экологической катастрофы. К
другому направлению относятся сторонники продолжения экономического роста при
усилении роли государства в сфере природопользования.
Предложения об отказе экономического роста можно принять лишь в
индустриально развитых странах. Наряду с ними в настоящее время в мире
существует множество государств, население которых имеет очень низкий уровень
жизни. Повысить уровень можно лишь на основе экономического роста. Поэтому для
бедных стран предложение о переходе к нулевому росту или сокращению
производства неприемлемо. Можно с полным основанием отнести и к современной
России.
В глобальном масштабе для экономической динамики характерна цикличность –
этапы быстрого роста периодически сменяются застоем и падением производства.
Непрерывные колебания экономики являются ее постоянной динамической
характеристикой.
Экономическим циклом называют волнообразное движение экономики, в
процессе которого она проходит через ряд последовательно сменяющихся фаз: фазу
кризисного спада, фазу депрессии, фазу оживления и фазу подъема. Важнейшими
оценочными параметрами цикла являются время протекания отдельных фаз и
продолжительность цикла в целом, частота повторения фаз, амплитуда колебаний.
По длительности времени различают столетние, длинноволновые, большие,
малые, сезонные и краткосрочные циклы. Более короткие циклические волны
перемещаются по гребням более продолжительных волн.
Прогноз экономического роста позволяет получить общие количественные
ориентиры для всех аспектов социально-экономического прогнозирования.
Прогноз экономического роста исходит из анализа закономерностей динамики
факторов экономического роста.
В теории и практике прогнозирования экономического роста широко
применяется экономико-математическое моделирование. Наиболее распространены
модели производственной функции, основанные на теории факторов производства. В
этих моделях объем производства представлен как функция, зависящая от количества
применяемых факторов производства и предельной производи-тельности каждого из
них. Под предельной производительностью факторов понимается размер прироста
объема производства, получаемый с каждой единицы прироста данного фактора
производства.
В виде суммы произведений факторов производства на их предельную
производительность. Чтобы учесть влияние научно-технического прогресса, как
дополнительного источника экономического роста, к этой сумме прибавляется
показатель темпа НТП. Таким образом, простая производственная функция имеет
вид:
У = Д1Т + Д2К + Д3Р
+ А,
где:
Д1, Д2, Д3 – доли труда, капитала и
природных ресурсов в совокупном продукте;
Т, К, Р – темпы прироста затрат труда, капитала и природных ресурсов;
А – темп научно-технического прогресса;
У – темп прироста совокупного продукта.
Американским экономистом П.Дугласом и математиком И.Коббом была
предложена производственная функция степенной формы, в которой учитывается
влияние только двух факторов – затрат труда и капитала и темпа научно-технического
прогресса.
Дальнейшее совершенствование модели производственной функции шло по ряду
направлений: уточнялись способы измерения затрат отдельных факторов, расширялся
круг учитываемых факторов (земля, энергия и т.д.), уточнялась доля отдельных
факторов в создаваемом продукте, усложнялся вид функции.
Особое направление в развитии моделирования экономического роста связано
с формулированием в формализованном виде условий, необходимых для поддержания
устойчивого (равновесного) экономического роста и именами Р.Харрода и Е.Домара.
Английский экономист Н.Калдор сформулировал условия, при которых
обеспечивается самоподдерживающийся рост и динамическое равновесие в экономике.
К этим условиям он отнес:
- устойчивость темпа роста производительности труда;
- устойчивость темпа роста капитала и капиталоемкости продукта;
- - устойчивость нормы прибыли и доли прибыли в национальном доходе.
Это важный инструмент измерения влияния на национальное хозяйство
различных вариантов инвестиционной и налоговой политики, внешней торговли,
военных расходов и др. В Советском Союзе разработкой модели оптимизации
экономического роста занималась школа Канторовича. Основная заслуга Л.В.
Канторовича заключается в разработке единого подхода к широкому кругу
экономических задач о наилучшем использовании ресурсов на базе линейного
программирования. Экономическое моделирование освещено в его труде
“Экономический расчет наилучшего использования ресурсов” (1942). Совместно со
своим учеником Л.В. Канторович разработал метод “потенциалов” для решения
транспортных проблем. Совместно с В.Л. Сложившаяся к настоящему
моменту в России экономическая ситуация позволяет предполагать три возможные
варианта экономического роста:
1) рост с ориентацией на внешний рынок сырьевых ресурсов – нефти, газа;
2) рост на основе расширения емкости внутреннего рынка, увеличения
производства высококачественной продукции, продукции для замещения импорта,
простой и дешевой продукции массового потребления и продукции высоких
технологий;
3) смешанный вариант, сочетающий в различных пропорциях два предыдущих
варианта.
Наиболее вероятным представляется смешанный вариант экономического роста
с уклоном в сторону либо первого, либо второго вариантов. Рост и процветание
экономики на долгие годы при этом будут возможны лишь при условии активного
внедрения нововведений в целях повышения эффективности капитала. Это
предполагает необходимость развивать высокотехнологичные отрасли экономики,
внедрять новые технологии и широко использовать преимущества местных ресурсов в
традиционных отраслях.
Прогнозирование и стратегическое планирование темпов, структуры и
пропорций развития экономики основываются на широком использовании методов
моделирования социально-экономических процессов. Моделирование представляет
собой метод опосредованного познания с помощью использования
объектов-заменителей.
Страницы: 1, 2
|